Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Сотовая связь Украины: кто хозяин?

Мобильная связь Украины: кто хозяин?

Контрольные пакеты крупнейших украинских операторов сотовой связи не принадлежат национальным компаниям, а львиная доля акций ведущего провайдера на рынке — компании UMC принадлежит российскому МТС. В этом году в борьбу за «лакомый кусочек» включился еще один игрок — турецкий оператор связи Turkcell.

Кто в доме хозяин?

Контрольные пакеты украинских операторов мобильной связи принадлежат, в основном, не национальным компаниям. На эту тему периодически в деловой украинской прессе ведутся дискуссии. В настоящее время распределение влияния следующее:

  • Контрольный пакет акций компании UMC принадлежит российской компании МТС («Мобильные Телесистемы»).
  • Контрольный пакет акций компании «Киевстар» принадлежит норвежской телекоммуникационной компании Telenor (54.2%), 40,1 % — ООО «Сторм» (российской группе компаний «Альфа»), 5,66% — ООО «Омега».
  • Более 51% компании DCC принадлежит компании «Систем Капитал Менеджмент».
  • Golden Telecom Ukraine является дочерней компанией российской компании Golden Telecom.
  • 31% акций компании WellCOM принадлежит «Укрфондинвесту», 20% — «Интеринвесту», 24.5% — Varkedge limited (Кипр), 24.5% — Optima Telecom (США).

Возможно, для украинской экономики было бы лучше, если бы контрольными пакетами акций владели украинские компании, но это подразумевает серьезные инвестиции. Пока же следует ожидать прихода на оставшуюся часть «пирога» зарубежного оператора, вероятнее всего, турецкого.

В 2002 году интерес к украинскому рынку мобильной связи проявлял турецкий оператор связи Turkcell, участвовавший в создании компании «Новаселл», но в феврале 2003 года ее акционеры приняли решение о ликвидации компании. И, тем не менее, в декабре 2003 года начались разговоры о возможном появлении нового игрока. В самом конце 2003 года эта информация стала достоянием общественности.

Турецкий холдинг Cukurova Group сообщил, что собирается вложить в украинскую связь $400 млн. Его дочерняя компания Turkcell вложит $100 млн. в СП с оператором DCC. Как предполагают эксперты, остальные деньги, скорее всего, будут потрачены на приобретение контрольного пакета акций «Укртелекома». Если все это произойдет, то можно говорить о самом крупном инвестиционном вливании в украинский телекоммуникационный рынок.

Если инвестор не изменит своих предпочтений, то в скором будущем Turkcell вместе с DCC вступят в борьбу за сегмент потенциальных абонентов в 3,5–4 млн., а также за привлечение абонентов двух основных украинских операторов мобильной связи.

Доходное место великолепной пятерки

Кто есть кто: великолепная пятерка
Согласно информации Госкомитета по информатизации и связи, в настоящее время на Украине выдано 7 лицензий, дающих право предоставлять услуги мобильной связи. Но реально только 4 компании оказывают такие услуги, а именно:

  • «Украинская мобильная связь» (UMC)
  • «Киевстар Дж.Эс.Эм» (Киевстар)
  • «Голден Телеком» (Golden Telecom GSM)
  • «Украинские радиосистемы» (WellCOM).

Кроме них, услуги мобильной связи предоставляет компания «Цифровая сотовая связь Украины» (DCC), которая работает в стандарте D/AMPS, но соответствующей лицензии не имеет.

Доходное место
По информации украинского Госкомстата, за 10 месяцев 2003 года на Украине доходы операторов мобильной связи составили почти $2 млрд. (10,6 млрд. грн; официальный курс — 5,33 грн. за $1), почти половина из них пришлась на потребительский сектор, то есть предоставление услуг населению — 5,11 млрд. грн.

Темпы роста количества абонентов украинской мобильной связи, %

Темпы роста количества абонентов украинской мобильной связи, %

Источник: Госкомсвязи Украины, 2003 г.

Абсолютный и относительный рост абонентов

ГодДекабрь 2000 г.Декабрь 2001 г.Декабрь 2002 г.Декабрь 2003 г.
Кол-во абонентов, млн0,822,214 3,6356, 164
Рост, %270164169

Источник: Госкомсвязи Украины, 2003 г.

Наибольший удельный вес (35%) в структуре доходов отрасли занимают услуги междугородней и международной связи. Доходы от предоставления таких услуг за этот период составили 3,73 млрд. грн. (почти $700 млн.), в том числе от предоставления услуг мобильной связи населению — 1,98 млрд. грн. ($372 млн.). Доходы от оказания корпоративных услуг предприятиям и организациям (корпоративный сектор) за январь-октябрь 2003 г. — 1,02 млрд. грн. (около $191 млн.).

Количество абонентов украинских операторов мобильной связи, тыс.1
(по данным на конец 2003 г.)

Количество абонентов украинских операторов мобильной связи, тыс.

Источник: CNews Analytics

Как известно, в любом бизнесе доход зависит от количества клиентов, заказчиков, абонентов. Если попытаться экстраполировать данные по темпам роста абонентов мобильной связи на Украине, то можно предсказать, что темпы роста общей абонентской базы будут замедляться. Так, к концу 2004 года количество абонентов может достичь 8,6 млн., а к концу 2005 года — более 11 млн. В то же время, за несколько десятилетий развития проводной связи на Украине общее число абонентов достигло 11 млн., и еще 2 млн. стоят в очереди на подключение. Хотя есть и другие оценки, более оптимистичные.

Общий портрет украинской мобильной связи:

  • Количество операторов — 5
  • Количество абонентов — 6,164 млн.
  • Средняя стоимость 1 минуты препейд-пакета — 1.3 грн.
  • Средняя стоимость 1 минуты контрактного подключения — 1.4 грн.
  • Средняя стоимость 1 минуты международного разговора — 9.9 грн.
  • Лучший оператор 2003 г. — UMC

Во время пресс-конференции 22 декабря 2003 г. директор UMC Эрик Франке высказал мнение о том, что количество абонентов мобильной связи на Украине к концу 2004 г. возрастет на 66 % и достигнет 10 млн. В то же время первый вице-президент МТС Михаил Сусов огласил, что, по прогнозу его компании, к концу 2004 года на Украине мобильным телефоном будут пользоваться 18–18,5 % (это около 9 млн.). Что же будет на самом деле — покажет 2004 год, который, судя по последним событиям, обещает быть интересным.

Маркетинговый марафон 2003: вехи истории

2003 год по традиционному набору маркетинговых акций ничем не отличался от предыдущих. Как всегда, шла борьба за абонентов по принципу «больше говоришь — меньше платишь». Одни контрактные пакеты сменялись другими, но их по-прежнему остается очень много, и потребители порой не в состоянии ориентироваться среди этого разнообразия.

У каждого оператора свои особенности, но все как один проводят «акции» к массовым праздникам. Все больше абонентов потребительского сектора переходит к предоплаченным услугам (препейду), что уже составило около 75%. При этом, 95% услуг украинских операторов мобильной связи приходится на разговоры и только 5% — на мобильный интернет, SMS, WAP, MMS и передачу данных.

Услуги pre-paid (карточки)

 SIM-SIMAce&BaseUNIДжинс
ОператорUMCКиевстар Golden Telecom GSMUMC
Стартовый пакет/эфирное время, грн129/5699/25, 130/6580/54100/50
Ср. стоимость 1 минуты, грн1,351,561,11,25
Стоимость карточки (грн.)/использование (дней)30/30, 60/60, 125/120, 255/24025/25, 50/65, 100/130, 300/30027/30, 54/60, 110/150, 270/30010/10, 20/20, 40/50, 80/120

Источник: CNews Analytics

Pre-paid пакет: ср. стоимость 1 минуты, грн.2
(по данным на конец 2003 г. официальный курс 5.33 грн / $1)

Pre-paid пакет: ср. стоимость 1 минуты, грн.

Источник: CNews Analytics

2003 год начался с открытия юридических «ворот» для продажи UMC российской компании МТС, эта сделка была успешно завершена летом 2003 года. В феврале UMC объявила о начале коммерческой эксплуатации услуги MMS. С этого момента каждый контрактный абонент ее сети, имеющий мобильный MMS-телефон, который поддерживает технологию передачи данных CSD (GSM data), мог отсылать и получать фото, рисунки и аудиоклипы. Несколько позднее, с марта 2003 г., UMC и «Киевстар» уменьшили продолжительность нетарифицируемых телефонных звонков для абонентов предоплаченных услуг мобильной связи с 4-х до 2-х секунд.

После самоликвидации дочерней компании Turkcell на украинском рынке мобильной связи наступило затишье (если не считать маркетинговых акций к весенним праздникам). Но его нарушили разговоры о возможном приобретении компанией DCC другого оператора — WellCOM. К тому же, с начала лета компания DCC снизила на 50% стоимость звонков на телефоны операторов мобильной связи Украины, прослыв «демпинговым» оператором.

В августе на технической базе украинского оператора UMC был запущен виртуальный оператор мобильной связи под торговой маркой «Джинс», который существенно отличается от существующих препейд-пакетов Sim-Sim (UMC), Ace&Base («Kиевстар»), UNI (Golden Telecom), так как в нем реализованы новые единые принципы взаимоотношений с существующими мобильными операторами. Это сразу же дало ощутимые результаты — к концу года количество абонентов «Джинс» превысило 400 тыс.

Осенью компания «Киевстар Дж.Эс.Эм.» ввела два новых тарифных плана — «XXL Неограниченный» и «Бизнес XXL Неограниченный». Вслед за ней UMC ввела свой тарифный пакет «Неограниченный», в котором все входящие и исходящие звонки по Украине бесплатны и отсутствует плата за соединение. Кроме того, UMC начала предоставлять услугу «UMC-область», введя 50%-ную скидку на исходящие местные звонки для контрактных абонентов и 30%-ную скидку для абонентов предоплаченного сервиса SIM-SIM. Но, как можно заключить из дальнейшего развития событий, UMC показалось этого недостаточно.

Компания UMC отметилась вновь, запустив в коммерческую эксплуатацию три услуги на основе технологии GPRS для пользователей SIM-SIM. Абоненты SIM-SIM, мобильные телефоны которых поддерживают соответствующие протоколы (WAP, GPRS, MMS), могут пользоваться следующими GPRS-услугами: мобильный GPRS-интернет — доступ в интернет и к электронной почте; WAP GPRS — доступ к различным WAP-ресурсам; MMS GPRS — обмен MMS-сообщениями.

Почти в это же время компания «Украинские радиосистемы» (WellCOM) завершила регистрацию филиалов в Днепропетровске, Одессе, Харькове, Запорожье и предоставила своим абонентам доступ к детализации звонков через интернет.

Новые мероприятия UMC по покрытию киевского метрополитена, о которых было объявлено осенью 2003 г., можно охарактеризовать, как — «UMC идет под землю».

Контрактное подключение: ср. стоимость минуты, грн.3
(по данным на конец 2003 г., официальный курс 5.33 грн / $1)

Контрактное подключение: ср. стоимость минуты, грн.

Источник: CNews Analytics

С началом зимы все абоненты украинских мобильных операторов «Киевстара», UMC и Golden Telecom получили доступ к развлекательным сервисам JUMP. Используя службу «Jump2song», на любой городской или мобильный номер телефона в Украине можно отправить песню, поздравление или шутку. Автоматическая голосовая служба «Jump2love» объединяет в себе голосовую почту и службу знакомств. Кроме того, запущен портал шуток «Jump2fun» и открыта зона эротических фантазий «Jump2hot». Что бы еще придумать, чтобы привлечь новых абонентов?

Хоровод вокруг бесплатных входящих звонков

Долгие споры о том, брать или не брать деньги за входящие звонки, в феврале 2003 года решила завершить Верховная рада, приняв поправки к закону «О связи», по которым все входящие звонки для всех видов связи должны быть бесплатными. Поправки поддержал и государственный оператор-монополист проводной связи «Укртелеком».

Под давлением операторов мобильной связи летом украинские парламентарии приняли закон «О телекоммуникациях», отменяющий обязательные бесплатные входящие. Но тем же летом на него было наложено вето и с 19 сентября в Украине начал действовать принцип «кто звонит, тот и платит».

И, тем не менее, в ноябре 2003 г. Верховная рада Украины приняла новую редакцию закона «О телекоммуникациях», отменяющую действующий закон «О связи», по которому телефонным операторам Украины запрещалось взимать плату за входящие звонки.

В то же время сами операторы мобильной связи хотят сохранить бесплатные входящие, обосновывая это тем, что украинский рынок положительно воспринял такой принцип тарификации. С другой стороны, они же предлагают повысить размер компенсации за прием звонков из сети «Укртелекома» (сейчас 1 минута звонка (при посекундной тарификации) с телефона фиксированной связи на мобильный телефон стоит 1,2 грн., а предлагается — 2 грн.). Напомним, что этот закон подписан президентом Украины в середине декабря.

Лучшие операторы: известные и неизвестные

По результатам ежегодного Международного фестиваля-конкурса «Выбор года в Украине» компания UMC стала «Оператором мобильной связи 2003 года в Украине». Выбор победителей этого фестиваля-конкурса проводится по методике, которая определяет лучшего по комплексной оценке. Эта оценка основана на всеукраинском маркетинговом исследовании потребительских преимуществ, проводимом Taylor Nelson Sofres Ukraine (40% общей оценки), опроса экспертов (30%), представителей рекламных агентств (15%), Высокого жюри (10%) и Оргкомитета (5%).

В 2003 году среди операторов мобильной связи голоса были разделены следующим образом: UMC — 46,9%, «Киевстар» — 30%, DCC — 2,5%, WellCOM — 1,8%, Golden Telecom GSM — 1,4% и не ответили — 17,4%.

Ожидания 2004 года связаны с возможным появлением на территории Украины нового, как о нем часто говорят, третьего оператора мобильной связи. Это должно привести к снижению цен на услуги мобильной связи, и в какой-то степени уменьшить темпы роста абонентской базы «Киевстара» и UMC. Даже если этот третий оператор не появится, определенную «прыть» проявит WellCOM, начав предоставлять услуги в крупных городах Украины. Учитывая, что стоимость услуг этого оператора самая низкая, то в регионах он может составить серьезную конкуренцию «Киевстару» и UMC.

При усилении конкуренции, несомненно, должны снижаться цены на услуги мобильной связи. Вероятнее всего, к концу 2004 года средняя стоимость 1 минуты контрактного подключения упадет до 1 грн., а средняя стоимость 1 минуты препейда — до 0.5–06 грн.

Инвестиционные перемены: лед тронулся

Инвестиционные перспективы

Пожалуй, если попытаться дать краткую характеристику событиям, происходившим в 1 квартале 2004 г на рынке мобильной связи Украины, то их вполне справедливо можно назвать «началом инвестиционных перемен». Последние вызваны реальными планами и действиями зарубежных инвесторов.

Сначала неизменные лидеры — UMC и «Киевстар», проводили свои маркетинговые акции без оглядки на остальных операторов этого рынка. События развивались относительно спокойно и без громких выступлений. Так, UMC отказалась от премирования бонусами абонентов при достижении определенных пороговых значений, повысила стоимость стартового пакета Sim-Sim-Юбилейного и плату за подключение к нему, а также стоимость отправки SMS за границу. Оператор DCC продлил возможность подключения к безлимитному пакету за $79 на 1 месяц (вероятно, в прежнее состояние он уже не вернется никогда). Компания «Голден Телеком», в свою очередь, объявила о снижении минимального авансового платеже при контрактном обслуживании до $20 и продлила возможность приобретения карточек pre-paid по цене $5.

Ключевым событием, которое произошло в феврале 2004 г., стало продление украинскими чиновниками на 3 месяца порядка взаиморасчетов между операторами фиксированной и сотовой связи (бесплатные входящие пока остаются). Также немаловажным для рынка стало появление нового pre-paid продукта СуперДжинс от UMC, в котором реализован принцип единого тарифа на исходящие звонки и отменен срок действия.

В том же феврале компания DCC купила 100% оператора мобильной сотовой связи «Астелит» (GSM-1800), который после получения лицензии на мобильную связь и радиочастоты так и не начал осуществлять коммерческую деятельность. (Ранее компания DCC принята решение до 2010 г. перейти со стандарта TDMA (800 МГц) на стандарт GSM-1800.)

Наиболее интересные события началась с приходом весны. Сначала владельцы «Голден Телеком» объявили о том, что они готовы продать мобильный бизнес в Украине. Начались переговоры с потенциальными инвесторами, и опять стали говорить о выходе на этот рынок серьезного инвестора. Такой шаг для одних — реальная возможность, а для других, несомненно — угроза. Так, компания UMC сразу же подтвердила свою готовность осуществить в текущем, 2004 году вложения в свой бизнес на сумму в $150 млн. Норвежский оператор «Telenor», владелец контрольного пакета «Киевстар», также объявил о своем желании масштабного инвестирования в «Киевстар». Им было решено несколько реструктуризировать обязательства и снизить доходность внутренних облигаций, чтобы получить достаточно дешевые средства для развития.

Наконец, и это, пожалуй, самое главное — проект турецкого оператора Turkcell на Украине обрел явные очертания в виде подписания Договора о создании совместного предприятия DCC-GSM между DCC и Turkcell. Целью этого предприятия является развитие сети мобильной связи в стандарте GSM-1800. Как сообщили «Украiнскi новини», предполагается, что создание такой сети займет около 2 лет, количество абонентов должно составить не менее 3 млн., и Turkcell будет принадлежать 51 % акций. Turkcell через компанию Turktell, входящую в ее состав, выделила $50 млн. и приобрела 51% новой компании. При этом ее реальные инвестиции должны составить $400 млн.

Абонентская база в конце 1 квартала 2004 г.

По состоянию на 31 марта 2004 года по отчетам операторов сложилась следующая картина. Сеть UMC насчитывала 3,85 млн. абонентов, Киевстар — 3,22 млн. абонентов, DCC — 86 тыс., Голден Телеком — 50 тыс., WellCOM — 44 тыс.

Наиболее активно подключала новых абонентов компания UMC, на долю которой пришлось 72% всего прироста абонентской базы. Вторую позицию по объему привлечения новых абонентов прочно удерживает компания Киевстар (за 1 квартал 2004 г. этот показатель составил 26 % от всех подключений).

Распределение прироста абнентской базы (1 кв. 2004 г.)

Распределение прироста абнентской базы (1 кв. 2004 г.)

Источник: CNews Analytics

Темпы роста абонентской базы (1 кв. 2004 г.)

Темпы роста абонентской базы (1 кв. 2004 г.)

Источник: CNews Analytics

За счет более активной маркетинговой политики компании UMC удалось охватить более половины рынка мобильной связи (53%), который по-прежнему поделен между UMC и Киевстар. На долю этих двух компаний приходится более 96% рынка. Быстрыми темпами растет и абонентская база pre-paid-карточек UMC, которая по состоянию на конец марта 2004 г. составила более 900 тыс. человек.

Доля рынка (на 31.03.2004)

Доля рынка (на 31.03.2004)

Источник: CNews Analytics

По сравнению с 31 декабря 2003 г. за первые 3 месяца 2004 г. количество абонентов мобильной связи в Украине увеличилось на 9,5% и составило 7,251 млн. человек, а уровень проникновения достиг 15,3%.

Абонентская база (на 31.03.2004 г.), тыс. чел.

Абонентская база (на 31.03.2004 г.), тыс. чел.

Источник: CNews Analytics

Сергей Зелинский / CNews.ru


  1. По данным официальной информации операторов мобильной связи на конец 2003 г. — начало 2004 г.
  2. Заявленные тарифы операторов мобильной связи, конец 2003 г. — начало 2004 г.
  3. Заявленные тарифы операторов мобильной связи, конец 2003 г. — начало 2004 г.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS