Обзор подготовлен

версия для печати
Планшеты и смартфоны 2011: новые рекорды

Планшеты и смартфоны 2011: новые рекорды

Продажи «таблеток» и «умных» телефонов растут рекордными темпами. При этом новые гаджеты не заменяют традиционные ПК, а дополняют другие устройства.

Acerотбирает долю у iPad

По данным Gartner, в 2011 г. было продано 60 млн планшетных устройств, и это еще не предел – в 2012 г. будет реализовано 118,9 млн «таблеток», предсказывают аналитики. Ожидается, что в этом году Apple займет 61,4% мирового рынка по объемам продаж конечным потребителям, Android будет принадлежать 31,9% рынка, а Windows - 4,1%. В дальнейшем разрыв между iOS и Android сократится, тем не менее, Apple продолжит занимать лидирующую позицию по величине рыночной доли. В то же время доля Windows вырастет до 11,8%, считают в Gartner.

В 2011 г. в Россию было поставлено 928,5 тысяч планшетных устройств, что в 10,4 раза больше, чем в 2010 году, когда рынок только начал свое бурное развитие, говорится в материалах IDC. Лидером была компания Apple (40%), но ее доля сократилась по сравнению  с 2010 г. из-за выхода большого количества устройств на Android. Вторым по величине поставщиком c долей в 20% оказалась компания Acer. На данный момент главными покупателями планшетов выступают индивидуальные пользователи, корпоративный сектор пока присматривается к новым гаджетам, но ситуация может измениться с появлением устройств на Windows 8. Сдерживающим фактором для распространения планшетов в России будет наличие беспроводных широкополосных сетей доступа к интернету.

Телефоны «умнеют»

Мировой рынок мобильных телефонов продемонстрировал рост в прошлом году, при этом быстрее всего увеличивались продажи «умных» трубок. По данным Gartner, в 2011 г. было продано 1,77 млрд. мобильных устройств (+11% по отношению  к 2010 г.), при этом продажи смартфонов подскочили на 58% до 472 млн. штук. Согласно статистике Strategy Analytics, в 2011 г. в каналы продаж было отгружено 1,55 млрд. телефонов (+14,1% по отношению к показателю годовалой давности), из них к категории смартфонов относятся  488,5 млн. аппаратов (рост на 63%).

Мировые продажи мобильных телефонов конечным потребителям в 2011 г. (тыс. шт.)

Компания 2011 Доля рынка в 2011, % 2010 Доля рынка в 2010, %
Nokia 422478,3 23,8 461318,2 28,9
Samsung 313904,2 17,7 281065,8 17,6
Apple 89263,2 5 46598,3 2,9
LG Electronics 86370,9 4,9 114154,6 7,1
ZTE 56881,8 3,2 29686 1,9
ResearchInMotion 51541,9 2,9 49651,6 3,1
HTC 43266,9 2,4 24688,4 1,5
Huawei 40663,4 2,3 23814,7 1,5
Motorola 40269 2,3 38553,7 2,4
SonyEricsson 32597,5 1,8 41819,2 2,6
Прочие 597326,9 33,7 485452 30,4
Всего 1774564,1 100 1596802,4 100

Источник: Gartner, 2012

Главный тренд года - замедление роста рынка мобильных телефонов, сопровождающееся резким ростом в сегменте смартфонов, которые становятся дешевле и доступнее.  Вторая тенденция это падение продаж телефонов Nokia. По данным StrategyAnalytics, доля финской компании в мировом «пироге» сократилась с 33% до 26,9%, а по подсчетам Gartner, с 28,9% до 23,8%. Впрочем, игроку номер два компании Samsungтак и не удалось догнать производителя из предместий Хельсинки по общему количеству поставленных аппаратов.

Поставки смартфонов на мировой рынок (млн штук)

Компания 2010 2011 Доля в 2010 Доля в 2011
Nokia 100,1 77,3 33,40% 15,80%
Samsung 23,9 97,4 8,00% 19,90%
Apple 47,5 93,0 15,90% 19%
прочие 128,0 220,8 42,70% 45,2%

Источник: Strategy Analytics, 2012

Samsung в погоне за первым местом

Для России характерны те же тенденции, что и для остального мира, с поправкой на традиционно более сильные позиции Nokia. По оценке IDC, в 2010 г. на российский рынок было поставлено 40,92 мобильных телефонов, из 21% или 8,67 млн. устройств относятся к классу смартфонов. По данным «Евросети», за год в России было продано 7,5 млн. телефонов этой категории, «Связной» дает цифру в 7,6 млн.

Продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что они спускаются в средние ценовые сегменты. Так, по итогам 2011 г. почти половина продаж пришлась на аппараты стоимостью до 7,5 тыс. руб., годом ранее на них приходилось лишь 25%. Основу доступных смартфонов составляет продукция  компаний Nokia и Samsung. В верхнем ценовом сегменте (свыше 25 тыс. руб.) по-прежнему доминирует Apple. При этом аппараты на базе Android наращивают свою долю во всех ценовых сегментах. Номером один на отечественном рынке смартфонов как в натуральном, так и в денежном выражении по итогам 2011 г. осталась Nokia, несмотря на значительную потерю доли (47% против 69% в натуральном выражении в 2010 г). Самым быстрорастущим производителем оказался Samsung, доля которого выросла с 9% до 29%, говорится в материалах «Связного».

Цифровые устройства дополняют друг друга

Несмотря на то, что продажи планшетов и смартфонов стремительно растут, а традиционных ПК замедляются, первые устройства вряд ли могут заменить вторые. «Начало "эры Post-PC", завершения эпохи персональных компьютеров предвещалось уже более десяти лет назад. Еще в 2000-м тогдашние ведущие идеологи ИТ -- Лу Герстнер, Ларри Эллисон, Стив Джобс -- предрекали скорый закат традиционным ПК. С тех пор прошло десятилетие, а компьютеры так и стоят на наших столах», - комментирует представитель аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова.

Каннибализации рыночной доли традиционных ПК не происходит, уверен аналитик J`son&Partners Сергей Савин: «Планшеты это развлекательные устройства, а для смартфонов все равно главное функцией остается сотовая связь. Также есть ограничения по размеру экрана и вычислительным мощностям. В перспективе может появиться универсальный гаджет, который сможет подключаться к любым внешним системам и заменит все известные сейчас устройства, но пока об этом говорить рано».

«У каждого устройства есть свое место и своя ниша, - согласна Завьялова. - Смартфон - средство связи в эпоху цифровых коммуникаций, планшет - способ потребления контента, ноутбук - средство производства контента, ПК, по меткому определению Intel, занимает место "центра цифровой Вселенной». Другое дело, что раньше технологии не позволяли создать столь же доступных по цене устройств, не превращая их в буквально в "огрызки". Но все эти сегменты растут и развиваются вместе, подталкивая и стимулируя популярность друг друга».

В цифровом мире действует логика «и» вместо «или», причем функции перетекают между устройствами самых разных типов, например, в фотоаппаратах появляются навигаторы, а планшеты превращаются в медиаплееры. «Даже MP3-плееры сегодня существуют как отдельные устройства, хотя, казалось бы, играть музыку сегодня способны даже мыши, - рассказывает Светлана Завьялова. - Граница давно проходит не по функциям, а по удобству: пользоваться навигатором с большим экраном в автомобиле удобнее, чем прокладывать маршрут на смартфоне, а разница между планшетами с TFT-экранами и ридерами с E-Ink наглядно видна на пляже».

Павел Лебедев

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS