Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Примеры реализации мобильного банкинга в некоторых крупных банках России

Альфа-Банк

Примеры реализации мобильного банкинга в некоторых крупных банках РоссииСуществующий в «Альфа-Банке» мобильный банкинг включает в себя две самостоятельные услуги: «Альфа-Чек» и «Альфа-Мобайл».

В «Альфа-Чек» (SMS-bankingAdvance) клиент получает SMS-сообщения по факту совершения операций по своей пластиковой карте (снятие наличных в банкомате, оплата товаров или услуг и т.п.), а также после поступления денежных средств на счет, при приближении даты окончания действия пластиковой карты или оплаты кредитной задолженности и т.п. Кроме того, с помощью услуги «Альфа-Чек» клиент может пополнить баланс своего мобильного телефона, отправив SMS-сообщение с суммой платежа на специальный короткий номер. Подключение данной услуги осуществляется дистанционно, в телефонном центре «Альфа-Банка» после соответствующей авторизации (клиент называет номер пластиковой карты, кодовое слово и т.п.). Кроме того, клиент может подключить эту услугу и в офисах банка. Комиссия за данную услугу зависит от тарифного плана клиента и составляет от 0 до 59 рублей в месяц.

В «Альфа-Мобайл» (JAVA-банкинг) в мобильный телефон клиента устанавливается специальное JAVA-приложение, с помощью которого появляется возможность осуществления различных банковских операций: оплата мобильной связи и интернета, переводы между своими счетами, конвертация и т.п. Разработчиком данной услуги выступала чешская компания BSC Praha. Подключение данной услуги осуществляется дистанционно, в телефонном центре Альфа-Банка. После соответствующей авторизации клиент в виде SMS-сообщения получает ссылку на установку JAVA-приложения. Кроме того, оператор телефонного центра сообщает клиенту логин и временный пароль (он дает право доступа только для изменения пароля на постоянный). Комиссия за данную услугу зависит от тарифного плана клиента и составляет от 0 до 89 рублей в месяц.

Преимущества услуги «Альфа-Мобайл»: клиент получает возможность осуществления востребованных операций в режиме он-лайн непосредственно с мобильного телефона, используя понятный и наглядный интерфейс. Кроме того, преимуществом именно JAVA-технологии является отсутствие необходимости менять sim-карту в мобильном телефоне, а также возможность дистанционного подключения к услуге, без дополнительных визитов в офис банка.

ВТБ24

В банке ВТБ24 мобильный банкинг входит в систему дистанционного банковского обслуживания «Телебанк», которая предоставляет доступ к счетам клиента посредством интернета, телефона, SMS или WAP. Протоколу беспроводного доступа в сеть интернет с помощью мобильного телефона WAP на сайте банка уделяется особое внимание, и даны подробные советы по настройке. Оговаривается, что используемый мобильный телефон должен поддерживать протокол WAP версии не ниже 1.1. А оператор сотовой связи клиента также должен предоставлять услугу WAP-доступа.

В систему «Телебанк» можно войти с WAP-сервера http://wap.telebank.ru; для клиентов МТС — с WAP-страницы провайдера http://wap.mts.ru, выбрав ссылку "Мобильный банк".

Для работы с сервисом Телебанк-WAP необходимо иметь услугу "Передача данных" в сети МТС, Билайн и Мегафон и настроенный определенным образом мобильный телефон с поддержкой WAP не ниже 1.1.  Что касается конкретного списка моделей телефонов — то он постоянно обновляется, пояснили в отделе по связям со СМИ. На начало апреля на сайте банка был представлен такой список: Nokia 6210, Nokia 7110, Ericsson R320s, Motorola P7389 TimePort, Siemens S35i, Siemens C35i и т.п.

Программное обеспечение системы «Телебанк» разработано совместно специалистами ВТБ 24 и компании «Степ Ап». WAP-версия системы Телебанк (СТ) позволяет получать информацию о счетах в СТ — по остаткам, движению по счетам за период, а также проводить ряд операций. Например, доступны операции по счетам международных пластиковых карт: пополнение со счета клиента в СТ, списание на счет клиента в СТ, переброска средств между счетами клиента в банке, конверсия валюты, коммунальные платежи, оплата услуг коммерческих провайдеров (за исключением оплаты скрэтч-карт), рублевые и валютные платежи в пользу юридических и физических лиц  по предварительно оформленным реквизитам. Можно также просматривать список ранее проведенных операций и перечень документов по ним. Кроме того, доступна общая информация — курсы валют ЦБ РФ, курсы ВТБ24 по безналичной конверсии в СТ.

Возможна также работа через другой канал доступа в системе «Телебанк» — через SMS. Таким образом можно запросить остатки по счетам и картам, минивыписку по последним 5 операциям, оплатить мобильный телефон или коммунальные услуги, провести рублевые и валютные платежи по предварительно оформленным шаблонам. Услуга платная. Исходящие запросы оплачиваются по тарифным планам оператора связи. За отсылку сообщений на телефон клиента будет взиматься вознаграждение согласно утвержденным тарифам банка.

Работа в системе «Телебанк» через SMS осуществляется путем передачи SMS-сообщений определенного формата на специальный номер с предварительно зарегистрированного в системе мобильного телефона. Работа с SMS возможна только с того мобильного телефона, с которого осуществлена регистрация.

Сбербанк

Свой «Мобильный банк» есть и в Сбербанке России — комплекс услуг предоставляется посредством мобильной связи держателям международных карт. В настоящее время введены в действие полный и экономный пакеты услуг.

Полный пакет позволяет оперативно получать на свой мобильный телефон уведомления об операциях по карте в виде SMS-сообщений; осуществлять платежи со счета карты без явки в банк в пользу ряда операторов сотовой связи и телекомпаний. оперативно оформлять или изменять поручения на перечисление платежей как на сайте СБ, так и в любом его подразделении; получать по запросу информацию о лимите доступных средств и о последних 5 операциях по карте; оперативно заблокировать карту с мобильного телефона (например, в случае ее утраты или при подозрении на мошенничество по карте); временно блокировать услуги «Мобильного банка»; получать информацию о картах, подключенных к «Мобильному банку».

В случае выбора экономного пакета из «Мобильного банка» исключается услуга уведомления об операциях по карте. Для определения клиентом подходящего пакета «Мобильного банка» первые три месяца ежемесячная абонентская плата не взимается.

Новейшее свое развитие услуга получила в проекте «Мобильный банк — Verified by Visa». Услуга реализована на SIM-картах оператора мобильной связи МТС и «МегаФон-Москва» с применением технологии «Verified by Visa». SIM-карта клиентам сети «МегаФон-Москва» обменивается бесплатно в офисах оператора, при предъявлении паспорта и карты Visa.

«Мобильный банк — Verified by Visa» дает возможность иметь отдельное удобное меню «Мобильный банк», избавляя от необходимости каждый раз набирать запросы в виде SMS-сообщений вручную. Технология Verified by Visa предусматривает более безопасное проведение платежей с использованием банковских карт. Осуществлять платежи (пополнение счета) можно за любого абонента мобильной связи или спутникового телевидения.

Минимальная сумма платежа по «Мобильному банку» — 150 рублей; ежедневный лимит максимальной суммы платежей по каждой организации в размере 10 000 рублей. При этом круг получателей «Мобильного банка» ограничен перечнем организаций, с которыми у банка заключены соответствующие договора. Оплата производится за услуги Билайн, Мегафон–Москва, МТС, НТВ+, Космос ТВ, Стрим и др.

В дальнейшем к услуге будут подключаться новые получатели платежей: организации, предоставляющие коммунальные услуги, интернет-магазины, и т.д. В меню пользователя «Мобильный банк — Verified by Visa» они будут появляться автоматически. Получателей платежей из общего перечня клиент сможет выбирать самостоятельно.

Московский банк  реконструкции и развития (МБРР)

В Московском банке реконструкции и развития развитие мобильного банкинга рассматривают как одно из направлений по снижению нагрузки операционистов при работе со счетом клиента. Подключившись к услуге мобильный банкинг «М@Банк», клиент может самостоятельно выполнять наиболее популярные операции: оплату услуг, перевод средств, получение информации о состоянии счета карт. Основное преимущество — это можно делать в любое время и в любом месте. А само банковское приложение становится дополнительным пунктом меню сотового телефона.

На сегодняшний момент партнером МБРР является только МТС. Используется программное решение поставщика процессингового центра — Tieto Enator. Подключиться можно как в офисах банка, так и в офисах партнеров — МТС и МГТС, но лишь в тех, где присутствует сотрудник АКБ «МБРР». Для подключения необходим паспорт или другие  документы, подтверждающие личность клиента.

Банковское приложение на SIM защищено отдельным PIN-кодом, который необходим как для входа в меню, так и для подтверждения платежных операций. Пользование услугой  возможно по двум тарифным планам  «Практичный» и «Стандарт». Тариф «Практичный» удобен тем, что клиент не оплачивает комиссию за годовое обслуживание, но оплачивает комиссию при совершении определенных операций. При выборе тарифа «Стандарт» оплачивается комиссия за годовое обслуживание. Часть операций при этом платная,   часть — бесплатная.

Ситибанк

Как такового «классического мобильного банкинга», позволяющего управлять счетом, или проводить какие-то операции по счету, у российской «дочки» крупнейшего банка мира нет. Зато «Ситибанк» представляет самый широкий список комплексного SMS & е-mail оповещения об операциях клиентов со счетами через услугу Citibank Alerting Service. При этом «тематический» перечень по некоторым операциям по дебетовым и кредитным картам различен. По дебетовым счетам клиент, подписавшись на услугу, получит, например, оповещения о  зачислениях и списаниях по счетам (в т.ч. о снятии наличных в банкомате, переводах в другие банки), о списаниях по картам (через POS-терминалы и др.), информацию о балансе по всем счетам, возникновении овердрафта и др.

Владельцев кредитных карт система известит о списаниях средств по основной и дополнительной картам, подтвердит погашение задолженности, напомнит о предстоящем минимальном платеже или известит о приближении к границе кредитного лимита по карте и пр. Все оповещения по транзакциям приходят в режиме он-лайн. Поэтому услуга интересна тем, кто часто пользуется картой для проведения расчетов, и в первую очередь направлена для контроля со стороны клиента над операциями по его счету.

Вместе с деталями транзакции клиент получает информацию о балансе своего счета, размере доступного кредитного лимита и пр. Активировать услугу можно как в интернете через систему Citibank Online, так и позвонив оператору call-центра. Услуга платная, стоимость — 65 рублей в месяц.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS