Обзор подготовлен

версия для печати
Опрос CNews 
Analytics: в 2010 году увольнений не будет, будет ИТ-оптимизация

Опрос CNews Analytics: в 2010 году увольнений не будет, будет ИТ-оптимизация

В докризисные времена, когда у бизнеса было приемлемое количество средств на информатизацию, вопрос об ИТ-приоритетах стоял не столь остро, как сейчас. ИТ-планов было множество, а выбор наиболее актуальных из них в большинстве случаев зависел только от самой компании. Обычно бизнес соотносил текущие ИТ-потребности с долгосрочной стратегией, пожеланиями руководства, возможностью выделения бюджета на те или иные ИТ-инициативы. Теперь же ситуация изменилась.

Вторая половина 2008 г. и весь прошлый год стали для бизнеса периодом пересмотра своих ИТ-приоритетов. Общерыночным доминирующим критерием выбора "правильного" направления информатизации бизнеса  стал экономический фактор. Подход "внедряем только то, без чего не обойтись, что стоит недорого, быстро окупится и даст возможность компании обойти конкурентов", прочно закрепился в сознании российских заказчиков в 2009 г. Его актуальность остается неоспоримой и при реализации ИТ-проектов текущего года.

Ит-приоритеты бизнеса на 2010г., % от числа опрошенных респондентов

Источник: CNews Analytics, 2010

Заметно, что наиболее значимым приоритетом CIO в течение ближайшего года остается переход на ITSM. Только 9% респондентов CNews Analytics не видят необходимости в этом шаге. В ситуации, когда значительная часть сократившихся ИТ-бюджетов направляется на поддержание текущей деятельности и уже сформированной ИТ-инфраструктуры, построение работы ИТ-службы как сервисного подразделения позволяет сделать процессы внутри организации более эффективными, а инструменты управлениями ими – более надежными. Отлаженный, поставленный на поток сервис можно предоставлять как внутри организации, так и вовне – возможно, сделав это дополнительным источником дохода.

Одновременно появление сервис-ориентированных процедур позволяет разобраться и лучше понять, где можно сэкономить, что и каким образом оптимизировать. Отстроившая свои ИТ-процессы компания имеет больше шансов сохранить и увеличить эффективность в ситуации кризиса. Вероятно, эта конечная цель и должна оправдать первоначальные затраты на ITSM.

Второй по значимости приоритет, отмеченный респондентами CNews Analytics, - это снижение стоимости ТСО ИТ-инфраструктуры. Лишь для 11% CIO он не является ключевой задачей на 2010 г.

Прежде заказчики всегда пытались экономить на самой большой статье расходов — закупке. Вопрос цены обслуживания техники мало кого интересовал (в том числе и потому, что это были существенно меньшие по сравнению с суммой закупки деньги). Однако сегодня поставщики предлагают более привлекательные стартовые цены, в мире формируются принципиально новые подходы к развитию и построению ИТ-инфраструктур. Соответственно, общая стоимость владения становится важным фактором при выборе оборудования.

Аналитики McKinsey подсчитали, что суммарные годовые расходы мирового бизнеса на ИТ-инфраструктуру превышают 350 млрд долл. Примечательно, что не менее 70% этой суммы тратится на поддержку существующей ИТ-инфраструктуры, и лишь около 30% - на новые технологии, нацеленные на получение конкурентных преимуществ  заказчика. Так что не удивительно, что поиск резервов экономии средств на содержание инфраструктурных решений сегодня становится "делом чести" практически каждого CIO. Тем более что сейчас доступны инструменты снижения стоимости обслуживания ИТ-инфраструктуры. Стандартизация, виртуализация, оптимизация, повышение прозрачности, аутсорсинг – это те ИТ-ориентиры, которые все чаще выбирает бизнес. Однако детальный расчет эффективности использования этих подходов не всегда является простой задачей для российских CIO. Зато охотно готовы делиться своей экспертизой в этой области участники ИТ-рынка. Например, по оценке экспертов ВСС, в случае предоставления приложений, десктопов и серверов "как услуги" у заказчиков появляется возможность на 40% снизить ТСО ИТ-инфраструктуры.

Меньшая значимость

В тройку "умеренных" по значимости ИТ-приоритетов попали переход на аутсорсинг (в котором не испытывают необходимости 66% респондентов), снижение расходов на ПО/АО/ИТ-услуги (это не является ключевой задачей примерно для 2/3 CIO), а также использование ПО по модели SaaS (80% участников опроса не рассматривают подобный подход как наиболее значимый).

Надо отметить, что эксперты IAOP, прогнозирующие развитие глобального рынка аутсорсинга, более оптимистично (по сравнению с российскими потенциальными заказчиками) оценивают его перспективы в 2010 г. По их мнению, на мировом рынке аутсорсинга сегодня заметно оживление: возврат к сделкам, отложенным годом ранее из-за кризиса, приоритет краткосрочных соглашений с гибкими условиями, а также усиление консолидационных процессов у игроков этого сегмента. Отечественный же бизнес пока весьма сдержанно относится к перспективам быстрого посткризисного перехода от инсорсинга к аутсорсингу.

Судя по результатам опроса CNews Analytics, не является ключевым приоритетом 2010 г. и сокращение расходов на ПО, АО и ИТ-услуги. На первый взгляд, этот тренд может показаться  странным. Однако у него есть вполне объективное обоснование: с момента начала кризиса ИТ-руководители весьма преуспели в секвестировании этих затрат. Поэтому, исчерпав этот источник экономии, CIO смещают акценты на другие приоритеты, значимость которых оказывается на порядок выше.

Ит-приоритеты 2010: Сокращение расходов на ПО/АО/ИТ-услуги

Источник: CNews Analytics, 2010

Совсем иные причины лежат в основе "непопадания" в разряд ключевых ИТ-приоритетов SaaS. Ситуация такова, что, с одной стороны, рынок решений, предоставляемых по принципу SaaS, пока развит в России слабо, с другой - готовность потенциальных заказчиков к использованию SaaS еще не высока. "Во многих отраслях решения SaaS только зарождаются, - поделился с CNews заместитель директора по ИТ SkyExpress Олег Лещенко. - Разработка и предоставление подобных решений требует от поставщика соответствующих затрат, как финансовых, так и управленческих. А в условиях кризиса не каждый может позволить себе сфокусироваться на стратегических задачах создания новых продуктов". В то же время, по его мнению, достаточное количество сдерживающих факторов присутствует и со стороны потребителей: это опасения относительно безопасности передаваемых данных; риски, связанные с невозможностью быстрой смены поставщика сервиса; сложности в расчете совокупной стоимости владения решением - как по традиционной лицензионной схеме, так и по модели SaaS.

Вместе с тем, многие CIO рассматривают переход на SaaS как "отложенный" ИТ-приоритет. В перспективе, когда такой подход станет массовым, появится возможность максимально ощутить преимущества его применения: получить доступ к экспертизе поставщика, сократить совокупную стоимость владения, избежать больших стартовых инвестиций в лицензии, а также платить за услуги в соответствии с уровнем их потребления. Господин Лещенко в числе плюсов SaaS также отмечает высокую по сравнению с традиционной моделью скорость внедрения и отсутствие необходимости поддерживать работоспособность решения, обновлять и обслуживать его.

ИТ-персонал, который дорог

Респонденты CNews Analytics оказались почти единодушны в своем намерении не сокращать в 2010 г. расходы на ИТ-персонал. Лишь для 11% опрошенных CIO в текущем году эта тема остается актуальной. Остальные ИТ-руководители хорошо усвоили печальные уроки 2008 г., когда под секвестр попали и зарплаты ИТ-шников, и сами штатные специалисты. Потом, когда первая волна паники схлынула, оказалось, что не осталось ресурсов не только на реализацию "размороженных" проектов, но и на поддержку текущих потребностей. Пришлось звать обратно опытных сотрудников, "сокращенных на всякий случай", либо привлекать новых людей (возможно, с меньшим опытом и квалификацией), которым потребовалось определенное время на погружение в специфику бизнеса конкретной компании.

Впрочем, возможно, массовая кадровая оптимизация сегодня не требуется многим CIO и в силу того, что "кризисная зачистка" пошла по более оптимистичному сценарию. Сегодня ИТ-отделы многих компаний укомплектованы в соответствии с заявленным набором решаемых задач, специалисты не привлекаются в штат "на всякий случай". Кроме того, в большинстве компаний за последние полтора года уже решился вопрос о возможной передаче тех или иных ИТ-задач внешним подрядчикам. Поскольку кадровые вопросы в основном решены – можно не заострять внимание на них в 2010 г. и продолжать двигаться дальше, к новым целям информатизации.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Наталья Сидорова
Epicor

Наталья Сидорова:

Сейчас компаниям особенно важно, чтобы деньги, вложенные в ИТ-решения, начали «работать» как можно скорее

На вопросы CNews отвечала Наталья Сидорова, региональный директор Epicor в России и странах СНГ.

CNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на российском  рынке ИТ в 2009 году? Влияние каких из них сохраняется – на ваш взгляд?

Наталья Сидорова: Основная тенденция на российском ИТ-рынке в 2009 году – это, безусловно, стремление выстоять и по возможности продолжить развитие в сложных экономических условиях. К сожалению, эта задача оказалась под силу не всем.  Ряд компаний были вынуждены уйти с рынка или отложить планы по развитию до лучших времен. Некоторые поставщики объединились, многим пришлось пойти на сокращение штата сотрудников.

Учитывая то, что большинство клиентов урезали ИТ-бюджет на 2009 год, вендорам пришлось приложить усилия к разработке предложений, которые были бы востребованы в данной ситуации. Соответственно пришлось переориентироваться с масштабных проектов по автоматизации на решение точечных задач, больше стало уделяться внимания таким показателям как TCO (Total Cost of Ownership) – совокупная стоимость владения решением и ROI – срок возврата вложенных инвестиций. Тенденция считать деньги и вкладываться только в те проекты, которые гарантированно и в краткие сроки принесут отдачу – это то, чему научил кризис, и  это остается актуальным  по сей день.

Полный текст интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS