Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Расходы на ИТ в банковской сфере

Наибольшие объемы средств банки затрачивают на автоматизацию ритейла, покупку специального оборудования и внедрения сервисно-ориентированной архитектуры.

Под влиянием структурных изменений в конкурентной среде банки продолжают интенсивно наращивать расходы на информационные технологии. По оценкам GartnerGroup, суммарный объем расходов финансовой отрасли на ИТ в 2005 году составлял около $450 млрд. Значительный объем ИТ-бюджетов в банковской сфере пришелся на оптимизацию бизнес-процессов, ключевая роль в которой принадлежит внедрению информационных систем. Рынок информационных систем для банков растет неравномерно, — в то время как число внедрений систем на базе СОА увеличивается в среднем на 15 % в год, темпы роста рынка ERP постепенно замедляются. По сравнению с 2004 годом, замедление развития рынка ERP в банковской сфере составляет около 1,05 % в год. В основе данной тенденции лежат те же причины, которые характерны для рынка ERP-систем в целом: стремление к сокращению затрат, длительные сроки внедрения, высокие расходы на поддержку внедренных систем. В банковской сфере устаревшие ERP-системы представляют опасность с точки зрения роста расходов на оптимизацию в соответствии с законодательными инициативами и несоответствия системы требованиям сложной конкурентной среды, особенно при изменении стратегии банка, эффективной интеграции новых технологий для создания новых продуктов и т.д. Рынок ERP-систем испытывает постоянно возрастающую конкуренцию со стороны СОА и CRM-систем, что также ведет к замедлению темпов роста.

Аналитики BBCResearch констатируют рост затрат отрасли на внедрение клиент-сервисных технологий, точкой роста здесь является ориентация на корпоративных клиентов. В рамках клиентской политики, важной составляющей которой являются удобство и скорость пользования, а также простота интерфейса сервисов, банки практикуют массированные инвестиции в технологии автоматизации банковского ритейла. Автоматизация банковского ритейла подразумевает оптимизацию сети удаленных банковских терминалов, автоматизацию потребительского кредитования, возможность заказа пластиковых карт в онлайн-режиме, предоставление доступа к биржевым торгам. В качестве «мобильных терминалов» все большую популярность приобретают системы интернет-банкинга, как для корпоративных пользователей, так и для физических лиц. Для физических лиц системы интернет-банкинга предоставляют возможности управления состоянием счета онлайн, переводами средств, получения выписки по счету. Для корпоративных пользователей интернет-банкинг предоставляет следующие возможности: управление корпоративными финансами, получение информации о состоянии счета, регулярное сведение бухгалтерского баланса, управление платежами, обмен валюты. Развитие онлайн-банкинга и систем автоматизации банковского ритейла порождает несколько проблем, основной из которых является обеспечение безопасности данных пользователей, что особенно критично для корпоративного сектора. Все более насущной остается проблема совместимости — эффективной интеграции указанных систем в общую информационную систему банка.

Весьма широкой составляющей ИТ-рынка для банковской отрасли является рынок специализированного оборудования: платежных терминалов, киосков самообслуживания, терминалов для считывания и кодирования карт, интерактивных LCD-мониторов и принтеров для печати информации о состоянии счета (инфоматов). В качестве ключевых инициатив банковской отрасли в сфере информационных технологий аналитики Gartner называют повышение уровня безопасности информационных систем, повышение операционной эффективности, снижение непрофильных затрат в сфере ИТ — на поддержку информационных систем, одним из наиболее популярных решений здесь является аутсорсинг ИТ-функций.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS