Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Объем и динамика мирового рынка онлайн-банкинга

Мировой рынок систем онлайн-банкинга постоянно растет, этот рост обусловлен не только увеличением числа пользователей, но и нарастанием интенсивности использования онлайн-банкинга в домашних условиях. Характерно для мирового рынка и наращивание функциональности домашних систем. Основными проблемами остаются обеспечение безопасности транзакций и защиты личных данных пользователей.

По данным исследования Infratest, в настоящее время системы онлайн-банкинга используют около 200 млн. домашних пользователей. Исследователи ожидают, что к 2010 году число пользователей превысит 300 млн. Основанием для столь смелых прогнозов являются быстрые темпы роста мирового рынка, который ежегодно увеличивается на 12-15 %. Основными тенденциями 2005 года эксперты называют постоянное увеличение числа пользователей онлайн-банкинга, увеличение интенсивности их использования, а также рост спроса на дополнительные интегрированные функции, такие как Online-Brokerage, возможности ведения нескольких счетов в одном браузере онлайн-банкинга, часто — счетов разных банков. В качестве дополнительных онлайн-сервисов банки предлагают онлайн-консультации в сфере инвестиций, минимизации рисков финансовых вложений, приобретение недвижимости, заключение договоров страхования. Рассчитать ставки по кредитам или параметры страховых договоров можно в окне браузера онлайн-банкинга.  

Эксперты Всемирного банка считают, что процент проникновения онлайн-банкинга в среде домашних пользователей к 2010 году превысит 90 % в экономически развитых регионах, на первом месте будут находиться cкандинавские страны, в которых доля проникновения систем онлайн-банкинга составит 95 % и более. С небольшим отрывом за cкандинавскими странами по темпам развития рынка онлайн-банкинга следуют страны Западной Европы: Германии, Швейцария, Австрия, Великобритания и Франция. Высокие темпы развития домашних систем онлайн-банкинга демонстрируют также Азиатские страны, такие как Сингапур и Япония, США с долей проникновения около 80 % к 2010 будут находиться в третьей группе. В качестве основных факторов развития рынка домашних систем онлайн-банкинга называются быстрое распространение широкополосного интернета и дальнейшее развитие электронной торговли.

В настоящее время основными функциями, которые включаются в некий усредненный пакет онлайн-банкинга, являются: оплата счетов, получение информации о состоянии счета, детализация счета, осуществление банковских переводов и платежных поручений банку, заполнение анкет на получение кредитов. Дополнительные функции, включаемые в пакет онлайн-банкинга, зависят от банка-поставщика услуги. Одними из наиболее востребованных сервисов в Западной Европе в настоящее время являются торговля ценными бумагами, получение периодических отчетов о котировках на выбранных биржах, результаты валютных торгов.

Опрос агентства eMarketer, проведенный в апреле 2005 года, показал, что для большинства пользователей систем онлайн-банкинга решающим фактором является экономия времени, что отметили 71 % опрошенных. Важной причиной является также и возможность круглосуточной работы со счетом (79 %). Возможность постоянного контроля счета, в том числе, с мобильного телефона и ноутбука, является веской причиной для заключения договоров на онлайн-банкинг (52 %). Пользователи отмечают также снижение издержек управления счетом, как абонентской платы, так и временных затрат, и даже транспортных, — часто чтобы добраться до нужного филиала банка требуется не только время, но и деньги. Следует заметить, что сами банки стимулируют своих клиентов к приобретению услуг онлайн-банкинга, абонентская плата на ведение счета онлайн гораздо ниже платы за обычное ведение счета, существует еще и неисчислимое количество бонусов, например, скидки на банковские переводы или проведение платежных поручений. Привлекательности онлайн-банкингу добавляет и включение в стандартные пакеты дополнительных услуг. 

Пользовательская аудитория систем онлайн-банкинга довольно широка и представлена возрастной группой 18-49 лет, нижний возрастной порог зависит от юридически зафиксированного совершеннолетия, и различен в разных регионах. Наиболее активны пользователи возрастной группы 22-32 лет, что совпадает с общей активностью этой возрастной группы в сети интернет. Однако, наибольшие объемы транзакций, осуществляемых посредством онлайн-банкинга, приходятся на возрастную группу 33-49 лет. Одной из наиболее востребованных функций онлайн-банкинга в этой возрастной группе, помимо транзакций и платежных поручений, является получение кредитов, расчет параметров («кредитный калькулятор»), заполнение анкет на приобретение кредитных карт. Постепенно проникают системы онлайн-банкинга и в старшую возрастную группу, однако, проникновение происходит гораздо медленнее, чем в других возрастных группах.

В качестве наиболее насущных проблем пользователи онлайн-банкинга называют проблемы безопасности, наличие этой проблемы отмечают почти 30 % опрошенных агентством eMarketer. Работой веб-интерфейса систем онлайн-банкинга недовольны 22 % пользователей.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS