Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Структурные изменения в политике информатизации страховых компаний: случайность или «ход конем»?

Структурные изменения в политике информатизации страховых компаний: случайность или 'ход конем'?Российские страховщики увеличивают спрос на ПО и ИТ-услуги, чему сегодня способствует усложнение самих принципов страхования. Однако в целом отрасль характеризует нетипично низкие, на общем фоне, доли расходов на те или иные ИТ. Четких, устоявшихся тенденций в политике информатизации здесь пока не видно. Текущее развитие напоминает больше метод проб и ошибок, а будущее остается неопределённым.

Структура ИТ-затрат страхового сектора резко отличается от структуры ИТ-затрат, характерной для экономики в целом. Можно выделить три основных отличия. Во-первых, совершенно нетипичное для большинства отраслей и секторов экономики доминирование внутренних ИТ-затрат. Если по экономике в целом эта статья расходов составляет 12%, то для страхового сектора её вес в три раза больше — 36%. Во-вторых, это заниженная доля расходов страховых компаний на АО (всего 33% против 50-60%, которые обычно занимают закупки оборудования в общей структуре ИТ-расходов). Наконец, столь же нетипично низкая доля расходов на ИТ-услуги (всего 9%, тогда как нормальный, характерный для большинства отраслей уровень этого показателя — не менее 15-20%).

Структура ИТ-затрат в страховании


Источник: CNews Analytics, 2007
Источник: CNews Analytics, 2007

Ещё раз подчеркивая противоречивость происходящего в страховом секторе, в том числе, и в сфере информатизации, отметим, что такая структура расходов — явление здесь сравнительно недавнее, сформировавшееся в 2004-2005 гг. Сначала, в 2004 году, согласно данным «Росстата», резко сократились совокупные расходы сектора на АО (-81,2%). Одновременно резко выросли расходы на ПО и ИТ-услуги (+107,9% и +110,7% соответственно). Можно было предположить, что это знаменовало собой начало отработки российскими страховщиками новых ИТ-концепций, начало перехода к новой ИТ-инфраструктре. И действительно, именно в этот период наиболее крупные страховые компании начали организовывать тендеры на лучшие в своем классе ERP- и CRM-системы. Аналитики даже стали говорить о возникновении в предложении ИТ-компаний нового, построенного специально для страхового сектора, консалтингового продукта — профессионального проведения конкурсов по выбору информационных систем для заказчика.

Однако 2005-й год внёс неожиданный поворот — на 3464,6% (!) взлетели внутренние ИТ-расходы страховщиков. В результате объем внутренних ИТ-затрат вышел на отметку 900 млн руб. (по сравнению с прежними 25 млн руб.), в 7,5 раз превысив расходы на ИТ-услуги, в 3,5 раза — расходы на ПО и в 1,6 раза — расходы на АО.

Объяснение этому своеобразному выбору страховщиков в политике информатизации с опорой на собственные силы (если рассматривать произошедшее как осознанный стратегический выбор, а не некий ситуационный феномен, сложившийся в результате тех или иных временных факторов), скорее всего, кроется в по-прежнему не удовлетворенной потребности страховых компаний в нестандартных решениях, специфицированных под особые задачи страхового бизнеса.

В числе главных факторов, препятствующих автоматизации, страховые компании всегда называли непонимание интеграторами специфических потребностей  страхового бизнеса, в частности, отсутствие готовых решений, негибкость предлагаемых программ, непонимание специфики страхования ИТ-компаниями. Не исключено, что именно это заставило страховщиков перенести центр тяжести в разработке информационных систем для своих нужд с услуг компаний-интеграторов на использование труда частных высококвалифицированных специалистов, привлеченных на договорной основе для временной работы в ИТ-отдел компании, с целью сконцентрировать усилия на одной единственной компании, её запросах и специфических проблемах. Возможно также, что для тех задач, которые ставит страховой сектор перед интеграторами, такой путь решения проблемы является менее затратным, позволяющим компаниям снизить расходы на внешние ИТ-услуги, стоимость которых становится от года  к году всё дороже, особенно если речь идет не о внедрении стандартных решений, но о разработке уникальных, под конкретную компанию.

Динамика ИТ-затрат в страховании

Источник: CNews Analytics, 2007

Резкий взлет расходов на внутренние ИТ-затраты — наиболее яркое явление последних двух лет в политике информатизации страховых компаний, однако не стоит забывать и о традиционных аспектах информатизации. Так, страховой сектор отличает более-менее устойчивый рост затрат на внешние ИТ-услуги (при всём том, что эта строка расходов сильно вытеснена ростом расходов на консалтинг собственными силами) и ПО.

Услуги внешних ИТ-консультантов остаются оптимальным выбором в той части, где требуется стандартизация технологических процедур и программного обеспечения. Каждая крупная страховая компания располагает разветвленной сетью филиалов и агентств, отделов и иных структурных подразделений, количество которых исчисляется часто тысячами, а количество клиентов наиболее крупных страховых компаний составляет более сотни тысяч предприятий и несколько миллионов физических лиц. В результате такого размаха деятельности в компании накапливается определенная технологическая несогласованность, функционируют десятки различных приложений, работу которых равно или поздно требуется унифицировать и сосредоточить в центральном офисе. Рост числа филиалов заставляет наиболее крупных страховщиков закупать системы финансового планирования, бюджетирования, контроля и анализа. В условиях увеличения объема и скорости информационных потоков практиковавшееся ранее почти повсеместно применение для этих целей элементарных средств Microsoft Office безвозвратно уходит в прошлое.

Росту спроса на ПО и сопутствующие ИТ-услуги способствует и усложнение самих принципов современного страхования, процедур анализа и контроля бизнес-процессов, когда в единой автоматизированной системе необходимо совмещать учёт различных видов страхования, иметь возможность формировать в системе силами пользователя различные виды страховых продуктов и т.д. Сегодня в этом направлении страховыми компаниями совместно с ИТ-специалистами делается, безусловно, многое, однако четких и, главное, устоявшихся тенденций в политике информатизации пока не видно. Текущее развитие напоминает больше метод проб и ошибок. Будущее остается неопределённым.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS