Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Финансисты готовы потратиться на связь

Дальнейшее развитие российского рынка финансовых и страховых услуг будет стимулировать банкиров и страховщиков к более активным инвестициям в новые инфокоммуникционные технологии.

За прошедший год отраслевая структура отечественного ИКТ-рынка не претерпела существенных изменений. Банковско-страховой сектор, оставаясь одним из крупнейших потребителей высокотехнологичной продукции, уступает по затратам телекоммуникационным компаниям и предприятиям нефтегазовой промышленности. Несмотря на это, отечественный финансовый рынок сохраняет значительный потенциал для своего дальнейшего роста, поскольку его сегодняшнее состояние далеко от зрелого уровня. По мере его развития будут расти и потребности финансовых организаций в ИКТ. В среднесрочной перспективе, по прогнозам iKS-Consulting, ожидается реализация большого потенциала региональных финансовых рынков. Сохранится существующая структура ИКТ-рынка при некотором снижении доли нефтегазовой промышленности и росте доли финансового сектора. При этом доля затрат на телекоммуникационные услуги и оборудование в общем объеме затрат оценивается на уровне 45 %.

Структура потребления российского ИТ-рынка, 2005*

*- предварительные оценки

Источник: iKS-Consulting, 2005

Перечислим те основные телекоммуникационные услуги и технологии, спрос на которые, по прогнозам CNewsAnalytics, будет в среднесрочной перспективе в финансовом секторе стабильно высоким. 

IP VPN/MPLS

Несмотря на то, что построение виртуальных частных сетей на основе интернет-протокола (IPVPN) еще не стало у российских банков и страховых компаний повсеместной практикой, таких проектов все больше и больше. Этому способствуют как осознание финансистами преимуществ данной технологии для объединения территориально удаленных офисов в единую защищенную сеть по сравнению с другими, так и заметная активность крупных операторов — «ТрансТелекома» (ТТК), «РТКомма», «Голден Лайна», «Экванта», «Голден Телекома» и других.

Для многих организаций банковско-кредитного сектора одной из основных причин перехода на технологию IPVPN/MPLS стала высокая защищенность данных, которая подтверждается соответствующими сертификатами Федеральной службы РФ по техническому и экспортному контролю. Немаловажным фактором при выборе данного телекоммуникационного решения является цена, которую потребитель платит как на этапе внедрения, так и при последующей эксплуатации корпоративной сети. По сравнению с традиционными «выделенками» технология IPVPN позволяет предложить потребителю значительно более экономичные решения. Например, объединение нескольких московских офисов в корпоративную сеть на скорости 10 Мбит/с стоит порядка $1000 в месяц (за каждый канал) в то время как выделенная линия с аналогичной пропускной способностью обойдется заказчику в гораздо большую сумму.

Мультисервисные банковские сети IPVPN/MPLS предназначены для передачи всех видов трафика: в них действуют внутренняя IP-телефония и видеоконференцсвязь, поддерживается работа банковских приложений.

Call/contact-центры

В связи с продолжающейся активностью банков на розничном рынке (в том числе и региональном), развитием страховых услуг, а также усиливающейся конкуренцией в борьбе за клиентов, центры обработки вызовов (ЦОВ), несомненно, будут пользоваться у финансистов достаточно высоким спросом. В настоящее время большая часть крупнейших банков и страховых компаний, активно работающих с частными клиентами, уже построила либо собственные сall/contact-центры, либо пользуется услугами ЦОВ у сторонней компании (аутсорсинг).

В центральных офисах в крупных городах идет работа, направленная на повышение эффективности работы call-центров и выработку новых форм их применения, расширение операторских мест и т.п. В то же время небольшие региональные рынки еще имеют большой потенциал для количественного роста. Интерес российских финансистов к сall/contact-центрам сохранится и в ближайшие годы, повторяя общемировые тенденции. Например, по прогнозам IDC, западноевропейские банки и страховщики к концу 2007 года инвестируют в call-центры порядка $3,2 млрд, а среднегодовой темп роста составит в страховом и банковском секторах соответственно 3,9 % и 6 %. Что касается российского рынка решений для создания ЦОВ в финансовом секторе , то его сегодняшний потенциал оценивается на уровне нескольких тысяч операторских мест, с возможным двукратным увеличением в ближайшие годы.

Видеоконференцсвязь

Неплохие перспективы в финансовом секторе и у видеоконференцсвязи, услугами которой пользуются многие крупнейшие российские банки: ЦБ РФ, «Внешторгбанк» и др. Постепенно приходят к пониманию необходимости использования ВКС средние и небольшие банки и страховые компании. Среди главных достоинств ВКС нередко называют возможность существенной экономии средств на командировки. Так, по некоторым оценкам, в России подобные услуги позволяют экономить до $3 тыс. и 55 рабочих часов (исходя из расчетов двухдневной командировки, в которой участвуют 4 человека). По данным Tandberg, внедрение услуг ВКС позволяет сэкономить Сommerzbank на командировках до $1 млрд. в год.

До недавнего времени основным фактором, тормозящим развитие российского рынка систем видеоконференцсвязи, была их высокая стоимость. Цена одного рабочего места в системе достигала пары десятков тысяч долларов, и подобное удовольствие могли позволить себе только самые крупные банки. За последние годы цена на системы ВКС упала на порядок, что резко повысило привлекательность технологии для некрупных банков и страховых компаний. Кроме того, существенно падают цены и на аренду каналов. Все это способствует развитию рынка ВКС и в российском финансовом секторе.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS