Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Александр Глазков: Предназначение разработчика — вносить весомый интеллектуальный вклад в развитие бизнеса клиентов

Александр Глазков

На вопросы CNews отвечают Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт», и Александр Генцис, старший вице-президент компании «Диасофт».

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют развитие банковской информатизации в России сегодня?

Александр Глазков: Сегодня в России, вследствие благоприятной экономической обстановки и высоких цен на нефть, сложилась выгодная для банков ситуация. Из-за рубежа идут крупные денежные потоки, и это стимулирует стремительное развитие кредитно-финансовых институтов. Обострение конкуренции между ними стимулирует ускоренное развитие широкого спектра банковских продуктов, среди которых на первый план вышли розничные услуги, и в частности, потребительское кредитование.

Соответственно, объемные показатели, которые банкам надо обрабатывать, за 5 лет возросли более чем на порядок. Количество точек продажи банковских услуг (в частности, в крупных магазинах) увеличилось в 10-20 раз. Это вызвало аналогичный рост объема договоров и объема транзакций. При сохранении таких темпов роста финансовой системы к 2010 году требования рынка возрастут еще в 10 раз. Существующие банковские технологии уже не справляются с таким масштабом бизнеса банков, и возникла острая необходимость в современных решениях по обслуживанию в режиме online.

Александр Генцис

Александр Генцис: Еще одна важная тенденция — все более четкое разделение банковского сообщества по текущим целям развития бизнеса. Цель первой, и, к сожалению, большей части банков на ближайшую перспективу — найти заинтересованного в их бизнесе инвестора. Банки, принявшие такое решение, инвестируют в автоматизацию, как правило, лишь формально, для поднятия капитализации. И мы знаем несколько случаев, когда были осуществлены приобретения западных систем, заключены большие контракты именно с целью поднятия капитализации непосредственно перед сделкой.

Другая часть банков — те, кто принял решение бороться за значимую долю рынка, оставаясь независимым финансовым институтом. Эти банки, развивающие бизнес в выбранной ими нише, где конкуренция пока не столь существенна, все больше осознают значимость ИТ-стратегии. Руководство таких банков во многих случаях включает ее неотъемлемой частью в свои бизнес-стратегии.

CNews: Как изменились за последнее время, по вашим наблюдениям, требования, предъявляемые банками к информационным технологиям?

Александр Глазков: За последние 2-3 года размер бизнеса крупнейших российских банков приблизился к западным показателям, и требования к ИТ-решениям возросли в десятки раз. Так, в прошлом году один из банков предъявил в качестве требований к ритейловой системе возможность обработки 30 млн договоров, 2 млн счетов и обеспечение одновременной работы более 10 тыс. пользователей в сети. Кроме того, все отчетливей проявляется необходимость внедрения современных технологий управления банком. Чтобы успешно продвигать стратегию своего развития, банку нужно провести очень большие изменения — и не только в количестве и ассортименте создаваемых банковских продуктов, но и в их качестве. Для этого требуется перестроить саму систему управления банком: определиться с философией бизнеса, продумать миссию и ценности, добиться вовлеченности людей в реализацию стратегии через мотивацию, процессный подход и т.д.

Для решения перечисленных задач российским банкам требуются системы нового поколения, построенные в так называемой трехуровневой архитектуре. И вот здесь крупные банки сталкиваются со значительными рисками: за 3-5 лет им надо реализовать намеченную стратегию резкого расширения своего бизнеса, а готовых ИТ-решений пока нет.

Чтобы оперативно создавать такие решения, нужны колоссальные инвестиции — речь идет о десятках миллионов долларов. А позволить их себе могут только единицы. Например, в прошлом году доход нашей компании составил 24,5 млн долларов, а в этом году планируется на уровне 31-32 млн, из них 25-26 млн долларов (на 30 % больше, чем в прошлом году) мы планируем вложить в развитие и поддержку текущих продуктов и услуг. Кроме этого, более 2 млн долларов мы направим на чисто инвестиционные проекты, т.е. на создание современных продуктов, которые смогут удовлетворить бизнес-потребности банков на 5-10 лет вперед.

Александр Генцис: Добавлю, что сотрудничество с разработчиком, способным обеспечить ИТ-поддержку всего спектра задач, стоящих перед банком, может дать ему значительные преимущества, и прежде всего, уверенность в том, что развитие банка, увеличение масштабов операций, запуск новых продуктов и услуг будет поддержано, с точки зрения инфраструктуры и программной, и аппаратной; уверенность в том, что информационные системы банка не будут сдерживающим фактором для развития его бизнеса.

Избежать критических ситуаций можно только в одном случае: если есть партнер, который может воспринять проблемы, может перевести их на язык ИТ и вместе с соответствующими специалистами банка обеспечить создание и развитие необходимой платформы.

CNews: В российский сектор банковской автоматизации начинает выходить все больше западных игроков. Как вы оцениваете перспективы их продвижения здесь, в условиях достаточно тесного рынка?

Александр Глазков: У мировых поставщиков, безусловно, есть современные фронт- и бэк-офисные решения, которые они хотят продвигать в России для поддержки бизнеса крупных российских банков. Но в силу существующей специфики российского законодательства и отсутствия успешного опыта работы на этом рынке они не готовы и не способны решать задачу учета и отчетности. С другой стороны, российские компании неплохо справляются с автоматизацией учета и всех видов отчетности, но им, как я уже говорил, необходимы серьезные инвестиции для оперативного создания нового поколения программных продуктов, способных поддерживать быстрый рост бизнеса банков.

По сути, из этой ситуации есть два выхода. Первый — это интеграция возможностей западных разработчиков по поддержке бизнеса банков и российских поставщиков в области учета и отчетности. Второй — это создание отечественными компаниями, способными сделать скачок в своем развитии, именно таких решений, которые будут поддерживать как учет и отчетность, так и необходимый масштаб бизнеса банков.

Судьба же зарубежных систем на российском рынке будет решаться в ближайшие несколько лет. Многое будет зависеть от того, как завершатся проекты в «Международном Московском банке», в «Хоум Кредит энд Финанс Банке» и других кредитных учреждениях.

CNews: Можно ли говорить о том, что российские разработчики банковского ПО начинают выходить в новую нишу — профессиональных ИТ-сервисов, в частности, в области внедрения, и не только своих продуктов?

Александр Генцис: Мы осторожно подходим к вопросу внедрения наших продуктов сторонними компаниями, потому что чувствуем исключительную ответственность за проекты с участием продуктов под нашим брендом: независимо от того, какая команда их внедряет, все равно конечная ответственность за функционирование продукта будет лежать на нас. Это очень серьезные репутационные риски, поэтому мы очень аккуратно подходим к тому, чтобы отдавать свой продукт на внедрение. Есть ряд компаний, с которыми мы тесно сотрудничаем в течение многих лет, которые участвуют в наших проектах, но генеральную ответственность за результат мы стараемся оставлять за собой.

Этот подход разделяют и западные компании-разработчики банковского ПО, которые сейчас выходят на российский рынок. Несмотря на то, что те или иные западные продукты внедряют многие российские компании, как правило, ответственность за окончательный результат все равно на разработчике. И контракты, как правило, заключаются с разработчиком.

С другой стороны, мы внедряем чужие решения, если они четко вписываются в нашу стратегию развития программных продуктов, принятую в прошлом году. В рамках этой стратегии мы четко знаем, какие зоны в комплексном решении мы развиваем самостоятельно, и для этого выделили соответствующие инвестиции, сформировали определенные команды и направили их на решение этих задач. Есть и такие направления автоматизации, которые мы решили «закрывать» с помощью программ наших партнеров. К примеру, по направлению, связанному с анализом рисков при потребительском кредитовании, мы работаем вместе с компанией Scorto, и очень довольны сотрудничеством, «вписав» их программный продукт в нашу архитектуру. Предоставить банкам всю полноту каналов взаимодействия со своими клиентами позволяет продукт компании BSC Praha — система удаленного обслуживания Gemini.

CNews: Какие услуги, помимо внедрения, может предложить банкам «Диасофт»?

Александр Генцис: Чтобы понять, что мы можем предложить банкам, мы внутри компании попытались найти ответ на вопрос «Какие услуги нужны банкам, которые развивают свой бизнес?». Ответом стал специальный реестр услуг, разработанный в интересах наших крупнейших и быстро развивающихся заказчиков. В первую очередь, это услуги консалтинга, связывающие задачи банковского бизнеса с теми решениями, которые мы поставляем. Далее, относительно недавно стали быстро развиваться услуги по проектному управлению, способные поставить его на новый уровень, соответствующий возросшим масштабам и сложности проектов.

В-третьих, после того, как решение установлено, очень важно его правильно развивать, с учетом индивидуальных особенностей банка. Поток требований и задач, идущий к нам от клиентов, достаточно большой, и эти задачи должны решаться силами «Диасофт». Поэтому за этот год мы смогли перестроить свое производство для того, чтобы адекватно реагировать на потребности наших крупнейших клиентов. Сегодня мы предлагаем услуги по ведению индивидуальных версий продуктов, включающие отслеживание всей необходимой инфраструктуры, поддержку законодательства и внутренних регламентов конкретного банка, именно в специальной версии, которая делается для конкретного заказчика.

CNews: Что, на ваш взгляд, является ключевым фактором успешности компании на рынке банковских технологий?

Александр Генцис: Сегодня рынок банковских технологий стал значительно более насыщенным и сложным, и наступает пора осознанно, строго и четко развивать бизнес. Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы постоянно поддерживать тот успех, который был у нас на старте. За прошедшие 15 лет компания «Диасофт» смогла не просто сформулировать, но и всерьез заняться контролем и поддержанием правил, ценностей и философии, которые, как мы считаем, и сделали «Диасофт» одной из ведущих игроков на этом рынке.

CNews: Как вы определяете перспективы и пути дальнейшего развития компании?

Александр Глазков: Одним из главных проектов «Диасофт» в ушедшем году стало формирование видения компании на ближайшие пять лет, согласно которому перед нами стоит весьма амбициозная цель — стать лидером среди поставщиков высокотехнологичных решений для организаций, работающих на финансовых рынках России. Решение этой задачи требует постановки стратегических целей, адекватных ее масштабам: создание и развитие лучших программных продуктов и услуг на основе передовых технологий, увеличение доходов компании в пять раз, повышение эффективности работы каждого сотрудника компании, формирования среды для профессионального развития и достижения успеха всех членов команды «Диасофт».

С целью совершенствования управления компанией начат переход от функциональной к процессно-ориентированной управленческой модели, а также внедрение проектного подхода во всех сферах компании. Важнейшим шагом в этом направлении стало внедрение в повседневную жизнь компании принятой философии симбиотического бизнеса. Симбиоз как фундаментальный принцип ведения дел предполагает новый тип отношений как внутри компании, так и с ее партнерами и клиентами, подразумевающий ответственность, вовлеченность, честность и непрерывность развития. C точки зрения внутренней жизни компании симбиоз подразумевает более эффективную организацию, позволяющую каждому сотруднику и каждому подразделению максимально раскрыть свой потенциал. С точки зрения отношений с клиентами симбиоз — это более внимательное и комплексное отношение к потребностям развития их бизнеса.

Успешное решение всех этих задач позволит реализовать предназначение компании — вносить весомый интеллектуальный вклад в развитие бизнеса клиентов и, оставаясь их надежным партнером, способствовать развитию российского финансового рынка.

CNews: Как на практике реализуются принципы взаимодействия компании «Диасофт» со своими клиентами?

Александр Генцис: Что касается коммуникативных каналов связи с нашими клиентами (то есть с теми людьми, которые работают с нашими продуктами и заинтересованы в их развитии), то в этом направлении произошли очень серьезные изменения. Мы организовали CIO-клуб (клуб руководителей департаментов автоматизации) наших пользователей, который создан именно как место, где руководители служб автоматизации встречаются на регулярной основе и обсуждают определенные вопросы, которые их волнуют.

Первая часть заседаний CIO-клуба посвящена рассказу нашей компании об этапах выполнения стратегии, о наших достижениях и о том, что нам пока сделать не удалось. Другие части заседания посвящены обмену мнениями и обсуждению интересных тем. Основной принцип участия в нашем клубе — желание работать совместно с нами. CIO-клуб — не светское, не маркетинговое мероприятие. Мы создали клуб людей, у которых приблизительно одинаковые профессиональные задачи, которым нужно общаться друг с другом, которые хотят общаться с нами как с разработчиком одного из основных продуктов, используемых в их профессиональной деятельности, и с которыми, соответственно, мы тоже хотим общаться.

Еще одно направление взаимодействия с нашими партнерами связано с созданием в прошлом году корпоративного университета компании «Диасофт». Он необходим не только для обучения и развития навыков наших сотрудников, которые занимаются вопросами внедрения, сопровождения, разработки внутри компании, но и для предложения образовательных услуг рынку. На наших продуктах в банках России работает большое количество людей, более 50 тысяч. Среди них постоянно идет ротация, и чтобы помочь банкам готовить к работе новый персонал, мы запускаем в ближайшее время ряд учебных курсов — как на нашей базе, так и непосредственно на рабочих местах заказчиков. Помимо ИТ-специалистов, мы планируем обучать и сотрудников банка по конкретным направлениям.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы «Диасофт» за последнее время?

Александр Глазков: Исходя из принятой стратегии, в 2005 г. компания «Диасофт» развивала все основные направления своего бизнеса и открывала новые, ориентируясь как на текущие, так и перспективные потребности клиентов. За прошедший год компания «Диасофт» существенно расширила свое присутствие в сегменте крупнейших российских банков. Сегодня мы гордимся тем, что более 50 из первых 100 российских банков являются нашими клиентами. Это очень серьезные результаты и большая ответственность.

В основе продуктовой стратегии «Диасофт» — создание первой в России, сопоставимой по своим характеристикам с лучшими западными продуктами, комплексной информационной системы нового поколения, финансовой архитектуры Diasoft FA#. В нее входят как новые решения компании, так и уже известные, хорошо зарекомендовавшие себя программные продукты линий 5NT и Master. Разработку концепции Diasoft FA# можно отнести к одному из главных проектов 2005 года.

Александр Генцис: Компания осуществила целый ряд крупномасштабных проектов, о многих из них мы уже рассказывали. В области внутрикорпоративного обслуживания из крупнейших проектов можно выделить: массовые установки решений «Диасофт» в «АК Барс» Банке, где внедрение охватило филиальную сеть; создание единого информационного пространства в Svenska Handelsbanken, а также проекты в АКБ «Интерпромбанк», КБ «Национальный Стандарт», «Финансбанке», АКБ «Финпромбанк».

Большое внимание уделялось розничному обслуживанию. Так, в КБ «Ренессанс Капитал» успешно закончен проект внедрения розничного решения «Диасофт» в части потребительского кредитования. Завершены крупные проекты по внедрению системы в головных офисах 2-х российских банков из списка Top-15.

«Диасофт» укрепила лидирующую позицию в области работы на финансовых рынках, сосредоточив внимание на формирующих рынок потребностях крупных клиентов. Прошедший год был отмечен рядом крупных проектов, в частности, в «Банке Москвы». Реализован уникальный по масштабу, один из крупнейших на российском финансовом рынке проект комплексной автоматизации деятельности ФК «Уралсиб». Результатом стала автоматизация около 100 одновременно работающих рабочих мест интегрированного бэк-офиса.

По направлению «Управленческие системы» был завершен проект по созданию хранилища данных и витрин данных на платформе Oracle в АИКБ «Номос-Банк», позволивший банку осуществлять анализ активов и пассивов и GAP-анализ в соответствии с рекомендациями Basel. Успешно продолжается проект по созданию единого информационного хранилища и витрин данных в компании «Аэрофлот — российские авиалинии». Это один из важнейших проектов данного направления, который позволяет крупнейшей отечественной авиакомпании принципиально улучшить достоверность и доступность важнейшей финансовой и производственной информации.

Закончен проект по созданию корпоративного хранилища данных в КБ «СДМ-Банк»: теперь его специалисты могут осуществлять анализ прибыльности, активов и пассивов, денежных потоков, а также анализировать эффективность работы с ценными бумагами и пластиковыми картами. В UFG (Объединенной Финансовой Группе) завершен важный этап крупного проекта по созданию системы для решения аналитических и управленческих задач на базе Хранилища данных.

Говоря о бизнес-направлении «Учет и отчетность», можно отметить, что в тесном партнерстве с КБ «СДМ-БАНК» и аудиторско-консалтинговой компанией ФБК было выпущено решение для формирования отчетности по МСФО — модуль IFRS Enterprise Edition. Оно уже успешно используется в ряде банков: КБ «Еврокоммерц», КБ «Ярослав» (г. Ярославль), в АКБ «Северный Народный Банк» и других.

Решение «Диасофт» по автоматизации управления внутрихозяйственной деятельностью банков пополнилось функционалом в части бюджетирования хозяйственных расходов, а также модулем «Смета хозяйственных расходов». Его клиентская база расширилась на 6 банков. Из крупных проектов выделяется реализация многофилиального решения в ТрансКредитБанке.

Активно развивалось направление автоматизации страхования. Уникальным проектом можно считать автоматизацию бухгалтерского учета в «Ингосстрахе», где внедрение решения Master INSURANCE было проведено в рекордные сроки — за 2 месяца — и охватило 80 филиалов в единой базе — от Калининграда до Южно-Сахалинска.

CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса на текущий год?

Александр Генцис: У нас очень большие планы по развитию направления хранилищ данных на платформе IBM BDW. Очень амбициозные планы по развитию продуктов для подготовки обязательной отчетности. Мы собираемся серьезно продвигать наше новое фронт-офисное решение для розницы. Вообще, проекты в крупных розничных банках мы считаем локомотивом, который движет наш бизнес вперед. Мы намерены существенно расширить функционал наших основных бэк-офисных решений: документарные операции, управление рисками, бюджетирование.

В течение 5-6 лет мы последовательно растем на величину от 20 % до 30 % в год, и в этом смысле для нас главное — это преемственность и непрерывность роста.

Александр Глазков: Сегодня крупные банки имеют колоссальные финансовые средства и готовы их вкладывать в развитие своего бизнеса, которое невозможно без современных информационных технологий. Поэтому перед российскими разработчиками открываются огромные возможности. И мы уверены, что сможем ими воспользоваться.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS