Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Кузовкин
ARMADA

Алексей Кузовкин:

Сейчас отличное время для формирования "суперкоманды"

Даже в условиях экономического спада ИТ-компания в России способна сохранить показатели успешного 2008 года. Продемонстрировав возможности быстрой экспансии на рынках ИТ-услуг и программного обеспечения, ГК "Армада" осваивает навыки оптимизации и развития в условиях неблагоприятной конъюнктуры. О том, как использовать момент для формирования "суперкоманды" в интервью CNews рассказал Алексей Кузовкин, генеральный директор "Армады".

CNews: Каковы итоги 2008 года? Насколько он был успешен для "Армады"?

Алексей Кузовкин: Компания решила все основные задачи, поставленные в 2008 году: рост доходов, рост доли рынка, реализация стратегии слияний и поглощений. Все запланированные показатели были достигнуты. Выручка составила 169 млн долл., что на 27% больше, чем в 2007 году. По результатам 2008 года "Армада" получила прибыль 9,7 млн долл. (EBITDA). Нами активно велась работа по интеграции приобретенных группой компаний. Все 16 млн долл., взятые в кредит на осуществление поглощений, были использованы с пользой, и на данный момент все кредиты уже возвращены.

CNews: То есть у компании нет кредитной нагрузки?

Алексей Кузовкин: Нет. Сейчас "Армада" полностью, как говорилось раньше, "на хозрасчете", живет за счет собственных средств. В текущей ситуации мы считаем, что большая долговая нагрузка существенно усложняет операционную деятельность компании. Благодаря успехам прошлых лет у нас созданы достаточные финансовые резервы. Тем не менее, в течение года мы, возможно, воспользуемся заемными средствами для финансирования крупных проектов.

CNews: Одним из ярких событий на рынке, связанных с кризисом, было падение фондового рынка и резкое сокращение стоимости акций. ИТ-компании "просели" больше всех, и "Армада" - не исключение. Насколько это сказалось на бизнесе компании, насколько это болезненно, и к каким последствиям привело?

Алексей Кузовкин: На бизнесе компании снижение котировок сказывается в меньшей степени, потому что динамика акций на операционную деятельность никак не влияет. Это сказывается на мотивации людей, у которых есть опционы. Все на рынке столкнулись с такой ситуацией. Сотрудники понимают, что основная задача – добиться того, чтобы компания нормально развивалась и по окончании экономического спада стала еще более конкурентоспособной.

CNews: Раньше благодаря высокой цене на акции "Армады" под их залог было легче привлекать кредиты. Сейчас, наверное, это не так. Выходит, что сокращение капитализации имеет негативные последствия?

Алексей Кузовкин: Да, безусловно, кредиты привлекать сложнее не только из-за того, что акции упали, а просто из-за того, что кредитная ситуация на рынке значительно усложнилась.

CNews: В сложившейся ситуации остались ли какие-то плюсы от проведенного IPO "Армады"? По вашим оценкам, мешает ли публичность компании в кризис?

Алексей Кузовкин: Во время кризиса публичность не является ни плюсом, ни минусом. Но когда цикл экономического спада завершится и на рынке опять начнется соревнование по скорости роста, по слияниям-поглощениям, то, конечно, успешное IPO - очень сильный задел для нас.

Отечественный ИТ-рынок относительно молод. Я уверен, что наш опыт проведения первого в России публичного размещения акций среди ИТ-компаний уникален и очень полезен. Он показывает нашим партнерам, что мы способны профессионально справляться с поставленными задачами, быстро расти, в том числе, за счет привлечения инвестиций.

Приведу пример. Когда дети учатся чистописанию, то начинают с простого: сначала рисуют только палочки, потом – только кружочки. И, наконец, – палочки и кружочки вместе – получаются буквы. Для "Армады" все происходящее – такой же урок. Сначала мы осваивали бурный рост, и в этом преуспели. Теперь следующее задание: бурный рост пока не нужен, теперь главные слова "оптимизация" и "максимальная эффективность". Справимся с ним – перейдем к следующей ступени, где нужно будет продемонстрировать одновременно и первый навык, и второй. Надеюсь, как и в случае с IPO, мы сможем получить и продемонстрировать эти более сложные навыки первыми.

Кризис – это действительно полезный урок, без которого невозможно правильно развиваться. Да, он научит экономии, он научит эффективности. И когда придет время следующего урока, мы будем уметь и то, и другое. Та команда, которая пройдет через кризис, будет суперкомандой, потому что мы делаем правильные вещи. Мы делаем то, что нужно рынку.

CNews: Недавно акции "Армады" были исключены из котировального списка "А" и переведены в котировальный список "Б". Это как-то сказалось на деятельности компании?

Алексей Кузовкин: Ни на объеме торгов, ни на интересе инвесторов это изменение не сказалось. Вне списка на ММВБ торгуются более 280 бумаг очень известных компаний, и никаких проблем у участников не наблюдается. У компании достаточно много западных долгосрочных инвесторов, и никто из них в условиях кризиса не решил скинуть акции: все верят в восстановление рынка, все хотят пересидеть и дождаться роста.

Менеджмент компании и основные акционеры верят в рост акций "Армады". Я как генеральный директор выкупил на свои средства 8,68% "Армады".

CNews: Некоторые ИТ-компании на развитых рынках выкупали свои акции и уходили с бирж, считая, что у частной компании больше преимуществ. Рассматриваете ли вы для себя такую возможность?

Алексей Кузовкин: В выкупе на бирже компанией своих акций пока потребности нет. Возможно, мы к этому тоже подойдем, но позже, после проведения совета директоров. Ведь сделать это не так просто: объемы торгов не очень большие, инвесторы держат бумаги и не хотят с ними расставаться. Более того, нашей целью всегда было повышение ликвидности торгов, а не ее снижение. Так зачем выкупать? Особенно сейчас, когда ликвидность у компании не такая высокая.

CNews: В "Армаду" входят несколько компаний, в названии которых есть РБК. Есть ли какая-то юридическая связь между "Армадой" и РБК?

Алексей Кузовкин: У нас исторически остались компании, включающие в название "РБК". Все они в течение месяца будут переименованы. Процесс переименования начался в январе 2009 года. В течение последних двух лет старые имена использовались, согласно выработанным договоренностям. Сейчас пришло время этим компаниям стать полноценной "Армадой" и по названию. Юридически компании "Армада" и РБК никак между собой не связаны. Они даже не являются клиентами друг друга. Бизнес-отношения между двумя структурами минимальны. "РБК-Софт" уже переименован в "Армада-Софт".

CNews: В последнее время в прессе обсуждаются финансовые сложности, с которыми столкнулась группа компаний РБК. Может ли это как-то коснуться "Армады?"

Алексей Кузовкин: Нет, не может. Потому что юридически это абсолютно разные структуры, и РБК не является акционером "Армады". Основными акционерами "Армады" являются физические лица.

CNews: Что принес 2009 год? Насколько сократился спрос на ваши услуги и продукты, насколько сильный спад был зафиксирован в январе-феврале?

Алексей Кузовкин: Пока ничего не изменилось. Какая-то определенность появится в июне-июле. Но предварительно мы ожидаем сокращения спроса на ИТ-услуги, как минимум, замедление роста… сильное замедление роста. И если по итогам 2009 года рост составит пусть даже ноль, это будет очень хороший результат. Пока мы можем отметить лишь то, что спрос отложился по времени. Особенно нагляден пример с госконтрактами: стране пришлось утверждать новый бюджет, что изменило и суммы, выделяемые на информатизацию. Пока не был принят окончательный вариант бюджета, средства и на федеральном, и на местном уровне не распределялись.

Если считать по количеству заключенных контрактов, то в первом квартале мы не почувствовали существенного сокращения. В начале года продлеваются многие долгосрочные контракты "Армады", идет обычная работа.

Есть большое количество проектов, которые в этом году должны быть реализованы, они на данный момент находятся в состоянии ожидания подтверждения бюджетов заказчиком и объявления тендеров. Но их проработка ведется уже сейчас, мы надеемся, что к лету ясность появится.

CNews: Какие организации являются крупнейшими клиентами "Армады"?

Алексей Кузовкин: Клиентская база "Армады" очень диверсифицирована. Ни один клиент не приносит более 10% выручки. Крупнейшими являются федеральные государственные структуры, банки и госкорпорации. Госсектор представлен весьма широко: проекты для Правительства Москвы. Минфина, Казначейства. Отдельно стоит отметить проект создания ЕМИСС – Единой межведомственной информационно-статистической системы, которая объединит 60 ведомств… Но немало и представителей бизнес-сектора: крупные банки, "Газпром"…

Доля госсектора в доходах "Армады" в 2008 году увеличилась с 50% до 75% (включая компании с участием государства). Я думаю, что в 2009 году достигнутый показатель будет сохранен.

CNews: Как "Армада" отреагировала на кризис, какие проблемы встали перед ней, и как они были решены?

Алексей Кузовкин: Перед компанией встала задача максимально эффективной работы и четкого финансового планирования. Если в прошлые годы было легче находить кредитные ресурсы и более смело инвестировать в различные перспективные направления, то конечно, в 2009 году к инвестициям отношение максимально осторожное. Ставится задача сохранения стабильности, отказ от рискованных вложений.

Кроме того, наша организационная структура была рассчитана на постоянный рост. Так что потребовалась целая перестройка, отказ от роста и даже некоторое сокращение персонала. Мы это называем "выпрямление связей". Раньше была длинная иерархическая цепочка: большой начальник, под ним начальник рангом пониже, под ним еще начальник, затем менеджер, под которым, наконец, еще один менеджер, работающий с клиентом. А сейчас так: ты начальник, вот иди и работай с клиентом. Либо – убираем всех начальников, оставляем только менеджера, который напрямую работает с клиентом. Такое выпрямление связей внутри консалтинговых компаний, я думаю, происходит везде.

CNews: Насколько вы сократили персонал?

Алексей Кузовкин: Мы сократили около 15% штата. У остальных сотрудников были сокращены зарплаты. Причем сделали это давно, в октябре-ноябре 2008 года, одними из первых. Тогда и людям было легче найти новую работу, и нам в итоге удалось войти в новый год значительно облегченными. Очень хорошо, что мы сделали это в октябре, хотя тогда это было рискованно, все показывали пальцем и говорили: у них все плохо, сокращаются. Зато сегодня сокращения идут далеко не так активно, как в других компаниях.

CNews: А как с проблемой дебиторской задолженности?

Алексей Кузовкин: Да, такая проблема есть, но она больше всего проявляется в контрактах на поставку техники. Так как в "Армаде" это далеко не единственное направление, то оно не критично. "Дебиторка" есть, причем от очень солидных компаний, которые, видимо, пытаются максимально затянуть с платежами. Они выбрали для себя такой метод сокращения издержек.

CNews: Как вы оцениваете итоги интеграции компаний, купленных "Армадой" за прошедший период?

Алексей Кузовкин: Интеграция прошла успешно. Все понимают, что в кризис очень хорошо быть вместе. Небольшим компаниям, которые входят в состав "Армады", в одиночку пережить кризис было бы тяжелее. У нас же налажены кросс-продажи между компаниями, что сильно сокращает внутренние затраты, потому что структура действительно работает на всех. И мы будем интегрировать новые компании. Уже сейчас рассматриваются два варианта.

CNews: Какие из входящих в группу "Армаду" компаний наиболее стабильно переживает кризис, а в каких ситуация сложнее?

Алексей Кузовкин: Лучше говорить не о компаниях, а о направлениях деятельности. В меньшей степени страдает сектор ИТ-услуг. Трудности с привлечением финансирования заметно усложнили бизнес, связанный с производством компьютерной техники. Здесь требуются большие оборотные средства и, соответственно кредиты, условия получения которых заметно ухудшились. В то же время переориентация в первую очередь на услуги и консалтинг является нашей стратегией уже несколько лет. Экономический спад тут ничего не изменил.

CNews: Готовы ли вы привлекать новых сотрудников, улучшая качество команды?

Алексей Кузовкин: Это будет необходимо, когда рынок начнет восстанавливаться.

CNews: Как у вас ведется финансовое планирование? Есть ли план на весь 2009 год, или же он формируется поквартально, как теперь у многих?

Алексей Кузовкин: У нас существует годовой план, но в условиях кризиса мы можем в течение года вносить в него изменения. Основная цель 2009 года – повторить результаты 2008-го как по прибыли, так и по выручке.

CNews: На рынке все ожидают спада оборотов на 20% и более. Вы планируете идти гораздо лучше рынка. За счет чего?

Алексей Кузовкин: Изменение объемов ИТ-рынка в разных секторах будет разное. Спад на 20% и более стоит ожидать в сегменте оборудования. В то же время в связи с повышенным вниманием государства к теме ИТ, ожидается рост госзаказа на уровне 15%.

CNews: Каковы будут ваши действия, если федеральные бюджеты на ИТ будут резко сокращены?

Алексей Кузовкин: У "Армады" бизнес диверсифицирован как по продуктам, так и по заказчикам. Важно понимать, что снижение бюджета заставит туже затянуть пояса всю страну, не только нас. Если будет глобальное падение спроса, мы будем пытаться максимально сохранить имеющиеся у нас экспертизы. Главное, не потерять продуктовую линейку, опыт, не потерять основных людей… Но я не думаю, что вероятность такого экстремально негативного сценария высока.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS