Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Музыка всколыхнет рынок услуг для мобильников

Музыка всколыхнет рынок услуг для мобильников

Падение среднего дохода с одного абонента, получаемого от предоставления основной услуги в сетях сотовых операторов, заставляет последних искать пути повышения доходности. Все больше внимания уделяется развитию дополнительных услуг, вклад которых в совокупный объем продаж компаний уже сегодня составляет до 15%. Но рынок консервативен. Львиная доля доходов сотовых операторов от неголосовых услуг образуется благодаря сервисам на основе коротких сообщений (SMS). В ближайшее время ситуация должна измениться — большие надежды связаны с рынком информационно-развлекательных услуг для мобильников, который в значительной степени будет определяться музыкальными приложениями.

Неголосовые сервисы в России: расширяющееся многообразие

Не связанные с голосовыми услугами дополнительные сервисы в сетях сотовых операторов довольно разнообразны, но их классификация носит весьма условный характер.

Помимо основного набора услуг местной, междугородней и международной мобильной телефонной связи, разнообразных механизмов управления счетом, подключением и отключением услуг, переключения между тарифными планами и прочими сервисами, ставшими уже стандартными, абонентам сотовых сетей предлагают все больше новых услуг.

Абонентам «Мегафон-Москва», например, помимо основных голосовых услуг доступны SMS- и MMS-сервисы, SIM-меню, WAP и передача данных (GPRS), мобильное позиционирование, SMS- и Java-игры, административные, информационные и развлекательные голосовые услуги, заявлено об открытии трансляции деловых и развлекательных телевизионных каналов на мобильные телефоны. В Москве МТС предлагает услугу «Мобильный телохранитель», которая в экстренных случаях задействует вооруженные мобильные группы немедленного реагирования вневедомственной охраны при ГУВД города Москвы. «Мобильный кошелек» в сети «Би Лайн» позволяет использовать телефон в качестве универсального платежного инструмента — для приобретения услуг интернет или IP-телефонии, покупки билетов, оплаты услуг связи и пр. С помощью информационно-развлекательных услуг, предоставляемых компанией СМАРТС, абоненты имеют возможность размещать объявления в газете, делать заказы билетов, поздравлять родных и близких на музыкальных радиостанциях, получать различную справочную информацию, осуществлять платежи за услуги связи через систему «Телебанк» и пр.

Дополнительные сервисы в сетях региональных операторов, не входящих в «большую тройку», не так разнообразны, но, порой, весьма перспективны. Известен, например, проект SimMP, стартовавший в Новосибирске, который позволяет осуществлять платежи за услуги и товары с помощью мобильника.

Мобильный интернет пока в режиме ожидания

Большие надежды сотовых операторов по-прежнему связаны с реализацией концепции «Мобильный интернет». В настоящее время наиболее популярны продвигаемые «большой тройкой» услуги доступа в сеть с использованием технологии GPRS, однако разворачиваемые в России сети третьего поколения под брэндом «Скайлинк» могут в ближайшем будущем составить ей определенную конкуренцию — скорости даже в начальной версии 3G-CDMA 2000 1X — заметно выше1.

Вряд ли можно предполагать, что развитие этого сегмента сотового рынка сдерживают высокие цены на трафик (в Западной Европе, например, они на порядок выше), хотя за удобство мобильного доступа в Сеть приходится платить в несколько раз больше, чем в случае коммутируемого доступа по телефонной сети. Например, GPRS-трафик от «Вымпелкома» стоит 19 центов за 1 Мбайт (без учета налогов), в то время как сопоставимый по скорости dial-up позволяет работать за эти деньги в сети примерно от 20 минут до часа и более, и загрузить данных на порядок больше даже при средней скорости. Еще дороже — 35 центов за 1 Мбайт — приходится платить пользователям «Скайлинка», которые, стоит признать, получают при этом ощутимые удобства за счет более высокой скорости доступа.

У технологии GPRS есть существенный недостаток — негарантированная скорость загрузки трафика. И если частные абоненты могут просто мириться с этой проблемой, то для серьезных корпоративных заказчиков такое положение вещей просто неприемлемо. В то же время корпоративный сектор многие операторы рассматривают в качестве основной целевой группы потребителей услуг на базе пакетной передачи данных в GSM-сетях.

Тем не менее, мобильный интернет завоевывает признание, и число пользователей GPRS растет. В настоящее время в сети «Би Лайн» зарегистрировано более 350 тысяч пользователей, которые получают доступ в интернет или к WAP-сервисам по протоколу пакетной передачи2. Эта доля составляет около 2,5% от совокупной абонентской базы оператора, которая к началу мая текущего, 2004 г. превышала 14 млн. человек. Напомним, что на начало февраля 2003 года, то есть через 10 месяцев коммерческого предоставления GPRS-услуг, этот оператор, по его собственным данным, набрал 40 тысяч пользователей этого типа сервисов.

Продолжается запуск GPRS-услуг и в регионах. Так, недавно появился первый коммерческий сервис GPRS от «Би Лайн» в Свердловской области. Как и следовало ожидать, после отмены бесплатного тестирования в середине апреля число пользователей услугами пакетной передачи данных резко уменьшилось, однако потом приток абонентов, время от времени пользующихся GPRS, возобновился: их количество увеличилось от 1,5 тыс. до 3 тыс.

Не отстает от конкурента и «МегаФон». В начале мая этот оператор запустил в коммерческую эксплуатацию услуги на базе GPRS в Сибири; в конце июня — в Карелии. Другой оператор — МТС занимает более осторожную позицию, по сравнению с конкурентами, в вопросах всероссийского охвата пользователей услугами на базе GPRS.

Внедрение GPRS на всей федеральной сети МТС требует слишком больших затрат для компании, особенно с учетом числа присоединенных и «дочерних» компаний. Поэтому доходы от таких услуг передачи данных вряд ли в обозримом будущем компенсируют затраты на модернизацию многочисленных сетей. Поэтому МТС не спешит обеспечивать небогатую провинцию мобильным интернетом. Тем не менее, под натиском конкурентов оператор просто обязан расширять свою GPRS-географию. Если сейчас такие услуги предоставляются в 8 регионах, то к концу года их количество возрастет до 18, и, как было объявлено, в 2005 году GPRS будет запущена еще в 20 регионах. Кроме того, в 3 квартале текущего, 2004 года МТС планирует ввести в коммерческую эксплуатацию технологию высокоскоростной передачи данных EDGE. Последняя позволяет передавать данные со скоростью до 340 Кбит/с. Первая зона EDGE, как запланировано, будет введена в Поволжье — в Самаре и в Саратове. Напомним, что на текущий момент «ВымпелКом» проводит тестовую эксплуатацию EDGE, а «МегаФон» пока не развивает данную технологию.

Относительно недавно «МегаФон-Москва» в рамках «СвязьЭкспокомм 2004» объявил о начале развернутой подготовки к созданию зон беспроводного доступа на базе оборудования, поддерживающего стандарт 802.11. В настоящее время компания проводит маркетинговую оценку перспектив такой деятельности и разработку возможных бизнес-моделей для нее. Технологии, продвигаемой консорциумом Wi-Fi, пророчат большое будущее — возможно, она станет еще одной дополнительной «степенью свободы» пользователя, наряду с GPRS и 3G. Пока же в России слишком мало публичных зон доступа, а те что имеются, отпугивают рядового абонента дороговизной тарифов. Впрочем, МТС намеревается развивать Wi-Fi, однако предоставлять услуги роуминга между GPRS и Wi-Fi компания пока не планирует.

MMS пока интересует немногих

Пересылка фотографий и другого мультимедийного контента в сетях сотовых операторов рекламируемся уже давно, однако особых успехов здесь пока нет (см. также «Статистика и прогнозы»).

По данным «Вымпелкома» на 20 мая текущего, 2004 г. число пользователей MMS в сети «Би Лайн GSM» превысило 80 тысяч человек. Они пересылают примерно 300 тыс. MMS-сообщений в месяц. Таким образом, их доля в совокупной абонентской базе компании крайне невелика — около 0,6%. Более того, невелика их активность — на одного пользователя MMS-сервисами приходится, в среднем, всего 3–4 MMS-сообщения в месяц. Примерно с такой же интенсивностью пользуются сервисом по пересылке мультимедийных сообщений московские и питерские абоненты сети «МегаФон». Они посылают в среднем около 250 тыс. MMS-сообщений ежемесячно (около 150 тыс. в Петербурге и 100 тыс. в Москве). С другой стороны, подобная активность петербуржцев в отношении MMS-сервисов обнадеживает и привлекает МТС, которая недавно объявила о запуске услуги MMS в тестовую эксплуатацию для абонентов МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Большая часть пользующихся MMS-услугами практикуют передачу сообщений типа «сайт-телефон» и комбинируют различные варианты.

Какой тип MMS-сервиса вы используете чаще всего?*

Какой тип MMS-сервиса вы используете чаще всего?*

*) на основе опроса 300 респондентов

Источник: ИА MPORT

В «ВымпелКоме» надеются, что в долгосрочной перспективе произойдет выравнивание количества пользователей MMS и SMS. Последние, на данный момент, составляют 70–80% всей абонентской базы «Вымпелкома» и «Мегафона» и приносят 45% и 65–70% от общей суммы доходов, получаемых компаниями от предоставления дополнительных услуг, соответственно. При этом сервисы на базе SMS продолжают развиваться. Так, с 25 марта в сети Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» стартовал совместный проект компаний «ТелеКлик» и «e-Inform», направленный на продвижение широкого спектра новых SMS-сервисов на российском рынке. Для абонентов становятся доступными практически все известные сервисы на базе технологии SMS: разнообразная деловая и развлекательная информация, игры, мелодии для звонков и другой контент.

Повысить поступления от MMS-сервисов операторы надеются как за счет роста популярности услуги, так и за счет расширения географии ее предоставления. Возможно, это произойдет и в случае удешевления телефонов, поддерживающих MMS, а так же при снижении тарифов за пересылку мультимедийных сообщений.

К запуску услуг GPRS/MMS приступили и региональные операторы, не входящие в «большую тройку». Так, с 10 марта в коммерческую эксплуатацию технологии GPRS и MMS запустил оператор мобильной связи «Нижегородская сотовая связь» (НСС), который является 100% дочкой компании «ВолгаТелеком».

Лидерство по ширине зоны охвата GPRS в России принадлежит «Вымпелкому». Услуги на базе этой технологии предоставляются в 55 регионах страны, где пользователям доступны услуги внутрисетевого GPRS и MMS роуминга. «Би Лайн» также лидирует по количеству стран GPRS-роуминга — абоненты компании имеют возможность получить доступ к услугам передачи данных в 39 странах мира в сетях 67 операторов. Доля доходов от услуг мобильного интернета составляет 10% в доходах дополнительных услуг.

Продвигать технологию MMS намерена и компания МТТ — она разворачивает на своей транзитной сети центр обработки MMS-сообщений (Multimedia Messaging Service Centre — MMSC) для российских операторов сотовой связи. Внедрять на сети МТТ MMS-центр разработки финской компании Tecnomen будет компания «УСП Компьюлинк». Ожидается, что реализация проекта позволит MTT обеспечивать возможность обмена мультимедийными сообщениями между сетями сотовых операторов, кроме того, планируется предоставление операторам разнообразных сервисов на базе технологии MMS. При этом услуги МТТ будет предоставлять операторам, независимо от того, развернута ли на их сетях сеть GPRS или нет. Операторы, на чьих сетях еще не развернута GPRS-сеть, получат возможность предоставлять своим абонентам все необходимые услуги MMS полностью на платформе MMS-центра МТТ. Для операторов с действующей GPRS-сетью, но не реализовавших на своих сетях MMS-услуги, МТТ будет создавать виртуальные центры обработки MMS-сообщений. Абонентам различных операторов, предлагающих собственные GPRS-MMS-услуги, будет обеспечиваться корректная передача MMS-сообщений.

Мобильное позиционирование в России: один в поле воин

В России услуги, основанные на мобильном позиционировании, пока доступны только абонентам «Мегафона» в Москве и Санкт-Петербурге, хотя ранее и другие сотовые операторы заявляли о намерении внедрить эти сервисы в своих сетях.

У «Мегафон-Москва» работают 4 типа услуг — АОП (Автоматический Определитель местоПоложения, который позволяет абоненту определить, где находится другой абонент), «Ближайшие»3 (позволяет определять местонахождение ближайших кафе, супермаркетов, аптек, кинотеатров, заправочных станций и банкоматов). BotFighters (игра, основанная на SMS) и «Я рядом» (анонимное SMS-знакомство). В первый день лета, 1 июня 2004 г. этот оператор анонсировал услугу «АОП-Семья», которая призвана помогать родителям присматривать за своими детьми с помощью сотовых телефонов.

Подобные сервисы предоставляют, конечно, и крупнейшие сотовые операторы в мире. Так, британский оператор связи Vodafone предлагает услуги точного определения местоположения в рамках своего пакета Live. Подобный сервис доступен и абонентам других европейских операторов — французского Orange, шведского TeliaSonera и China Mobile. Но даже они не способны порадовать своих инвесторов хорошей отдачей — по оценкам британской компании Concise Insight, оказывающей консалтинговые услуги в сфере телекоммуникаций, доходы от данного сервиса пока не превышают 0,2% в общем объеме выручки операторов, хотя потенциал роста у данного рынка имеется. Услуга определения точного местоположения очень популярна в Северной Европе. Крупнейшие операторы США — VoiceStream, Nextel, Sprint, Verizon, AT&T Wireless, Cingular, в настоящее время также внедрили системы определения местоположения своих абонентов.

Оплата товаров и услуг: неадекватные ожидания

Многообещающим выглядит проект SimMP — система мобильных платежей, позволяющая оплачивать товары и услуги со счета в банке при помощи мобильного телефона. Речь идет об оплате телефонных счетов (в том числе и сотовых операторов), коммунальных платежей, оплаты услуг интернет-провайдеров, осуществления денежных переводов, оплаты счетов в ресторанах, кафе и бутиках и т.д. Проект объединяет операторов мобильной связи, банки, торговые точки и их клиентов — владельцев сотовых телефонов. Оператором системы SimMP является ЗАО «Центр Обслуживания Мобильных Платежей», а его технологическую основу составляет унифицированная платформа мобильных платежей, позволяющая подключиться к системе любому банку и сотовому оператору.

Для того, чтобы воспользоваться сервисом SimMP, необходимо иметь рекомендованную модель сотового телефона (список довольно обширный), специальную SIM-карту «SimMP» (доступна у сотового оператора) и, разумеется, счет в банке, который готов обслуживать счета по SimMP.

«Чтобы узнать, какие банки и мобильные операторы обслуживают мобильные платежи в вашем городе, выберите город из списка в меню», — мы воспользовались этой рекомендацией и выяснили, что данный сервис, который планируется распространить на всю Россию, в настоящее время, похоже, известен далеко не во всех городах, указанных на сайте. Так, контрольный звонок в рязанский ПриоВнешторгбанк, который указан в качестве банка-участника проекта SimMP вызвал немалое удивление сотрудников, которые впервые слышат о таком сервисе. Не поддерживает SimMP и крупнейший в Рязани филиал МТС, который разменял недавно 250 тысяч абонентов.

На днях «Вымпелком» совместно с АКБ «Росбанк» и международной платежной системой Visa выпустили новый потребительский продукт — кредитную банковскую карту Visa-beebonus. С помощью новой карты можно оплачивать не только услуги мобильной связи, но и совершать любые покупки, в том числе и через интернет, и при этом за каждое действие будут начисляться бонусы. Однако пока опробовать новую кредитку смогут только москвичи и жители области, и поэтому до конца 2004 года проект можно считать экспериментальным.

Корпоративные программы

Корпоративный заказчик всегда был лакомым кусочком для операторов сотовой связи и объектом их пристального внимания. Среди сервисов, рассчитанных на офисных работников, стоит отметить, к примеру, совместный проект «Мобильный офис» сети мобильной связи ОАО «МегаФон-Москва» и Московского узла связи энергетики — МУСЭ («дочка» ОАО РАО «ЕЭС России», работает под торговой маркой «ЕЭС Телеком»). Услуга, представленная весной этого года, подается на базе мобильной виртуальной частной сети, в рамках которой сохраняются привычные для заказчика короткие номера, снижаются затраты на связь (льготные тарифы на местные и мобильные звонки, а также звонки по России и за рубеж по ценам фиксированной связи). При этом каждый сотрудник предприятия, даже за пределами офиса, доступен по единому телефонному номеру. Технология последовательной переадресации позволяет автоматически переводить звонки на стационарный или мобильный телефон в зависимости от того, где в данный момент находится пользователь. Услуга, которая базируется на технологии конвергенции фиксированной и мобильной связи (Fixed-Mobile Convergence, FMC), была «обкатана» на МУСЭ, и теперь компания предлагает решение внешним заказчикам, на долю которых приходится около 60% общего объема услуг. По словам представителей фирмы, данное решение на базе FMC позволило снизить затраты МУСЭ, которая ранее просто платила МТС по корпоративному тарифу за пользование мобильной связью, почти вдвое.

Что нового в родном отечестве?

Рынок услуг в сетях сотовой связи активно развивается, счет идет на месяцы. Весной и летом текущего года — с момента публикации на CNews материалов о мобильных услугах — как в мире, так и в нашей стране появились новые. Им посвящен наш материал.

MMS: расширение границ

С 6 июля наконец открылся обмен MMS между московскими сетями «МегаФон» и «Би Лайн». Этот сервис доступен всем абонентам «Би Лайн GSM» в 58 регионах независимо от формы оплаты, будь то кредитная, аванс или «Би+».

Накануне лета, 20 мая для абонентов «Би Лайн» в Московской лицензионной зоне, при содействии компании ООО «Фотолюкс» (товарный знак «ZOOMZOOM»), запущена новая услуга ZoomZoom. Она позволяет абонентам сотовой связи распечатывать на профессиональной аппаратуре фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона. В основе нового сервиса лежит технология передачи мультимедийных сообщений MMS. Для того, чтобы воспользоваться услугой, абоненту «Би Лайн» необходимо отправить фотографию, сделанную с помощью мобильного телефона, на специальный номер, после чего ее можно забрать в распечатанном виде в одном из салонов «Мобайл Центра» или «ZOOMZOOM». Все присланные на этот номер MMS-фотографии также помещаются в личный фотоальбом абонента на интернет-сайте.

Личное радио — пока не в России

Японская корпорация Sony объявила в марте о запуске первой в мире службы «личного радио» для пользователей мобильных телефонов. Эта служба стала функционировать в апреле в Финляндии (оператор TeliaSonera). По словам представителей Sony, ее конкуренты в Японии и США — NTT DoCoMo Sprint — предлагают лишь обычное радио, где песни на свое усмотрение ставят диджеи.

В Европе примерно пять-шесть европейских операторов создают компьютерные системы на основе технологии компании RealNetworks. Она позволяет им загружать музыку или видео потоковым образом. Компьютеры смогут работать как с форматом Sony, так и с другими вариантами кодировки.

На финских испытаниях основной целевой аудиторией выбраны представители взрослого поколения, поскольку они, в основном, склонны создавать собственный музыкальный канал. Клиенты новой службы могут настраивать предлагаемый им поток музыки посредством простого нажатия на кнопку, в зависимости от того, нравится песня или нет.

Сервис, предлагаемый Sony, совместим с современными мультимедийными сотовыми аппаратами на платформе операционной системы Symbian от таких производителей, как Nokia, Siemens, Sony Ericsson и Sendo. Музыка передается через GPRS-сеть со скоростью примерно 16 Кбит/с. Качество ее пока будет далеко от дискового, но Sony считает, что для начала это неплохо, а с распространением сетей третьего поколения все будет вообще замечательно.

Телевидение и видеоконференцсвязь на сотовом: вчера, сегодня, завтра

Ведущие российские сотовые операторы продвигали «сотовое телевидение» еще на прошлогодней выставке «Связь-Экспоком 2003». Так, компании «ВымпелКом» и Alcatel демонстрировали показ ТВ в режиме реального времени, браузинг для мобильных приложений, мобильные игры, передачу потокового видео и аудио, видеоконференции. Столичная сеть «МегаФон» демонстрировала трансляцию телепрограммы на экран мобильного телефона с помощью технологии VideoStreaming, доступной в обычных сотовых сетях GSM/GPRS. Не обошлось без «телевидения на сотовом» и в текущем, 2004 г.

«МегаФон-Москва» в своей экспозиции на выставке «Связь-Экспокомм-2004» демонстрировал трансляцию телепрограмм на сотовые телефоны абонентов компании — эта услуга, как ожидается, появится в коммерческой эксплуатации уже летом текущего года. Качество приема, по оценке компании, должно быть хорошим, что обусловлено проведенным в начале этого года расширением пропускной способности системы GPRS в сети «МегаФон-Москва».

На момент начала коммерческой эксплуатации планируется транслировать несколько телеканалов — познавательный «Рамблер-ТВ», бизнес-канал РБК-ТВ и один развлекательный музыкальный канал. По поводу перспектив нового проекта сейчас вряд ли можно сказать что-нибудь определенное. Возможно, как считает ряд аналитиков, новая услуга поможет «МегаФону» подготовить своих абонентов, которые согласятся платить в месяц около $20, к переходу к сетям третьего поколения. Таких пользователей, по прогнозам «МегаФона», к концу этого года должно набраться порядка 10 тысяч. Все они должны иметь телефон с поддержкой GPRS и со встроенным программным проигрывателем RealOne Player — минимальный набор для возможности воспроизведения потокового видео.

Другие операторы также помышляют о предоставлении подобного вида услуг, однако намерены реализовывать их на базе других, более широкополосных технологий, чем GPRS («Вымпелком»), либо производить трансляцию видеоклипов, но не в режиме реального времени (МТС). Отсутствие же подобных сервисов в сети «Скайлинк» объясняется, в частности, отсутствием на рынке телефонов, способных поддерживать эту функцию.

В то же время в Японии подписан контракт между компаниями SKY Perfect Communications и NTT DoCoMo. В должны быть интегрированы сети крупнейшего японского сотового оператора 3G FOMA и SKY PerfecTV, поставщика телевизионного и видео-контента. Тестирование услуг продлится с 15 июня по 30 ноября 2004 г., после чего планируется запуск услуг потокового видео и сопутствующих сервисов на его основе в коммерческую эксплуатацию. Это произойдет не ранее конца первого квартала 2006 года — после того, как будет исследован рыночный спрос, отработана бизнес-модель и технические нюансы.

Тем временем, крупнейший скандинавский телекоммуникационных оператор TeliaSonera, обслуживающий магистральную сеть передачи данных, начал предлагать операторам сотовой связи сервис под названием TeliaSonera 64K Clear Channel, предназначенный для проведения видеоконференций с высоким качеством связи на мобильных устройствах. В настоящее время этот сервис доступен в 38 странах, в дальнейшем ожидается расширение сферы его действия по мере возрастания спроса. В разработке сервиса принял участие ряд ведущих европейских операторов мобильной связи.

Безопасная связь для конфиденциального общения

На выставке «Связь-Экспокомм-2004» оператор «МегаФон» также демонстрировал способ защиты конфиденциальных переговоров в своей сети. Специальный пакет услуг нацелен на государственные структуры и коммерческих абонентов. Он обеспечивает гораздо более высокий уровень защищенности, чем стандартная криптография GSM.

Повышение уровня безопасности разговоров стало возможно благодаря разработке специалистами ФГУП НТЦ «Атлас» специализированного сотового телефона «SMP-Атлас». Он способен осуществлять шифрование при соединении между двумя аппаратами в сети сотовой связи и даже осуществлять связь между аппаратами даже в роуминге другой сети стандарта GSM при подключенной услуге передачи данных. Аппарат работает в сетях GSM 900/1800, и является полностью отечественной разработкой. Несмотря на российское происхождение цена его отнюдь не маленькая — $2700, а для осуществления защищенного общения необходимо минимум два аппарата и подключенная услуга у оператора. При подключении абонента, оператором выдается специальный ключ шифрования, действительный в течение одного года.

В сети «Мегафон» стоимость разговора в защищенном режиме соответствует тарификации для голосовой связи в выбранном тарифном плане. Однако «SMP-Атлас» осуществляет связь не по голосовому каналу, а по каналу передачи данных. В открытом режиме аппарат обеспечивает все стандартные функции сотового телефона GSM, в том числе и передачу факсов, SMS, данных и речи.

Носителем ключевой информации в телефоне является так называемая «российская интеллектуальная карта РИК», а время криптографической синхронизации составляет около 5 секунд. Как утверждают в «Мегафоне», при использовании защищенной связи абонент пользуется оптимальной маршрутизацией трафика. Впоследствии можно получить приоритеты в соединении и возможность интеграции с корпоративными сетями телефонной связи корпоративных пользователей. Безусловно, всем абонентам следует учитывать и то, что благодаря СОРМ, все переговоры даже по этому телефону будут доступны правоохранительным органам. «Мегафон» планировал начать предоставление этой услуги накануне летнего сезона.

Определение местоположения

Совместный проект «ГдеЯ.ру» московской ИТ-компании «Резидент» и компании ЗАО «Сумитрейд», входящей в группу компаний торговой корпорации «Сумитомо» (Япония), объявил о начале предоставления пользователям мобильных телефонов возможности определения своего местоположения с получением изображения карты на мобильном телефоне.

Доступ к системе автоматического позиционирования осуществляется с wap-сайта. При переходе по ссылке «ГдеЯ?» пользователь мобильного телефона получает изображение карты с выделенной зоной своего текущего местоположения. Дополнительным удобством является возможность сразу же отправить полученное изображение с картой своего местоположения по MMS на другой телефон. В настоящее время такая возможность бесплатно доступна пользователям сети оператора мобильной связи «Мегафон-Москва». Тестирование услуги в настоящее время происходит и в сети МТС; планируется предоставление такой возможности и пользователям сети «Би Лайн».

В 3 квартале этого года ожидается запуск в коммерческую эксплуатацию услуги «АОП-Семья» в сети «Мегафон-Москва». Этот сервис рассчитан на родителей, которые смогут узнавать местоположение своих детей в пределах Москвы и Московской области.

«У них»

Пока власти России решают, подсудным ли делом является использование простыми гражданами GPS, у спутниковых систем позиционирования появился еще один конкурент. Разработанная в Великобритании технология позволяет не заблудиться в незнакомом городе и проложить маршрут без помощи спутника и карты: достаточно послать на сервер фотоснимок, сделанный, к примеру, камерой мобильного телефона — и тут же получить исчерпывающий ответ.

Как пишет New Scientist, сердцевина новой технологии — программное обеспечение, способное распознавать изображения. Сотрудники Кембриджского университета Роберто Киполла (Roberto Cipolla) и Дункан Робертсон (Duncan Robertson) разработали программу, позволяющую определять место, откуда был сделан снимок, по изображениям зданий. Для этого посланная абонентом сервиса фотография сравнивается с изображениями, имеющимися в базе данных, а затем с помощью трехмерной модели городских строений определяется местоположение точки съемки. При этом, по уверениям разработчиков, достигается точность меньше метра. Обычный недорогой GPS-приемник в условиях плотной городской застройки порой может обеспечить точность лишь порядка десяти метров, а то и откажется работать вовсе, а сотовые сервисы, в которых локализация абонента определяется с помощью базовых станций мобильной сети связи, обеспечивают пока что точность не выше 50–100 метров. Более того, новая система позволяет определить не только координаты, но и направление камеры в момент съемки, что позволяет сразу же указать маршрут движения к искомому объекту в понятных абоненту терминах («поверните направо, затем прямо…»), или же дать информацию о попавшем в кадр историческом памятнике.

Работает технология следующим образом. Первым делом на изображении выделяются горизонтальные и вертикальные линии. Затем производится его геометрическая коррекция, так чтобы все вертикальные и все горизонтальные линии были бы параллельны между собой. После геометрического преобразования программа выделяет характерные объекты, определяет их цвет и яркость. С их помощью по базе данных идентифицируется попавшее в кадр здание — для ускорения поиска грубая привязка осуществляется по номеру базовой станции сотовой сети, через которую был прислан снимок. На финальном этапе определяется точное местоположение и ориентация аппарата в момент съемки — для этого производится сравнение снимка, переданного абонентом, до трансформации и после.

Возможности системы распознавания изображений позволяют идентифицировать объект на снимке, даже если он сделан в иное время суток, чем эталонный, и под иным углом, а также выделить из него посторонние «шумы», такие как попавшие в кадр пешеходы или автомобили. Одно из важных достоинств новой технологии — ее дружественный интерфейс. GPS-приемник, к примеру, «выдает» лишь географические координаты, от которых простому туристу в городе мало проку без хорошей и подробной карты, и, к тому же, определить направление движения может только «на ходу».

Новая методика позиционирования, очевидно не являясь панацеей, позволит эффективно дополнить уже действующие системы определения местоположения как раз там, где они малоэффективны (на узких улочках старинных городов, к примеру). Изобретатели с оптимизмом смотрят в будущее и уже получили средства на создание прототипа, охватывающего весь исторический центр Кембриджа. Правда, коммерческая востребованность системы вызывает сомнения. Непонятно, готовы ли платить владельцы мобильных телефонов с фотокамерами за подобную услугу и, если да, то сколько.

Источник: CNews

Интеллектуальные мобильные услуги России

Одна из тенденций современного рынка мобильной связи — появление в сотовых сетях так называемых интеллектуальных услуг4, хорошо знакомых пользователям фиксированных телефонов. Здесь стоит отметить, пожалуй, пионера того рода сервисов — компанию Countrycom, которая продвигает в партнерстве с «МегаФоном» и «ВымпелКомом» услуги под брэндом «Алло, Инкогнито». В частности, «Инкогнито Номер» представляет собой виртуальный московский или федеральный телефонный номер в комплекте с SIM-картой, направляющий входящие вызовы на любые телефонные номера, согласно заданному расписанию, изменяемому через web-интерфейс. Похожие сервисы обеспечивает «Интеллектуальный офис» — московский многоканальный телефонный номер; звонки от абонентов, поступающие на него, будут распределяться по любым реальным номерам. При этом вызовы направляются на те телефонные аппараты, которые наиболее доступны в данный момент.

Стоимость сервисов нельзя назвать маленькой. Например, подключение по тарифному плану «Стартовый» в «Интеллектуальном офисе» стоит $350 (здесь и далее — без НДС), ежемесячная абонентская плата — $35. Трафик оплачивается отдельно — 3,5 цента за каждую минуту местных вызовов, 14–29 центов за межгород и от $0,31 до $1 за минуту связи с дальним зарубежьем. При этом важно отметить, что стоимость минуты разговора на стационарное направление равна стоимости минуты разговора на мобильное направление (кроме России). По мнению организаторов, услуги «Алло, Инкогнито» помогают сэкономить до 70% расходов на связь за счет того, что клиенты рациональнее пользуются телефонами. Например, отключают мобильный, когда сидят рядом с офисным телефоном, не боясь при этом потерять мобильные звонки.

Мировой опыт свидетельствует, что доход операторов от предоставления интеллектуальных услуг на одного абонента постепенно увеличивается и, как полагают аналитики, к середине 2004 г. на эти услуги в мире придется от 10% до 17% всех доходов. Но самыми актуальными остаются приложения, позволяющие наблюдать объекты удаленно и проводить мониторинг автомобильного трафика в режиме реального времени.

Мобильный переводчик

Компания ПРОМТ, разработчик систем автоматизированного перевода, и ОАО «ВымпелКом» сообщили о запуске сервиса «Мобильный переводчик» для абонентов сотовой связи «Би Лайн GSM» на всей территории России.

Схема работы сервиса проста: абонент посылает на номер сервиса SMS-сообщение с текстом, отдельным словом или словосочетанием, которые нужно перевести. Через некоторое время приходит готовый перевод. Если в телефоне нет русифицированного ввода, то «Мобильный переводчик» обработает русские слова на латинице.

Мобильные приветствия и алиби по требованию

Неверные супруги и ленивые работники получили в свое распоряжение весьма убедительное «звуковое алиби». Немецкая компания Simeda изобрела специальное приложение для мобильников, которое может проигрывать различные фоновые звуки во время разговора.

>В бесплатной демо-версии программы SounderCover пользователям доступны лишь девять звуков. Можно сделать вид, что вы находитесь в автомобильной пробке, у зубного врача, на уличном параде или попали в грозу. Полная версия, которая стоит 10 евро, включает большее количество звуков, позволяет добавлять собственные записи или скачивать их из интернета. Кроме того, в отличие от бесплатной версии, звуки проигрываются непрерывно, что позволяет не ограничивать время разговора.

«Вы проспали на работу и хотите, чтобы ваш начальник думал, что вы застряли в пробке? — спрашивают разработчики SounderCover. — Выберите в меню звук автомобильной пробки и позвоните ему из своей комнаты». Кроме того, чтобы избавиться от нежелательного собеседника, можно через 15 секунд после начала разговора включить звук звонящего телефона и повесить трубку, извинившись, — ведь вам необходимо ответить на другой звонок.

Пока новая программа работает лишь с некоторыми моделями телефонов Nokia. Однако, по словам представителей компании Simeda, уже скоро появятся версии и для других моделей трубок.

Тем временем, в марте у абонентов «Би Лайн GSM» Москвы и Московской области появилась возможность сделать приветствие «Голосовой почты» в виде забавного обращения, записанного профессиональными актерами. Новая услуга носит название «Прикольные автоответчики» и доступна всем, кто уже пользуется «Голосовой почтой» или «Голосовой почтой (Бизнес)».

Подключение к интеллектуальным сетям, WLAN-роуминг, SMS-уведомления из банка

На выставке «СвязьЭкспокомм-2004» компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» демонстрировала решения, предназначенные для ускоренного развития отечественного рынка дополнительных услуг связи. Использование этих решений операторами связи, контент- и сервис-провайдерами позволит уже сегодня предоставить абонентам сетей сотовой подвижной связи доступ к услугам интеллектуальных сетей связи (информационный сервис по номерам «800» и «809»), WAP-сервису, GPRS-роумингу, WLAN-роумингу и многим другим услугам. Операторы связи без дополнительных затрат и установки специального оборудования смогут расширить перечень предоставляемых абонентам услуг (поскольку для доступа к дополнительным услугам используется уже существующие межсетевые соединения), получая от этих услуг дополнительный доход.

Кроме того, на «Связь-Экспокомме-2004» МТТ развернула оборудование для демонстрации услуг WLAN-роуминга — еще одного дополнительного сервиса, организуемого на базе инфраструктуры сети МТТ. Он ориентирован на абонентов операторов сетей сотовой подвижной связи. Решение было представлено в сотрудничестве с компанией «Инлайн Технолоджис» на стенде МТТ, а также на стендах компаний «Центральный Телеграф», «МегаФон», Cisco Systems и «Инлайн Технолоджис».

Тем временем, система электронных платежей Assist представила новую услугу для владельцев банковских карт — сервис SMS-уведомлений. Держатель банковской карты, воспользовавшийся новым сервисом, получает возможность получать SMS-подтверждения успешных платежей, которые он совершил в интернет-магазине. При этом ни оператор связи, ни географическое местоположение пользователя значения не имеют. Новый сервис предназначен для платежей в магазинах системы Assist. На данный момент к системе подключено более 500 магазинов.

Статистика и прогнозы — только хорошее

Пожалуй, самым «инновационным» среди «большой тройки» оператором с точки зрения внедрения и экспериментирования с новыми сервисами является «МегаФон». Это и понятно — компании, которая появилась на сотовом рынке совсем недавно, приходится придумывать что-то новое в острой конкурентной борьбе за абонентов. На сегодня в столичной сети «МегаФона» около 120 дополнительных услуг, которые приносят около 15% всех доходов компании. К концу этого года «МегаФон-Москва» планирует довести долю новых услуг в общей структуре доходов до 20%.

Что касается других компаний, то они относятся к нововведениям по-разному. Однако существуют некоторые классы сервисов, в перспективности которых сотовые операторы единодушны. Так, по крайней мере, у всех столичных операторов есть четкое мнение, что услуга по точному определению местоположения владельцев сотовых телефонов найдет потребителя. Известно, что в России 90% времени разговора по «тревожным телефонам» уходит на объяснение местоположения абонента и лишь 10% — на рассказ о том, что произошло. Если чрезвычайные службы оборудовать специальной аппаратурой, то координаты звонящего определятся мгновенно. Сотовые операторы пока не говорят о стоимости всей системы, но известно, что в США и Европе ее создание обходится примерно в $5 млн. К этой сумме нужно прибавить стоимость оборудования, расположенного в офисе службы спасения, — от десятков до сотен тысяч долларов. В развитых странах подобная услуга весьма распространена под именем E911 (Enhanced 911 — «улучшенный 911»).

В регионах неголосовые услуги далеко не так развиты, как в Москве и Санкт-Петербурге. Люди в глубинке, как правило, используют сотовый телефон строго по прямому назначению — для голосовой связи. Но и в Западной Европе новые сервисы приживаются не так быстро и просто, как бы хотелось операторам. Несмотря на то, что больше половины мобильных телефонов в Великобритании имеют функцию MMS (55%), пользователи продолжают отдавать предпочтение коротким текстовым сообщениям (SMS). По данным опроса исследовательской компании NOP, мультимедийным сервисом пользуется лишь каждый пятый, да и то редко. Оператор T-Mobile насчитал в 2003 году всего 4,39 млн. MMS, в то время как SMS было отправлено в 500 раз больше — 2,98 млрд. В Европе T-Mobile отмечает аналогичную ситуацию, хотя 39% новых телефонов, проданных оператором, поддерживают MMS.

Это не «технофобия», утверждает NOP. 83% опрошенных знают, как отправлять MMS, но не хотят этого делать. Из тех, кто все же пользуется такой услугой, 78% отправляют фотографии родным и друзьям. Музыкой посредством MMS меняются только 27% пользователей. Как считает Джерома Меньер (Jerome Meniere), основатель фирмы улучшения качества цифрового фото DO Labs, причина непопулярности MMS в Европе — низкое качество фотоснимков, уступающих самым дешевым цифровым фотокамерам. Здесь определенные надежды возлагаются на мобильные телефоны с 3-мегапиксельными камерами, и первые ласточки уже появились, но пока лишь на азиатском рынке.

Возможно, показатель прибыли от MMS спасет спорт: в Азии количество мультимедийных сообщений резко выросло в 2002 году в ходе Чемпионата мира по футболу. Европу ждут Олимпийские игры, и не так давно завершился чемпионат по футболу Euro 2004, как ожидают с хорошими MMS-показателями. T-Mobile передавать своим пользователям сервиса T-Zone видеоролики забитых голов и других интересных моментов соревнований.

Впрочем, далеко не все аналитики согласны с тем, что технология MMS «не пошла» в Европе. Так, согласно докладу Ассоциации мобильных данных Великобритании (MDA), в течение 1 квартала 2004 г. в стране был отмечен резкий рост количества мобильных устройств с возможностью GPRS и MMS. В активном использовании находится 16,5 млн. аппаратов с этим стандартом 2,5 поколения, или 35% от общего числа используемых телефонов, а мультимедийные сообщения может посылать почти каждый четвертый абонент британских сотовых сетей (таковых насчитывается 24%). MMS аппараты носят 11 млн. человек. По словам авторов ежегодного доклада по GPRS и MMS, этот год обещает большой рост использования указанных технологий.

В то же время с новой технологией MMS связано немало скандалов, самый громкий из которых, пожалуй, — это использование и обнародование снимков пыток пленных иракцев военнослужащими армии США. Предполагается, что скандальные фотографии были сделаны с помощью мобильных телефонов с цифровыми камерами, которые впоследствии были запрещены шефом Пентагона на объектах армии США в Ираке.

И все же прогнозы аналитиков относительно новых услуг в сетях операторов мобильной связи как всегда оптимистичны. В такой ситуации в выигрыше окажутся и поставщики контента — компания ARC пишет в своем докладе, что рынок видеоконтента для мобильных телефонов и портативных компьютеров к 2008 году достигнет оборота $5,4 млрд.

Действительно, за последние полгода активность на рынке заметно увеличилась: появились новые технологии, услуги и контракты. Недавно были подписаны партнерские соглашения между гигантами сотовой связи и видеорынка: Vodafone и Warner Brothers Entertainment, Mobilkom Austria и CNN, 3 Sweden и Endemol/Kanal. Для создания необходимой среды в кругах пользователей, 3G-операторы позиционируют свои сети в первую очередь как возможность работать с видео, в отличие от 2,5G (GPRS). Но не только 3G-операторы, но и те, кто предоставляет GPRS, ввели у себя видеосервисы: Telefonica, TIM, O2 запустили потоковый видеоконтент на платформе Helix Universal Platform от RealNetworks. В США Sprint PCS отчиталась о том, что пользователи PCS Vision отослали более 100 млн. изображений и 15-секундных видеоклипов с ноября 2002 года.

Проблемы для роста рынка лежат в сфере в доступности трубок с видеофункциями и отсутствии единых стандартов. ARC считает, что к 2006 году они будут решены: появятся более дешевые и менее энергопотребляющие телефоны с улучшенными камерами и дисплеями высокого разрешения. До 2005 года включительно рынок будет слегка разгоняться, а к 2008 году в мире будет насчитываться 250 млн. пользователей различных видеоуслуг. Самыми популярными будут видеосообщения. В 2003 году ими пользовались 5,1 млн. человек в Японии. В Европе со становлением MMS как основного способа обмена сообщениями, будут развиваться телефоны с видеофункциями. Вторым по популярности станет загрузка видеосообщений, это продлится до 2005 года, после чего на второе место станет просмотр видеопотоков.

Видеотелефония, по прогнозам ARC, будет расти взрывными темпами — с 1,3 млн. пользователей в 2003-м году до 90 млн. в 2008-м. Это услуга исключительно для 3G-сетей, она и будет отличать их от 2,5G. К 2007 году видеотелефония обгонит по популярности услуги загрузки роликов.

Большие надежды игроков рынка связаны с реализацией концепций «Умный дом» и «Телемедицина». Например, южнокорейский оператор мобильной связи SK Telecom планирует выпустить на рынок домашнего сторожевого робота с возможностью управления через мобильный телефон. «Сервис домашней сети» представляет собой улучшенную версию варианта слежения за домом с телефона: если прежняя версия позволяла получать sms-сообщение об утечке газа или возгорании, или картинку с видеокамеры, то новая будет связана с движущимся роботом, оборудованным сенсорами и видеокамерами. Благодаря возможности двигаться, робот сможет вовремя подъехать к взломанной двери или окну, сфотографировать преступника и послать фотографии хозяину. В будущем SK Telecom планирует расширить спектр услуг мобильной связи, включив в него телемедицину. Врач сможет наблюдать за кровяным давлением и другими параметрами пациента на расстоянии, периодически получая данные через сотовую сеть.

Ближайшие перспективы включают развитие рынка информационно-развлекательных услуг для мобильников, куда входят игры, мелодии, передача видеоклипов и музыки. Как ожидают специалисты IDC, в Западной Европе к 2008 г. он достигнет почти $8 млрд.

Не умолкают разговоры о перспективах мобильной коммерции. Исследование, проведенное агентством Telecom Trends International, показало, что она имеет блестящие перспективы. Сейчас мобильная коммерция основывается главным образом на продаже цифрового контента, но в дальнейшем ожидается расширение сферы деятельности предпринимателей. Согласно результатам исследования, в 2003 году к услугам мобильной коммерции прибегло 94,9 млн. человек, потративших в общей сложности $6,86 млрд.

Ожидается, что к 2008 году число участников систем мобильной коммерции вырастет до 1,67 млрд, а совокупный оборот этой отрасли составит к этому времени $554,37 млрд. По-прежнему будут преобладать операции с контентом, однако торговля материальными товарами (которые куплены удаленно или в месте продажи) и трансакции интерактивного типа тоже будут развиваться.

Прогресс в области мобильной коммерции неразрывно связан с развитием сетей, работающих с пакетами данных, доступностью устройств, работающих с расширенными данными, и появлением разнообразных приложений для мобильной торговли, отмечается в докладе Telecom Trends International. Что касается новых трубок, поддерживающих такие сервисы, то в этом направлении движется японский оператор NTT DoCoMo, который анонсировал выпуск мобильных телефонов-бумажников с возможностью электронных платежей через i-mode или бесконтактно по встроенной смарт-карте. Это три 2G-аппарата серии mova 506iC, и 3G FOMA F900iC.

Дополнительные сервисы в сотовых сетях — прогнозы на 2008 г.

УслугиОбъем рынка/число пользователей
Рынок видеоконтента $5,4 млрд.
Видеотелефония90 млн.
Информационно-развлекательные услуги (игры, мелодии, видеоклипы, музыка)$8 млрд.
Мобильная коммерция$554 млрд.

Источник: CNews Analytics

Виталий Солонин / CNews Analytics


  1. Максимальная скорость передачи информации для GPRS составляет около 50 Кбит/с, однако реальная скорость GPRS-подключения, зависящая от многих факторов (загрузка канала, удаленность от БС и т.п.), как правило, в несколько раз ниже. Теоретический предел действующих сетей CDMA2000 1X составляет 153 Кбит/с, но на практике скорость редко превышает 100 Кбит/с.
  2. В данном случае более интересны объемы трафика, передаваемого посредством GPRS. Ведь абонент может пользоваться этой услугой лишь эпизодически.
  3. Данная услуга действует также в Санкт-Петербурге.
  4. Интеллектуальные услуги связи базируются на компьютерных технологиях и не привязаны физически к реальной телекоммуникационной инфраструктуре. Это позволяет создавать персональные сценарии для обработки телефонных вызовов — например, объединить несколько телефонных номеров в единый многоканальный номер, организовать списочный обзвон, телефонную конференцию на несколько персон с записью указанных разговоров, установить автоинформатор и т.п.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS