Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Дмитрий Голендеров: Восточноевропейские банки потратили в 2005 г. на ИТ почти в 4 раза больше средств, чем отечественные

Дмитрий Голендеров

На вопросы СNews отвечает Дмитрий Голендеров, руководитель департамента банковских технологий Helios IT-Operator.

СNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые тенденции информатизации финансового сектора России в настоящий момент? 

Дмитрий Голендеров: Развитие банковских информационных технологий определяется тенденциями развития самой отрасли. Банки все больше развивают розничное направление, в частности, потребительское кредитование. Конкуренция  в ритейле активизировалась и заметно ужесточается, особенно с западными игроками. Заметно обозначилась тенденция к централизации, что, собственно говоря, прибавило множество дополнительных проблем ИТ-службам, поскольку возникла необходимость интегрировать системы объединяющихся организаций, укрупнять вычислительные ресурсы, модернизовать и.т.д.

Хотелось бы также отметить тенденцию развития в банках достаточно мощных инструментов финансового анализа, комплексных решений по управлению финансовыми рисками, наконец, систем поддержки и анализа процесса продаж финансовых продуктов и услуг (CRM системы).  Как мне кажется, такие инструменты будут в итоге давать банкам конкурентные преимущества на рынке.

Другой немаловажный момент — это развитие собственного бизнеса. Укрепление и развитие банков на розничном рынке предъявляет серьезные требования к ИТ-инфраструктуре, к вычислительным средствам, поддерживающим работу с большими объемами данных, телекоммуникациям. Соответственно, информационные системы, системы хранения данных централизуются, активно развиваются мультисервисные сети для обеспечения качественной связи филиальной сети.

Нельзя не отметить и тенденцию увеличения потребностей в аутсорсинге.  В основном, это  услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры, которые обеспечивают оптимальный баланс между инвестициями в собственные компетенции и затратами на сервисное обслуживание. Опыт показывает, что данная услуга пользуется высоким спросом  не только в банках, но и в компаниях с распределенной филиальной структурой, обладающих значительным количеством малых офисов, и в организациях, ориентированных на оптимизацию расходов на управление ИТ. Услуги поддержки ИТ-инфраструктуры позволяют экономить на расходах, связанных с непрофильной деятельностью, и сосредоточиться на задачах планирования, контроля качества и повышения конкурентоспособности

СNews: Можно ли по-прежнему говорить об ИТ-отставании российских банков от представительств их иностранных коллег в России?  

Дмитрий Голендеров: Уровень информатизации российского банковского сектора достаточно высок, но несмотря на это,  западные банки,  работая в России, демонстрируют более высокое качество  услуг и сервисов, поддерживаемых современными технологиями. Уровень информатизации отечественных кредитных организаций пока отстает от европейского. Впрочем, и сам отечественный банковский бизнес пока уступает в масштабах мировым лидерам. Насколько мне известно, по данным Gartner, восточноевропейские банки потратили в 2005 году на информационные технологии почти в 4 раза больше средств, чем отечественные.

СNews: Как бы вы охарактеризовали актуальные подходы российских банков к построению ИТ-стратегий?  

Дмитрий Голендеров: Безусловно, стратегия развития ИТ в банке должна соответствовать стратегии его бизнес-развития. В большинстве банков подходы к построению инженерной ИТ-инфраструктуры идут «нога в ногу» с концепцией их собственного долгосрочного развития, т.е. ставятся и решаются задачи с учетом перспективы.

Помимо этого, все больше ИТ-руководителей при принятии решений о выборе того или иного программного продукта для поддержки нового сервисного направления (например, Call-центр), в первую очередь учитывают возможность его интеграции с уже установленными системами. Этот процесс часто сопряжен с большими сложностями — неизбежными, поскольку говорить о замене годами работающего ПО не приходится. Ряд банков рассматривает вариант перехода на универсальные интеграционные решения. Поставщики отдельных приложений еще на стадии разработки учитывают возможность их интеграции с теми или иными АБС.

Ну и еще хотелось бы отметить, что при разработке стратегии информатизации, многие банки, занимающиеся автоматизацией розничных банковских услуг, все больше и больше уделяют внимание развитию интернет-банкинга.

СNews: Отмечаете ли вы увеличение ИТ-бюджетов в этом секторе в последний год?  

Дмитрий Голендеров: За последние годы в России виден общий тренд роста бюджетов банков на информатизацию. Безусловно, и в прошлом году ИT-бюджеты банковских организаций заметно выросли. Это, естественно, объясняется и развитием их бизнеса, и, соответственно, ростом прибыли.

СNews: Какие требования предъявляют в настоящий момент банки к ИТ-решениям? 

Дмитрий Голендеров: Как уже было сказано, банки увеличивают свои инвестиции в ИТ, соответственно, возрастают их требования к надежности, производительности, качеству поставляемых решений, и конечно же, сервисному обслуживанию. Зачастую при выборе того или иного поставщика главным критерием является не цена, а именно качество обслуживания.

С другой стороны, повышая свою конкурентоспособность, особенно на розничном рынке, банки предлагают все новые и новые услуги и сервисы. Естественно, все это оборачивается новыми требованиями к ИТ-решениям. С увеличением численности персонала, развитием региональных филиальных сетей, а также количества используемых приложений в банках, увеличиваются и требования к эффективному управлению ИТ- ресурсами.

Естественно, нельзя забывать еще и об информационной безопасности. Защита информации остается для банков самой критичной проблемой — любая утечка данных может привести как к прямым материальным потерям, так и к ухудшению репутации. 

СNews: Какие высокотехнологичные продукты и услуги наиболее востребованы в данный момент в банковском секторе?  

Дмитрий Голендеров: Как правило, выбор ПО или аппаратных платформ привязаны к профилю банка, хотя существуют и общие для всех финансовых организаций потребности. В настоящий момент российские банки более всего ориентированы на внедрение систем автоматизации розничных услуг. В первую очередь это необходимо тем банкам, профиль которых включает потребительское кредитование, работу с пластиковыми картами, валютными и рублевыми вкладами, прием коммунальных платежей, обмен валюты, работу с индивидуальными сейфовыми ячейками. Соответственно стремительно растет спрос на CRM системы и Call-центры.

Банки проявляют все большее внимание к катастрофоустойчивым решениям, способным обеспечить непрерывность бизнеса и гарантировать сохранность данных, так как это вопросы существования банка в принципе. Как правило, это могут себе позволить крупные банки. Тем не менее, вопросы физической защиты центров обработки данных актуальны и для средних и небольших банков.

Банковский сектор всегда считался главным потребителем систем информационной безопасности, а бюджет, выделяемый на них в кредитных организациях, значительно превышает бюджеты компаний нефинансового сектора. Как правило, банки давно уже внедряют системы защиты от внешних угроз (хакерские атаки, вирусы), тем не менее внутренние ИТ-угрозы (утечка, уничтожение данных, промышленный шпионаж, неправомерные действия сотрудников в отношении конфиденциальной информации) вызывают у заказчиков в последнее время наибольшую озабоченность. Проблема утечки конфиденциальной информации до сих пор остается большой проблемой, специалисты признают ее актуальность, но пока предпринимают достаточно слабые практические шаги.

Что касается услуг, то здесь, конечно, лидирует ИТ-аутсорсинг. Как я уже говорил, в основном, это  услуги по поддержке ИТ-инфраструктур — как головных офисов, так и региональных филиалов.

СNews: Какая доля вашего оборота приходится на проекты в финансовом секторе? 

Дмитрий Голендеров: 2005 год был для нас прорывным и успешным в финансовом секторе. Только в декабре 2004 г. мы сформировали департамент банковских технологий, тем не менее, в прошлом году доля банковских проектов в общем обороте компании составила около 17 %. Сюда можно отнести проекты для банка «Сосьете Женераль Восток», «Внешторгбанка», «Москомприватбанка», «ТрансКредитБанка», «ГазЭнергоПромБанка», «Хоум Кредит энд Финанс» Банка, «Юниаструм» банка, «Импексбанка» и др.

СNews: Какие проекты были реализованы вами в банковском секторе в 2005 году?  

Дмитрий Голендеров: Среди проектов прошлого года хочу отметить успешный проект обследования локальной вычислительной сети коммерческого банка «Сосьете Женераль Восток» (BSGV). В связи с особенностями функционирования информационной инфраструктуры банка все необходимые операции требовалось произвести в рабочее время. Несмотря на это, инженерам и экспертам по сетевым технологиям HeliosIT-Operatorудалось собрать исходную информацию о состоянии сети передачи данных, не нарушая при этом привычного ритма работы организации-заказчика. Результаты проекта, реализованного HeliosIT-Operator, позволили оценить качественные и количественные характеристики загрузки канала связи и сделать вывод о целесообразности внесения изменений в организацию связи отделений банка с центральным офисом BSGV. Данные исследования в будущем облегчат подготовку проекта по модернизации сетевой инфраструктуры московских представительств банка BSGV и помогут принять обоснованное и мотивированное решение об оптимизации работы ИT-инфраструктуры, а значит и о совершенствовании работы банка в целом.

Помимо этого, в Департаменте Банковских Технологий было открыто целое направление — организация ИT-инфраструктуры регионального филиала банка. Данное направление для банков является новым и востребованным, особенно для розничных банков, поскольку позволяет сократить сроки и затраты при открытии новых филиалов в регионах. HeliosIT-Operatorреализует все этапы организации ИT-инфраструктуры — проектирование инженерных систем, монтаж, подготовка исполнительной документации, инсталляция и настройка оборудования. В прошлом году мы взяли на реализацию открытие региональных филиалов банка «Сосьете Женераль Восток» (BSGV) Все вышеуказанные проекты получили продолжение и в этом году.

Также хочется отметить и прошлогодний успех  поставки ПК и мониторов Helios в территориальные управления «Центрального Банка» РФ. В 2005 году было поставлено более 1300 ПК Helios,и на сегодняшний день успешно эксплуатируются в 15 ТУ «Банка России»: главных управлениях по Белгородской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской,   Кировской, Мурманской, Омской, Пермской, Рязанской, Самарской, Томской, Ульяновской областям, Приморскому краю, НБ Республики Башкортостан.

СNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS