Обзор подготовлен

версия для печати

BI на планшетах: в поисках fun’а

BI на планшетах: в поисках fun’а

Развитие BI-систем в настоящее время происходит весьма активно. При этом BI-эволюция довольно тесно коррелирует с общими технологическими трендами. Недавние исследования Gartner выявили интересные (хотя и абсолютно закономерные) тенденции. Пользователи хотят, чтобы их BI-системы было простыми, мобильными, и обладали бы неким fun’ом.



Сегодня мобильный BI применяется лишь в небольшом количестве организаций. Однако с появлением на рынке iPad и других планшетов наметились определенные подвижки в этой области. Аналитики Gartner утверждают, что большой размер экрана, технология touchscreen и интерактивность делают эти устройства прекрасно применимыми для представления BI-функций (которые, кстати, не ограничиваются простым просмотром отчетов). Соответственно, прогнозы экспертов говорят о том, что армия BI-пользователей может заметно пополниться за счет владельцев мобильных устройств.

Использование с удовольствием

Еще один важный тренд, отмечаемый Gartner – это стремление бизнес-пользователей получать от использования BI-инструментов удовольствие, сопоставимое с  использованием персональных гаджетов. Работа с BI-решениями должна быть, прежде всего, простой, не требующей навыков «продвинутого» пользователя. Новая парадигма – интуитивно-понятный и «прикольный» (тот самый fun) интерфейс. Touchscreen, визуальное отображение движения данных, красивая и быстрая графика, – вот что пользуется сегодня особой популярностью. Разработчики программного обеспечения обычно забывают, что руководитель «тоже человек», которому хочется, чтобы используемые им по работе приложения были столь же привлекательными, простыми и удобными, как Google или iPhone. Кстати, тенденция к социализации BI, о которой также много говорят сейчас, - это тоже поиски fun’а.

Рынок планшетных устройств отвечает этим ожиданиям. В последнее время производители планшетов не переставая анонсируют все новые и новые устройства. К примеру, на одном только Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе в январе 2011 г. было продемонстрировано более 80 моделей планшетов от Samsung, LG, Motorola, Blackberry, Acer, Asus, Dell, Toshiba, ViewSonic и многих других производителей. Планшетные компьютеры являются устройством, идеально сочетающим в себе мобильность и удовольствие от использования. Именно этим объясняется их растущая популярность. При этом Apple, без сомнения, является законодателем моды в области интерфейсов и юзабилити.

По образу и подобию

На фоне стремительного роста рынка планшетных устройств уже сегодня заметен дефицит корпоративных приложений, которые можно было бы использовать на этих устройствах. Это неудивительно: ведь рынок «планшетного» бизнес-ПО еще только начинает формироваться. Изначально эти гаджеты позиционировались лишь как продукт индивидуального использования. Но уже сейчас растет количество примеров использования планшетов в бизнесе.

По мере роста популярности планшетов многие BI-вендоры выпустили клиенты для iPad – SAP, Targit, Qlick Tech, MicroStrategy и др. При этом надо отметить важный момент: большинство BI-разработчиков в своих решениях для iPad практически «клонировали» интерфейс решения для Windows. Разумеется, какие-то обновления произошли, но они оказались малозначительными по сравнению с ожидаемыми. В итоге, такие BI-приложения не задействуют все возможности планшетов, не дают той легкости использования, за которую пользователи ценят, например, iPad.

BI-приложение RoamBi для IPad

Однако в числе производителей средств бизнес-аналитики есть и те, что продвинулись по «планшетной парадигме» дальше конкурентов. Например, Roambi – в их приложении для iPad реализован один из наиболее интересных визуальных подходов, активно используется жестовая навигация, пальцевое управление, создана хорошая графика. Тем не менее, подобных решений не так уж и много, и даже имеющимся есть куда развиваться.

Только ли отображение информации?

На первый взгляд, планшеты воспринимаются исключительно как визуализаторы информации, а не как серьезные вычислительные устройства. По этой причине многие процессы в работе BI-системы логично реализовывать на сервере. С другой стороны - не всегда  пользователю может быть доступен интернет. Поэтому BI для планшетов должен предоставлять и возможность off-line работы.

По мнению специалистов Digital Design, довольно удачным вариантом может служить следующая схема. Набор данных загружается на сервер, там информация подвергается обработке, и на планшет отправляется уже подготовленный во внутреннем формате локальный куб, который руководитель может рассмотреть в разных разрезах. Помимо OLAP-технологий, перспективной представляется визуализация на планшетах результатов data mining для поиска закономерностей, возможностей прогнозирования. Понятно, что произвести полноценный анализ на планшете не получится, но вынесение первичных функций будет полезным.

BI-приложение RoamBi для IPad

В целом, это укладывается в общую парадигму BI-систем: в большинстве случаев топ-менеджеры самостоятельно не изучают глубоко массивы данных. «Епархия» высшего руководства – предвидение, визионерство, а 80% выводов делается аналитиками. Но, тем не менее, некоторые подробности, стоящие за этими выводами, могут оказаться интересными.

Новой форме – новое содержание

Сегодня необходим пересмотр самого подхода к предоставлению данных. Как уже отмечалось, пока «планшетные» решения BI-вендоров по своей логике повторяют представления информации для обычных ПК. И это немного странно, ведь планшеты вывели взаимодействие пользователей с устройствами на новый уровень. Таким образом - новая форма появилась, но в нее упорно пытаются поместить старое содержание.

По мнению экспертов Digital Design, развитие BI на планшетах может двигаться в сторону использования новых каналов коммуникаций. При работе с отчетами в офисе у руководителей есть возможность оперативно получить комментарии аналитиков. При работе же вне офиса можно использовать планшет, а в сетевой папке для него подчиненные разместят необходимую информацию. Однако не всегда по этим данным можно понять, на что именно следует обратить внимание. Но если к графикам прикрепить, например, аудио-комментарии аналитиков, то работа может быть заметно эффективней. Такое представление информации является более понятным и действенным, поскольку использует разные каналы коммуникаций. Кроме того, оно удобнее для подчиненных (многим людям рассказать гораздо проще, чем написать). И, наконец, такое решение представляет тот самый fun, который так жаждут видеть руководители.

В последнее время заметна тенденция использования iPad как некой студии – уже созданы разнообразные диджейские пульты, приложения для видеомонтажа. Да, они проигрывают «большим» продуктам по богатству функционала, зато дают возможность быстро и удобно произвести привлекательный продукт. Почему бы не перевести эту тенденцию в плоскость BI? Это может выглядеть следующим образом: часть данных из BI-системы для высшего руководства представляется в виде интерактивного клипа. Аналитик, продумав структуру отчета, нажимает кнопку «запись», просматривает необходимые данные и отчеты, попутно диктуя свои комментарии. Получается своеобразный дистанционный отчет, к которому можно подключить привычный BI-контент – если возникнет необходимость «углубиться» в данные.

Примеров использования новых подходов к применению BI на планшетах, по оценке экспертов, может в течение ближайших лет появиться очень много. Главное – не стоит бояться выходить за привычные рамки - как руководителям бизнеса, так и BI-разработчикам.

Михаил Альперович

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS