Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Банковская автоматизация в Европе: На пороге структурного перелома

Европейский рынок банковской информатизации переживает сейчас не лучшие времена, что связано как с негативными тенденциями самого финансового сектора, так и с введением ряда законодательных ограничений в ИТ-сфере. Постоянно растущий спрос на ИТ в банковской сфере стимулирует не столько рост рынка систем автоматизации, сколько ломку его структуры.

Европейский рынок информационных технологий для банков находится на пороге структурного перелома — к такому выводу пришли аналитики агентства IDC, проведя исследование финансового сектора. С этим утверждением трудно не согласиться. Рынок банковской информатизации переживает сейчас не лучшие времена. С одной стороны, сказываются негативные тенденции, характеризующие текущее развитие банковской отрасли в целом. С другой стороны, вводится ряд законодательных ограничений в собственно ИТ-сфере.

К наиболее актуальным тенденциям банковской отрасли можно отнести нарастание конкурентного давления — здесь и на смежных рынках, усиление процессов слияний и поглощений, а также изменение модели поведения клиентов. Испытывая сильное конкурентное давление отрасли, менеджмент банков вынужден пересматривать традиционные модели ведения бизнеса, что приводит к ломке сложившихся подходов к автоматизации банковской среды.

Нарастание конкуренции вызвано одновременным действием нескольких факторов, наиболее важным из которых является усиливающаяся консолидация, причем, не только банковской, но и смежных отраслей. Консолидация происходит как за счет добровольных объединений, так и за счет враждебных поглощений участников рынка. Интенсивность процессов консолидации европейской банковской отрасли проявляется в росте интенсивности процессов слияний и поглощений (M&A). Последствия таких объединений проявляются для участников рынка двояко. С одной стороны, угрозы поглощения становятся реальными даже для старейших и устойчивых европейских банков, что заставляет их пересматривать стратегии выживания в изменившейся среде. В свою очередь, это требует эффективного использования имеющихся ресурсов, снижения издержек, реструктуризации непрофильных подразделений, к которым относятся и ИТ-отделы.

С другой стороны, новые структурные образования банковской отрасли — созданные альянсы и консолидация активов требуют эффективного управления, а значит, оптимизации бизнес-процессов, важную роль в которых играет комплексная автоматизация банковской сферы. Важным для тех и других является пересмотр стратегий банков в сфере информационных технологий: модернизация информационных систем, смена программной платформы, масштабирование, наращивание функциональности имеющейся информационной системы.

Указанные процессы находят отражение и в изменении роли информационных технологий в продуктовой политике банковской сферы. Сегодняшние реалии финансового сектора таковы, что новые продукты копируются конкурентами с «космической скоростью». Это требует постоянного расширения продуктового портфеля банка и ускорения процессов создания новых продуктов. В подобной ситуации, по мнению Й. Хопперманна (Jost Hoppermann), вице-президента Forrester Research, на первый план выходят информационные технологии, которые позволяют ускорить появление и продвижение новых продуктов, т.е., способствуют созданию и сохранению конкурентных преимуществ.

Источник: TowerGroup, 2005

Важным фактором развития информационных технологий в банках является и борьба за потребителей банковских услуг, — как физических, так и юридических лиц, причем, речь идет не столько о новых и потенциальных клиентах, сколько об удержании уже имеющихся. Поскольку ценовые факторы не имеют решающего значения, чтобы удержать потребителя, на первый план выходят такие факторы, как скорость обслуживания, возможность управление счетом с помощью интернета (онлайн-банкинг), удобство интерфейса, скорость транзакций, возможность осуществления комплексных расчетов.

Вопреки прогнозам, постоянно растущий спрос на ИТ в банковской сфере вызвал не столько рост рынка систем автоматизации для банков, сколько ломку его структуры. Виновником подобного перекоса является законопроект BaselII, в котором закреплены законодательные ограничения на использование информационных технологий. По данным Mummert Consulting, европейские кредитные институты в 2005 году затратили до 12 % ИТ-бюджетов на соблюдение требований BaselII, основным из которых является создание информационного базиса для поддержки большинства решений банков — например, выдачи кредитов. Создание однородного информационного базиса подразумевает ведение единой базы данных всех характеристик клиентов: результатов финансовой отчетности, показателей рентабельности и ликвидности предприятия, кредитной истории, мнений аналитиков относительно данного клиента и т.д. Проблема состоит в том, что в большинстве банков такие показатели рассеяны по разным базам данных, часть из них представлена в бумажном виде. Чтобы собрать эти данные, необходимо интегрировать «зоопарк решений» банков в единую информационную систему, создание которой — непосильная задача для ИТ-подразделений банков. База данных по каждому клиенту, согласно требованиям BaselII, должна храниться не менее 5 лет, что вызывает рост потребности в увеличении емкости систем хранения и резервного копирования данных.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS