Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

АБС или ERP в банках: возможности выбора

Эффективное использование ИТ для развития бизнеса является сегодня одним из ключевых факторов конкурентоспособности банка. Однако помимо требований к производительности систем, все больший интерес банки начинают проявлять к их «имиджевости». Соответственно, в ряде крупных финансовых структур начинают переход на западные программные продукты.

Укрупнение банковского бизнеса, массовый «исход» банков в регионы ставит на повестку дня вопрос унификации программных средств. При объединении банков возникает «зоопарк систем», поэтому возрастает роль программного обеспечения промежуточного слоя, способного стать технологическим ядром единой системы. Другая тенденция — «Банк России» намерен стимулировать внедрение в отечественных кредитных учреждениях методов процессного управления. Грядущий в 2007 г. переход на стандарты Basel II, укрупнение и слияния банков подталкивают финансистов к поиску инструментов для реализации новых управленческих стратегий, обращая их внимание на ERP-системы.

По мере увеличения оборотов и прибыли у финансовых учреждений появляются возможности инвестирования в обновление вычислительных инфраструктур своих банков. Уровень развития ИТ сегодня позволяет реализовать практически любые, самые сложные и уникальные бизнес-модели. Решения по выбору ИТ-стратегии, которые принимались 5-7 лет назад, сегодня проходят серьезную проверку. Те банки, которые намереваются выйти на новые рынки, основной упор в своих ИТ-стратегиях делают на внедрение уникальных технологий, дающих им серьезные конкурентные преимущества. Банки, чьей задачей является удержание клиентов, большое внимание в своих ИТ-стратегиях отводят технологиям, повышающим скорость и качество обслуживания, решая тем самым бизнес-задачу повышения лояльности клиентов.

Многие мировые банки уже приняли решение о замене АБС прежнего поколения. Европейские финансовые институты наиболее активно инвестируют в увеличение эффективности операционной деятельности, оптимизацию взаимодействия с клиентами и повышение уровня интеграции приложений. Российские банки периодически производят замену ранее установленных систем — либо переходя на более современные версии ПО, либо отдавая предпочтение решениям другого поставщика. Некоторые крупные финансовые структуры начинают внедрять западные программные продукты, в том числе и класса ERP. Основными причинами отказа от текущей системы автоматизации в банке называют устаревание ПО, низкую производительность, либо недостаточную функциональность. Кроме того, немаловажен фактор качества сопровождения со стороны разработчика.

На форуме разработчиков банковских систем в 2005 г. было заявлено, что хотя 80 % банков из списка Тор50 работают сегодня на АБС российских поставщиков, 40 % из них планируют заменить систему. Причины тому — неспособность традиционных АБС отвечать современным требованиям рынка: поддерживать новые бизнес-процессы, быстро выводить на рынок новые продукты, обслуживать большие потоки клиентов по различным каналам связи, наращивать производительность, расширять функциональность и пр.

Согласно данным исследования, проведенного компанией «Диасофт», за год примерно 10-30 % банков меняют систему автоматизации на систему нового поколения, каждый банк делает это в среднем раз в пять лет. Сейчас эти темпы возрастают, в текущем году почти четверть банков планируют сменить АБС, что связано в основном с заменой решений, переставших удовлетворять требованиям рынка. Две трети банков уже определились с выбором поставщика, а треть собирается поменять разработчика.

Основные критерии выбора решения

АБС усложняются, дорожают, их количество растет. Теперь простейшие изменения в ИТ-инфраструктуре занимают месяцы, а не дни, как это было раньше, а иногда приводят к непредсказуемым результатам.

По мнению специалистов, на финансовом рынке наиболее актуальными в ближайшее время будут ИТ-решения, обеспечивающие непрерывность бизнеса и адаптивность, решения с централизованной архитектурой для поддержки распределенного быстрорастущего масштабного бизнеса, комплексные катастрофоустойчивые решения по построению центров обработки и хранения большого объема информации, телекоммуникационные решения, обеспечивающие надежную связь всех офисов банка с главным управлением, с развитым терминальным доступом, решения «высокой доступности», интернет-банкинг. При разработке ИТ-проекта необходимо обратить особое внимание на его возможности в части адаптивности ИТ-структуры к постоянно растущим и меняющимся требованиям бизнеса, интеграции приложений, а также аутсорсинг, создание Contact/Call-центров, хранение и обработка информации, пропускная способности линий связи и серверная мощность, уровень автоматизации и стандартизации производственных процессов.

Основными критериями выбора поставщика решений могут быть: надежность будущего исполнителя проекта, его понимание задач, стоящих перед заказчиком, опыт в области построения катастрофоустойчивых информационных систем. Важно, чтобы поставщик был способен задействовать в проекте именно те ИТ-решения, которые наилучшим образом соответствуют бизнес-потребностям конкретного банка или страховой компании. Необходимо, чтобы он оперативно реагировал на изменение внешних и внутренних условий, сопутствующих реализации проекта. Желательно учитывать его готовность и умение снизить проектные риски до минимума. А это возможно только при готовности работать в тесном взаимодействии с заказчиком.

Принципиальное значение имеют ресурсные возможности производителя в плане развития и поддержки своего ПО. Поскольку скорость изменения технологий и в мире, и в России очень высока, то и скорость развития функционала соответствующих программных продуктов также достаточно высокая. Именно поэтому при выборе производителя решения важно понимать его возможности по адекватному развитию продукта.

Помимо требований к производительности систем, определенный интерес банки начинают проявлять к их «имиджевости». Соответственно, в некоторых крупных структурах российские программные продукты начинают заменять западными. 2005 год прошел под знаком усилий западных разработчиков банковских систем по проникновению на российский рынок. Свои позиции в России пытаются укрепить такие вендоры, как Misys, Temenos, SAP и др. Иностранные разработчики постепенно снижают цены на свою продукцию, высокая стоимость которой до недавнего времени считалась главным препятствием на ее пути в российские банки. Однако серьезного изменения в расстановке сил на отечественном рынке пока не наблюдается.

Считается, что зарубежные АБС несут в себе западные технологии ведения бизнеса, и в этом их основное преимущество перед российскими системами. Но у отечественного банковского и налогового законодательств есть своя специфика. Положиться только на западные разработки, адаптировав их к российским условиям, и совсем не использовать собственные программные продукты (хотя бы для выпуска отчетности для «Банка России» и других регулирующих органов), наверное, все-таки не верно. Хотя в некоторых крупнейших кредитных учреждениях («Альфа-банке», «Московском международном банке») идут внедрения зарубежных АБС, это процесс длительный, сложный и довольно болезненный. А что касается реализации новейших бизнес-технологий в программных продуктах, то здесь российские поставщики быстро сокращают разрыв, который существует между отечественными и западными решениями.

Недавно появился новый термин — ЦАБС (централизованная АБС). Отличительные особенности такой системы — глубокая интеграция приложений, мощные средства управления большими массивами данных, поддержка работы территориально распределенных подразделений в единой БД — в той или иной степени реализованы в разных продуктах. Выбирая ПО такого рода, очень важно отделять маркетинговые обещания от реальных проектов с серьезной технологической проработкой и функциональным обеспечением.

Когда банк решает провести крупномасштабную акцию по модернизации своей ИС, встает вопрос — делать это традиционно, в связке с разработчиком, или воспользоваться услугами фирмы-консультанта. Вопрос не праздный, учитывая заинтересованность производителя ПО в продаже своего изделия, а также цену ошибочного для банка шага. Свою помощь здесь предлагают российские консалтинговые компании, как специализирующиеся на поставках ПО, так и решающие широкий спектр задач.

АБС или ERP

В последнее время растет интерес банков к информационным системам, которые не относятся непосредственно к категории АБС, а являются системами управления ресурсами предприятия различного профиля деятельности, автоматизирующие и связывающие воедино планирование, производство, продажи и маркетинг компании. Повышение интереса банков к системам ERP (Enterprise Resource Planning) связано со слабой способностью большинства АБС поддерживать функции, связанные с банком как с хозяйственным субъектом, что препятствует сокращению операционных издержек. Интегрированная система должна покрывать все сферы деятельности банка, объединяя все его подразделения и обеспечивая единые технологии и стандарты управления. Другая причина — инвестиционный характер внедрения систем ERP. Вложения в них — долговременные, и каждая новая функциональность достигается относительно меньшими финансовыми и трудовыми затратами. Модульность ERP-систем позволяет внедрять их поэтапно, постепенно расширяя круг решаемых задач. Наконец, на базе ERP создан большой ряд отраслевых решений, которые могут быть использованы банками.

Понятие «АБС» так и не превратилось в «ERP для банка». Пока банковские программисты трудились над АБС, целые направления развития функциональности остались за рамками их внимания: карточные продукты, депозитарии, системы ведения позиции, управление рисками, «международная отчетность», системы управления кадрами, учета основных средств.

По данным исследования EBS (Европейской Бизнес Школы), спрос на ERP-решения в банковской индустрии мира в последние годы рос, что объяснялось возросшей конкуренцией банков и попытками повысить эффективность бизнес-процессов. Новые ERP-системы с портальной функциональностью позволяют увеличить число пользователей и облегчить доступ к необходимым приложениям. Интеграционные возможности ERP приобретают особую значимость. Особенно в контексте усиления консолидации рынка, когда в результате слияний и поглощений остро стоит проблема интеграции данных из различных информационных пространств. Международные стандарты отчетности (которые поддерживают ERP-системы) построены таким образом, что созданные на их основе управленческие отчеты наиболее прозрачно отражают текущую деятельность.

Российские банки вступают в эпоху международных стандартов. Российские финансовые институты уже предоставляют «Центробанку» отчетность по МСФО. В задачи этой акции входит определение реальной стоимости активов и пассивов банков, выявление — насколько различаются результаты их работы по российской и международной отчетности. Исходя из чего, руководители смогут оценить сложившуюся ситуацию, и либо начать модернизировать систему управления, либо, возможно, принять решение об уходе с этого рынка. Переход к международным нормам отчетности позволит также снизить общий объем документации.

Однако не все так просто. Целесообразность внедрения систем этого класса в российских условиях — вопрос спорный. Так, глава ИТ-департамента ЦБ г-н Сенаторов обратил внимание на необходимость соотносить приобретения и потери, подсчитывать эффект, экономический или качественный, от каждой инновации. Стратегия развития ИТ в банке должна соответствовать стратегии его бизнес-развития.

По мнению руководителей компании SAS, ERP-системы не годятся для аналитики. Быстрота анализа ситуации и возможность прогнозировать ее развитие становится все более важным фактором, определяющим успешность действий компании на рынке. Вместе с тем, широко распространенные решения на базе ERP эту задачу не решают — анализ становятся «слабым звеном» в цепочке менеджмента. Как считают в SAS, зачастую производители и пользователи ERP-систем понимают под бизнес-аналитикой нечто совершенно иное — системы, предполагающие принятие решений только лишь по отчетам, основывающимся на данных операционных процессов и OLAP-решений. Вместе с тем, уверены в SAS, решения SAP и других поставщиков операционного инструментария на базе одной лишь отчетности недостаточны для полноценного анализа. Необходим полный и комплексный анализ, позволяющий обоснованно принимать управленческие решения на основе прогнозных данных. Выявление скрытых закономерностей, к примеру, позволит предсказать, кто из клиентов банка заинтересуется новой услугой кредитования, какие клиенты и каким именно образом будут реагировать на новые услуги.

Рассматривая возможность замены АБС, отечественные игроки стремятся к повышению не только операционной эффективности, но также уровня стандартизации процессов. «Лоскутная автоматизация» сказывается на слабой интегрируемости приложений, и эта проблема в банковской отрасли все больше обостряется. Попытаться решить ее путем перехода на ERP готовы пока далеко не все. Целесообразность подобных инвестиций для отечественного финансового сектора остается под вопросом.

Проекты внедрения

Недавно был завершен проект внедрения ERP-системы Microsoft Business Solutions-Axapta в Международном Московском Банке (ММБ). Проект включает в себя автоматизацию учета широкого спектра хозяйственных операций, учета основных средств, контроля использования бюджета, налогового учета и формирования необходимой отчетности. Известно, что серьезные ERP-системы стоят недешево. Принимая решение о внедрении, необходимо учитывать прежде всего следующие обстоятельства: проект должен рассматриваться как долговременная инвестиция в развитие бизнеса банка, а не как решение текущих проблем в области информационных технологий. Это существенно сужают круг банков, решающихся на подобные внедрения. С другой стороны, именно они и определяют сегодня повышенный интерес к ERP-системам среднего рынка. Одним из лидеров в этом сегменте является решение Microsoft Business Solutions–Axapta — масштабируемая система, где реализованы современные западные технологии управления.

Со своей стороны, SAP представила решение для банков SAP for Banking, построенное в компонентной архитектуре на интеграционной платформе SAP NetWeaver. В его состав входят, в частности, CRM-система, хранилище данных (BW) и аналитический инструментарий управления банковской деятельностью (лимитами и рисками, активами и пассивами, рентабельностью операций), блок отчетности (в том числе по российским стандартам) и управления персоналом. В нем полностью реализованы требования Basel II, которые только предстоит принять к сведению российским учреждениям, учтен мировой опыт розничного обслуживания, начинающего развиваться в России.     Компания IBS внедряет ИС на базе ПО mySAP ERP в Национальном банке «Траст», в состав которого входит 58 филиалов в 47 регионах России. Создаваемое решение будет автоматизировать управление персоналом и административно-хозяйственной деятельностью этого кредитного учреждения. Разрабатываемая система учитывает специфику деятельности банков в РФ, соответствует требованиям ЦБ, поддерживает параллельное ведение учета по стандартам российского законодательства и МСФО и обеспечивает налоговый учет. Ожидается, что внедрение системы позволит банку снизить издержки и повысить капитализацию.

Крупнейший ERP-контракт 2005 года заключен по результатам тендера по автоматизации Казначейства РФ. Это крупнейшее со времени начала проекта в «Связьинвесте» событие на российском рынке ERP. В качестве основной платформы будет использована полнофункциональная интегрированная система управления предприятием Oracle E-Business Suite. Система поддержки принятия решений OracleFinancialServicesApplications (OFSA) также полностью адаптирована под требования Basel II, а ее новый модуль «Управление регулятивным капиталом» позволяет рассчитывать необходимые критерии достаточности капитала по любым нормативам. Реализованы, кроме того, и такие модули, как «Отчетность для ЦБ РФ», «Отчетность по МСФО» и «Налоговая отчетность».

В страховании ERP-система Oracle E-Business Suite внедрялась в компании «Росно». Основной задачей этого проекта являлась автоматизация бухгалтерского учета по международным стандартам с целью обеспечения поддержки закрытия периода и формирования отчетности по международным стандартам в сжатые календарные сроки.

Любые бизнес-процессы банков, страховых и иных финансовых компаний должны быть доступны круглосуточно. В связи с этим процессинговые центры, где осуществляются все расчеты, должны обладать высокой мощностью и повышенной надежностью. Одно из лучших решений, отвечающее таким требованиям, способное функционировать в таких режимах — Oracle Real Application Cluster. Работа Oracle хорошо подходит для установки на оборудование ведущих производителей кластерных технологий.

Задача объединения разных ИС (как от сторонних поставщиков, так и от одного производителя) приводит к новому принципу интеграции — на базе специального интегрирующего слоя ПО. Эта идея все больше осознается и реализуется российскими разработчиками. Так, в компании БИС разрабатываются интерфейсы АБС «БИСквит» к промышленным платформам интеграции IBM WebSphere, BEA Weblogic и др., создан ряд программных интерфейсов доступа из АБС к внешним приложениям. «Внешторгбанк», крупное многофилиальное учреждение, автоматизированное с помощью ИБС «БИСквит», имеет почти двухлетний опыт промышленной эксплуатации SonicMQ (интеграционные решения на основе асинхронного обмена сообщениями с использованием промышленных систем Sonic).

Объем рынка потребительского кредитования в России растет на полпорядка в год. Заместитель председателя ЦБ РФ считает, что тех банков, которые не выйдут на сегмент потребительского кредитования, через некоторое время просто не станет. Эта тенденция, в частности, формирует спрос на решения компании SAS в российском финансовом секторе. В прошлом году компания поставила свои решения, в частности, в «Международный Московский Банк» и «Дельта-банк».

Елена Турдакина / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS