Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Дмитрий Назипов: Правильный рецепт ИТ-архитектуры банка — лучшие в своем классе системы, интегрированные в единое целое

Дмитрий НазиповНа вопросы CNews отвечает Дмитрий Назипов, старший вице-президент ВТБ.

CNews: Как бы вы охарактеризовали ситуацию в отечественном финансовом секторе с точки зрения требований к ИТ?

Дмитрий Назипов: Основной тренд сегодня — это реализация в крупных и средних банках проектов по внедрению банковских систем зарубежной разработки. Пришло понимание того, что рост масштабов бизнеса и необходимость конкуренции с приходящими в Россию иностранными банками требуют внедрения новых адекватных решений. Таковыми могут стать ведущие иностранные банковские системы, однако объем их доработок будет очень существенным с учетом требований Центробанка и национального учета.

Реальных внедрений в России до сих пор относительно мало — хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить примеры более-менее удачных проектов. Причем практически все ограничивается пока Misys в разных его реинкарнациях, хотя ведутся также внедрения продуктов Infosys, I-flex и Temenos.

В целом весь мировой рынок банковских приложений консолидируется сейчас вокруг индийских поставщиков. Западные заказчики уже сумели адаптироваться к новым реалиям, и индийцы стали для них достаточно дешевым и быстрым ресурсом разработки. В России же индийские проекты идут достаточно тяжело. Вероятно, только появление и участие в проектах квалифицированных российских интеграторов способно улучшить эту ситуацию.

CNews: Насколько актуальны для российских банков ERP-системы?

Дмитрий Назипов: ERP не является для банков основным решением, обеспечивающим их бизнес — как, например, для промышленных предприятий. Т.е. под термином «ERP в банках» подразумевают в первую очередь приложения по автоматизации зарплаты, кадров, учета материальных запасов. Всего того, что обеспечивает деятельность банка как корпорации. Тем не менее, в российских финансовых структурах ERP-решения наличествуют — например, достаточно неплохо представлен SAP с его HR модулями. Мы используем самописную HR-систему и пока не рассматриваем возможность ее замены — просто в силу того, что для нас это не является приоритетом номер один.

CNews: Можно ли говорить, на ваш взгляд, о серьезном ИТ-отставании российских банков от представительств их зарубежных коллег в России?

Дмитрий Назипов: Я бы не сказал, что подобное отставание очень заметно. В принципе, западные банки не предоставляют клиентам сейчас каких-либо эксклюзивных услуг, которые не могли бы предложить российские банки. К тому же, в России многие иностранцы используют те же системы, что и отечественные игроки, в том числе и местной разработки. Как известно, под российские условия непросто адаптировать западный продукт. В итоге иностранные банки не часто  работают в России на том же софте, что и их штаб-квартира. В любом случае катастрофического разрыва в уровне ИТ я не вижу.

CNews: Насколько сейчас российские банки готовы к переходу на аутсорсинговую модель? Рассматривает ли ее, в частности, ВТБ?

Дмитрий Назипов: Существуют достаточно серьезные ограничения, в том числе регуляторные, связанные с передачей информации, содержащей банковскую тайну, на аутсорсинг. С другой стороны, в России, вероятно, просто еще не «созрели» интеграторы-аутсорсеры, которые были бы способны предоставить сервис столь высокого уровня, чтобы поддерживать критические приложения и основной бизнес банка. Поэтому я думаю, что доля аутсорсинга по таким направлениям, как сопровождение основных систем, поддержка дата-центров, предоставление вычислительных ресурсов и систем хранения — для российских банков еще достаточно долгое время не будет сколько-нибудь заметной. Мы также пока не рассматриваем возможность передачи их на аутсорсинг. Перспективы аутсоринга я вижу в таких областях, как поддержка телекоммуникационной инфраструктуры, систем печати, возможно, колл-центров.

CNews: Как быстро аутсорсинг может получить распространение среди отечественных банков, по вашим ожиданиям?

Дмитрий Назипов: Сегодня достаточно яркий пример такого рода услуг — использование небольшими банками услуг сторонних процессоров международных пластиковых карт, что позволяет обеспечить существенную экономию средств. Распространение данный сервис получает ввиду достаточно высокого уровня стандартизации — карточный процессинг действует по вполне детерминированным правилам, алгоритмам и сценариям.

Именно стандартизация продуктов, предоставление их сторонними компаниями на основе стандартных решений, вероятно, может стать толчком к подъему аутсорсинга в банковском секторе. Первые аутсорсеры, которые предложили бы виртуальный банк на основе серьезной западной системы, могли бы, возможно, рассчитывать на успех.

Думаю, что с повышением зрелости банковской системы, по мере совершенствования банковского законодательства и внедрения здесь стандартных и гибких приложений, аутсорсинг может получить большее распространение. В первую очередь, вероятно, среди мелких и средних банков, которые оперируют более стандартными продуктами с менее высокими требованиями к производительности и масштабируемости. Последними, скорее всего, на этот вид сервиса перейдут крупные банки, у которых есть собственные ИТ-службы, иногда превосходящие по технологическому уровню большинство отечественных аутсорсеров. Сегодня любой крупный банк в России — это весьма эксклюзивный набор продуктов и услуг. Количество клиентов, интенсивность операций, масштаб филиальной сети, количество точек продаж, сложность продуктов в крупных банках настолько высоки и предъявляют такие требования к ИТ-поддержке, которые вряд ли смогут в ближайшее время обеспечить внешние аутсорсеры. Например, такая операция, как недавнее IPO ВТБ, предъявила настолько высокие требования к производительности систем и масштабируемости, что вряд ли их смог бы удовлетворить внешний провайдер.

Я знаю, что один из ведущих российских банков, входящих в первую десятку, рассматривал возможность глобального аутсорсинга с привлечением крупнейшего игрока мирового рынка ИТ. Но эта идея была отвергнута после детального рассмотрения, с участием западных акционеров банка. Вероятно, соотношение цена — качество с учетом потенциальных рисков показалось неприемлемым.

CNews: Каковы ваши основные критерии выбора поставщика ИТ-продуктов и услуг?

Дмитрий Назипов: В отношении поставщиков инфраструктурных решений и в целом — решений, которые широко представлены на рынке, критерии достаточно просты. ВТБ работает с наиболее крупными в своих сегментах компаниями, имеющими наиболее серьезную квалификацию. Стандартная процедура выглядит следующим образом. По проектам, связанным с продукцией какого-либо вендора, мы запрашиваем его рекомендацию по выбору партнера с точки зрения объема выполненных проектов и квалификации персонала. Вендор предоставляет нам перечень из не менее трех своих партнеров — претендентов на реализацию проекта. Мы направляем каждому запрос ценового предложения, и затем выбираем того, кто предложил наилучшие цену и условия реализации. Этот подход, пожалуй, является сейчас для крупных банков России стандартным.

Естественно, сохраняется ниша для небольших инновационных компаний, которые предлагают специфические уникальные продукты и технологии, которых, может быть, нет у крупных поставщиков. К помощи относительно малых, но профессиональных компаний мы также прибегаем. В частности, реализовали систему управления проектами и механизмы проектного офиса с помощью одной небольшой, но достаточно компетентной компании. Сейчас мы внедряем некоторые другие программные продукты с помощью подобных «нишевых» игроков.

CNews: Насколько значительно увеличиваются ИТ-бюджеты банков в последние годы? В частности, как изменяется этот показатель у вас?

Дмитрий Назипов: ИТ-бюджет банка складывается из затрат на текущее сопровождение и реализацию новых проектов. В текущих расходах значительную долю составляют затраты на каналы связи и подписку на лицензионное ПО. Когда ведутся крупные проекты, затраты банков чрезвычайно высоки, но ограничены во времени. По завершении проектов сохраняется постоянная составляющая затрат на поддержку и развитие систем, но в целом затраты приходят к новому средневзвешенному уровню. Банки первой десятки в настоящий момент активно реализуют проекты по развитию инфраструктуры и внедрению приложений, что приводит к росту расходов.

В ВТБ также ведется значительное количество новых проектов, соответственно, наш бюджет по сравнению с предыдущими годами также возрос.

CNews: Как у вас в банке складываются отношения ИТ и бизнеса?

Дмитрий Назипов: На мой взгляд, за последний год удалось значительно улучшить взаимопонимание бизнеса и ИТ. В ВТБ действует специальный «законодательный орган» — Комитет по банковским информационным технологиям (КБИТ), который возглавляется зампредом, курирующим ИТ. В состав КБИТ входят представители основных бизнес- и операционных подразделений банка, безопасности, аудита. Регулярно проходят его заседания, на которых заинтересованно и компетентно рассматриваются ключевые ИТ-проекты. В банке внедрены принципы проектного управления: за реализацию каждого ИТ-проекта отвечает рабочая группа, возглавляемая представителем подразделения — заказчика, менеджерами проектов являются сотрудники ИТ. Действует проектный офис, обеспечивающий текущий контроль за ходом проектов.

CNews: Какие ключевые ИТ-проекты реализуются сейчас в ВТБ?

Дмитрий Назипов: ИТ в банке решает две основные задачи — поддержка существующих бизнес-процессов и развитие бизнеса путем внедрения новых приложений. Соответственно, можно выделить несколько групп ИТ-проектов.

Во-первых, это — инфраструктурные проекты, решающие задачи наращивания производительности и повышения отказоустойчивости путем виртуализации, консолидации и кластеризации вычислительных ресурсов и систем хранения. Сейчас мы реализуем достаточно крупный проект по кластеризации и виртуализации систем на базе платформ Intel Itanium и Sun, а также проект по расширению и существенному наращиванию системы хранения. Это позволит сократить количество серверов (сейчас в головной организации в Москве их количество измеряется сотнями), снизить совокупную стоимость владения и  увеличить доступность приложений.

Вторая группа проектов — внедрение новых бизнес-приложений. Сейчас, например, мы внедряем модуль кредитования юридических лиц для головной организации. Это заказная, очень сложная программная система, которая поддерживает множество разнообразных кредитных продуктов. Завершается внедрение новой системы расчетов — этот проект затрагивает, вероятно, большинство систем операционного уровня в банке. Вообще, в настоящее время реализуется значительное количество проектов, автоматизирующих отдельные направления бизнеса банка.

Важно подчеркнуть, что, на мой взгляд, сейчас созрело понимание того, что невозможно на базе одной, даже самой продвинутой системы, реализовать всю функциональность большого банка. В этом смысле наш подход к построению ИТ-системы — это интеграция лучших в своем классе решений в единое целое на принципах сервисно-ориентированной архитектуры. Для крупных банков, вероятно, это единственно правильный рецепт.

Поэтому в отдельную группу проектов я бы выделил ключевые для ИТ-архитектуры банка проекты интеграционной платформы и корпоративного информационного хранилища. Весьма успешно реализуемый в ВТБ проект построения интеграционной платформы на базе IBM WebSphere нами позиционируется не только как инструмент оптимизации существующей ИТ-системы, но и внедрения новой АБС. С использованием интеграционной платформы уже реализованы интерфейсы взаимодействия внедряемых бизнес-приложений с унаследованными системами. Корпоративное информационное хранилище на основе Oracle OFSA предоставит единый инструмент сбора и анализа информации, а также формирования регламентной отчетности.

Ну и особо я бы хотел выделить проект по внедрению новой банковской системы. Сейчас мы реализуем пилотный проект параллельно с тремя поставщиками — Temenos, Infosys и I-flex. Предусматривается создание упрощенного, но вполне работоспособного прототипа банковской системы филиального уровня. К концу этого года мы планируем получить стенды с развернутыми системами, кастомизированными под крайне ограниченный, но вполне реальный набор продуктов одного из наших филиалов. Это позволит нам принять обоснованное решение о выборе перспективной банковской системы. Вероятно, ее внедрение начнется с филиалов, поскольку централизованная банковская система в филиальной сети является решением, наиболее эффективным с точки зрения экономии затрат, сокращения операционного и бэк-офисного персонала в банке, а также предоставления качественного сервиса в территориально распределенной сети банка.

Реализация такого сбалансированного портфеля проектов позволит построить современную и эффективную ИТ-систему, обеспечивающую  решение масштабных задач, стоящих перед нашим банком.

CNews:Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS