Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Ананьин
IBS

Алексей Ананьин:

Развитие российского ИТ-рынка пойдет по «национальному» пути

На вопросы CNews ответил президент IBS Алексей Ананьин.

CNews: Чем, на ваш взгляд, обусловлена начавшаяся на российском ИТ-рынке череда слияний и поглощений?

Алексей Ананьин: Консолидация ИТ-рынка — явление закономерное (как в российском, так и международном масштабе). Оно отражает те процессы, которые происходят в экономике. Чем экономика более развитая и цивилизованная, чем конкурентнее бизнес-среда, чем крупнее действующие в ней компании, тем больше они испытывает потребность в качественных ИТ как средствах реализации передовых инструментов управления. ИТ-компании объединяются, чтобы иметь возможность предоставлять услуги международного уровня, выполнять сложные масштабные проекты.

CNews: На момент объявления о слиянии «Борлас» и IBS в качестве ключевой цели назывался синергетический эффект. Каких результатов удалось добиться к настоящему моменту? На что рассчитываете в перспективе?

Алексей Ананьин: Получение синергетического эффекта, когда сумма двух слагаемых превосходит чисто арифметический результат, — стратегическая цель любого слияния. В краткосрочной перспективе он достигается за счет сокращения операционных затрат, исключения дублирующих функций и служб, ревизии и корректировки учетной политики, информационных систем, внутренних бизнес-процессов. В долгосрочной перспективе — за счет оптимизации бизнеса в целом. В нашем случае, в частности, синергетический эффект достигается за счет создания эффективной системы кросс-продаж. Менее чем за год операционного слияния, например, удалось сформировать единую структуру продаж, которая уже сейчас позволяет нам успешно предлагать и прежним заказчикам обеих компаний, и новым клиентам единой компании объединенный портфель решений.

На что рассчитываем в перспективе? Давайте посмотрим на предпосылки нашего дальнейшего развития. К началу объединения суммарная доля IBS и «Борлас», по данным IDC, составляла около 7% на рынке ИТ-услуг, а доля на рынке внедрения ERP-решений — около 22% (что почти в три раза превышало долю ближайшего конкурента). В результате слияния мы сформировали самую сильную на рынке команду в области внедрения бизнес-приложений и управленческого консалтинга (более 1500 консультантов).

Располагая такими ресурсами, мы получили новые широкие возможности для роста. Усиление наших позиций выгодно, в первую очередь, нашим заказчикам. Масштаб компании с точки зрения суммарного опыта, количества ресурсов, широты продуктового портфеля, наработанных методологий, отраслевых знаний и т.д. и финансовая стабильность ИТ-партнера являются для них гарантиями качества и ответственности, а для нас — гарантией дальнейшего роста.

CNews: Как отразилось слияние на операционной деятельности компаний?

Алексей Ананьин: После подведения неаудированных итогов девяти месяцев финансового года только органический рост компании IBS составил 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (без учета вклада «Борласа»). Это говорит о том, что интеграция не затормозила наше развитие, как зачастую бывает в период операционного слияния, которое отвлекает значительные  ресурсы от решения ежедневных бизнес-задач.

Я думаю, что замедления в нашем случае не произошло, в первую очередь, благодаря нацеленности на результат  руководства компании. Топ-менеджеры активно вовлечены в процесс принятия решений, точно понимают, что и как можно улучшить  за счет объединения и успешно транслируют это понимание на уровень среднего управленческого звена.

CNews: Намерена ли IBS продолжать участвовать в процессах M&A?

Алексей Ананьин: Мы планируем расти и органически, и за счет M&A. В сфере наших интересов, прежде всего, нишевые компании, например, такие как компания «Ленвэа», разработчик решений в области e-learning (под маркой «ГиперМетод»), которую мы недавно приобрели. Такая стратегия позволяет нам быстро и эффективно расширять продуктовый портфель, включая в него востребованные рынком решения, а также получать готовую команду опытных консультантов по их внедрению. Что касается органического роста, то наши текущие ресурсы позволяют существенно наращивать проектный опыт, браться за интересные, сложные проекты, приумножать и технологическую, и отраслевую экспертизу, осваивать новые решения, и, собственно, расти.

CNews: Как, будет развиваться российский ИТ-рынок в дальнейшем, на ваш взгляд?

Алексей Ананьин: В силу своих размеров и темпов роста наш рынок становится все более привлекательным для глобальных или претендующих на это международных игроков. Кто в перспективе будет играть на нем ключевую роль? Национальный лидер или международные ИТ-бренды? Европейский опыт показывает возможность обоих путей развития.

Я думаю, что российский ИТ-рынок будет развиваться по «национальному» пути. Основными факторами, которые будут этому способствовать, являются: значительный размер рынка, позволяющий активно развиваться крупным местным игрокам; долгосрочные отношения отечественного бизнеса с российскими ИТ-компаниями, в том числе «привязанность» крупных клиентов к конкретным командам консультантов; существенная доля отечественных заказчиков в общем объеме ИТ-рынка, а также отсутствие значительных инвестиций в создание российских практик со стороны международных ИТ-компаний.

CNews: Какими вы видите место и роль IBS на «завтрашнем» ИТ-рынке?

Алексей Ананьин: Консолидация российской ИТ-отрасли набирает обороты. И если мы не объединимся сегодня, то завтра нам будет очень сложно конкурировать с мировыми ИТ-брендами, которые придут на российский рынок. Одно из подтверждений такого развития событий — планы Tata Consultancy Services, крупнейшего индийского разработчика ПО и поставщика ИТ-услуг, объявившего в начале года о намерении открыть представительство в России. Однако порог вхождения на российский ИТ-рынок чрезвычайно высок, и у национальных компаний есть серьезный шанс закрепить на нем свои позиции. Этим мы и собираемся заняться в ближайшей перспективе.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS