Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Зайцев
СКТ

Алексей Зайцев:

Кризис повлек санирующие меры в отношении слабых игроков «производственного» сектора

На вопросы CNews ответили генеральный директор компании СКТ Алексей Зайцев и член совета директоров компании СКТ Виталий Болотин.

CNews: Какие тенденции доминировали в «производственном» сегменте российского ИТ-рынка в 2009 году?

Алексей Зайцев: В 2009 г. общие тенденции стали складываться в сторону улучшения рыночной ситуации. Многие ИТ-компании отошли от шока, который они испытали с наступлением кризиса. Разумеется, рынок в 2009 г. не вернулся к докризисному состоянию: падение в среднем оценивается на уровне 30-40%.

Но в «кризисный» 2008 г. ситуация была гораздо более драматичной. Практически весь производственный бизнес был приостановлен. Многие игроки задумывались о полной диверсификации бизнеса, об отказе от производства ПК в принципе.

Виталий Болотин: Думаю, что сильнее других пострадали те производители компьютерной техники, которые работали «под заказ». Некоторые компании перешли на аутсорсинговую схему, благодаря чему значительно уменьшили свой затратный механизм и, несмотря на резкое уменьшение оборота в 2009 г., сумели выстоять. Сегодня такие компании, принявшие, на первый взгляд, непопулярные меры, активно думают о дальнейшем развитии бизнеса и возврате на былые позиции.

CNews: Как изменились потребности отечественных заказчиков в области компьютерного оборудования – на фоне кризиса?

Алексей Зайцев: В течение последних лет наблюдается смещение акцентов в сторону более мобильных и портативных решений. Мы наблюдаем снижение интереса заказчиков к десктопам: постепенно их вытесняют портативные мобильные устройства (нетбуки, неттопы, ноутбуки и т.п.). Наша компания специализируется на контрактной сборке, предоставляя ее как услугу для российских и зарубежных партнеров. Соответственно, если говорить о наших заказчиках – то  мы замечаем, что у некоторых из них примерно до 50% заказов на сборку на нашем предприятии приходится на портативную компьютерную технику с тенденцией увеличения этой доли.

Поэтому справедливо было бы отметить, что кризис не только повлек за собой санирующие меры в отношении слабых игроков «производственного» сектора. Он заставил участников рынка активно заниматься поиском новых продуктов, с помощью которых они могли бы выжить в экономически неблагоприятных условиях.

Если говорить о заказчиках как о конечных пользователях – то их можно разделить на две категории: ритейл со своей структурой конечных пользователей и корпоративный сектор - со своей.

Домашние пользователи не гонятся за мобильностью, обычно им нужна игровая станция (как правило, это десктоп). Корпоративным пользователям требуются недорогие (до $300-400) офисные машины. Понятно, что после кризиса наступит (и он уже заметен) период «отложенного спроса».

Виталий Болотин: Первая половина 2009 г. охарактеризовалась серьезной заморозкой всех бюджетов корпоративных заказчиков на обновление  компьютерного парка. Во второй половине года начался период реализации отложенного спроса, который продолжается до сих пор. Соответственно, спрос корпоративных заказчиков вернулся на прежний уровень (с небольшими коррективами в 5-10%).

Что касается потребительского спроса физических лиц – то он зависит не столько от потребительской способности потенциального покупателя, сколько от возможностей компьютерного ритейла. А сети электроники, как известно, очень сильно пострадали в кризис. В первую очередь – из-за банковской отрасли, которая оказалась неспособной к перекредитованию торговых компаний. Все мы знаем, какая печальная судьба постигла вследствие этого некоторых крупных ритейлеров. Соответственно - объем предложения ритейлеров снизился. Причем сегодня крупнейшие торговые сети стараются вытеснить российских сборщиков со своих полок и заполнить их техникой зарубежных производителей.

CNews: Внес ли минувший год позитивные изменения в тему конкуренции российских и зарубежных производителей компьютерного оборудования (вырос ли спрос на недорогие отечественные компьютерные системы)?

Алексей Зайцев: Вопрос победы в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных компьютерных производителей продолжает оставаться открытым. Эта конкуренция была и будет всегда. Вряд ли какие-то радикальные перемены ожидают нас и в ближайшем будущем.

Виталий Болотин: Основные производственные мощности зарубежных производителей в России есть у Samsung и LG. Я не заметил у них ни серьезного роста, ни спада производства. Заводы ощутили падение в меньшей степени, чем ритейл. Соответственно, больше пострадали производители, взаимодействующие с торговыми сетями. Но я знаю, что было заморожено строительство завода в Санкт-Петербурге. Два калининградских завода также остановили свою деятельность, причем один из них – навсегда, а второй лишь сильно сократил объемы производства. Также были замечены попытки зарубежных партнеров в непростой 2009 г. найти производственную площадку для сборки в России, что можно расценивать как позитивный индикатор - и для развития экономики страны, и для развития бизнеса зарубежных партнеров. Ведь близость производства к рынку продаж имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с доставкой готового продукта из зарубежья.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Генеральный директор компании СКТ Алексей Зайцев:"Кризис заставил игроков «производственного» сектора заниматься поиском продуктов, с помощью которых они могли бы выжить в экономически неблагоприятных условиях".

CNews: В какой степени кризис повлиял на планы развития вашей компании в 2009 г.? По сути, старт вашего бизнеса пришелся на кризисный год: не жалеете, что не успели поработать на ИТ-рынке в «тучные» годы?

Алексей Зайцев: Мы сознательно пошли на этот бизнес-шаг – стартап в 2008 г., - поскольку кризис представлялся нам временем больших возможностей. Мы понимали, что порог вхождения на рынок для каждого производителя на тот период был минимальным, поскольку большинство из них серьезно «просели». Наша мобильность позволила нам войти в рынок в кризисный год. Мы шли в противофазе: те, кто не знал, что делать  с производством – его «сливали». Мы же, зная, что предпринимать в такой ситуации, шли «навстречу» этому кризису. В итоге, наша компания удачно влилась в рынок контрактных услуг. Задача «выживания» выполнена, мы удвоили объемы бизнеса в 2009 г., и планируем вновь удвоить объемы в 2010 г.

Влияние кризиса мы оцениваем как исключительно положительное: он не дал нам расслабиться. Мы постоянно находимся в тонусе, пытаемся сохранить мобильность при достижении стратегических целей, динамично вносим коррективы в свои планы. Мы стремимся к привлечению новых заказчиков, к развитию наших качественных возможностей. Именно кризис заставил нас сохранять свою жизнеспособность за счет быстрого реагирования на вызовы рынка. Это происходит благодаря тому, что нам удалось подобрать команду профессионалов, понимающих суть стоящих перед компанией задач. К нам пришли люди из разных направлений бизнеса. В результате родилась уникальная корпоративная культура, которая впитала в себя опыт разных отраслевых сегментов. И это стало для компании ключевым фактором успеха. Сегодня в СКТ работают более 40 человек. Все сборщики, которых мы привлекли в 2009 г., остались у нас в качестве постоянных сотрудников. Мы растем, понимая, что компания может жить и быть успешной, только находясь в стадии постоянного совершенствования своей деятельности.

CNews: Каковы ближайшие планы развития бизнеса вашей компании?

Алексей Зайцев: В наших планах – увеличение портфеля заказов, в том числе, и по новым продуктам. Есть планы скорректировать «сезонность» заказов. Эту тенденцию можно нивелировать за счет грамотного наполнения «продуктового портфеля». Есть ряд товаров, которые идут в противофазе со спросом на ПК. Находя эти продукты, находя заказчика, испытывающего необходимость в их производстве, наша компания сможет обеспечить равномерную загрузку своих производственных мощностей на весь год.

Виталий Болотин: Сегодня на рынке есть много новых и интересных решений. Но попытка прогнозировать их судьбу – порой менее благодарное занятие, чем попытка прогноза погоды. Даже аналитики мирового уровня теряются в догадках по поводу судьбы каждого появляющегося гаджета и его роли на рынке.

Но все-таки скорость проникновения технологий на рынок весьма высока. Например, если про неттопы в 2008 г. мы только слышали, то в 2009 г. мы уже стали их собирать. В 2010 году у нас также выпускались неттопы для одного из российских заказчиков. Нам приятно, что нам доверяют сборку крупные бренды.

Пока российское производство ноутбуков не может конкурировать с зарубежным (это объясняется политикой сбора пошлин). Недавно в России велись дискуссии о повышении пошлин на ЖК-мониторы, которые у нас не собирались в силу жесточайшей конкуренции на этом рынке. Если в перечисленных сегментах начнут происходить позитивные перемены – это даст нам повод для размышлений относительно новых продуктовых линеек, которые мы могли бы производить на контрактной основе. В этом случае мы сможем расширять свой бизнес, создавая новые рабочие места и развивая имеющиеся производственные мощности.

CNews: Какие новые технологии станут определять развитие рынка ПК на ближайшие несколько лет?

Алексей Зайцев: Мир движется в сторону повышения мобильности и дальнейшей минимизации устройств. Если говорить о мониторах – то совершенно очевидным будет движение в сторону OLED-подсветки. Технологии, лежащие в основе новых устройств, будут максимально энергосберегающими. В течение ближайших 3-5 лет этот тренд будет доминировать. Производители техники давно бьются над тем, как сделать изделия более портативными. Но сегодня до 60-80% веса какого-либо мобильного устройства занимает батарея. Так что рынок, скорее всего, будет двигаться в сторону снижения веса элементов питания с увеличением портативности и производительности устройств. Последние программные разработки также движутся в сторону более экономного энергопотребления.

Виталий Болотин: Я думаю, что рынку нужны будут самые разнообразные специализированные устройства. Есть простой закон: каждый «девайс» должен быть заточен под свои конкретные задачи. От мобильного устройства и от стационарного ПК нельзя требовать решения одних и тех же задач. Так что различным группам потребителей всегда будут необходимы самые разные устройства. А основополагающими направлениями, скорее всего, станут расширение функций продуктов, оптимизация их сочетания функционала и уменьшение энергопотребления

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS