Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Сотовики делят Урал

Сотовики делят Урал

Прирост абонентов сотовой связи в крупных городах уменьшился, и многие операторы делают ставки на регионы. Потенциал рынка сотовой связи Урала оценивается экспертами как очень высокий. По прогнозам к концу 2004  года абонентская база может вырасти вдвое по сравнению с 2003 годом. Однако работа здесь имеет свои тонкости и особенности.

Характеристика телекоммуникационного рынка

В состав укрупненного Уральского макрорегиона входят: Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Тюменская, Кировская области, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), республика Коми, республика Удмуртия.

Уральский макрорегион характеризуется жестким уровнем конкуренции на рынке мобильной связи. Здесь работают 5 крупных конкурирующих операторов мобильной связи, федеральных и местных:

  • МТС,
  • «МегаФон»,
  • «Вымпелком» («Билайн»)
  • «Уралсвязьинформ»(дочерние компании ПСС GSM (Пермская область), ЮУСТ, CDMA (Челябинская область), «Ермак RMS» (Тюменская область, ХМАО и ЯНАО), «Тюменьруском» (Тюменская область))
  • «Мотив» (ЕСС, Свердловская область)

Кроме того, функционирует несколько операторов, обладающих неширокой абонентской базой (ЧСС, Сотел, TELE 2, «Парма Мобайл»).

Агрессивное поведение участников «большой тройки» и крупной региональной компании «Уралсвязьинформ» способствует существенному увеличению динамики прироста абонентской базы региона.

Прирост абонентской базы и проникновение мобильной связи (регионы)

Население региона Абонентская база на 1 января 2004г. Абонентская база на 1 июня 2004г. Прирост абонентской базы с 1 января по 1 июня 2004 г. % Прирост абонентской базы с 1января и по 1 июня 2004 г. Процент проникновения на население области (на 1 июня 2004г.) Процент проникновения на городское население (на 1 июня 2004г.)
Свердловская 874.191 1.233.960 41% 359.769 27% 31%
Челябинская 644.501 1.019.377 58% 374.876 28% 34%
Тюменская 173.963 273.969 57% 100.006 20% 35%
ЯНАО 75.087 119.798 60% 44.711 24% 29%
ХМАО 317.051 450.466 42% 133.415 32% 35%
Удмуртия 139.020 216.012 55% 76.992 13% 19%
Коми 118.484 167.562 41% 49.078 15% 20%
Курганская 93.000 158.682 71% 65.682 15% 27%
Пермская 544.380 690.618 27% 146.238 24% 32%
Кировская 146.000 233.000 60% 87.000 15% 21%
Весь Уральский макрорегион 3.125.677 4.563.444 46% 1.437.767 23% 30%

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

По результатам первого полугодия текущего, 2004 г. темп прироста абонентской базы в годовом выражении составляет 46%.

Прирост абонентской базы и проникновение мобильной связи (операторы)

Уральский регион Абонентская база на 1 января 2004 г. Абонентская база на 1 июня 2004 г. Прирост абонентской базы с января и на 1 июня 2004 г. % Прирост абонентской базы с января и на 1 июня 2004 г.
(тыс. чел) (тыс. чел) (тыс. чел)
МЕГАФОН 540 860 59% 320
МОТИВ (ЕСС) 180 260 39% 80
МТС 1190 1700 45% 510
«Уралвестком» 22 19 -14% -3
«Уралсвязьинформ» (все дочерние компании) 1130 1490 32% 360
«Челябинская Сотовая Связь» 20 39 95% 19
Би Лайн ООО «Восток — Запад Телеком» 5 130 2640% 125
ЗАО «Сотовая связь Удмуртии» TELE2  28 38 36% 10
«Вятская сотовая связь» 20 19 -5% -1
Весь Уральский макрорегион 3126 4563 46% 1438

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

В целом в регионе зафиксировано наличие высокого платежеспособного спроса на услуги связи, а также значительный нереализованный потенциал проникновения сотовой связи, что особенно касается областных городов второго уровня (города с населением от 50000 человек в Уральском регионе, и от 30000 человек на северных территориях — ХМАО, ЯНАО).

Уровень проникновения сотовой связи в Уральском макрорегионе

Уровень проникновения сотовой связи в Уральском макрорегионе

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Уровень проникновения сотовой связи на все население региона — 23% (в начале 2003 г. процент проникновения составлял 6%, в начале 2004 г. — 16%).

Уровень проникновения сотовой связи на 1 июня 2004 (по регионам)

Население региона Процент проникновения на население области Процент проникновения на городское население
Свердловская 27% 31%
Челябинская 28% 34%
Тюменская 20% 35%
ЯНАО 24% 29%
ХМАО 32% 35%
Удмуртия 13% 19%
Коми 15% 20%
Курганская 15% 27%
Пермская 24% 32%
Кировская 15% 21%
Весь Уральский макрорегион 23% 30%

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Расходы абонентов и характеристика абонентской базы

Среднее ARPU на различных территориях укрупненного Уральского региона колеблется в пределах $13-26. Среднее MOU колеблется в пределах 80-240 минут. Эти показатели выше в крупных городах (столицы отдельных областей и высокодоходные северные территории) Уральского макрорегиона (ARPU в пределах $15-29, MOU в пределах 100-250 минут), однако потенциал «средних абонентов» большинства крупных городов близок к исчерпанию, существенный резерв «средних абонентов» еще остается в городах второго уровня, на работу с которыми сейчас направлены основные маркетинговые усилия операторов; основная потенциальная база «легких абонентов» будет «вымыта» операторами (при нынешней агрессивной стратегии операторов) до середины 2005 г.

Характеристика абонентской базы

Абонентская база укрупненного Уральского региона на 1 июня 2004 г. составила 4.560.000 человек городского населения.

Динамика прироста абонентской базы в макрорегионе, тыс. чел.

Динамика прироста абонентской базы в макрорегионе, тыс. чел.

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Потенциальная абонентская база (по зафиксированным намерениям населения) до конца 2004 г. (реально-потенциальные абоненты) составляет около 1.320.00 человек. Условно — потенциальная абонентская база (намерены стать абонентами, но не определились по времени подключения) составляет около 900.000 человек.

В целом потенциал рынка укрупненного Уральского региона, в соответствии с заявленными намерениями жителей региона составит около 2.200.000 человек.

До конца 2004 г. в макрорегионе останется не более трети городского населения от 16-60 лет, не имеющего сотового телефона, основная абонентская база будет сосредоточена в столицах областей и округов и вторых городах региона, причем ожидается перераспределение сегментного веса столичных и областных городов в пользу последних.

В конце 2003 года совокупный потенциал рынка спроса (в соответствии с намерениями жителей региона на конец 2003 г.) измерялся цифрой 8% (намеренных стать абонентами до конца 2004 г.), и еще 6% рассматривали возможность стать абонентами при повышении уровня жизни (условно-потенциальные абоненты). В 2004 г. количество реально-потенциальных абонентов 15%, условно-потенциальных — 8%.

При сравнении данных 2003 и 2004 гг., очевидно, что в 2004 г. жители региона уже не планируют приобретение сотового телефона более, чем на квартал вперед (как правило, срок принятия решения еще меньше: когда приходит понимание стабильности выплачиваемой заработной платы, решение принимается за неделю — две).

Услуга «сотовая связь» в сегодняшних условиях переходит из категории товаров планового спроса в категорию товаров спонтанного спроса. Принимая во внимание изменение механизмов мотивации и покупательского поведения жителей региона, потенциал 2005 г. целесообразно учитывать как ресурс 2004 г.

  • Полученная тенденция возобновляемого потенциала рынка сохранится в течение всего 2004 г.
  • Зафиксирована тенденция переноса основного потока подключений на май-октябрь — во всех регионах зоны действия, в противовес тенденциям (подключения в осенне-зимний период), наблюдающимся в течение предыдущих лет.

Таким образом, потенциал рынка укрупненного Уральского региона до конца 2004 года, с учетом изменившегося покупательского поведения населения и анализа динамики подключений к операторам региона, составит около 3.500.000 человек. Фактически, за 2004 г. абонентская база региона может вырасти вдвое.

Абонентская база: структура и расходы абонентов

Структура абонентской базы

Процент прироста реальной абонентской базы за первое полугодие 2003 г. составил 81%, в целом за 2003 г. процент прироста составил 133%. Количество абонентов в 2003 г. увеличилось на 2 млн. человек.

Состав реальной абонентской базы укрупненного Уральского региона следующий:

  • легкие абоненты (до $10) — 35%
  • средние абоненты (от $10 до $20) — 38%
  • тяжелые абоненты (свыше $20) — 27%

В регионах состав абонентской базы в регионах по категориям абонентов отражен в диаграмме (см. ниже).

Состав абонентской базы в регионах по категориям абонентов, 2004 год

Состав абонентской базы в регионах по категориям абонентов, 2004 год

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Расходы абонентов на сотовую связь

Средние расходы абонента на сотовую связь в месяц в макрорегионе в начале 2004 года составляли около $20.

При этом минимальные средние расходы на сотовую связь наблюдаются в Республике Удмуртия ($13), максимальные в Ханты-Мансийском автономном округе ($26).

Средние расходы абонента на сотовую связь(ARPU) в 2004 г. ($ в месяц по регионам)

Средние расходы абонента на сотовую связь(ARPU) в 2004 г. ($ в месяц по регионам)

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Структура рынка и уровень миграции

Отток абонентов (уровень миграции)

В целом по Уральскому макрорегиону уровень миграции на 1 июня 2004 г. (с 1 июня 2003 г.) составил 24%.

Уровень миграции по операторам

МТС Мегафон Уралсвязьинформ (включая дочерние компании)1
22% 17% 28%

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Основная миграция в регионе идет между федеральными операторами (МТС — Мегафон) и крупными региональными игроками (дочерние компании «Уралсвязьинформ»: ПСС GSM (Пермь); ЮУСТ (Челябинск); «Ермак» (Тюменская область, включая ХМАО и ЯНАО); «Тюмень русском» (Тюменская область)).

В Свердловской области в процесс миграции включен оператор «МОТИВ» (ЕСС). На северных территориях региона (ХМАО, ЯНАО) основные потоки миграции идут между операторами «Ермак» (УСИ) и «Мегафон».

Структура рынка

Доли рынка операторов на рынке сотовой связи по числу абонентов в макрорегионе, (%)

Уральский регион доля рынка на 1 января 2004г. доля рынка на 1 июня 2004г.
МТС 32 38
МЕГАФОН 18 19
«ЮУСТ» 15 12
«Уралсвязьинформ „(Пермский GSM) 14 11
“Ермак RMS» 11 9
Мотив (ЕСС) 7 6
Билайн GSM 0 3
Другие 2 2

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Доли рынка операторов связи Уральского макрорегиона

Доли рынка операторов связи Уральского макрорегиона

Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru

Видно, что столичные операторы увеличивают свое присутствие в регионе за счет региональных операторов

«Маркетинг-Бюро»1


1Компания «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург) работает на рынке связи с 1999 года, член сетевого партнерства «РОМИР-мониторинг» с 2002 г.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS