Обзор подготовлен

версия для печати
Борис Бобровников
Крок

Борис Бобровников:

Потери ИТ-рынка будут минимальны по сравнению с другими отраслями

На вопросы CNews ответил генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников

CNews: Какие задачи в области информатизации являются для нашего государства наиболее актуальными сегодня? Насколько велика готовность заказчиков инвестировать в  ИТ в эпоху кризиса?

Борис Бобровников: Первый вопрос предлагаю адресовать представителям государства, а не мне. Хотя, даже далекий от ИТ человек сегодня видит, что государством принимаются решения, которые должны подстегивать развитие ИТ-рынка -  например, Закон о защите персональных данных, который вступит в силу с 1 января 2010 года или поправки к Положению ЦБ об организации внутреннего контроля в кредитных организациях. Соответствующие решения по информационной безопасности и разработка планов восстановления после аварий, планов непрерывности бизнеса сейчас чрезвычайно востребованы.

Могу сказать одно: кризис – это время, когда организации болезненно ищут пути повышения эффективности своей деятельности, когда просто нет возможности жить по-старому: либо ты научишься обеспечивать рентабельность, либо умрешь. И поднять эффективность может только перевооружение, в том числе и ИТ-перевооружение. Поэтому вывод очевиден.  

Сегодня ИТ – это кровеносная система не только организации, но и страны. За рубежом это хорошо понимают. В США, например, прямые ассигнования в ИТ-бюджет в ближайшие несколько лет составят $100 млрд, и это только дополнительные инвестиции в инфраструктуру – в медицинские электронные карты для лучшего и менее дорогого обслуживания населения, в образовательные ИТ для местных школ, в интеллектуальную систему электроснабжения, в широкополосный интернет для удаленных населенных пунктов, в ИТ для сельского хозяйства.

CNews: Как изменились ИТ-потребности российских заказчиков с учетом экономических перемен в конце 2008 года, по вашим наблюдениям?

Борис Бобровников: Компании заняты поиском наилучшего баланса между целью и способом ее достижения. О «механическом» сокращении ИТ-бюджетов речи не идет, но требования стали жестче, а акцент с инсталляционных проектов сместился на работы по оптимизации и повышению эффективности существующих ИТ-систем и на ИТ-проекты, которые могут обеспечить бизнесу преимущества.

CNews: Какие ИТ-продукты и услуги выходят в настоящее время на первый план у отечественных компаний? Насколько спрос на эти решения подкреплен финансовыми возможностями заказчиков?

Борис Бобровников: Важно понимать, что пока мы будем сидеть и ждать окончания кризиса, он не закончится. Причем, надо также учитывать, что старые условия уже не вернутся, придется учиться жить и работать по-новому, лучше считать свои деньги - тогда бизнес сможет выйти на более высокий уровень эффективности. Тот, кто это понимает - вкладывает деньги в ИТ, в системы, позволяющие не терять конкурентоспособность или уйти в сильный отрыв от конкурентов. Конечно, в большинстве случаев речь идет о проектах со сроком окупаемости не выше полугода. Если время внедрения больше, то проект надо разбить на этапы, чтобы на каждой отдельной стадии можно было начинать использовать какой-то функционал и получать бизнес-преимущества.

Многие компании всерьез занялись оптимизацией и консолидацией своей вычислительной инфраструктуры. Есть интерес к возможностям  виртуализации - сегодня многие приходят протестировать эффективность работы этих решений в наш Центр решений EMC Velocity2 Signature. Кстати, в России мы открыли его первыми.

Спросом пользуются и проекты по оптимизации трафика и проведению нагрузочных тестирований приложений. Например, не так давно мы осуществили проект по оптимизации сетей передачи данных для одного банка, в результате банк стал экономить около 3,8% в месяц от затрат на передачу данных.

Растет востребованность систем поддержки принятия решений, наиболее продвинутые заказчики начали более серьезно контролировать эффективность каждого бизнес-процесса. Отсюда спрос на ИТ-инструменты контроля и оценки эффективности работы, на BPM-системы.

На первый план для большинства заказчиков выходят и решения по информационной безопасности, Например, недавно для компании «Ингосстрах» мы построили систему защиты корпоративной электронной почты от нежелательных почтовых сообщений и интернет-угроз. Еще одна волна спроса на сетевую информационную безопасность была вызвана тем, что некоторые руководители минимизировали свой бюджет путем максимально возможного переключения проектов на внутренние ресурсы, а также переводом сотрудников на freelance-режим.

Кстати, все учебники по экономике приводят статистику: эффективность внутренних инноваций составляет 20%, а эффективность внешних инновационных проектов - 80%. И ИТ-отрасль - не исключение. При концентрации на инсорсинге компании сталкиваются с существенными ограничениями. Далеко не каждую сложную задачу можно реализовать силами внутренних ИТ-служб. В первую очередь - из-за отсутствия квалификации и опыта по каждой из требуемых современной организации технологий. Особенно сейчас, когда бюджеты на обучение сотрудников ИТ-подразделений первыми подвергаются жесткой коррекции. Все это подогревает интерес к аутсорсингу, к подключению в проекты команд интеграторов. 

CNews: Готовы ли сегодня российские компании к слияниям, поглощениям? Есть ли у них при этом возможность вкладываться в решения, поддерживающие эти процессы?

Борис Бобровников: Есть такая возможность или нет, но если бизнес намерен приобрести новые активы, чтобы увеличить свои доходы, то ему придется сделать дополнительные вложения, которые будут этому увеличению способствовать. Достичь синергетического эффекта от объединения бизнесов невозможно без ИТ.

CNews: Какие проблемы инфраструктурной интеграции, сопутствующей процессу слияний и поглощений компаний, являются наиболее сложными, на ваш взгляд?

Борис Бобровников: Конечно, самым сложным является объединение бизнес-процессов. Если на бизнес-уровне разногласий нет, то под единую концепцию бизнеса будет создана единая концепция ИТ. Дальше – дело техники.

CNews: Существуют ли универсальные решения, позволяющие обеспечить непрерывность бизнес-процессов объединяющихся компаний? Каким образом можно «упростить жизнь» объединяющимся компаниям?

Борис Бобровников: Да, есть решения, которые позволяют получить эффект в течение считанных месяцев. Мы готовы продемонстрировать, как это уже работает у ряда заказчиков, например - в УРСА Банке, образованном в ходе объединения «Сибакадембанка» и «Уралвнешторгбанка». Чтобы техническая инфраструктура обеспечивала поддержку работы бизнеса без сбоев, мы интегрировали пять основных приложений банка и обеспечили отказоустойчивость этого решения, создав два узла – в Екатеринбурге и в Новосибирске, объединенные в единый кластер. Также полезный опыт для организации ИТ объединяющихся бизнесов мы получили, реализуя проекты для компаний со множеством региональных филиалов и удаленных подразделений – например, когда строили систему корпоративной отчетности для группы компаний «Интегра» и системы управления нормативно-справочной информации для холдинга Х5 Retail Group.

CNews: Какие направления бизнеса вашей компании продемонстрировали в 2008 году наибольший рост?

Борис Бобровников: Год был непростой, тем не менее, в «минус» мы не ушли, продемонстрировали 7%-ный рост. Стало больше проектов по виртуализации, консалтингу в области непрерывности бизнеса, созданию систем хранения с удаленной репликацией данных, планов аварийного восстановления ИТ. Самый заметный проект по последнему направлению был реализован для резервных вычислительного и процессингового центров Альфа-Банка.

Стало больше запросов на системы видеоконференцсвязи и аудиовизуальные комплексы. Мы первыми в России построили видеоконференцсвязь класса Telepresence на платформе Tandbergдля компании Metro Cash&Carry.

Стоит отметить более чем 30%-й рост спроса на сервисные услуги – в том числе на сервисную поддержку телекоммуникационных систем и системного программного обеспечения. Развивались направления информационной безопасности, мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, интеграционных платформ, инженерной инфраструктуры. Только вот весь бизнес на ИТ-рынке со второй половины года серьезно замедлился - оттого рост нашего бизнеса оказался ниже ожиданий.

CNews: Как «Крок» планирует минимизировать проблемы, вызванные последствиями мирового финансового кризиса, с которыми сегодня сталкиваются все отечественные ИТ-игроки? Ожидаются ли в 2009 году в вашей компании какие-либо структурные изменения, корректировка кадровой политики и т.д.?

Борис Бобровников: В компании «Крок» довольно гибкая структура, в рамках которой направления могут как образовываться, так и «сливаться». Поэтому каких-то особых структурных изменений я не предвижу. Как отдельная компания может бороться с кризисом? Только, работая над своей эффективностью – повышая доходы и снижая издержки. Мы стараемся сделать все, чтобы поднять доходы. Понятно, что кризис, вызывающий снижение спроса во всех сегментах экономики, действует противоположным образом. Но мы считаем, что наши активные действия уменьшают его воздействие на наш бизнес. Плюс к этому - мы много работаем над оптимизацией затрат. Внутри подразделений рождаются такие гениальные идеи, которые никому из топ-менеджеров в голову ранее не приходили. Мы более активно начали заниматься внутренней информатизацией. Поэтому сегодня имеем качественную информацию для принятия решений. Например, в нашей компании существует онлайн-управление проектами, рентабельностью, затратами, ресурсами, субподрядчиками (а проектов у нас несколько тысяч в год). В кризис такие вещи очень востребованы – и они у нас есть.

Кстати, мы, как и прежде, заинтересованы в притоке профессионалов. Набор людей мы не остановили. Хорошие специалисты, менеджеры, инженеры всегда востребованы. Более того, на какие-то специальности нагрузка в кризис увеличивается.

CNews: Какие тенденции (помимо кризиса) будут определять развитие российского рынка ИТ в 2009 году, по вашим прогнозам?

Борис Бобровников: Знаете, если на улице идет дождь - мы все ходим в дождевиках или с зонтиками, и они становятся элементами нашей жизни. Так и в кризис – нельзя не учитывать его влияние.

Возможно, российский рынок будет повторять европейские и американские тенденции. А там заметен тренд к минимальным потерям ИТ-отрасли по сравнению с другими сегментами. Объемы ИТ-рынка США пока снизились всего на один процент, соответственно, никаких кардинальных изменений не произошло.

К тому же, объем ИТ-рынка в России определялся не количеством денег, которые можно было потратить на ИТ, а количеством ИТ-специалистов, способных реализовать проекты на эти деньги. Если бы не эта причина, спад мог бы быть больше.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS