Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Российские тяжеловесы: абонентская база

Российские тяжеловесы: абонентская база

По данным iKS Consulting в апреле 2004 года десять крупнейших российских операторов сотовой связи подключили 2,03 млн. абонентов. Доля операторов «большой тройки» в общих подключениях составила 87%. По состоянию на 30 апреля 2004 года доля федеральных операторов в абонентской базе страны превысила 85,6%. Доля МТС в общей абонентской базе страны осталась на уровне 36%, «ВымпелКом» и «МегаФон» — 31% и 18% соответственно. В конце мая, по данным Advanced Communications & Media, рыночные доли «большой тройки» выглядели следующим образом: МТС — 37%, ВымпелКом — 32%, МегаФон — 18%. В конце июня, по информации из того же источника, МТС и «МегаФон» сохранили свою рыночную долю на прежнем уровне, а «ВымпелКому» удалось, как и в мае, «подняться» на 1% до 33%2.

Рыночные доли операторов в целом по России*

Рыночные доли операторов в целом по России*

*) по состоянию на конец июня 2004 г.

Источник: Advanced Communications & Media

В мае российских абонентов сотовой связи стало еще на 2,47 млн. больше. Уровень проникновения мобильной связи составил 32,3%. Число абонентов мобильной телефонной связи в России за июнь, по данным Advanced Communications & Media, выросло еще на 5,5% до 49,47 млн., проникновение составило 34,1%. При этом 33% прироста числа абонентов пришлось на «ВымпелКом», 41% — на МТС, 18% — на «Мегафон» и 8% — на остальные компании.

Абонентская база МТС (в 64 регионах РФ, Белоруссии и Украине) составила на 30 июня 23,53 млн. человек, из которых 6,12 млн. живут в Московском регионе. «Вымпелком», работающий в 65 регионах страны, увеличил клиентскую базу до 16,3 млн. В то же время, по данным AC&M-Consulting, число абонентов «ВымпелКома» в Московском регионе за июнь 2004 года впервые в истории уменьшилось до 6,183 млн., т.е. на 2 тысячи (0,03%) по сравнению с маем. Рыночная доля оператора в Московском регионе продолжала снижаться3 и сравнялась с долей конкурента — МТС, который занимает 46%. «МегаФон» на московской лицензионной территории занимает 8% рынка, а «Московская сотовая связь» (МСС) — 0,4%. В июне в Москве доля МТС в общей цифре прироста абонентов составила 91%, доля «МегаФона» — 8%, вклад «Скайлинк» сотавил 1%.

В Санкт-Петербурге в июне рынок сотовой связи по числу абонентов распределился следующим образом: «МегаФон» — 46%, МТС — 33%, «ВымпелКом» — 13%, «Дельта Телеком» — 3%, Tele2 («Фора Коммьюникешн») — 5%. Доли компаний в общем приросте числа абонентов в Санкт-Петербурге в июне выглядят так: МТС — 38%, «МегаФон» — 28%, «ВымпелКом» — 13%, «Фора Коммьюникешн» /Tele 2/ — 10%, «Дельта Телеком» — 1%.

Рыночные доли операторов в Московском регионе*

Рыночные доли операторов в Московском регионе*

*) по состоянию на конец июня 2004 г.

Источник: Advanced Communications & Media

Рыночные доли операторов в Санкт-Петербурге*

Рыночные доли операторов в Санкт-Петербурге*

*) по состоянию на конец июня 2004 г.

Источник: Advanced Communications & Media

В национальном масштабе среди региональных операторов сотовой связи расстановка сил такова: «Уралсвязьинформ» — 1,492 млн. человек, СМАРТС — 1,41 млн. человек, «Сибирьтелеком» — 677,8 тыс. В июне из рейтинга ТОП-10 крупнейших российских сотовых операторов выбыл «Даль Телеком Интернэшнл», 93,5% акций которого приобрел «ВымпелКом». За счет этого «Екатеринбургская Сотовая Связь» (торговая марка «Мотив») поднялась с 9-го на 8-ое место, а ее позицию занял «Скайлинк» со своими 183,55 тыс. абонентами.

Рейтинг операторов: первая десятка (по количеству абонентов в 2004 г.)

 Компания30 июня31 мая30 апреля
1МТС23 534 00022 180 40021 000 514
Московский регион6 120 0005 850 0005 605 849
Украина4 634 0004 360 0004 103 798
Белоруссия744 700688 800636 000
2ВымпелКом16 300 00015 053 00014 125 000
Москва6 183 0006 185 0006 150 000
3МегаФон9 046 3208 589 4558 128 165
Москва1 035 4051 012 5601 002 315
Таджикистан24 18023 10022 297
4Уралсвязьинформ1 492 6001 457 6001 395 389
5СМАРТС1 410 0001 346 0001 317 000
6Сибирьтелеком677 800662 800604 700
7Нижегородская сотовая связь (НСС)451 834445 636437 798
8Екатеринбургская Сотовая Связь («Мотив»)294 231285 052276 189
9«Скайлинк»183 550180 700 
10Новая телефонная компания160 886160 915160 714

Источник: Advanced Communications & Media

Растет абонентская база в России и странах Балтии шведского телекоммуникационного холдинга Tele2, который предоставляет услуги сотовой связи в стандарте GSM-1800. К концу 2004 года Tele2 планирует удвоить число своих пользователей примерно до 5 млн. человек4. Руководство холдинга связывает такой оптимистичный прогноз с агрессивной маркетинговой политикой; предоставлением услуг, которые всегда, по их мнению, дешевле, чем у конкурентов. Определенная ставка сделана на привлечение абонентов, способных платить не более 300–400 рублей в месяц за сотовую связь. Кроме того, как считают в компании, количество клиентов будет увеличено «за счет расширения зоны покрытия в каждом регионе, увеличения количества базовых станций». Tele2 в 2003–2004 годах в общей сложности инвестирует в развитие сети около $150 млн.

Сейчас в России Tele2 имеет пока всего 12 лицензий (на Санкт-Петербург и 11 регионов в России). Ожидается, что холдинг будет стремиться получать лицензии GSM-1800 и на другие регионы (в том числе и на Москву). Однако шведскому гиганту придется очень постараться — частотный ресурс практически занят, а лицензии уже розданы конкурентам. Но остается надежда, что военные будут «расчищать» диапазон и передавать частоты. Есть и другой путь — покупать региональных операторов сотовой связи, которые уже имеют лицензии на тот или иной регион. Но конкуренция высока и здесь: так, недавно стало известно о том, что «Мобильные ТелеСистемы» стали владельцем 100% акций «Примтелефона» (оператор сотовой связи на Дальнем Востоке и в Сибири), а «Вымпелком» приобрел около 93,5% акций ОАО «Даль Телеком Интернэшнл». Последний владеет лицензиями на предоставление услуг сотовой связи в ряде регионов Дальневосточного укрупненного региона, где у «ВымпелКома» нет лицензий на оказание услуг в стандарте GSM.

На фоне продолжающегося роста абонентской базы административная реформа в правительстве спровоцировала дефицит номерной емкости у ряда операторов. Тем самым, поставлен под угрозу дальнейший рост их бизнеса. Жертвами нехватки номеров стали иркутский оператор «БайкалВестКом», поволжский оператор СМАРТС, а также «ВымпелКом». Но руководство последнего надеется, что к концу июля — началу августа текущего года этот оператор получит дополнительную номерную емкость. Глава компании Александр Изосимов отметил, что к данному сроку номерная емкость компании будет полностью исчерпана, но действия Министерства ИТ и связи РФ позволяют надеяться, что к указанному сроку проблема разрешится.

Напомним, что проблему нехватки номерной емкости для сетей мобильной связи министр ИТ и связи РФ Леонид Рейман обещал решить до конца июня 2004 г. По его словам, министерство внесло в правительство проект постановления о распределении ресурсов нумерации. Он считает, что так будет создана нормативная база для решения этой проблемы.

"Эта проблема возникла раньше, чем ожидалось, из-за ускоренного притока новых абонентов, — рассказал CNews.ru менеджер службы по связям с общественностью «Вымпелкома» Артем Минаев. — В связи с этим, как и предупреждалось ранее, компания временно устанавливает срок освобождения заблокированной номерной емкости (отключенных номеров абонентов, срок обслуживания которых истек) в пределах от 3 до 6 месяцев, в зависимости от ситуации в каждом конкретном регионе". Он отметил, что обычная политика «Вымпелкома» устанавливает этот срок в 6 месяцев, однако в июне в Московском лицензионном регионе он был сокращен до 5 месяцев. В результате этих действий совокупный отток абонентов компании в данном регионе только в прошлом месяце увеличился примерно на 200 тыс. абонентов по сравнению с регулярным оттоком. «При использовании обычной политики по оттоку абонентов доля рынка в июне по чистому притоку абонентов составила бы, по оценкам компании, примерно 40%», — подчеркнул г-н Минаев.

Комментируя для CNews.ru сложившееся положение Артем Минаев отметил, что с сентября прошлого года компания неоднократно обращалась в Министерство связи и информатизации РФ для выделения ей нового федерального кода и получения дополнительной номерной емкости. «При сохранении ситуации компания будет вынуждена продолжить ускоренное освобождение заблокированной номерной емкости. Мы полагаемся на публичные заявления Министерства информационных технологий и связи РФ о скорейшем разрешении данной проблемы и рассчитываем на оперативное получение федерального кода для продолжения активного роста», — заявил он.

Финансовые показатели лидеров России

Доля операторов «большой тройки» в общих доходах российского сегмента сотовой связи по итогам 2003 года составила 88% (ОАО МТС — 44%, ОАО "ВымпелКом — 27%, ОАО «МегаФон» — 17%). В целом в 2003 году доходы операторов сотовой связи, полученные на территории России, составили $4,9 млрд.

Рейтинг операторов: первая пятерка (по объему доходов за 2003 год)

ОператорДоходы в 2003 году, млн. $Прирост по сравнению с 2002 г.
МТС2 54687%
«ВымпелКом»1 335,673,8%
«МегаФон»882102,6%
«Связьинвест»*300**80%**
СМАРТС137**33%**
*) Основные «сотовые» активы ОАО «Связьинвест» — «Уралсвязьинформ», «Байкалвестком», «Енисейтелеком», «Нижегородская сотовая связь», «Южно-Уральский сотовый телефон», «Татинком-Т» (83,4%). По оценкам «Связьинвеста», рыночная стоимость его сотового бизнеса на начало 2004 г. составляет около $700 млн.
**) оценочные данные

Источник: CNews Analytics

Финансовые показатели «тяжеловесов» росли и в 1 квартале 2004 года. Чистая прибыль МТС за 1 квартал 2004 г. по РСБУ выросла на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и составила 3 млрд. 261 млн. 874 тыс. руб. Выручка компании увеличилась на 30% — до 11 млрд. 378 млн. 712 тыс. руб., валовая прибыль выросла на 85% и достигла 7 млрд. 453 млн. 977 тыс. руб., прибыль от продаж выросла на 25% — до 4 млрд. 591 млн. 558 тыс. руб.

В долларовом исчислении показатели МТС выглядят более привлекательно — выручка компании в 1-м квартале составила $808,7 млн., увеличившись на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чистая прибыль выросла на 159% и составила $207,8 млн.

Чистая операционная выручка компании «ВымпелКом» без учета внутренних транзакций выросла по сравнению с 1 кварталом 2003 года на 71% до $417,697 млн. (отдельно для Москвы и регионов — $256,3 млн. и $161,4 млн. соответственно). Чистая прибыль выросла на 84% до $76,131 млн. ($60 млн. и $26,8 млн. для Москвы и регионов соответственно).

Квартальная выручка «МегаФона» по сравнению с аналогичным периодом 2003 года выросла вдвое — по предварительным неаудированным данным в первом квартале 2004 года она составила $272,83 млн., показатель EBITDA — $111 млн. Менеджмент компании ожидает, что в 2004 году абонентская база компании удвоится и превысит 11–12 млн. человек, доход от реализации услуг достигнет $1,3 млрд.

Чистая прибыль ЗАО «Соник Дуо», 100% доки компании «МегаФон», предоставляющей услуги сотовой связи в московском регионе, за 1 квартал 2004 г. по РСБУ составила 536 млн. 033 тыс. руб. против 1 млрд. 142 млн. 147 тыс. руб. убытка в 1 квартале 2003 г. Согласно финансовому отчету компании, выручка за 1 квартал 2004 г. достигла 4 млрд. 359 млн. 208 тыс. руб. против убытка в 1 млрд. 136 млн. 663 тыс. руб. за аналогичный период прошлого года. Валовая прибыль составила 1 млрд. 894 млн. 064 тыс. против убытка в 35 млн. 878 тыс. руб., прибыль от продаж — 1 млрд. 100 млн. 439 тыс. руб. против убытка в 552 млн. 369 тыс. руб. На сегодняшний день сеть «Соник Дуо» охватывает 2,5 тыс. населенных пунктов Московской области. В сети работает более 850 базовых станций, количество абонентов превышает 1 млн. человек. Количество абонентов Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» с начала 2004 г. увеличилось на 17% (с мая 2002 г. — на 50%) и по состоянию на 26 мая составило 3,004 млн. человек. Сейчас в сети «МегаФона» на Северо-Западе работает более 1,6 тыс. базовых станций, сеть оператора действует на 54 станциях петербуржского метрополитена. Кроме того, с начала 2004 года в Вологодской, Мурманской, Новгородской и Калининградской областях были введены услуги связи на базе GPRS и MMS. В ближайшее время оператор планирует подключить к ним остальные регионы Северо-Запада.

В то же время выручка Tele2 от операций в России и странах Балтийского региона (Литва, Латвия и Эстония) в I квартале увеличилась не так значительно, как у национальных операторов — на 20%, до $94 млн. (726 млн. шведских крон). Количество сотовых абонентов Tele2 в России и Балтийском регионе возросло на 65% — до 2,352 млн. человек с 1,428 млн. человек.

Все операторы российской «Большой тройки» отметили стремительный рост абонентской базы и улучшение финансовых показателей по итогам первого квартала 2004 года. Чистая прибыль компании МТС выросла на 43,5%, «Би Лайн» — на 84%, «МегаФон», несмотря на прошлогодние убытки, получил значительную прибыль. Вместе с тем, продолжается негативная тенденция падения ARPU. У «ВымпелКома» этот показатель составил $10,8 (на 20,0% меньше по сравнению с 1 кварталом 2003 года).

>Тенденция уменьшения доходов сотовых операторов в расчете на одного абонента в месяц сохранится в ближайшие годы. Если на начальном этапе развития сотовой связи в России показатель ARPU составлял $70–80, то сегодня он снизился до $14–15. Критическое значение ARPU, ниже которого операторы не смогут развиваться и обеспечивать собственную доходность, составляет, по оценке Минсвязи, $10–12 в месяц.

По данным iKS-Consulting, лидером по уровню ARPU среди лицензионных макрорегионов России является Дальний Восток, где конкуренция среди операторов сотовой связи пока еще слабее, чем в других макрорегионах. Там показатель ARPU составлял $24, а доля в общих доходах РФ от услуг сотовой связи составила 4,6%. За Дальним Востоком следует Центральный макрорегион. Его доля во общероссийских доходах от услуг сотовой связи составляет почти 50%, а ARPU — $16,3. По мнению аналитиков, второе место Центру обеспечивает Московская лицензионная зона, при исключении которой из состава макрорегиона средний доход на одного абонента в месяц в нем падает до $9,5.

Третье место в рейтинге регионов по размеру дохода с одного абонента в месяц занимает Северо-Запад с $15,5 и долей 14,6%. Далее расположились Урал ($14,9, 8,5%), Сибирь ($13,5, 5,9%), Поволжье ($11,6, 9,0%). И замыкает семерку регионов Северный Кавказ, где ARPU составляет $11,5, а доля в общих доходах РФ от услуг сотовой связи — 7,5%.

Доходы сотовых операторов в расчете на одного абонента в месяц (ARPU) в различных регионах России, $

Доходы сотовых операторов в расчете на одного абонента в месяц (ARPU) в различных регионах России, $

Источник: iKS-Consulting

Россия: займы и инвестиции

Сотовые операторы продолжают активно инвестировать в развитие своих сетей, часто используя заемные средства. Причем речь идет не только о компаниях «большой тройки», но и о региональных игроках. Так, инвестиции в сотовый бизнес ОАО «Сибирьтелеком» в 2004 г., как сообщалось ранее, превысят $60 млн5. При этом «Уралвестком» уже инвестировал $10 млн. в свою CDMA-сеть. «Енисейтелеком», 100% дочка «Сибирьтелеком», в развитие своей сети в этом году инвестирует $30 млн., что эквивалентно вложениям в развитие сети за все семь лет работы компании. Компания СМАРТС разместит на ММВБ неконвертируемые документарные процентные облигации на предъявителя на общую сумму 1 млрд. рублей. «Южно-Уральский сотовый телефон» планирует инвестировать в 2004 г. в развитие компании 800–850 млн. руб.

Тем временем «ВымпелКом» в конце марта заявил о намерении привлечь около $300 млн. путем выпуска ценных бумаг на международном рынке облигаций. Общие капитальные вложения оператора в первом квартале 2004 года равнялись примерно $157 млн. Они были потрачены на приобретение имущества и оборудования. В середине июня 2004 г. «ВымпелКом» объявил о привлечении долгового финансирования на сумму $250 млн. в рамках размещения облигаций на международных рынках. «Также 14 июля „ВымпелКом“ привлек дополнительное долговое финансирование на сумму $200 млн. посредством выпуска облигаций на международных рынках облигаций.» Оператор намерен использовать чистые поступления от выпуска облигаций для дальнейшего развития и расширения своих сетей, в том числе путем возможных приобретений или инвестиций в существующих операторов беспроводной связи или создания партнерств и совместных предприятий, а также для рефинансирования некоторых текущих и долгосрочных долгов. Глава компании Александр Изосимов сообщил, что оператор в 2004 году планирует инвестировать в свое развитие около $900 млн., из них $120 млн. уже вложено в 1 квартале 2004 г. «А недавно стало известно, что „ВымпелКом“ может увеличить в 2004 году капитальные затраты на развитие сетей сотовой связи до $1,140 млрд .»

На капитальное развитие сети МТС будет потрачено $1,2 млрд., в том числе порядка $1 млрд. пойдет на развитие сети в России, около $200 млн. — на Украине. Относительно недавно из источника, близкого к сделке, стало известно, что оператор привлечет необеспеченный кредит на $500 млн. от 6 банков. Привлеченные средства планируется направить на погашение краткосрочного кредита объемом $200 млн. и оставшегося в обращении еврозайма.

Не отстает от конкурентов и «МегаФон», который предоставит заем на $58 млн. своей дочерней компании ЗАО «Мобиком-Центр». В середине апреля 2004 г. «МегаФон» также разместил первый облигационный заем объемом 1,5 млрд. руб. Кроме того, ожидается, что компания получит два кредита в сумме $135 млн. и $53,445 млн. от Citibank International и ING Bank N. V. (эти суммы будут направлены на финансирование поставок телекоммуникационного оборудования Nokia и Ericsson). Кроме того, Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готовят кредит на $200 млн. для компании «МегаФон». Этот заем предназначен для финансирования затрат «МегаФона» на расширение операций в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах РФ, а также для рефинансирования существующих долгов и покрытия расходов на общие корпоративные цели. Наконец, «Казкоммерцбанк», совместно со своим стратегическим партнером в России — «Москоммерцбанком», организовал для «МегаФона» синдицированный заем в сумме $30 млн. Средства займа, предоставленные на 5 лет, будут использованы для приобретения оборудования и расширения региональной сети оператора. «Стало также известно, что акционеры ОАО „МегаФон“ приняли решение не начислять и не выплачивать дивиденды по итогам 2003 — вся прибыль будет направлена на развитие компании.» Общие капитальные затраты «МегаФона» в 2004 году планируются на уровне $670 млн. По данным гендиректора «Мегафона» Сергея Солдатенкова компания намерена в этом году разместить дебютные евробонды, а к теме размещения акций на международных рынках (IPO) вернется в будущем.

Вместе с тем, ряд экспертов отмечает замедление темпов роста инвестиций. Такой вывод сделан на основе анализа соотношения капитальных затрат к выручке. Так, если в 2001 году этот показатель составлял 0,57, то к 2003 году он сократился до 0,45 и, как ожидается, в 2004 году сократится до 0,36. Впрочем, с использованием такого показателя согласны не все эксперты. Аналитик «Альфа-Банка» Андрей Богданов полагает, что уменьшение показателя «инвестиции/выручка» вызвано быстрым ростом доходов операторов, причиной которого стало снижение стоимости привлечения одного абонента. По его словам расходы на одного абонента падают, во-первых, за счет уменьшения комиссионных дилерам (а их, в свою очередь, операторы еще в конце 2003 г. стали существенно уменьшать), во-вторых, основная масса клиентов подключается сегодня по препейд-тарифам, расходы по которым существенно ниже. Если в 2004 г. компании рассчитывали стоимость привлечения одного абонента в размере $150, то по итогам года цифра должна быть меньше.

Виталий Солонин / CNews Analytics


  1. Напомним, что в феврале стало известно, что второй по величине оператор мобильной связи в США Cingular Wireless приобрел за $46,7 млрд. (с учетом долга) компанию AT&T Wireless. В результате завершения сделки в США появится оператор сотовой связи с абонентской базой почти в 50 млн. человек.
  2. В мае в национальном масштабе «ВымпелКому» удалось увеличить свою рыночную долю до 32% по сравнению с 29% на конец первого квартала 2003 года.
  3. Рыночная доля «ВымпелКома» на Московской лицензионной территории по состоянию на конец первого квартала 2004 года снизилась до 48,4%, в то время как в конце первого квартала 2003 года оценивалась в 49,5%.
  4. На конец 1 квартала 2004 года компания Tele2 в России, Литве, Латвии и Эстонии обслуживала около 2,5 млн. абонентов.
  5. Средства планируется направить на приобретение базовых станций, коммутаторов, современного оборудования для внедрения новых дополнительных услуг, развитие технологий биллинга и расширение сети продаж и мобильного сервиса.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS