Мнение

Немецкие компании предпочитают поставщиков из Восточной Европы
Хайнц-Пауль Бонн, вице-президент Bitkom:

Существуют две общие тенденции, которые определяют развитие немецкого ИТ- рынка: мобильность и облака. Тема мобильности выражается в виде высокого спроса на смартфоны, планшетные ПК и мобильные услуги передачи данных. Развитие облачных технологий связано с рынком ПО и ИТ-услуг, а также оказывает влияние на инвестиции предприятий в новое ИТ-оборудования.

читать далее

Мнение

Налаживание связей с немецкими ИКТ-сообществом - ключ для успеха российского бизнеса
Михаэль Пфайффер, исполнительный директор организации GTAI (Germany Trade & Invest):

Немецкий рынок ИКТ - четвертый по величине в мире и крупнейший в Европе. Германия - прекрасное место, чтобы начать свой бизнес за границей для тех российский компаний, которые планируют экспансию на международный рынок. Германия находится практически у границ России, это идеальное место для доступа на общеевропейскую арену.

читать далее

Обзор подготовлен

версия для печати
Как Германия построила технопарк на руинах академии наук

Как Германия построила технопарк на руинах академии наук

«Город науки, технологий и медиа», расположившийся в берлинском районе Адлерсхоф, сердцем которого является основанный в начале 90-х гг. технопарк – один из наиболее ярких примеров успеха публично-частного партнерства в области современных технологий. Будучи создан на обломках академии наук социалистической Восточной Германии, Адлерсхоф превратился в динамичный и постоянно расширяющийся инновационный центр, в котором живут, получают образование и работают десятки тысяч людей.

Сегодняшние показатели деятельности Адлерсхофа достаточно внушительны. На конец 2011 г. здесь было трудоустроено почти 15 тыс человек. При этом считается, что на каждого сотрудника Адлерсхофа приходится еще один сотрудник, трудоустроенный в другой части Берлина, но непосредственно зависящий от Адлерсхофа - т.е. реальное число создаваемых благодаря Адлерсхофу рабочих мест примерно вдвое выше. По итогам 2010 г. непосредственно в Адлерсхофе было произведено свыше 1 млрд евро добавленной стоимости, плюс к тому около 740 млн евро было произведено в других местах Берлина в связи с деятельностью, осуществляемой в Адлерсхофе. Деятельность Адлерсхофа принесла государственной казне 340 млн евро налогов, из которых 180 млн осталось в Берлине. Темпы экономического роста в период 2005-2010 гг. здесь также были выше, чем где-либо в Германии: рост продаж в среднем составил 10,9%; рост создаваемой добавленной стоимости – 7,2%; налоговых поступлений – 7,1%; количества рабочих мест – 3,8%.

Показатели Адлерсхофа за 2011 г. в совопоставлении с некоторыми плановыми показателями Сколково

  Адлерсхоф Сколково
Площадь 4,2 км2 2,4 км2
Число сотрудников, в т.ч.: 14 968  
  в технопарке 5080  
  в исследовательских учреждениях 1820  
  в медиа-городе 1744  
  в «зоне развития» 5406  
Число студентов 8034
(Берлинский университет им. Гумбольдта)
1200
(Сколковский институт науки и технологий)
Число компаний, в т.ч.: 905 1050
  в технопарке 429  
  в медиа-городе 138  
  в «зоне развития» 337  
Доход за 2011 г., в т.ч.: 1,6 млрд евро  
  в технопарке 625,4 млн евро  
  в медиа-городе 172,9 млн евро  
  в «зоне развития» 579,3 млн евро  

Источники: WISTA, sk.ru, 2011

От социализма к капитализму

Адлерсхоф интересен своей историей. По сути, он был создан на основе реформированной восточногерманской академии наук. После объединения Германии в 1990 г. работу в государственных исследовательских учреждениях смогли сохранить лишь около 1500 человек из общего числа около 5600 сотрудников. Остальным было рекомендовано найти работу в других учреждениях или же запустить собственное дело.

Рост числа сотрудников в Адлерсхофе

Источник: Wista, 2011

В Адлерсхофе расположено 17 академических учреждений и 429 компаний. На протяжении 1998-2003 сюда было переведены факультеты информатики, математики, химии, физики, географии и психологии. Из числа академических учреждений, не связанных с Берлинским университетом, большинство являются непосредственными преемниками структур бывшей академии наук. Сегодня они являются частями общенемецких исследовательских организаций, таких как Общество Макса Планка. Примечательно также, что из 250 новых компаний, основанных после сокращения академии наук, около 100 было основано ее бывшими сотрудниками.

Собственно решение о создании технопарка было принято в 1992 г., когда власти Берлина инициировали запуск «интегрированной научной и деловой площадки» в Адлерсхофе и вложил порядка 230 млн евро в строительство инфраструктуры для этой площадки. Годом раньше было создано Общество развития Адлерсхофа, которое впоследствии было преобразовано в компанию Wista-management GMBH. Именно эта компания в настоящее время занимается всем комплексом задач по поддержанию и развитию технопарка, включая строительство новых площадок, аренду и организационную поддержку стартапов.

Соотношение государственных и частных инвестиций в строительство

Источник: Wista, 2010

Исследовательские площадки и бизнес-инкубаторы

В Адлерсхофе создано пять специализированных бизнес-площадок, связанных с конкретными исследовательскими направлениями: фотоника и оптика, биотехнологии и окружающая среда, микросистемы и материалы, ИТ и медиа, фотовольтаика. Среди компаний-участниц площадки по ИТ и медиа есть и довольно известные имена: Nokia Gate5, Rohde & Schwarz SIT GmbH, Innominate Security Technologies AG, Siemens, Tom Tom. В то же время абсолютное большинство составляют относительно малоизвестные фирмы.

Адлерсхоф обходит Берлин и Германию в целом по темпам роста

Источник: Wista, 2010

Деятельность стартапов в Адлерсхофе в основном связана с двумя бизнес-инкубаторами: Инкубационный центр инноваций и бизнеса (IGZ) и Международный бизнес-инкубатор (OWZ). Из них OWZ специализируется на предоставлении площадок зарубежным компаниям с упором на предприятия из Центральной и Восточной Европы. Стоимость аренды здесь составляет около 6-10 евро за м?, еще около 2,5 евро приходится на коммунальные услуги. Минимальные требования, предъявляемые к арендаторам – наличие жизнеспособного бизнес-плана и владение немецким языком на рабочем уровне.

По словам Флориана Зайффа (Florian Seiff), CEO OWZ, в настоящее время услугами этого инкубатора воспользовалось уже около 40 компаний из СНГ и стран Балтии: России, Украины, Литвы, Казахстана и Узбекистана. При этом надеяться на успешное согласование бизнес-плана могут любые компании независимо от профиля деятельности: «Мы в OWZ приветствуем любые инновационные и технологически ориентированные компании», – сообщил CNews Флориан Зайфф. «Амбициозному стартапу также наверняка потребуются предлагаемые OWZ услуги, связанные с финансированием и работой на западноевропейских рынках», – добавляет он.

Помимо инфраструктуры, OWZ также является платформой для установления деловых связей: «Важно, что OWZ находится в непосредственной близости от других немецких компаний, предпринимателей и исследователей, особенно тех, деятельность которых сосредоточена в Технологическом парке Берлин-Адлерсхоф», – говорит CNews Флориан Зайфф.

История одной неудачи

Краткий обзор Адлерсхофа будет неполным, если оставить в стороне трудности, с которыми «город науки, технологий и медиа» столкнулся в последнее время. Удар пришелся на сегмент фотовольтаики, который существенно пострадал в 2011 г. не только в Адлерсхофе, но и во всей Германии. Причина – перенасыщенность рынка солнечных панелей и жесткая конкуренция со стороны азиатских производителей. Во многом благодаря мерам немецкого правительства по стимулированию развития отрасли, солнечные панели сегодня стали товаром массового спроса, и немецкие компании утратили конкурентные преимущества по сравнению с китайскими компаниями, способными производить такие товары в больших количествах за меньшую цену. В результате, одна за одной, в конце 2011-начале 2012 г., немецкие компании стали подавать заявления о банкротстве (Solon в декабре 2011 г., Q-Cell в апреле 2012 г.) или срочно искать покупателей из Азии (Sunways). Следует заметить, что та же судьба затронула и американские компании Solyndra, Evergreen Solar и SpectraWatt. Обвал индустрии солнечных панелей отразился и на Адлерсхофе, где расположено головное подразделение Solon. Несмотря на усилия, предпринятые для восстановления платежеспособности Solon, часть активов компании была куплена компанией Microsol из ОАЭ.

История Solon показала, что немецкие компании также не застрахованы от капризов рынка, как и их конкуренты. Однако в целом банкротство Solon не повлияло на общее благополучие Адлерсхофа. Более того, Адлерсхоф продолжает делать ставку на это направление, и в 2013 г. ожидается открытие нового Центра фотовольтаики на 8000 м?. Очевидно, немцы не собираются так уж легко сдавать позиции в перспективном направлении и в будущем постараются сконцентрировать внимание на технологиях, которые не получится быстро запустить в массовое производство на азиатских заводах.

Егор Гребнев

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS