Обзор подготовлен

версия для печати
Владимир Комов

Владимир Комов:

Быстрее всего растет спрос на мобильные приложения и аналитику In-Memory

Генеральный директор компании "Сапран" Владимир Комов уверен, что в секторе мобильных бизнес-приложений отечественные разработки способны дать фору зарубежным. Поэтому стратегия компании основывается на создании конкурентоспособных решений.

CNews: Ваша компания специализируется на внедрении приложений SAP. Какой была динамика этого сектора российского ИТ-рынка в 2011 году?

Владимир Комов: Мы работаем на этом рынке уже пять лет и с уверенностью можем сказать, что за последние три года SAP сделал сильный рывок по числу внедрений в крупных компаниях, особенно в банковском секторе, госструктурах, показывая ежегодную динамику в 20–30%. Пять лет назад клиентами SAP в России в основном становились нефтяные компании, дискретное производство, ритейл.

Сейчас SAP реализует амбициозную программу роста в России, которая предполагает увеличение выручки более чем в 5 раз к 2017 году. На мой взгляд, реалистичнее оценка ежегодного роста примерно в 30%.

CNews: Как вы растете на этом фоне?

Владимир Комов: Наша компания растет быстрее рынка, например в 2010–2011 годах оборот увеличивался более чем на 100% ежегодно. В прошлом году у нас удвоилось количество персонала. Пять лет назад в компании работало всего несколько человек, а сейчас уже более 300. Мы находимся на стадии взрывного роста, что создает определенные сложности в управлении. Количество и сложность проектов растут, число людей тоже быстро растет. Очень непросто подстраивать бизнес-процессы, рассчитанные на небольшую компанию, к потребностям большой. Мы вынуждены их активно менять и стандартизировать, вводить более формальные методы управления, автоматизировать свою деятельность. Например, у нас полностью автоматизировано управление персоналом и расчет заработной платы c использованием платформы SAP HR.

CNews: Консультант в области SAP – сейчас большой дефицит. Те же банки активно набирают этих специалистов, предлагая им высокие зарплаты. Откуда берете людей?

Владимир Комов: Мы делаем ставку на разработку собственных решений на платформе SAP в наиболее динамичных сегментах ранка бизнес-приложений и живем в рамках стратегии органического роста, то есть набираем стажеров, обучаем их. "Сапран" – одна из немногих компаний, которая является инкубатором кадров. За год мы проводим 8–10 стажерских программ по разным направлениям, мы "выращиваем" 40–50 консультантов в год.

При этом надо понимать, что у SAP широкая линейка решений. Аналитические продукты, мобильная платформа – наиболее технологичные из них и не требуют глубокого знания бизнес-процессов, законодательства, что позволяет обучать консультантов более быстрыми темпами, чем в области ERP.

С другой стороны, для внедрения мобильных  решений необходимы архитекторы, которые понимают процесс от начала до конца: как он происходит в бэкенд системе, как данные передаются и обрабатываются на мобильной платформе, и какие действия должно поддерживать приложение на мобильном устройстве. Если мы добавим красоту интерфейса, что является одним из наиболее привлекательных факторов мобильного приложения, то становится понятно – люди должны быть всесторонне развиты. Таких людей сложно искать на рынке. 

CNews: Какие тенденции вы отметили в 2011–2012 годах в области внедрения SAP?

Владимир Комов: Спрос сдвинулся в область аналитических решений, мобильных приложений, различных систем поддержки принятия решений. Если еще пару лет назад 70–80% внедрений SAP в России лежали в области ERP, то сейчас сформировался достаточно большой сегмент компаний, которые уже автоматизировали основные бизнес-процессы и доросли до внедрения аналитики. Мы повторяем историю развития западных рынков. Там ERP-системы от SAP были установлены почти на всех крупных предприятиях, а потом сформировался спрос на аналитические решения. В России, к сожалению, или, может быть, к счастью для рынка, SAP не занимает такого же доминирующего положения, как в Европе, поэтому лояльность клиентов ниже, а конкуренция на рынке аналитических решений выше.

CNews: В последнее время корпорация SAP не раз заявляла о том, что начала уделять повышенное внимание сектору СМБ. Какую долю СМБ занимает в вашем клиентском портфеле?

Владимир Комов: Около 80% – это заказы от крупного бизнеса и 20% – это верхний сегмент среднего бизнеса. Понятно, почему SAP стремится двигаться в сторону СМБ, –более 50% крупных компаний уже являются клиентами SAP, поэтому рынок СМБ – одна из точек роста. Только при этом необходимы адаптированные для этого сегмента рынка решения. Более дешевые и простые  во внедрении. Тут у SAP есть поле для развития.

CNews: Как вы оцениваете долю "железа" на российском ИТ-рынке?

Владимир Комов: Менее половины. Надо сказать честно и откровенно, что "железо" – это осязаемый актив, который можно предъявить аудиторам. Еще пять лет назад было гораздо легче купить дополнительное аппаратное обеспечение, чем обосновать покупку программных решений. В результате в России и дружественных странах, например в Казахстане, сложилась ситуация, когда в "железо" были сделаны огромные инвестиции. Но оборудование простаивало, его требовалось загрузить работой, что дало толчок спросу на софтверные решения.

Например, одна крупная российская компания так развивала идею ситуационных центров: сначала были закуплены большие аппаратные мощности, мобильные "Камазы" с "плазмами", кабинетами для совещаний, а только через некоторое время пришли к тому, что все это железное великолепие нужно наполнить актуальной информацией из информационных систем, чтобы можно действительно анализировать ситуацию и принимать решения.

CNews: Насколько сегодня российский бизнес заинтересован в мобильных решениях?

Владимир Комов: Если сравнивать ситуацию с развитыми рынками, то можно с уверенностью сказать, что все мы находимся на старте. Западные рынки не опережают российский по количеству внедрений мобильных приложений.

В прошлом году в сентябре на одной из конференций мы видели 20 лучших мобильных приложений партнеров SAP. Без ложной скромности замечу, что в некоторых аспектах мы продвинулись гораздо дальше зарубежных коллег. Они в основном пытаются приспосабливать стандартные приложения к нуждам клиентов, а мы разработали решения почти с нуля. Поэтому Россия в этой области движется в авангарде.

Нашей компании повезло – мы работаем со "Сбербанком". У этой крупнейшей организации очень сложные бизнес-процессы, высокие требования к технологической составляющей. Это один из наиболее "продвинутых" банков в России, "мобилизация" его руководства включена в стратегические цели. Менеджерам нужна возможность работать удаленно, утверждать документы, находясь на совещании, в автомобиле и т.д.

Очень радует, что в нашей стране, еще довольно далекой от всеобщей "интернетизации", есть компании-лидеры, которые задают планку в использовании ИТ.

CNews: Очень остро стоит проблема информационной безопасности мобильного доступа. Как ее решают ваши заказчики?

Владимир Комов: Действительно, задачи обеспечения информационной безопасности при использовании мобильных приложений – одни из самых важных. Но при грамотном подходе можно обеспечить высокий уровень безопасности данных в мобильных приложениях. Во-первых, в мобильную платформу SAP уже встроены средства контроля доступа к данным на основе ролей и полномочий. Во-вторых, есть специализированные продукты от поставщиков решений по ИБ, которые позволяют шифровать трафик с помощью крипто-библиотек, фильтровать трафик по определенным правилам и т.д.

Кроме того, в мобильную платформу от SAP входит решение для удаленного администрирования мобильных устройств, которое позволяет удаленно удалить информацию с устройства в случае его потери, запретить устанавливать определенные программы и менять настройки, связанные с безопасностью.


CNews: Как меняются требования к функционалу мобильных приложений?

Владимир Комов: Идея мобильных приложений в том, чтобы вынести на мобильное устройство определенный набор функций, но не весь функционал. Это оповещения, несколько важных отчетов, согласование, утверждение бюджетов, заявок и т.д. Приложение не должно быть перегружено, оно должно быть компактным и быстро работать, легким в освоении, с красивым дизайном. Графики должны быть красивыми, должна поддерживаться функция Drill Down, обязательна удобная фильтрация.

Все больше внимания уделяется эстетической стороне. Если взять два приложения с одним и тем же функционалом, то в прошлом году клиент был бы удовлетворен не очень красивым, но стабильно работающим приложением. Сейчас все стремятся к красоте картинки на девайсе.

Еще нужно отметить, что сегодня 70% бизнес-пользователей мобильных бизнес-приложений – это топ-менеджеры. Они выдвигают повышенные требования вплоть до количества кликов, которые нужно совершить для выполнения определенной операции. Топы очень ценят свое время и не хотят его тратить на работу с приложением.

CNews: Каковы планы вашей компании в связи с активным развитием рынка мобильных приложений?

Владимир Комов: Мы считаем это направление перспективным, более того, мы были одной из первых компаний, которая выполнила промышленное внедрение приложения на основе мобильной платформы SAP. Мы активно инвестируем в направление и разрабатываем приложения. Мы набрали штат разработчиков, правда, не в России, а в  Украине. В 2011 году мобильные приложения принесли нам 1–3% выручки, но по итогам 2012 года, надеемся, что доля вырастет в несколько раз.

Также мы считаем, что ближайшие два-три года будет активно развиваться аналитика In-Memory. Мы также инвестируем в это направление, обучаем людей, разрабатываем прототипы, тестируем их. Здесь первые финансовые результаты будут только в этом году. Некоторые проекты находятся на стадии реализации.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS