Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Портрет потребителя

Портрет потребителя

Как показывают результаты исследования CNews Analytics, объем проблем, требующих привлечения ИТ-консультантов в российском бизнесе весьма велик.


Ключевые бизнес и ИТ-проблемы российских предприятий

Несовершенство технической базы, оргструктуры и организации рабочих мест, усиливающееся давление конкурентов и падение прибыли — вот те ключевые проблемы, которые в наибольшей степени тревожат многие российские предприятия. Помимо этого каждая четвертая компания, опрошенная нами, среди своих проблем, требующих решения, назвала снижение управляемости внутри компании и неясность стратегии развития.

Распространенность бизнес-проблем в российских организациях

Бизнес-проблемы %
Несовершенная техническая база 45,0
Несовершенство оргструктуры и организации рабочих мест 40,0
Падение прибыли 30,0
Усиливающееся давление конкурентов 30,0
Неясность стратегии развития 25,0
Снижение управляемости внутри компании 25,0
Потери заказов, клиентуры 20,0
Мошенничество персонала 5,0
Остановка деятельности компании 5,0
Не было бизнес-проблем 25,0

Источник: CNews Analytics

Если пристальнее всмотреться в список преград в бизнесе российских компаний, то видно, что из него можно выделить две крупные группы. Первая группа — это проблемы, которые можно охарактеризовать как рыночные: падение прибыли, снижение оборотов, потери заказов, усиливающееся давление конкурентов. Вторая группа — проблемы, так или иначе характеризующие внутреннее состояние компаний: несовершенная техническая база, оргструктура, неясность стратегии развития. Разумно предположить, что вторая группа порождает или, по крайней мере, заметно влияет на первую.

Распространенность ИТ-проблем в российских организациях

ИТ-проблемы %
Сбои серверов, нарушение удаленного доступа к сети 75,0
Повреждение данных 45,0
Неслаженная работа информационной системы 40,0
Сбои в информационной (бухгалтерской) системе 40,0
Низкая компьютерная грамотность персонала 40,0
Компьютерные вирусы 35,0
Недостаточные возможности корпоративной сети 30,0
Сбои телекоммуникационных и энергетических систем 25,0
Хакерские атаки 5,0
Похищение конфиденциальной информации 5,0
Не было проблем с информационной системой 5,0

Данная таблица дает возможность сопоставить наличие проблем в бизнесе с наличием проблем с информационными системами. Мы видим, что кроме хакерских атак и похищения конфиденциальной информации, остальные проблемы упоминались достаточно часто. Особенно часто упоминалась проблема — «сбой серверов, нарушение удаленного доступа к сети». Этот наиболее часто упоминаемый сбой носит достаточно систематический характер и встречается у большинства компаний, поэтому непосредственно связывать его с проблемами в бизнесе вряд ли стоит.

А вот 40% упоминаний неслаженной работы информационной системы говорят о том, что менеджмент компаний не обладает достаточно достоверной и оперативной информацией для принятия своевременных бизнес-решений, не всегда точно знает какие негативные процессы происходят в компании. Следовательно, руководство вполне может пропустить момент, когда начинается снижение клиентской базы, постепенная потеря рыночной доли и, как следствие, снижение оборотов и прибыли.

Также зафиксирован очень важный и часто упоминаемый фактор — низкая компьютерная грамотность персонала. Наличие и большая доля упоминаний этого фактора говорит о том, что используемые информационные системы, а также внедряемые новые решения не могут использоваться на полную мощность. Персонал не готов качественно исполнять свои обязанности просто в силу неумения обращаться с имеющимися на рабочем месте информационными ресурсами. Фактически это означает, что сотрудники компании не могут ни грамотно ввести в систему необходимые данные, ни грамотно выполнить запрос данных из базы. Следствием этого также становится недостоверность получаемой руководством информации, а также неадекватность поведения компании сложившимся на рынке условиям.

Среди опрашиваемых CNews Analytics компаний-заказчиков были как крупные, так и средние. Поэтому следующая таблица уточняет доли различных упоминаемых бизнес- и ИТ-проблем компаний различной величины.

Сопоставление бизнес- и ИТ-проблем для групп компаний различных размеров

Бизнес-проблемы Штат вашей компании составляет
Менее 100 человек От 100 до 1000 человек Свыше 1000 человек
Остановка деятельности компании 20% - -
Падение прибыли 40% 57% -
Снижение оборотов 20% 57% 25%
Потери заказов, клиентуры 40% 29% -
Усиливающееся давление конкурентов 40% 14% 38%
Снижение управляемости внутри компании 20% 14% 38%
Несовершенство оргструктуры и организации рабочих мест 20% 29% 63%
Мошенничество персонала - 14% -
Несовершенная техническая база 40% 43% 50%
Неясность стратегии развития 40% 29% 13%
Не было бизнес-проблем 40% 29% 13%

ИТ-проблемы Штат вашей компании составляет
Менее 100 человек От 100 до 1000 человек Свыше 1000 человек
Сбои телекоммуникационных и энергетических систем 20% 29% 25%
Сбои серверов, нарушение удаленного доступа к сети 80% 71% 75%
Недостаточные возможности корпоративной сети - 29% 50%
Неотлаженная работа информационной системы 60% 43% 25%
Сбои в информационной (бухгалтерской) системе 80% 29% 25%
Хакерские атаки - 14% -
Компьютерные вирусы 20% 29% 50%
Повреждение данных 60% 29% 50%
Похищение конфиденциальной информации 20% - -
Низкая компьютерная грамотность персонала - 57% 50%
Не было проблем с информационной системой - - 13%

Таким образом, остановка деятельности компаний имела место только у небольших фирм, мошенничество персонала — у средних. Несовершенство технической базы как важную проблему указали компании всех видов. Падение прибыли оказалось характерным для небольших и средних фирм. Наибольшим образом ощутили негативное влияние снижения оборотов средние фирмы. Потери заказов и клиентуры оказались характеры для небольших и средних фирмам (в наибольшей степени — для небольших). Усиливающееся давление конкурентов также сильнее всего испытали на себе небольшие и крупные фирмы.

Снижение управляемости имело место у всех трех групп фирм, но в наибольшей степени — у небольших и крупных. Снижение управляемости у крупных фирм может быть напрямую связано с несоответствием мощности информационной системы сложности управленческих задач. Однако опыт общения с руководителями небольших фирм показывает, что и для таких фирм зачастую характерно полное отсутствие информации и контроля за ситуацией в компании.

Несовершенство оргструктуры отметили все три группы компаний, но наиболее остро эта проблема стоит у крупных компаний. Это закономерно, так как, чем крупнее компания, чем шире штат, тем чувствительнее предприятие к нарушениям в оргструктуре и нехватке мощностей информационной системы.

Неясность стратегии развития в наибольшей степени характерна для небольших и средних фирм. Это, скорее, проблема нехватки инвестиционных средств. Любопытно, что представители 40% небольших компаний и 29% средних фирм сообщили, что не испытывали никаких бизнес-проблем. Таким образом видно, что большая часть сложностей характерна для каких-то отдельных групп фирм.

Несмотря на быстрый рост экономики страны, опрошенные CNews Analytics компании всех трех групп, сталкиваются со снижением оборотов, усиливающимся давлением конкурентов, со снижением управляемости, несовершенством оргструктуры, несовершенством технической базы и неясностью стратегии развития. Снова мы видим те же две группы проблем: рыночные и внутренние. Особенность в том, что внутренние проблемы часто упираются как раз в несовершенство информационной инфраструктуры и эти же внутренние проблемы порождают проблемы рыночные.

Если подобны же образом сопоставить ИТ-проблемы, то можно увидеть, что для всех трех групп компаний характерны следующие их проявления:

  • сбои телекоммуникационных и энергетических систем
  • сбои серверов
  • неслаженная работа информационной системы
  • сбои в информационной системе
  • компьютерные вирусы
  • повреждение данных.

Из выделенного списка проблем фундаментальной является неслаженная работа информационной системы. Остальные во многом порождены как раз этой фундаментальной проблемой. Таким образом, мы видим взаимосвязь общих для всех трех групп фирм бизнес-проблем с общей для всех трех групп фирм ИТ-проблемой. Это позволяет заключить, что компании потенциально заинтересованы предъявить спрос на услуги ИТ-аудита и все дело в наличии у них относительно свободных средств.

Потенциал спроса на услуги ИТ-консалтинга

Из опрошенных CNA предприятий, не заказывавших услуг ИТ-консалтинга, 87,5% имеют собственный ИТ-отдел. Следовательно, можно предположить, что руководство этих компаний рассчитывает на способность штатных ИТ-специалистов справиться с имеющимися информационными проблемами. Представленные ниже данные показывают, что это не совсем так: значительная доля респондентов указывает в качестве проблемы неслаженную работу информационной системы.

Спрос компаний на услуги аудита и консалтинга в ИТ

Заказывала ли компания услуги IT-аудита Кол-во компаний Из них:
имеют ИТ-отдел не имеют ИТ-отдела
N % N % N %
Нет 8 40 7 87.5 1 12.5
Да 12 60 7 58.3 5 41.7

Другой серьезной причиной отказа от услуг ИТ-аудита и консалтинга является недостаточность финансовых средств. И хотя мы зафиксировали рост спроса на услуги по формированию ИТ-концепции и системной интеграции, все же большинство отечественных компаний пока не обладает достаточными финансовыми ресурсами.

Третьей причиной является принципиальная позиция руководства многих компаний, полагающего, что от услуг ИТ-консультантов не будет большого прока. Мол, придут, посмотрят, дадут рекомендации и уйдут. Толку все равно не будет, а коммерческую информацию придется хотя бы частично, да раскрывать. Подобной логики придерживаются значительное число директоров, тем более она усиливается наличием на большинстве предприятий того, что действительно стоит скрывать. Таким образом, отсутствие необходимой открытости информации и повсеместное наличие «серых схем» в бизнесе является одним из факторов сдерживания роста спроса на ИТ-аудит и консалтинг.

Причины отказа от внешнего ИТ-консалтинга

Причины отказа от внешнего консультирования в сфере ИТ Кол-во компаний %
Услуги слишком дороги 6 31.6
Нет сложных информационных систем 2 10.5
Справляемся сами 6 31.6
Руководство против 3 15.8
Не устраивает качество услуг 1 5.3
Нет доверия к компаниям-аудиторам 2 10.5

Источник: CNews Analytics

Недоверие к консультантам испытывают 10,5 % компаний и, скорее всего, к ним следует добавить те 16% опрошенных, где «руководство против», следуя вышеописанной логике. 31% — те, кому не хватает денег и 31,6%, которые справляются сами.

Однако позитивным, с нашей точки зрения, моментом является то обстоятельство, что все же 60% опрошенных компаний прибегало к услугам аудиторов. Правда, почти 42% из них не имеют собственного ИТ-отдела. Это по большей части небольшие компании, которым выгоднее пригласить представителей внешней фирмы, нежели содержать собственный отдел. Но надо иметь в виду, что небольшие фирмы вряд ли будут заказывать такие комплексные услуги как системная интеграция. Скорее всего, спросом у них будут пользоваться какие-нибудь локальные услуги по отладке серверов, корпоративной сети и установке минимальных средств информационной безопасности.

Критерии выбора ИТ-консультанта

Проведенное исследование обнаруживает, что почти половина опрошенных компаний получала информацию о качестве услуг и добросовестности аудитов по неофициальным каналам, то есть из личных бесед. Это вполне закономерно и вероятнее всего доверие к неофициальным каналам будет только усиливаться, поскольку увеличение числа фирм-консультантов в ИТ, предлагающих свои услуги под одинаковыми названиями, но по разным ценам не позволяет внешнему пользователю быстро разобраться — с кем он предпочитает работать.

Тем не менее, 47% заказчиков ищет информацию об аудиторах через открытые источники, и роль интернета здесь заметно возрастает. Следовательно, в ближайшее время в связи с усилением конкуренции на рынке ИТ-услуг одной из важнейших проблем для консультантов станет формирование своего бренда.

Источники информации о фирмах-консультантах

Исследования рынка консультантов Кол-во компаний %
Интернет 4 21.1
СМИ 5 26.3
Неофициальные каналы 9 47.4

Источник: CNews Analytics

При выборе ИТ-консультанта более 50% заказчиков ориентируются на репутацию (а главной составляющей репутации как раз и является бренд) и на набор услуг. Это лишь подтверждает вывод о том, что в будущей конкурентной борьбе выиграют те фирмы-консультанты, которые смогут предоставить достаточно широкий набор услуг и смогут как можно быстрее наработать себе имя — в том числе и за счет PR-технологий.

Мотивация выбора фирмы-аудитора

Мотивация выбора фирмы-аудитора Кол-во компаний %
Стоимость пакета услуг 6 31.6
Набор услуг, входящих в пакет 11 57.9
Репутация фирмы 10 52.6
Предпочтение иностранным компаниям 1 5
Предпочтение отечественным компаниям 2 10.5

Источник: CNews Analytics

Тот факт, что 30% опрошенных фирм довольны качеством услуг, а 20% не вполне довольны, говорит о том, что на современном российском рынке ИТ-консалтинга присутствуют две группы фирм, первые — достаточно добросовестные, качественно оказывающие услуги консультирования, вторые — больше ориентированы на быстрое и легкое получение денег от клиента. Последние действуют по принципу «продать как можно больше» дорогих услуг, а затем «как-нибудь, что-нибудь сделаем и ладно». Следовательно, российский рынок находится в стадии выработки рыночных сигналов, на основании которых клиент мог бы отличать «хороших» аудиторов от «плохих». В выработке таких сигналов, прежде всего, заинтересованы добросовестные аудиторы, так как им в первую очередь выгодно отличаться от «плохих», в этом заключается их рыночная стратегия. Возможно «хорошие» фирмы пойдут по пути «дорого, но качественно».

Оценка качества услуг ИТ-консультантов

Уровень удовлетворенности Кол-во компаний %
Абсолютно доволен 6 30.0
Абсолютно не доволен 1 5.0
Не вполне доволен 4 20.0
Не приглашали 8 40.0

Источник: CNews Analytics

Карта возможностей

Как показывает исследование CNews Analytics, внутренних ИТ-отделов в основном не имеют сейчас региональные заказчики. Это, по всей видимости, связано с нехваткой средств у небольших региональных фирм на их содержание.

Региональное распределение заказчиков по наличию внутреннего ИТ-отдела

Имеется ли в компании ИТ-отдел Кол-во компаний Из них:
московских региональных
N % N % N %
Нет 6 30.0 0 0 6 100
Да 14 70.0 7 50 7 50

Бюджет ИТ-отдела включает следующие основные расходные статьи:

  • зарплата сотрудников отдела;
  • закупка и сервисное обслуживание оргтехники, комплектующих и сетевого оборудования;
  • закупка ПО (антивирусы, операционные системы, специализированные программы);
  • абонентская плата за интернет, системы удаленной связи с торговыми системами (ММВБ, МФБ, РТС), программы банк-клиент, информационно-правовые системы.

При этом бюджет ИТ-отдела является величиной плавающей и во многом зависящей от планов по расширению персонала организации, планов по увеличению серверных мощностей и бизнес стратегии компании (например, выходить или не выходить на новые торговые площадки). В каких-то случаях бюджет отдела приблизительно совпадает с совокупной годовой зарплатой сотрудников, в других, существенно ее превышает. Таким образом, величина бюджета может меняться из года в год.

Годовые бюджеты ИТ-отделов*

Годовой бюджет ИТ-отдела Кол-во компаний, % Из них:
московских, % региональных, %
до $10 тыс. 18.2 0.0 100.0
от $20 до $100 тыс. 45.5 40.0 60.0
от $ 500 тыс. до $1 млн. 36.3 100.0 0.0

* включая крупные предприятия и СМБ

Источник: CNews Analytics

Бюджеты ИТ-отделов резко различаются для средних и крупных предприятий, при этом большинство средних предприятий не имеют ИТ-отделов и пока экономят на данной статье расходов. По той же причине очевидны сильные различия между региональными и столичными предприятиями. Так, бюджет ИТ-отдела крупного регионального промышленного предприятия редко превышает $100 тыс.; примерно столько же составляет бюджет ИТ-отдела «среднего» московского завода. Различия между Москвой и регионами объясняется также существенными различиями в уровнях оплаты труда и численности штата ИТ-отделов. Если для среднестатистического крупного московского предприятия годовой фонд заработной платы специалистов ИТ-отдела составляет $250-300 тыс., то в регионах — лишь $5-10 тыс. Бюджеты на оплату труда ИТ-специалситов порядка $0,5-1 млн. характерны, главным образом, для крупных торговых сетей, имеющих представительства в Москве, крупных банков, а также предприятий сырьевых отраслей.

Для сравнения приведем диаграмму, показывающую нынешние и прогнозные значения бюджетов на услуги внешнего ИТ-консалтинга у компаний-заказчиков, принадлежащих к крупному, малому и среднему бизнесу.

Среднегодовой бюджет проекта по внешнему ИТ-консалтингу компаний

Среднегодовой бюджет проекта по внешнему ИТ-консалтингу компаний

Источник: CNews Analytics

Годовой бюджет проектов по ИТ-аудиту у крупных компаний-заказчиков, как видно из диаграммы, ниже, чем годовой фонд заработной платы внутренних ИТ-отделов. Но крупная компания вынуждена содержать также и собственный отдел, так как возникновение непредвиденных ситуаций в информационной системе при отсутствии специалистов, способных хоть как-то ее устранить, может иметь катастрофические последствия (например, остановку платежей банком). Более подробная информация об уровне оплаты труда сотрудников ИТ-отделов представлена в следующей таблице.

Оклады сотрудников ИТ-отделов

Среднемесячный оклад сотрудника ИТ-отдела Кол-во компаний Из них:
московских региональных
N % N % N %
до 200$ 6 50.0 0 0 6 100.0
от 200 до 500 $ 3 25.0 2 66.7 1 33.3
более 500$ 3 25.0 3 100.0 0 0.0

Месячный оклад сотрудников ИТ-отдела у половины заказчиков составляет менее $200 (в основном эти цифры называли региональные компании). В регионах России осталось большое количество специалистов высокой квалификации, потерявших работу вследствие распада военных производств, и готовых работать за небольшие деньги. Тем не менее, данные, полученные CNews Analytics, подтверждают, что при таких уровнях оплаты труда сотрудников обеспечить качественную работу информационных систем невозможно, просто из-за отсутствия достаточной мотивации.

Посмотрим, какие мероприятия проводились внутренними ИТ-отделами в 2003-2004 гг.

Мероприятия, проведенные ИТ-отделами в 2003–2004 гг.

Мероприятия, проведенные ИТ-отделомb 2003 г. 2004 г.
Кол-во компанийb % Кол-во компаний %
Анализ оргструктуры компании 5 25.0 7 35.0
Анализ бизнес-процессов в компании 3 15.0 4 20.0
Анализ соответствия информационной системы процессам 5 25.0 6 30.0
Подготовка к внедрению/внедрение новых систем/элементов 11 55.0 11 55.0
Улучшение документооборота 8 40.0 6 30.0
Анализ целесообразности внедрения 8 40.0 7 35.0
Проверка сети на предмет скорости доступа к данным 6 30.0 5 25.0
Проверка сети на предмет защиты от хакеров 9 45.0 8 40.0
Проверка сети на предмет защиты от вирусов 10 50.0 10 50.0
Внедрение IDS 1 5.0 1 5.0
Внедрение средств анализа защищенности 2 10.0 2 10.0
Внедрение SSO 0 0 0 0
Внедрение PKI 0 0 0 0
Техническое обеспечение рабочих мест 7 35.0 6 30.0
Разграничение прав доступа 7 35.0 8 40.0
Модернизация систем сигнализации и видеонаблюдения 3 15.0 3 15.0
Обучение персонала работе с новыми программами 1 5.0 1 5.0
Периодическое изменение паролей пользователей 1 5.0 1 5.0

По данным исследования CNA, отчетливо видно, что только одна из опрошенных фирм проводила внедрение IDS, и 2 фирмы проводили внедрение средств анализа защищенности. То есть серьезных мероприятий по обеспечению информационной безопасности практически не осуществлялось. Единственным таким мероприятием была проверка сети на предмет защиты от вирусов, то есть принимались только самые примитивные меры защиты. Более серьезными мерами были проверки сети на предмет защиты от хакеров — их проводили 45% — в 2003г. и 40% — в 2004 г. опрошенных компаний.

Еще 55% опрошенных компаний проводили подготовку к внедрению или внедрение новых элементов. Однако «внедрение новых элементов» может включать в себя как внедрение новых модулей информационной системы, что является довольно серьезным мероприятием, так и, например, установку не вполне совершенных программ собственного написания для решения каких-то локальных задач.

Данные свидетельствуют о том, что внутренние отделы часто самостоятельно проводят многие из мероприятий в сфере ИТ, которые могли бы заказывать у внешних консультантов. Однако, учитывая вышесказанное о годовых бюджетах и окладах сотрудников, а также помня об основной информационной проблеме — неслаженной работе системы, вполне вероятно, что эти мероприятия выполняются не вполне качественно.

Мероприятия, проведенные в рамках внешнего ИТ-консалтинга

Мероприятия, проведенные в рамках внешнего ИТ-аудита 2003 г. 2004 г.
Кол-во компаний % Кол-во компаний %
Анализ оргструктуры компании 6 30.0 6 30.0
Анализ бизнес-процессов в компании 8 40.0 7 35.0
Анализ соответствия информационной системы процессам 7 35.0 7 35.0
Подготовка к внедрению/внедрение новых систем/элементов 10 50.0 9 45.0
Улучшение документооборота 7 35.0 6 30.0
Анализ целесообразности внедрения 7 35.0 7 35.0
Проверка сети на предмет скорости доступа к данным 6 30.0 6 30.0
Проверка сети на предмет защиты от хакеров 3 15.0 4 20.0
Проверка сети на предмет защиты от вирусов 5 25.0 4 20.0
Внедрение IDS 1 5.0 2 10.0
Внедрение средств анализа защищенности 1 5.0 1 5.0
Внедрение SSO 0 0.0 0 0.0
Внедрение PKI 0 0.0 0 0.0
Техническое обеспечение рабочих мест 6 30.0 6 30.0
Разграничение прав доступа 6 30.0 6 30.0
Модернизация систем сигнализации и видеонаблюдения 1 5.0 0 0.0
Семинары по обучению использования нового ПО 1 5.0 0 0.0

Процентное соотношение востребованных услуг как у тех компаний, которые заказывали услуги внешнего аудита, так и у тех, которые не заказывали, примерно одинаковое. Те предприятия, которые предпочитают услуги внешних аудиторов, исходят из логики, что лучше сделать разовую проплату фирме, профессионально специализирующейся на ИТ, а потом платить по мере надобности за техобслуживание. Те компании, которые предпочитают решать аналогичные проблемы собственными средствами, исходят из логики, что лучше иметь свой, пусть не большой и не очень хороший, отдел, сотрудники которого хорошо представляют себе имеющиеся проблемы и могут быстро реагировать на возникновение непредвиденных ситуаций.

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS