Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Кондаков
ИРИСОФТ

Дмитрий Кондаков:

Несмотря на кризис, потребности в квалифицированном процессном консалтинге растут

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Кондаков, технический директор компании "Ирисофт".

CNews: Какие тенденции определяли, на ваш взгляд, развитие ИТ-рынка в России в 2008 году? Насколько успело сказаться на динамике этого сектора влияние негативных экономических факторов?

Дмитрий Кондаков: Два разных периода – существенный рост в 1-3-м кварталах и спад в 4-ом, включая заметное снижение активности сектора небольших компаний. В целом же в 2008 г. развитие ИТ-рынка шло по двум основным направлениям: во-первых, замена нелегального программного обеспечения на легальный софт; во-вторых, программа модернизации реального производства. Конец 2008 г. ознаменовался прекращением или существенным снижением платежей на ИТ-инфраструктуру.

CNews: По оценкам аналитиков, последние два года были весьма успешными для поставщиков автоматизированных систем проектирования, работающих на российском рынке. Насколько существенно, по вашим оценкам, изменился бизнес интеграторов, занимающихся построением комплексных CAD/CAM/CAE (речь идет как о количественных, так и о качественных изменениях)?

Дмитрий Кондаков: Качественные изменения происходили в следующих областях. Во-первых, существенный рост поставок станков с ЧПУ определил спрос на CAD/CAM модули и комплексные проекты  - станки уже есть, а экономическую эффективность без обеспечения их качественными  управляющими программами получить непросто, особенно при многоосевой обработке.

Во-вторых, рост интереса к системам PDM/PLM, необходимость которых уже не вызывает сомнения у большинства заказчиков. В-третьих, очень большой интерес к теме применения новых методов организации проектирования и производства -  Lean Manufacturing, Модульное проектирование, организация проектирования для лучшего удовлетворения специфических требований (например, экологичность, технологичность, ремонтопригодность и т.п.) При этом желание предприятий получить консалтинговые услуги в этой области часто не реализуется из-за отсутствия  практики заказа и оплаты таких услуг. И наконец, в-четвертых, тенденция к легализации уже установленного пиратского ПО.

CNews: Предприятия, каких отраслей промышленности демонстрировали наибольший спрос на автоматизированные системы проектирования в 2008 году?

Дмитрий Кондаков: Наибольший интерес был проявлен со стороны машиностроительных и приборостроительных компаний. Среди первых следует отметить  компании, участвующие в международной кооперации. А также заметно было внимание со стороны энергетической промышленности.

CNews: Какие потребности судостроительных предприятий в области информатизации вышли на первый план в минувшем году, по вашим наблюдениям? Как вообще можно оценить ее емкость, с точки зрения ИТ?

Дмитрий Кондаков: Основная потребность, на мой взгляд, – обеспечение совместной работы контрагентов и обмена актуальной информацией в сопоставимых форматах. Для этого есть несколько объективных причин: в проектировании и постройке судна  участвуют десятки поставщиков комплектующих, у каждого есть информационные системы, а информация передается в основном на бумаге. Несмотря на существенные сокращения издержек при проектировании и постройке, получаемые при обмене информацией с использованием 3D моделей, такое требование не включается в ТЗ, и, соответственно является вторичным для предприятий. Даже при передаче 2D чертежей в электронном виде остается задача их актуализации по изменениям.  Отсутствие стандартов обмена для эксплуатационной технической документации приводит к большим затратам времени и потере качества. Опыт применения информационных систем в судостроении в Европе показывает значительные преимущества, получаемые за счет организации такого информационного обмена. В России этот процесс только начинается.

CNews: В какой степени ИТ-бюджет отечественного судостроения «подрезал» кризис? Какие ИТ-решения, тем не менее, сохраняют актуальность для отрасли?

Дмитрий Кондаков: На судостроении сказался не только кризис, но и некоторая выжидательная позиция, связанная с изменением формы собственности многих предприятий и вхождением их в ОСК.

CNews: В чем вы видите специфические сложности проектов, реализуемых в судостроительных компаниях?

Дмитрий Кондаков: Длительность жизненного цикла разработки и постройки, большое количество исторически сложившихся  для используемых процессов и методов технических и организационных решений, которые сложно поменять в процессе проектирования и постройки конкретного судна. Часто применение новых технологий привязано к началу этапа конкретного проекта, которых не очень много.

CNews: Какие наиболее интересные проекты были вами реализованы для судостроительных предприятий за последнее время?

Дмитрий Кондаков: Электронный архив КД («Адмиралтейские верфи»), управление разработкой технологической документацией в ЦНИИ ТС, изготовление гребных винтов и рабочих колес водометов для «ЦС «Звездочка» НПО «Винт».

CNews: Какие секторы ваша компания выбрала на 2009 год в качестве приоритетных направлений развития отраслевой экспертизы?

Дмитрий Кондаков: Судостроение и приборостроение.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS