Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Основные модели аутсорсинга в финансовом секторе

Из всех существующих моделей ИТ-аутсорсинга наибольший интерес банков вызывают пока услуги в сфере управления ИТ-инфраструктурой. На втором месте — управление телекоммуникациями, затем — создание и поддержка ПО. Развитие же наиболее сложной модели — аутсорсинга бизнес-процессов — постепенно замедляется ввиду неудовлетворенности  банков опытом предыдущих контрактов.

Одной из наиболее популярных на рынке моделей ИТ-аутсорсинга является передача функций управления ИТ-инфраструктурой. Традиционно данная модель считается одной из наиболее простых в реализации, так как подразумевает постоянную поддержку работы аппаратного и сетевого обеспечения, управление лицензиями программного обеспечения, осуществление масштабирования систем и т.д. со стороны специализированной компании- провайдера ИТ-сервисов. От других моделей ИТ-аутсорсинга данную выгодно отличает возможность снижения «непрофильных» — ИТ — затрат за счет привлечения сторонней компании.

Передача ИТ-функций на аутсорсинг фактически означает приобретение профессиональных кадров ИТ, ноу-хау — и все это в едином фиксированном пакете. Дополнительным преимуществом является и постоянная цена контракта, без привязки к факторам внешней среды: повышению расценок работы ИТ-специалистов, росту цен на мировом ИТ-рынке и т.д. Передача функций управления ИТ-инфраструктурой позволяет банкам, финансовым организациям и страховым компаниям концентрироваться на стратегических направлениях деятельности, «не размениваясь» на реализацию непрофильных функций. По данным Forrester Research, подобная модель аутсорсинга в сфере ИТ в 2004 году применялась в 80% контрактов, а в 2005 — только в 60% контрактов европейского финансового сектора. Основные причины такого спада заключаются в не слишком удачном опыте. Опрос представителей европейских банков, проведенный исследовательской компанией Berlecon Research, показал, что ходом исполнения аутсорсинговых контрактов недовольны более 60% руководителей информационных подразделений, половина из них считает, что аутсорсинговые контракты не позволяют достичь поставленных целей в полной мере.

Второй распространенной среди европейских заказчиков моделью аутсорсинга является передача сторонней организации управления телекоммуникациями и сетевым обеспечением, создания мобильных бэк- и фронт-офисов. Эта модель представляет собой углубленный вариант предыдущей, с небольшим отличием, — реализация ее может осуществляться как специализированным провайдером ИТ-сервисов, так и телекоммуникационным провайдером. Уровень цен в обоих случаях почти не отличается. Разница состоит в том, что специализированные провайдеры ИТ-сервисов позволяют добавлять к стандартному «пакету» дополнительные сервисы, в то время как компании, специализирующиеся на телекоммуникациях, не могут выполнять дополнительные функции. По данным Gartner,  в рейтинге исполнителей телекоммуникационных и сетевых проектов на европейском рынке прочно лидирует Ericsson, за ним следуют  BT Global Services и EDS. На 4 месте находится индийский провайдер TCS, подписавший контракт с британской Pearl Group.

Интерес представляет модель управления приложениями, основными составляющими которой являются создание и поддержка программного обеспечения, управление лицензиями ПО, принятие решений о замене, расширении и доработке существующих приложений. Популярность этой модели в финансовом секторе растет, что обусловлено сравнительно высокой эффективностью ее использования. Аналитики Marktstudie.de отмечают, что наибольшим спросом пользуется передача тестирования новых приложений сервисному провайдеру, что позволяет сэкономить около 25% средств по сравнению с использованием собственных ресурсов. Темпы роста аутсорсинговых контрактов, связанных с тестированием ПО, составляют примерно 20,1%, а контрактов, связанных с менеджментом приложений — 11,7% в год. В качестве основных факторов мотивации спроса на данную модель аутсорсинга Gartner называет увеличение потребности в детальной экспертизе уже созданных приложений, а также доступ к ноу-хау при сохраняющейся тенденции снижения затрат на ИТ. Несмотря на общий оптимизм финансового сектора относительно данной модели аутсорсинга, она скрывает большое число подводных камней, непредвиденных рисков, основными из которых являются отсутствие возможности постоянного контроля процессов, проблемы безопасности, в том числе и утечки корпоративной информации, ограниченные возможности наращивания сервисов, передаваемых на аутсорсинг. 

Развитие наиболее сложной из существующих на рынке моделей, — аутсорсинга бизнес-процессов — постепенно замедляется. В финансовом секторе использование этой модели затруднено из-за разного рода законодательных ограничений, административных и налоговых условий, что обусловило низкий порог сделок BPO — только около 3-5% от общего числа контрактов. Реализация данной модели требует постоянного участия заказчика, консультаций, согласований, наблюдения и контроля, и при этом, отнюдь не гарантирует успеха. Большинство CIO европейских финансовых организаций, опрошенных Forrester, считают, что аутсорсинг бизнес-процессов требует чрезмерных усилий и при этом не гарантирует реализации основных целей — снижения издержек и повышение эффективности управления бизнес-процессами. Аналитики Mammut Consulting отмечают, что большинство долгосрочных контрактов, после истечения сроков действия, будут разорваны. Важными тенденциями в этом секторе рынка, являются снижение среднего уровня сумм аутсорсинговых контрактов, а также постепенное смещение фокуса в сторону Восточной Европы.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS