Обзор подготовлен

версия для печати
Интернет-торговля в России: рынок выстрелил из-за кризиса

Интернет-торговля в России: рынок "выстрелил" из-за кризиса

Российской интернет-торговле чуть больше 10 лет, и за это время рынок кардинальным образом изменился. Революционной скорости развития этой области в первую очередь способствовало распространение в России интернета, а в последний год в немалой степени – и кризис. В изменившихся экономических условиях покупатели устремились в Сеть в поисках более выгодных предложений.

В США и Западной Европе интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам. Дистанционная торговля развивается там с конца 40-х годов, и вся логистика обработки и доставки заказов за более чем полвека работы была выстроена четко. Поэтому торговля в интернете стала логическим продолжением продаж по каталогам: сам принцип работы был перенесен в интернет. Как отмечает Дэйл Кларк, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers в России, еще одной причиной быстрых темпов роста интернет-торговли в США стали налоговые послабления: совершаемые через интернет продажи освобождались от налога, если продавец и покупатель находились в разных штатах.

В России же один из самых первых масштабных интернет-магазинов сегмента В2С Ozon.ru был открыт в 1998 году, в то время как в США в 1999 году его "пример для подражания" - Amazon.com - уже использовал технологии Веб 2.0: например, была введена функция "список желаний" (wish list), позволяющая пользователям составлять находящиеся в публичном доступе списки товаров, которые они хотели бы получить. Российская электронная торговля, не имевшая столь длительной предыстории, как Западная, "спотыкалась" о такие вещи, как логистика, недоверие потребителей и многие другие, которые в Западной Европе и США были давно отработаны. Причем, по мнению Ивана Кургузова, исполнительного директора проекта "Оборот.ру", то, что российские участники рынка сталкиваются с большими проблемами при  организации  логистики и приемов платежей, а также с более дискриминирующими, чем в обычной торговле, законами, как было, так и осталось основным отличием нашего рынка от Западных. С другой стороны, как и традиционная розничная торговля, онлайн-продажи развивались в нашей стране такими темпами, какие Западу и не снились.

Непростой подсчет

Для того чтобы оценить динамику рынка онлайн-торговли за 2000-2009 гг., нужно, как считает Анастасия Птуха, председатель совета директоров ГК Step by Step, уточнить следующий момент. Рынком онлайн-торговли традиционно считают сектор розничной торговли товарами народного потребления через интернет-магазины, в то время как на нем присутствуют еще не менее развитые сегменты B2B и B2G. Поэтому при ретроспективном анализе надо учитывать возможные разночтения.

Структура рынка электронной торговли в России, 2008г.

Источник: Step by Step по данным НАУЭТ, 2009

В 2000-х гг. темпы роста российского рынка онлайн-торговли обгоняли западные - по данным Step by Step, превышая 40% в середине десятилетия, в то время как на Западе в тот же  период показатель не превышал 25%. По данным Оборот.ру, с 2005 по 2008 гг. в России отмечался устойчивый рост в 40-45% в год, а в последние годы темпы снизились примерно до 20%. Для сравнения, Светлана Грайхе, руководитель проектов Roland Berger Strategy Consultants, при этом отмечает, что в Германии ежегодные темпы роста в 2003-2009 гг. составили около 20%, в Великобритании - 25%, а во Франции - около 40%.

В 2000 году, по разным данным, рынок B2C онлайн-торговли оценивался в стоимостном выражении от 15 млн долл. до 60 млн долл. "Взвешенное экспертное мнение – около 40 млн долл.", - поясняет Анастасия Птуха.

Объем сегмента B2C в России, млн долл., 2000-2009 гг.

Источник: Step by Step, 2010

Традиционного для российских реалий оценки этого рынка у разных компаний различаются в два раза. "Скажем, количество интернет-магазинов для 2000 года одни источники указывают– 400, другие – 800. Связано это с тем, что не все интернет-магазины, будучи зарегистрированными, работают эффективно и работают вообще", - поясняет Анастасия Птуха. В 2005 году количество интернет-магазинов, по данным Step by Step, составило уже 4000. А к концу десятилетия этот параметр перестал быть определяющим, так как на рынке онлайн-торговли появились сегменты, существенно отличающиеся от формата классического интернет-магазина – к примеру, покупка контента через оплату посредством sms-сообщения.

Темпы роста сегмента B2C в России, %, 2000-2008 гг.

Источник: Step by Step, 2010

По словам экспертов, ежегодно количество интернет-магазинов увеличивается на 20%. "Таким образом можно предположить, что на конец 2009 года насчитывалось порядка 8000 интернет-магазинов. В денежном выражении рынок онлайн-торговли достиг 2,76 млрд долл.", - комментирует Анастасия Птуха.

Интернет-зависимость

Главным сдерживающим фактором – и при этом главным стимулом развития российской онлайн-торговли – является распространение интернета, его скорость и активность его использования жителями страны. "Интернет-торговля напрямую зависит от степени проникновения интернета в России, - убеждена Анастасия Птуха. – Средний рост интернет-аудитории за 2001-2008 гг. составляет порядка 30% в год, что является достаточно высоким показателем роста для данного рынка. Другой фактор – это изменение культуры пользования интернетом".

Как отмечает Сергей Беззубцев, PR-директор сети магазинов "Утконос", в тех городах, где интернет появился раньше всего, уже достаточно успешно работают интернет-гипермаркеты – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. "Интернет и, в частности, интернет-торговля – это как вирус. Мы можем дискутировать, быстро или медленно этот вирус распространяется, но эпидемия неизбежна. Это процесс, который уже нельзя остановить", - уверен эксперт.

Динамика изменения структуры рынка электронной торговли в России в 2004-2008гг.

Источник: Step by Step по данным НАУЭТ, 2009 г.

По мнению Георгия Бабилашвили, члена правления Roland Berger Strategy Consultants, большую роль будет играть развитие широкополосного доступа. На сегодняшний день он доступен приблизительно 12 млн пользователей. В частности, широкополосные сети существенно лучше развиты в крупных городах. В результате доля пользователей интернета в них существенно выше - в Москве и Санкт-Петербурге 50-60% от общего количества владельцев компьютеров, а в меньших городах – в среднем уже около  40% (указано для городов с населением >100 тыс. чел.). "Это напрямую влияет и на географию онлайн-продаж", - уверен Георгий Бабилашвили. Ожидается, что доля пользователей, подключенных к широкополосным сетям, увеличится в среднем до 44% к 2012 году (данные Roland Berger Strategy Consultants).

Логистика для развития

Также на развитие интернет-торговли влияет, как отмечает Сергей Беззубцев, способность продавцов обеспечивать спрос, и в первую очередь – их информационные, складские и транспортные возможности. Это действительно серьезная задача, и в зависимости от того, хорошо или плохо она решена, это является сдерживающим или продвигающим фактором. "Ежедневно к нам приходят до 1000 новых клиентов, - рассказывает PR-директор сети "Утконос". – Таким образом, мы едва справляемся с растущим спросом и вынуждены расширяться. Именно поэтому летом мы открываем второй распределительный центр и планируем увеличить число наших магазинов, из которых заказы развозятся по домам клиентов".

Как показало онлайн-исследование PricewaterhouseCoopers, проведенное в России в октябре 2009 года в 11 городах-миллионниках, не всем крупнейшим торговым сетям удается избежать проблемы несвоевременного обновления информации о наличии товара на складе и о состоянии заказа и доставки, что обусловлено ограниченным объемом инвестиций в ИТ-системы. Эта проблема особенно актуальна для компаний, доставляющих товар покупателям из магазина, а не с общего склада. Чаще всего в магазине не оказывается некоторых товаров, которые есть в каталоге. Георгий Бабилашвили отмечает, что многие сети БТЭ ограничивают онлайн-торговлю только теми городами, где присутствуют их стационарные магазины, и то не всеми. "Это, конечно, связано с возможностями организации логистики", - утверждает эксперт. Представители PwC предостерегают, что отсутствие внимания к таким проблемам, как завоевание доверия потребителей и усовершенствование логистики, грозят интернет-магазинам безвозвратной потерей покупателей и потенциальных клиентов.

Вместе с тем, как считает Дэйл Кларк (PwC), в ближайшие годы интернет-подразделения крупных торговых сетей останутся ключевыми игроками на рынке электронной коммерции. И дело не только в отлаженных бизнес-процессах, выстроенной логистике и системе обработки заказов традиционных магазинов. "Чтобы успешно конкурировать, интернет-магазину необходимо иметь собственный склад, call-центр, курьерскую службу и пункты самовывоза, что требует больших инвестиций, - поясняет специалист. – Помимо этого, преимуществом крупных торговых сетей является развитая региональная инфраструктура".

По мнению Анастасии Птуха, рынок интернет-торговли претерпевает качественные изменения – например, появление логистических гигантов, таких, как "Утконос", которые конкурируют с оффлайн-торговлей на новом уровне.

Как платить – вот в чем вопрос

Система платежей постепенно меняется, тоже способствуя развитию продаж через интернет, но не так быстро, как хотелось бы. В начале, как говорит Иван Кургузов, почти все товары оплачивались наличными курьеру. Потом стали распространяться разные формы удаленной предоплаты: суммарно несколько лет назад они перевалили 10% в физических товарах и сейчас двигаются к 20%, но пока не достигли этой границы. "Основной формой расчетов в сегменте В2С до сих пор остается оплата наличными при получении товара: доля этого способа оплаты в 2009 году составила 56%, а в 2000 году была более 90%, - подтверждает Анастасия Птуха. Неуклонный рост других форм оплаты – электронных платежных систем и пластиковых карт для расчетов онлайн - продолжается.

В качестве примера аналитик Symbol-Marketing Алексей Кобяков приводит данные исследовательской группы компаний "Ромир" за 2009 год, которые показывают, что количество пользователей, считающих электронные платежи  наиболее удобной формой оплаты покупок в интернет-магазинах, составляет около 40%. Это вполне сопоставимо с числом потребителей, предпочитающих оплату наличными (45%). Из приверженцев онлайн-покупок 10% предпочитают кредитные карты, еще 7% - банковские или почтовые переводы. По данным исследования PwC, 59% респондентов оплачивают покупки наличными курьеру при доставке. В Москве этот показатель достигает 74%. И только 20% опрошенных расплачивались банковскими картами в сравнении с 49% респондентов, использующих системы интернет-платежей, что объясняется низким уровнем распространения банковских карт в регионах. "В то же время из-за проблем правового регулирования и непрозрачности рынка электронных платежей крупнейшие торговые сети электронной и бытовой техники не используют виртуальные деньги для оплаты покупок в регионах", - комментирует Дэйл Кларк. Во всех городах, принимавших участие в исследовании, кроме Москвы, наиболее активно используются электронные деньги и – в меньшей степени – почтовые переводы. Часто это связано с невозможностью оплатить товар курьеру при доставке (доля респондентов, расплачивающихся наличными, на 15-40 процентных пунктов ниже результатов в Москве).

За минувший год, по данным "Ромир", доверие населения к электронным платежам возросло практически в 4 раза – с 10% до почти 40%. В то же время, с 70% в 2008 году до 45% в 2009 году сократилось число потребителей, предпочитающих оплату в интернет-магазине наличными. С большим доверием к электронным платежам относятся мужчины (47%). Среди женщин эту форму оплаты считают наиболее удобной 31%. Женщины все еще предпочитают кэш - 52% расплачиваются "живыми деньгами"  (среди мужчин - 37%).

Несмотря на то, что многие эксперты считают распространенную оплату товаров наличными препятствием для развития интернет-торговли, Сергей Беззубцев не видит в этом проблемы. "Принято считать, что онлайн-торговлю сдерживает недоверие нашего населения к системам электронных платежей. Но по нашему мнению, действие этого фактора незначительно. И мы, и, если можно так сказать, наши коллеги, не имеем никаких проблем в расчетах с клиентами наличными, - говорит PR-директор сети "Утконос". - Более 90% расчетов с покупателями происходит наличными. Иногда наши клиенты, в особенности новые, высказывают сожаление, что при заказе на дом невозможно воспользоваться картой. Однако нам не известны такие случаи, чтобы кто-то отказывался от нашего сервиса по этой причине".

Так как в качестве основного преимущества покупатели признают экономическую выгоду от покупок в интернет-магазинах (чуть больше половины респондентов по исследованию PwC), особенно в кризис, а доступ в интернет неизбежно будет расти, равно как будут развиваться системы оплаты, альтернативные наличные, и системы доставки, в начавшемся десятилетии у онлайн-торговли, судя по всему, хорошие перспективы.

Наталия Кузнецова

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS