Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Павел Зубков: Сегодня «инвестиционный акцент» банков смещается в сторону обеспечения бесперебойной работы ИТ-систем

Павел Зубков

О развитии компетенций компании в области внедрения банковских программных продуктов, об изменениях в области ИТ-потребностей российских финансовых структур, о наиболее значимых проектах в этом секторе в интервью CNews рассказал Павел Зубков, директор управления по работе с розничными финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко».

CNews: Как изменилась, на ваш взгляд, ситуация на рынке информатизации финансового сектора России за последний год?

Павел Зубков: Рынок информатизации финансового сектора — это быстрорастущий рынок сервисов и профессиональных услуг. Ключевые изменения, произошедшие в прошлом году, связаны, в основном, с увеличением сложности проектов. Это, в свою очередь, свидетельствует о росте профессионализма и компетенции заказчика.

CNews: Насколько кардинально, на ваш взгляд, изменились за последнее время требования банков к ИТ?

Павел Зубков: Информационные технологиив банках никогда не были «центрами прибыли». Практика ITIL способствовала формированию диалога между ИТ и бизнесом и привела высокие технологии к модели оказания сервисов. Сегодня этот диалог продолжает развиваться, ведь теперь для успешного продвижения новых продуктов на финансовых рынках без ИТ не обойтись. Развитие потребительского кредитования, страхования и других розничных продуктов дают банкам возможность либо расширить спектр предлагаемых услуг, либо развить данное направление. В обоих случаях это стимулирует спрос на программно-аппаратные решения, поддерживающие данные услуги.

Рост прибыльности банков, который мы наблюдали в течение последнего года, также повлиял на требования к ИТ. Простой информационных систем сегодня обходится банку все дороже. А для крупных и особо крупных банков ущерб от простоя работы его учреждений во многих случаях даже превышает экономическую целесообразность внедрения отказоустойчивых систем. Но ведь есть еще и политическая целесообразность. Таким образом, инфраструктурные решения, от которых зависит надежность работы банковских систем, сегодня снова обрели спонсоров в бизнес-подразделениях и в руководстве финансовых организаций.

Начало активной экспансии иностранных банков также повлияло на отношение к ИТ в банках. Финансовые организации сегодня можно условно поделить на тех, которые планируют стать представительством очередного крупного западного игрока, и тех, для кого приход западных банков может стать концом их активной рыночной экспансии. И если первая группа банков стремится сделать банк и используемые в нем информационные технологии привлекательными для поглощения зарубежными финансовыми структурами, то для второй группы ИТ становятся мостиком к повышению эффективности, управляемости, и в конечном итоге — конкурентоспособности банка. В обоих случаях роль ИТ существенно повышается.

CNews: Сместился ли фокус ИТ-инвестиций отечественных банков, по вашим наблюдениям? В какую сторону?

Павел Зубков: Если в последние годы основные средства инвестировались в развитие инфраструктурных решений и телекоммуникационных проектов, то сегодня «инвестиционный акцент» смещается в сторону обеспечения бесперебойной работы ИТ-систем, консолидации вычислительных ресурсов и обеспечения сервисной поддержки с реагированием, соответствующим критичности приложения для бизнеса банка или страховой компании.

Также банки активно вкладывают инвестиции в системы управления и мониторинга инфраструктуры, приложений и бизнес-процессов. Спрос в этой области формирует соответствующее предложение — как от крупных западных производителей программного обеспечения, так и от российских интеграторов. Например «Ай-Теко» уже несколько лет занимается интеграцией различных модулей HP OpenView с собственными разработками в области мониторинга бизнес-транзакций для различных сфер применения — таких как расчетные центры или сети банкоматов.

CNews: Какие ИТ-задачи российские банки решают сегодня в первую очередь? Остается ли главной среди них задача интеграции уже установленного ПО? Какие банки, на ваш взгляд, уже смогли «закрыть» эту проблему?

Павел Зубков: На мой взгляд, первостепенные задачи банков связаны с внедрением продуктов, позволяющих поддерживать розничную деятельность банков и фронт-офисные решения. В фокусе финансовых организаций также системы управления ресурсами и бюджетного планирования; портальные решения; CRM-решения, а также системы для интеграции приложений.

CNews: Какая доля вашего оборота приходится сегодня на финансовый сектор? Насколько она выросла за прошедший год?

Павел Зубков: Доля финансового сектора в бизнесе компании «Ай-Теко» составляет сегодня около 25 %. Бизнес в банковском секторе растет уже много лет — наряду с ростом оборотов компании в других секторах рынка. По сравнению с 2004 годом объем продаж продуктов и услуг для банков и страховых компаний вырос на 94 % (этот показатель выше, чем в среднем по компании). Это и обеспечило «Ай-Теко» уверенный рост в 2005 году.

CNews: Как развивалось взаимодействие вашей компании с поставщиками банковских решений? Какие наиболее масштабные проекты были реализованы «Ай-Теко» для банков в 2005 году?

Павел Зубков: Мы подписали меморандум о сотрудничестве с компанией Misys для совместного продвижения решений S1 для розничного банкинга, готовится соглашение по продукту Temenos Т24. Эти шаги позволят «Ай-Теко» предлагать российским банкам и финансовым компаниям широкий спектр специализированных решений. На базе управления по работе с розничными финансовыми учреждениями создан центр компетенции по банковским решениям.

Для Центрального аппарата и ряда территориальных банков Сбербанка России на базе продуктов и решений НР выполнены крупные проекты по модернизации корпоративных ресурсов хранения данных, развитию программно-аппаратных комплексов банков и внедрению территориально распределенных систем высокой готовности.

Лицензионное соглашение с Внешторгбанком стало крупнейшим проектом «Ай-Теко» по централизованному лицензированию Microsoft в финансовой сфере.

CNews: Сегодня на российском рынке банковской автоматизации отмечают тенденцию к переходу на западные продукты. Насколько отечественные интеграторы готовы к соответствующему расширению своего предложения?

Павел Зубков: В ходе развития российского финансового рынка мы имели возможность наблюдать за удачными и неудачными экспериментами в области внедрения специализированного западного банковского ПО. Успешные примеры есть, и можно уверенно сказать о том, что успешными их сделали люди, которые приобрели знания и опыт на проектах в России. Опыт привлечения к проекту даже сотен программистов из-за рубежа редко приводил к успешному внедрению, чаще становясь очередным экпериментом.

Для российского интегратора участие в проектах по внедрению специализированного софта — вопрос в, первую очередь, инвестиционный. Участие даже в пилотном проекте по внедрению западного банковского продукта сопряжено с необходимостью существенных инвестиций — причем задолго до получения денег от клиента. Ведь интегратору необходимо выделить для решения поставленной задачи достаточно большую группу людей, обучить их у производителя ПО, привлечь западного консультанта для введения в курс дела. Все эти моменты резко ограничивают круг потенциальных участников подобных проектов. Однако для тех игроков, кто преодолеет этап становления, открываются определенные возможности для расширения своего предложения. Компания «Ай-Теко» с 2005 года занимается развитием своего центра компетенции по банковским решениям. За это время привлечены к работе, обучены и заняты в пилотных проектах и программисты, и банковские технологи. Ведется несколько проектов по заказной доработке продуктов, функциональному и нагрузочному тестированию, прорабатывается вопрос по аутсорсингу бэк-офисного решения для банка.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS