Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Мобильные войны в Белоруссии не прекращаются

Мобильные войны в Белоруссии не прекращаются

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что рынок сотовой связи в Республике Беларусь переживает фазу бурного роста. Ожесточенная борьба за каждого абонента: множество услуг, сервисов и разнообразных тарифов от каждого из операторов, — такой подход позволил резко увеличить количество подключений среди населения Республики, существенно сократив отставание по показателям проникновения мобильной связи в сравнении с другими странами Восточной Европы. Тем не менее, реальная конкуренция идет лишь между двумя GSM-операторами: "МТС-Беларусь" и "Мобильная Цифровая Связь".

Динамику проникновения мобильной связи в Республике Беларусь легко проследить: за 2003 год увеличение общей абонентской базы составило 10%, а за первые два квартала 2004 года — 3%. По данным на июнь 2004 года количество абонентов сотовой связи стандартов GSM, NMT и CDMA2000 1X в Беларуси составило 1 624 млн. человек. Общий уровень проникновения составил 16,5%.

Проникновение мобильной связи в Республике Беларусь
(по данным на май 2004 года)

Проникновение мобильной связи в Республике Беларусь

Источник: CNews Analytics

На данный момент на территории Республики Беларусь действуют три компании-оператора сотовой связи: «БелСел», «Мобильная Цифровая Связь» и «МТС-Беларусь». Реальную конкуренцию составляют лишь два последних оператора, в то время как первый занимает особую нишу на рынке. Благодаря удачным маркетинговым инициативам все три оператора, за июнь 2004 года подключили больше абонентов, чем в мае. В связи с этим, совокупный показатель прироста за месяц впервые превысил знаковую для Беларуси отметку в 100 тыс. абонентов.

Рынок двух игроков

«Мобильная Цифровая Связь»
Если компания «БелСел» развивается своим путем — не испытывая особой конкуренции, но и не очень быстрыми темпами, то первый GSM-оператор на территории Республики Беларусь — СП ООО «Мобильная Цифровая Связь» вынужден соперничать по всему «фронту» (сервисы, тарифы, дополнительные услуги) с «российским гигантом» «МТС». СП ООО «Мобильная цифровая связь» (МЦС) предоставляет услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 под торговыми марками Velcom и Privet, также компания является официальным представителем оператора спутниковой связи «Globalstar» в Республике Беларусь.

Соотношение абонентских баз GSM-операторов

Соотношение абонентских баз GSM-операторов

Источник: CNews Analytics

Трехлетний период благополучия, обусловленный тем, что, по условиям договора, Министерство связи республики предоставляло ООО «Мобильная Цифровая Связь» монопольные права на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM, закончился в 2002 году с приходом на рынок нового оператора в лице «МТС-Беларусь». Сейчас на рынке идет конкурентная борьба двух компаний, что, конечно, играет на руку потребителям: в первую очередь снижаются цены.

Такое соперничество позволило компании «Мобильная Цифровая Связь» определиться в стратегических направлениях развития. Так на сегодняшний день основное направление маркетинговой политики компании составляет представление себя как сети для людей с достатком выше среднего. Основой этого служат многочисленные услуги и сервисы (GPRS, SMS-банкинг и т.д.).

Постоянно расширяется зона покрытия оператора — сейчас она включает территорию, на которой проживает 95% городского населения, а это более 150 городов и населенных пунктов. Velcom является первой и пока единственной сетью сотовой связи в Беларуси, предоставляющей свои услуги в метро, сеть работает на всех двадцати станциях минского метрополитена.

Дальнейшее развитие сети Velcom предусматривает расширение зоны покрытия за счет активных транспортных коридоров, таможенных переходов, свободных экономических зон: «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Гродноинвест», «Могилев» — а также населенных пунктов с численностью населения от 10 тысяч жителей и пригородов столицы и областных центров. В настоящее время идет подготовительная работа по установке дополнительных коммутаторов в Минске и в каждом из пяти областных центров Беларуси.

На данный момент в сети Velcom существует три тарифных плана: Старт, Стандарт и Бизнес+.

Тарифные планы Velcom

 СтартСтандартБизнес+
Минимальная предоплата за звонки18,618,618,6
Абонентская плата3,55,37,7
Исходящие внутрисетевые (пн.-пт. с 09:00 до 21:00/ ежедневно с 00:00 до 06:00/ остальное время)0,05/0,035/0,050,35/0,025/0,0350,025/0,02/0,025
SMS0,050,050,05
На стационарную сеть (пн.-пт. с 09:00 до 21:00/ ежедневно с 00:00 до 06:00/ остальное время)0,19/0,09/0,170,135/0,12/0,1350,1/0,06/0,09
В сети других операторов (пн.-пт. с 09:00 до 21:00/ ежедневно с 00:00 до 06:00/ остальное время)0,21/0,12/0,1950,16/0,09/0,140,12/0,06/0,11

Источник: CNews Analytics

За последний год появился только один новый тарифный план, что на общем фоне смотрится не особо привлекательно. Вместе с тем следует отметить, что произошло существенное снижение тарифов и как следствие, повысился общий интерес пользователей к этой торговой марке. Так стоимость внутрисетевых звонков в середине года упала сначала на 13%, а к концу еще на 50%. Такие меры были предприняты в ответ на демпинговую политику «МТС-Беларусь», предлагающую 0,014 долл. за минуту разговоров внутри сети, и повлекли за собой снижение размера абонентской платы во всех тарифных планах на 25%. Несмотря на все инициативы, включая введение сервиса «Любимый номер», SMS-игр, увеличения возможности способов оплаты, с апреля 2003 года компания «Мобильная Цифровая Связь» явно уступает в количестве ежемесячных подключений своему конкуренту, причем с июля в 2–2,5 раза.

Некоторое улучшение ситуации наметилось в конце 1-го квартала 2004 года, когда ряд маркетинговых мероприятий позволил компании выправить ситуацию (майский прирост составил 39 тыс. абонентов, т.е. +10 тыс.) и добиться определенной динамики в сравнении с предыдущими месяцами, сократив до минимума отставание по подключениям.

Причины слабой конкуренции сети Velcom кроются не только в невозможности противостоять демпингу со стороны «МТС-Беларусь», но во внутреннем переустройстве компании. Связано оно с проводимым налоговыми органами экономическим расследованием, вызванным кражей базы данных абонентов сети и предоставление ее в свободный доступ в интернет, что в определенной степени сказалось на потребительском доверии. Тем не менее, компания сильна, прежде всего, высоким качеством связи и обслуживания. Компания имеет разветвленную сеть собственных центров продаж и подключений.

«МТС-Беларусь»
Совместное общество с ограниченной ответственностью «МТС-Беларусь» вышло на рынок Республики после того, как стало победителем открытого тендера в июне 2002 года. Являясь региональным отделением крупнейшего российского оператора сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы», оно сразу нацелилось на ускоренные темпы развития собственной сети и снижение уже существовавших цен на услуги мобильной связи.

Учредителями «МТС-Беларусь» являются РУП «Междугородная связь» (Беларусь) — 51% и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Россия) — 49% уставного капитала.

Компания предоставляет услуги сотовой связи в стандарте GSM 900/1800. Реальный рост абонентской базы компании начался только в 2003 году, когда стало возможным обеспечение приемлемого качество связи в Минске и на основном транспортном направлении — трассе М1/Е30 Брест-Москва. За год работы (данные на июнь 2003 г.) количество подключений составило порядка 170 тысяч, к концу 2003 г. — около 500 тысяч, а в данный момент — более 800 тысяч активных абонентов.

С апреля 2003 года «МТС-Беларусь» является лидером по темпам подключения новых абонентов. Показатели за сентябрь и декабрь оказались выше, прогнозируемых: реальное количество подключений составило 60 тыс. за каждый месяц, по сравнению с прогнозируемыми 45-ю тысячами. По данным на июнь 2004 года количество активных абонентов «МТС-Беларусь» превысило 700 тысяч. Таким образом, с начала 2004 года абонентская база оператора увеличилась более чем в полтора раза.

Количество базовых станций тоже росло с опережением графика: +400 вместо намеченных 300, и это позволило существенно улучшить качество связи и привлечь количество новых абонентов. Однако 1-ый квартал 2004 года не принес особого прироста в подключениях, зато уже в мае этот показатель скакнул до отметки 53,6 тыс., что сравнимо с двумя пиками прошлого года.

Маркетинговая политика «МТС-Беларусь», направленная на охват как можно более широкой аудитории потенциальных потребителей, определила количество тарифных планов в таком объеме, которого нет не у одного из местных операторов. На данный момент компания предлагает 16 тарифных планов.

Несмотря на имеющиеся у компании технические возможности, она пока не стремится конкурировать с сетью Velcom в сфере предоставления услуги передачи данных — GPRS, собираясь потеснить соперника лишь в обслуживании мобильной связью в метро.

Таким образом, можно сделать вывод, что на текущий момент актуальными для «МТС-Беларусь» являются две задачи. Во-первых, максимальное увеличение клиентской базы: планируемый «потолок» в 1 млн. абонентов при сохранении текущей динамики может быть преодолен уже к концу осени этого года. И, во-вторых, рост числа базовых станций в Республике, что позволит улучшить качество связи уже на освоенных зонах и добавить новые.

Наиболее перспективным направлением компания считает развитие стандарта GSM-1800 и оптимизацию существующего частотного плана. Тем самым, «МТС-Беларусь» пытается компенсировать затраты на ценовой демпинг за счет увеличения количества абонентов, тем более что уже сейчас идет тендер по определению третьего GSM-оператора, а это значит, что ко 2-му кварталу 2005 года конкуренция существенно возрастет, а темпы новых подключений резко снизятся.

«БелСел»: белорусский CDMA

Совместное предприятие «БелСел» было образовано предприятиями связи Республики Беларусь и британской компанией Cable & Wireless Plc. Сейчас компания предоставляет услуги связи двух сетей: Diallog — стандарт CDMA, и «Народный Мобильный Телефон» — стандарт NMT.

Особенность деятельности компании «БелСел» заключается в том, что, в отличие от таких операторов, как «Мобильная Цифровая Связь» и «МТС-Беларусь», она начала свою работу еще в 1993 году на частотах 450 МГц в аналоговом стандарте NMT-450. Однако клиентская база в течение 10 лет (до 2003 года) оставалась довольно небольшой, достигнув всего 15 тыс., а потребителями услуг связи были люди определенной социальной группы — с высоким уровнем доходов. Такое положение было вызвано завышенной стоимостью, как самих аппаратов, так и разговоров в сети — плата взималась даже за входящие звонки.

Приход на рынок GSM-операторов — сначала «Мобильная Цифровая Связь» (в 1999 г.), а затем «МТС-Беларусь» (в 2002 г.) — не только поставил под сомнение дальнейшее развитие сети NMT-450, но и само ее существование. В настоящее время наблюдается постепенное сокращение абонентской базы. По данным на июнь 2004 года, она составила 5 тыс. абонентов, уменьшившись с начала года на 3 тысячи.

Сейчас компания осуществляет маркетинговую политику по переводу услуг связи стандарта NMT-450 в социально значимый сектор. Таким образом, услугами сотовой связи будут обеспечены населенные пункты, где проводная телефонизация затруднена или нерентабельна, а также районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

Выходом из создавшейся ситуации для компании «БелСел» стал переход в 2003 году на более технологичный стандарт CDMA2000, сеть третьего поколения. Однако при внедрении стандарта CDMA2000 проявились отличия передающих частот: стандарт, был разработан для частоты 800 МГц, а в Беларуси он используется на частотах 450 МГц, и это накладывает некоторые ограничения, не позволяющие говорить о полноценном 3G, а скорее, о его урезанном варианте так называемом 2,5G.

Сеть Diallog на базе CDMA позиционируется, прежде всего, как сеть для корпоративных клиентов. Этому способствуют такие факторы, как бесплатные звонки внутри сети, низкие тарифы при межсетевом роуминге и звонках на стационарные телефоны, гибкая тарифная политика, а также высокоскоростной доступ в интернет (до 153 Кб/с). Дополнительным фактором является выгодная система кредитования при приобретении мобильных телефонов стандарта CDMA. Связано это с тем, что модельный ряд CDMA-телефонов ограничен и, в отличие от GSM-стандарта, они не имеют SIM-карты, а являются программируемыми.

На сегодняшний день работу сети обеспечивают 67 базовых станций CDMA, а к концу года планируется их увеличение до 200, что позволит расширить зону охвата сети и предоставлять услуги сотовой связи 52-процентам от общего числа населения Республики и 73-процентам городского населения. При сохранении таких темпов роста к концу года ожидается увеличение количества абонентов до 100 тыс. человек.

Развитие сети стандарта CDMA2000 в течение одного года подтверждается ростом абонентской базы оператора. По данным «БелСел», количество абонентов с 20 тыс. в начале 2004 года увеличилось до 52,5 тыс. к настоящему моменту, также идет расширение количества сервисов и дополнительных услуг.

Несмотря на то, что доля абонентов сети Diallog остается весьма узкой, в сравнении с общим числом пользователей услугами мобильной связи (всего 3% — и это отношение осталось неизменным с сентября 2003 года), стоит отметить, что общее количество абонентов у всех трех операторов возросло с начала года с 900 тыс. до 1 624 млн. человек.

Самым удачным для компании можно считать 1 квартал текущего года: в марте был поставлен абсолютный рекорд по числу подключений — 10 тыс. абонентов, а за весь квартал — 16 тыс. абонентов. Дополнительным стимулом для подключений может стать развитие вторичного рынка телефонов, связано это с тем, что в середине лета истечет обусловленный договором год обязательной эксплуатации аппаратов «первыми» владельцами, подключившимися к новой сети. Таким образом, на рынке появятся модели стоимостью 50–60 долл. против 100–150 долл. в центрах подключений.

На данный момент в сети Diallog существуют девять тарифных планов: «Фаворит», «Джаз+», «Джаз», «Классик», «Оптима», «Максима», «Юнион», «Передача Данных», «Передача данных — Технологический». Если первые два являются пользовательскими, т.е. ориентированными в первую очередь на массового потребителя (присутствует абонентская плата, но нет обязательно покупаемых ежемесячно минут), то последние два (в таблице не рассматриваются) представляют собой сугубо корпоративные тарифные планы. Их основная задача — помочь в построении беспроводной сети для мобильного офиса. Для компаний существует также специальное предложение — «Корпоративная программа».

Тарифные планы Diallog

 ФАВОРИТДЖАЗ+ДЖАЗКЛАССИКОПТИМАМАКСИМАЮНИОН
Минимальная предоплата за звонки18,618,618,618,618,618,618,6
Абонентская плата3,74,6500000
Минимально приобретаемое количество исходящих минут в месяц0010020050010000
Стоимость минимально приобретаемого количества минут в месяц0010,719,542790
Количество бесплатно предоставляемых минут доступа в интернет в месяц0010020050010000
Исходящие внутрисетевые0000000,04
Прочие исходящие, свыше минимально приобретенных (общая продолжительность до 100 мин/свыше 100 мин)0,08/0,070,13/ 0,120,130,120,10,090,135
Интернет: 22.00–8.00, выходные, праздничные дни (свыше бесплатно предоставляемого объёма) 0,030,030,030,030,030,03
Интернет: 8.00–22.00 0,040,040,040,040,040,04

Источник: CNews Analytics

Абсолютным лидером по подключению до июня месяца являлся тарифный план «Джаз+», однако летние скидки на бизнес-планы могут изменить расстановку сил и сделать их более привлекательными.

Мобилизация должна быть конкурентной

На данный момент в республике сложилась стандартная ситуация: реальная конкуренция идет между двумя GSM-операторами. После определенной «притирки» они нашли каждый свою нишу и определились с общей стратегией. Установившийся паритет уже не сулит абонентам дальнейшего снижения цен и роста количества услуг.

При таком положении вещей вполне закономерным представляется шаг Министерства Связи по привлечению на рынок еще одного игрока, дабы заставить компании конкурировать друг с другом более интенсивно. Выбор лицензиата будет сделан по результатам проведения открытого международного тендера.

Однако прогнозируемые возможности проникновения на рынок мобильной связи (порядка 30%, т.е. 3 млн. абонентов) уже на половину исчерпаны (по мнению экспертов, к концу года цифра будет равна 2/3), что сулит не так много перспектив новому оператору. Добавим, что третьему оператору будут на первоначальном этапе выделены 12 каналов в диапазоне 900 МГц и 50 в диапазоне 1800 МГц, высвобожденных военными.

Общая же закономерность вполне очевидна: республика переживает бум мобильной связи, который может продлиться до середины следующего года. Изменит ли картину приход нового оператора, станет ясно уже осенью, когда определится победитель тендера, т.к. именно он будет способен внести серьезные коррективы в дальнейшую программу развития сотовой связи в Республике.

Егор Малыженков, CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS