Обзор подготовлен

версия для печати
Экономическая база информатизации финансового сектора в России обещает умеренный рост ИТ-затрат

Экономическая база информатизации финансового сектора в России обещает умеренный рост ИТ-затрат

На фоне других отраслей экономики отечественный финансовый сектор можно считать достаточно хорошо подготовленным к серьезным ИТ-проектам. Об этом свидетельствуют как показатели экономического потенциала, так и существующий уровень использования ИКТ в бизнесе российских банков. Характер сформированной здесь ИКТ-инфраструктуры позволяет говорить, при условии отсутствия негативных макроэкономических подвижек, о тенденции к умеренному, но устойчивому росту ИТ-затрат.

На фоне других отраслей экономики отечественный финансовый сектор можно считать достаточно хорошо подготовленным к серьезным ИТ-проектам. Об этом свидетельствуют как показатели экономического потенциала, так и существующий уровень использования ИКТ в бизнесе российских банков. Характер сформированной здесь ИКТ-инфраструктуры позволяет говорить, при условии отсутствия негативных макроэкономических подвижек, о тенденции к умеренному, но устойчивому росту ИТ-затрат.

Информационные технологии в современной экономике называют основой конкурентоспособности компании. ИТ способны повысить гибкость бизнеса, оперативность и точность принятия решений. Они создают базу для выхода на глобальные рынки, который четко ограничивается «стандартами» — правовыми, экологическими и рядом других, в том числе, стандартами информатизации. При этом интенсивность и направленность процессов информатизации в значительной мере зависит от подготовленности экономико-технологической базы компаний к внедрениям ИТ, которая представляет собой совокупность технико-экономических показателей деятельности компаний, определяющих возможности и потребности в ИТ.

Можно выделить две основных группы таких показателей — показатели экономического потенциала компании, отражающие её общую подготовленность к ИТ-внедрениям, и показатели использования ИКТ в бизнесе, отражающие уже достигнутый уровень удовлетворения базовых потребностей в высоких технологиях.

Система показателей экономико-технологической  базы информатизации компании (отрасли, сектора экономики)

Показатель Способ расчета
Показатели экономической базы информатизации
Рост прибыльности бизнеса, % к пред. году Рост прибыли к уровню предыдущего года
Уровень рентабельности, % Соотношение между величиной сальдированного финансового результата по отрасли (прибыль — убыток) и
1) себестоимостью реализованной предприятиями отрасли продукции или услуг (рентабельность ТиУ)
2) стоимостью активов (рентабельность активов)
Индекс убыточности, % Для отраслей:
Доля убыточных предприятий среди всех предприятий отрасли (по крупным и средним предприятиям) 
Для компаний:
Доля убыточных сегментов деятельности
Индекс задолженности, % Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью (в процентах от просроченной дебиторской задолженности)
Объем и динамика экспорта и импорта услуг, % Объем и динамика экспорта / импорта, экспорт / импорт по странам дальнего зарубежья
Показатели использования ИКТ в бизнесе
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала, руб./чел. Затраты на ИТ-обучение в расчете на одного сотрудника
Индекс ИКТ-ёмкости, % Затраты на ИКТ на единицу продукции; для отрасли (сектора) — на единицу ВДС
ИТ-бюджет компании, млн.руб. Для компании:
Объем всех расходов компании, связанных с ИКТ
Для отрасли (сектора):
Объем ИТ-затрат в отрасли к числу всех предприятий отрасли (без учета малых предприятий)
ИТ-вооруженность работника, % Число ПК на 100 работников (отдельно: число ПК, интегрированных в ЛВС, на 100 работников)
Индекс интегрированности ИТ-инфраструктуры, % Доля ПК, интегрированных в ЛВС, в общем количестве ПК, установленных в компании

В первую очередь возможности в сфере информатизации определяются финансово-экономическим положением компании, объемом свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных, актуальных для компании, программ и проектов. На рост или снижение этих возможностей указывает индекс прибыльности бизнеса, отмечающий изменение уровня прибыли от года к году. Показателем объема свободных средств также является рентабельность бизнеса — товаров, услуг, активов.

Однако сам по себе объем свободных средств ещё не достаточное основание, чтобы делать заключение о способности компании инвестировать в реструктуризацию на основе внедрения высоких технологий. Здесь, в первую очередь, необходимо учитывать уровень задолженности компании, который показывает, насколько свободно руководство компании может распоряжаться полученной прибылью. Особый интерес в данном случае представляет показатель превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью.

 Во-первых, само наличие просроченной кредиторской задолженности, указывает на низкую финансовую устойчивость компании, неспособность рассчитываться по долгам и, следовательно, на высокие барьеры инвестиций в технологические инновации, в том числе из-за того, что такому предприятию трудно найти инвестора, готового вложить в него деньги, а также — на низкую устойчивость к вызываемым переменам.

Во-вторых, факт превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской говорит о том, что даже при условии полного погашения компаниям дебиторской задолженности, что даст им возможность погасить соответствующую часть своих собственных долгов, на ней всё равно останется долг, расплатиться по которому компания не в состоянии. 

Если в этой связи говорить не об отдельных компаниях, а об отраслях или секторах экономики, то хорошим индикатором экономической готовности к информатизации является доля убыточных предприятий, которая сразу позволяет определить верхнюю границу спроса на ИТ. Для отдельной компании таким показателем может служить доля убыточных сегментов деятельности — например, доля убыточных подразделений в холдинге.

Наконец, важным показателем является участие компании во внешнеэкономической деятельности. Интегрированность компании (отрасли, сектора экономики) в глобальную экономику, как правило, означает потребность в приведении ИКТ-инфраструктуры в соответствии с мировым уровнем, особенно если в планы компании входит размещение акций на мировых биржах.

О потенциале компании как ИТ-заказчика можно судить по характеру и степени использования в бизнесе уже существующей у него ИКТ-инфраструктуры. В первую очередь в этом ряду показателей следует отметить уровень инвестиций в ИТ-грамотность персонала. Важность этого показателя обуславливается тем, что от него напрямую зависит эффективность внедряемых компанией информационных систем. ИТ-грамотность персонала является индикатором того, насколько компания как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию её результатов. Необходимым условием этого является не только возможность пригласить в компанию консультанта и осуществить собственно внедрение, но и наличие в трудовом коллективе собственных хорошо подготовленных сотрудников, способных эффективно использовать в своей работе преимущества, даваемые внедренными технологическими средствами.

Не менее важным является показатель ИТ-ёмкости бизнеса, представляющий собой объем ИТ-затрат компании на единицу производимой продукции. Показатель ИТ-емкости (особенно на фоне сравнения с аналогичными показателями по другим, близким по виду экономической деятельности,  компаниям, со среднеотраслевыми или средними по экономике показателями) хорошо показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ. Например, низкие уровни ИТ-емкости наряду с высокими экономическими показателями производства позволяют прогнозировать в краткосрочной и среднесрочной перспективе роста спроса данной компании на ИТ. Высокий уровень ИТ-емкости вкупе с высоким экономическим потенциалом предприятия будет свидетельствовать, скорее всего, о том, что ИТ-потребности в значительной мере удовлетворены, и в ближайшем будущем данная компания, скорее всего, не будет наращивать спрос на ИТ либо даже сократит его. Наконец, низкий уровень ИТ-емкости вкупе с низкими технико-экономическими показателями бизнеса позволяет зачислить данную компанию в число не перспективных на ИТ-рынке игроков. Аналогичные выводы могут быть сделаны на основе показателя ИТ-вооруженности работника (например, уровеня компьютеризации рабочих мест). 

На инвестиционный ИТ-потенциал как отдельных компаний, так и отраслей, секторов экономики хорошо указывает показатель ИТ-бюджета. Для отрасли данный показатель является средневзвешенным и потому весьма условным, не отражающим реальных расходов предприятий отрасли на ИТ, но, тем не менее, он позволяет судить о том, ИТ-проекты какого класса будут наиболее востребованы в данной отрасли — высокобюджетные, низкобюджетные или проекты со средним бюджетом.

Наконец, крайне важный, хотя и трудноисчислимый показатель — индекс интегрированности ИТ-инфраструктуры — показывает, насколько эффективно используется функциональный потенциал средств ИКТ в компании, и, следовательно, в какой мере компания нуждается в услугах ИТ-консультантов и системных интеграторов. В качестве самого простого показателя в данном случае может фигурировать отношение ПК, интегрированных в сеть (глобальную или специализированную локальную) к общему числу ПК, установленных в компании.

ИТ-потенциал российского финансового сектора

Российский финансовый сектор является, с одной стороны, одним из самых прибыльных и интенсивно развивающихся, с другой стороны, — сектором с ярко выраженным «ядром» и «периферией», темпы и характер развития которых может быть диаметрально противоположным. «Ядро» сектора — наиболее крупные, имеющие прочные позиции на рынке компании, «периферия» — сокращающаяся часть сектора, которая так и не смогла обеспечить устойчивых темпов роста. Впрочем, влияние последней с каждым годом всё больше сокращается. К «молодым» для России сегментам финансового сектора с ещё не определившимися чётко трендами развития и не имеющим прочной традиции относится, в том числе, биржевая деятельность, в частности сегмент региональных товарно-сырьевых бирж.

Экономико-технологическая база информатизации финансового сектора

 Вид экономич. деятельности
Показатель1
Финансовый
сектор
Экономика
в целом

Показатели экономической базы информатизации

Рост прибыльности бизнеса2
— в т.ч. по банковскому сектору

-8,3% (+26,7%) +0,08% (+77,4%)
+36,7% --
Уровень рентабельности услуг (активов) 6,2% (19,4%)↑ 14,3% (10,5%)↑
Доля убыточных предприятий 16,4%↓ 23,4%↓
Индекс задолженности 3 - -
Экспорт // Импорт услуг [всего, $ млрд.] 4
— финансовых услуг
-страховых услуг
--------------------------------- 39,3 (+26,5%) // 59,2 (+32%)-
1,2 (+99%) //  1,5 (+62,8%) -------------------------------------
0,4 (+0,6%) //  0,9 (+27,5%) ------------------------------------

Экспорт // Импорт услуг [дальн.зарубежье., $ млрд.]
— финансовых услуг
-страховых услуг

--------------------------------- 31,2 (+24%) // 52,9 (+34%)
1,1 (↑2 р.) //  1,4 (+63,1%) -------------------------------------
0,3 (-1,8%) //  0,89 (+26,7%) ------------------------------------
Показатели использования ИКТ в бизнесе
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала 5 143,6 руб./чел. 30,1 руб./чел.
Индекс ИКТ-ёмкости 6 3,3% 1,1%
Удельный отраслевой ИКТ-бюджет одного предприятия 7

440,8 тыс.руб.

72,6 тыс.руб.

- по зарегистр. банкам
— по зарегистр. страховым компаниям
23,6 млн.руб. 7* --
3,2 млн.руб. 7** --
ИТ-вооруженность работника 8 111% (32%) 26%(9%)
Индекс интегрированности ИТ-инфраструктуры 8 87,9% 72,9%

Примечания:
1 В скобках дается значение за предыд. год; стрелка указывает на рост или снижение показателя за год
2 Рост прибыли в отрасли за год в фактич. ценах
3 Превышение просроченной кредиторской задолж-ти над просроченной дебиторской задолж-тью
4 В скобках указан прирост в %% к пред. году
5 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника в год
6 Доля ИКТ-затрат в ВДС
7 Без учёта малых предприятий в сфере финансовой деятельности.
7* Удельный отраслевой ИКТ-бюджет в банковском секторе без учета отдельно филиалов, представительств, территориальных подразделений и др. структурных подразделений банков.
7** Удельный отраслевой ИКТ-бюджет в страховом секторе без учета отдельно филиалов, представительств, территориальных подразделений и др. структурных подразделений страховых компаний
8 Число ПК на 100 работников (число ПК с выходом в Интернет на 100 работников)
9 Доля ПК, интегрированных в ЛВС, в общем количестве ПК

Источник: CNews Analytics, 2008

Показатели прибыльности финансового сектора отражают отмеченную выше внутреннюю неоднородность отрасли с ярко выраженным «ядром» и «периферией». При колоссальных темпах роста прибыли банковском секторе (+36,7%), прибыль по сектору в целом в 2007 году упала на 8,3%. Это, правда, коррелирует с резким снижением темпов прироста прибыли по экономике в целом (всего лишь +0,08% в 2007 году против +77,4% годом ранее), но тем не менее, указывает на определенные системные проблемы в отрасли. Кстати заметить, в 2006 году темпы прироста прибыли финансовых компаний составили лишь 26,7%, что более чем в 2 раза ниже показателей по экономике в целом в том же году.    

При этом показатели рентабельности услуг в финансовом секторе также ниже, чем по экономике в целом (6,2% против 14,3%), что опять же указывает на не настолько большое, как ожидается, объем свободных средств в отрасли, несмотря на то, что активы финансовых компаний работают почти в 2 раза эффективнее, чем во всей остальной экономике (19,4% против 10,5% в 2007 году).

Как и в большинстве других отраслей экономики, в финансовом секторе снижается доля убыточных предприятий. За последний год их количество сократилось до 16,4% (соответствующий показатель по экономике 23,4%). При этом финансовый сектор относится к очень ограниченной группе отраслей, у которых нет просроченной кредиторской задолженности, что создает все условия для активной инвестиционной и инновационной политики. Чистая прибыль финансовых компаний практически не отягощена незакрытыми обязательствами и может направляться исключительно на развитие.

С точки зрения интеграции в мировую экономику финансовый сектор показывает себя довольно неплохо на фоне остальных отраслей. Так, темпы роста экспорта финансовых услуг почти в 4 раза выше темпов экспорта всех видов услуг (+99% против 26,5% в 2007 году). По страховым услугам ситуация пока существенно хуже (темпы прироста всего +0,6%). В этом смысле банковский сектор в России гораздо боле транснационален и в этом смысле перспективы его информатизации гораздо более определённым и прозрачны. Стоит также отметить, что почти 99% экспортируемых финансовых и страховых услуг идут в страны дальнего зарубежья, то есть участвуют в сильнейшей международной конкуренции. Наконец, темпы импорта финансовых и страховых услуг (+62,8% и +27,5% соответственно) также должны стимулировать отечественные финансовые компании к совершенствованию своей ИКТ-инфраструктуры, с целью подготовки к конкуренции с иностранными банкирами и страховщиками, интенсивно наращивающими своё присутствие на российском рынке.

На фоне всей экономики можно говорить об относительно высокой подготовленности финансового сектора к серьезным проектам по автоматизации и информатизации бизнеса. В первую очередь, эффективность производственных технологий напрямую зависит от технологической грамотности работников, которые должны уметь использовать в полной мере потенциал  внедренных систем. Картина по этому показателю более печальна, чем оптимистична. Так, по экономике в целом на одного работающего в организациях приходятся затраты на ИТ-обучение в размере 30,1 руб. в год. Цифра свидетельствует о крайне низкой в целом по России ИТ-грамотности. Этот показатель, естественно, не учитывает эффект локализации инвестиций в ИТ-обучение. Ясно, что курсы ИТ-подготовки (в самом широком смысле — от базового ликбеза до глубокого специализированного обучения с получением на выходе сертификата) проходят незначительная часть работающего населения. Кроме того, конечно надо учитывать и то обстоятельство, что далеко не каждый работник имеет дело с ИТ и, соответственно, его работа не требует специальной подготовки, кроме «стихийной», заключающейся в обучении работе с ПК в «домашних условиях». Это, однако, не отменяет того факта, что в целом страна остается малограмотной в сфере ИТ, исключая лишь узкие социальные слои.

Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в финансовых компаниях соотносится с аналогичным показателем по экономике в целом как 143,6 руб./чел. против 30,1 руб./чел. в год. Наряду с этим, в финансовом секторе довольно высока ИТ-вооруженность рабочих мест. Если по экономике в целом компьютерами оборудовано 26% рабочих мест, в том числе 9% оснащены компьютерами с выходом в интернет, то в финансовом секторе соответствующие показатели в четыре-пять раз выше. Так уровень компьютеризации рабочих мест составляет 111% (!), из расчета по количеству изолированных ПК, и 32% из расчета по количеству ПК, оборудованных выходом в интернет. Наряду с этим, в финансовом секторе один из самых высоких уровень ИТ-ёмкости среди прочих отраслей и секторов экономике. Затраты на ИКТ в общем объеме валовой добавленной стоимости составляют в финансовом секторе 3,3%, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике.

Довольно высокие показатели (на общеэкономическом фоне)  занимает финансовый сектор по величине удельного отраслевого ИКТ-бюджета одного предприятия. Также как и индекс инвестиций в ИТ-грамотность, данный показатель не учитывает эффект локализации инвестиций, но, с учетом этих оговорок, позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в машиностроении. Удельный отраслевой ИТ-бюджет среднестатистического предприятия экономики составляет около 72,6 тыс. руб., тогда как среднестатистического финансовой компании — 440 тыс.руб.  При этом, если без учета отдельно филиалов, представительств, территориальных подразделений и др. структурных подразделений компаний, удельный отраслевой ИКТ-бюджет в банковском секторе составляет 23,6 млн руб, в страховом — 3,2 млн руб. Отсюда можно сделать вывод о том, что среднестатистическая российская финансовая компания — вполне может быть клиентом западных «брендовых» ИТ-консультантов и интеграторов с дорогостоящими ИТ-услугами.
Наконец, по уровню интегрированности ИТ-инфраструктуры финансовый сектор также находится на довольно высоком уровне — доля компьютеров, являющихся частью КИС или ЛВС, составляет 87,9%, тогда как соответствующий показатель по экономике — всего 72,9%.

В целом характер и степень использования в бизнесе уже существующей ИКТ-инфраструктуры финансовых компаний позволяет говорить, при условии отсутствия негативных макроэкономических подвижек, о том, что в ближайшем будущем спрос на ИКТ в этих сегментах будет проявлять тенденцию к умеренному но устойчивому росту, возможно сопровождающимся периодическими «выбросами» ИТ-потребления наиболее крупных компаний как конкурентный ответ на вхождение на российский рынок крупных западных игроков.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS