Обзор подготовлен

версия для печати
Михаил Решетов
ВестКолл

Михаил Решетов:

Рынок Wi-Fi сформируется не позже, чем сформируется рынок телекоммуникационных услуг в целом

На вопросы CNews отвечает Михаил Решетов, генеральный директор компании «ВестКолл».

CNews: Какие события на российском рынке ИКТ вы можете отметить в числе ключевых в 2007 году? Насколько существенным будет их влияние в 2008 году, на ваш взгляд?

Михаил Решетов: Ярких, переломных или существенных событий, способных радикально повлиять на телекоммуникационный рынок, в прошлом году не произошло. На ситуации может сказаться закон о телематике, принятый в начале этого года, однако последствия его влияния предугадать пока довольно сложно. Несмотря на это, телекоммуникационный рынок развивался очень активно.

CNews: Как развивался проект домашних сетей? Каких успехов удалось достичь в 2007 году?

Михаил Решетов: В 2007 году мы заключили соглашении с фондом Russia Partners и вошли в состав холдинга, в который так же входит компания «Искрателеком», предоставляющая услуги широкополосного доступа для физических лиц в Москве. Таким образом, мы стали оказывать услуги не только для корпоративных клиентов в Москве и Санкт Петербурге, но и услуги ШПД для частных клиентов в обеих столицах. В Питере проект широкополосного доступа для физических лиц был запущен осенью 2006 года, а весной 2007 года между компаниями «ВинЛинк» и «ВестКолл» было достигнуто соглашение об объединении домашних сетей. В течение года мы проделали огромную работу по развитию этого проекта, значительно расширили материальную базу, много внимания уделяли подготовке кадров, и к концу прошлого года «ВестКолл» уже присутствовал в качестве оператора домашних сетей в девяти районах Санкт-Петербурга. Было подключено более 10 тысяч пользователей, и в планах на этот год — увеличение количества клиентов более чем до 25 тысяч.

Сейчас ведется большая работа по увеличению зоны покрытия. В Москве «Искрателеком», я думаю, к концу 2008 года будет обслуживать уже 40 тысяч клиентов. То есть консолидированный показатель составит порядка 65 тысяч пользователей, а с прогрессивными активами, полагаю, мы будем иметь около 100 тысяч клиентов на конец этого года.

С целью реализации стратегии экспансии в регионы мы приобрели контрольный пакет акций в компании «Интертелеком» в городе Рязань. Это, безусловно, интересный для нас актив, так как названная компания владеет значительной волоконно-оптической сетью в городе. Развитая инфраструктура позволяет оказывать услуги значительному числу корпоративных клиентов. Инвестиции в компанию позволят расширить существующую сеть и, используя технологию FTTH, оказывать услуги частным клиентам в каждом доме.

CNews: Ваша компания запустила услугу IP-TV в тестовую эксплуатацию. Насколько востребованным окажется этот сервис, по вашим ощущениям? Когда планируется перевод IP-TV в коммерческий режим?

Михаил Решетов: C начала 2008 года мы начали тестовую эксплуатацию IP-TV в Санкт-Петербурге. Вещание ведется совместно с «Искрателеком», уже предоставляющей эти услуги в Москве в течение трёх лет. Мы не стали изобретать велосипед и решили объединить услуги, организовав канал между Москвой и Санкт-Петербургом.

Сейчас мы ведем переговоры о создании единой компании, которая будет оказывать услугу IP-TV  для всех компаний, входящих в холдинг. Это делается как с целью создания оптимальной схемы по оказанию услуг IP-TV, так и для объединения усилий компаний, входящих в холдинг, в части финансирования проекта, кадровой политики и решения совместных задач. Я думаю, что уже где-то к концу года, возможно, к осени, мы сможем сформировать пакет, решить все юридические вопросы, связанные с договорными отношениями, и запустить коммерческий режим IP-TV в Санкт-Петербурге. В пакетах IP-TV от «ВестКолл» будет более 100 каналов, пакетная база сейчас формируется. Можно будет заказывать или повторять понравившуюся передачу или фильм, дистанционно управлять записью фильма с компьютера или мобильного телефона. Инвестиции в запуск проекта мы оцениваем примерно в $2 млн.

Двигателем и толчком к повсеместному распространению IP-TV может быть переход России на цифровое телевидение и, соответственно, введение платного телевидения для всех пользователей. Тогда сам факт того, что телевидение нужно оплачивать, послужит стимулом для телезрителя задуматься о выборе между разными видами платного телевидения: спутниковое, кабельное, эфирное, IP-TV. В такой ситуации потребители смогут оценить преимущества IP-TV по сравнению с другими видами телевидения. В частности, его интерактивность: возможность не просто смотреть телепрограммы, но и управлять просмотром посредством передачи информации через обратный канал.

CNews: Какие основные тенденции вы отмечаете сегодня на рынке Wi-Fi-доступа? Как развивался этот сектор в Москве и Петербурге в 2007 году?

Михаил Решетов: Популярность Wi-Fi в Москве и Петербурге растёт: увеличивается количество хот-спотов, открываются точки в кафе, ресторанах, на вокзалах, в торговых центрах… Рынок ещё формируется, и постоянно растёт количество провайдеров, предоставляющих беспроводной доступ. Причём со стороны пользователей тоже наблюдается рост спроса; кроме ноутбуков, активно используются смартфоны. В Москве уже существует тенденция к выделению нескольких крупных провайдеров, в Санкт-Петербурге же этот процесс начнётся где-то через год, когда конкуренция на рынке Wi-Fi усилится. За границей невозможно представить заведение или район, где отсутствует беспроводной доступ. Мы считаем, что Москва и Санкт-Петербург выйдут на этот уровень только через 3-4 года.

CNews: Какова стратегия компании в отношении организации зон Wi-Fi-доступа? Являются ли такие проекты для «ВестКолл» коммерческими или имиджевыми, нацеленными на определенную аудиторию или на узнаваемость бренда?

Михаил Решетов: Всё-таки для нас проект Wi-Fi являет собой некую дополнительную опцию к уже существующим услугам. Поэтому на сегодняшний день он для нас остаётся имиджевым, если сравнивать его с более высокодоходными услугами, которые мы предоставляем. Но, конечно же, мы не зря им занялись. Для нас это продвижение нашего бренда. Мы привлекаем клиентов — как корпоративных пользователей, так и физических лиц, но пока что не стремимся в самой ближайшей перспективе переводить данные услуги на платную основу. Рынок еще не сформирован. Те же рестораны в некоторых случаях используют Wi-Fi для того, чтобы увеличить лояльность клиентов и привлечь их к себе, лишь иногда на этом пытаются зарабатывать деньги.

Вообще говоря, я не думаю, что компании, занимающиеся в нашей стране исключительно Wi-Fi, ждет благополучное будущее. Скорее всего, это ситуационная нишевая услуга, и вскоре такие компании будут поглощены более крупными игроками, которые нацелены на  высокорентабельные услуги с более высокой отдачей капитала и более значительной долей рынка именно в денежном выражении. Сам же рынок Wi-Fi сформируется не позже, чем сформируется рынок телекоммуникационных услуг вообще.

CNews: Какие услуги на базе call-центра «ВестКолл» были наиболее востребованы у ваших клиентов?

Михаил Решетов: Это не совсем call-центр в привычном понимании смысла этого слова. Это, скорее, smart call-центр, включающий виртуальный номер для интеллектуального управления входящими звонками. Он дает неограниченное количеством линий, не требует физической установки телефонной линии, и, следовательно, не привязан к конкретному адресу.

Надо отметить, что в Москве рынок интеллектуальных услуг развивается уже давно, и когда мы предложили свои услуги, клиенты были более информированы, а продажа интеллектуальных услуг не требовала мероприятий по разъяснению их сути. В Питере же клиенты отличались невысокой информированностью, и не всегда легко было объяснить, что можно сделать с помощью какой-либо услуги и зачем она нужна. Поэтому в Петербурге первоочередной задачей стало информирование потенциальных пользователей. Для этого мы выступали с презентациями на круглых столах и конференциях, писали экспертные статьи, организовали бизнес-завтрак, устраивали «тест-драйвы» (любой желающий мог прийти к нам в офис и попробовать, например, послать виртуальный факс или заказать бесплатное тестирование виртуального номера). Сейчас не составляет труда объяснить клиенту суть услуги — осведомлённость значительно возросла, а с ней и спрос на подобные «умные» сервисы.

CNews: Какие тенденции на рынке ИКТ будут превалировать в текущем году, на ваш взгляд? Каковы перспективы развития компании на 2008 год? Какие направления будут для «ВестКолл» приоритетными и почему?

Михаил Решетов: Тенденции, как нам видится, довольно очевидные. Московский и питерский рынки высококонкурентны, поэтому здесь не будет происходить никаких сдвигов в сторону новых услуг. Определенное влияние на рынок, безусловно, окажет активное строительство коммерческих объектов. В связи с этим для нас ключевым остается усиление экспансии на рынке коммерческой недвижимости. Мы будем продолжать укреплять здесь свои позиции, в том числе активно сотрудничая с управляющими компаниями и застройщиками.

«ВестКолл» собирается увеличить протяженность своей транспортной сети с сегодняшних 2000 км до 4000 км в 2008 году. Нашей целью является не только расширение сети на территории Москвы и Санкт-Петербурга, но и прокладка волоконно-оптических линий связи в Московской и Ленинградской областях и строительство сети WiMAX как для предоставления на ее базе услуг широкополосного доступа для физических лиц, так и в целях расширения списка услуг и возможностей для корпоративных клиентов. Также в планах выход в Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ.

Все услуги связи, предоставляемые в Москве и Петербурге, мы планируем предоставлять в Московской и Ленинградской областях. Развитие в регионах планируется аналогично нашему развитию в городах: услуги для корпоративных клиентов, плотная работа с девелоперами и застройщиками, а также развитие проекта широкополосного доступа для домашних пользователей.

Мы не считаем нужным принимать участие в безумной гонке за первые позиции, но свое место на рынке видим четко, и обязательно войдем в десятку крупнейших операторов России.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS