Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

ИТ-консалтинг: места под солнцем хватит не всем

ИТ-консалтинг: места под солнцем хватит не всемРезультаты исследования, проведенного CNews Analytics показывают, что несмотря на увеличение сложности проектов ИТ-консультантам нужно приготовиться к заметному росту конкуренции. Устойчиво растущий рынок привлекателен для компаний самого разного профиля, многие из которых попытаются отвоевать свое место под солнцем.

В ходе исследования представителям ИТ-компаний было предложено дать свой прогноз развития рынка аудита и консалтинга в сфере ИТ на ближайшие 2–3 года, оценив четыре основных параметра рынка — объем, инвестиционную привлекательность, уровень конкуренции и норму рентабельности бизнеса. Результат сопоставления и обобщения полученных оценок приведен в таблице.

Прогноз развития российского рынка консалтинга в сфере ИТ на ближайшие 2–3 года

Параметр рынкаПрогнозируемая тенденцияДвижущие факторы
ОбъемРост оборотов на 30–40% в год
  • Большинство успешных компаний уже создали информационную инфраструктуру и теперь нуждаются в услугах по оценке ее эффективности и возможной оптимизации
  • Происходит усложнение информационных технологий, количество предлагаемых на рынке ИТ-продуктов растет, что создает потребность в независимой экспертизе по их выбору и применению
  • Ценность независимой экспертизы, в т.ч. и в сфере информационных технологий, возрастает также с усложнением современных бизнес-процессов и усилением конкуренции
  • Услуги по аудиту и консалтингу в сфере информационных технологий становятся все более доступными
  • Спрос на услуги в сфере информационных технологий, будет подогреваться сохранением высоких цен на нефть
  • При этом в течение ближайших 2–3 лет пойдет на спад «бум» в развитии российского рынка аудита и консалтинга в сфере информационных технологий; двоекратное-троекратное увеличение рынка уступит место стабильному росту в 30–40%
  • ИнвестицииРост инвестиционной привлекательности
  • Услуги по ИТ-консалтингу в настоящее время имеют высокие нормы рентабельности (40–50%), что является сильным мотивирующим фактором для инвесторов
  • «Бум», который переживает рынок аудита и консалтинга в сфере информационных технологий автоматически усиливает его инвестиционную привлекательность
  • КонкуренцияУжесточение конкуренции
  • Порог входа на рынок консалтинговых услуг в ИТ существенно ниже, чем в других сегментах рынка информационных технологий (производства и дистрибуции программного и аппаратного обеспечения, системной интеграции)
  • Маржа на рынке дистрибуции аппаратного и программного обеспечения падает, что заставит участников этого рынка осуществлять попытки выхода на рынок услуг
  • Компании, до сих пор специализировавшиеся на традиционном аудите и консалтинге будут развивать у себя соответствующие направления и в сфере информационных технологий
  • Иностранные ИТ-компании будут наращивать присутствие на российском рынке аудита и консалтинга в сфере информационных технологий
  • Рентабельность бизнесаРентабельность бизнеса сохранится или снизится, установившись на уровне 30–40%
  • Будет увеличиваться себестоимость работ по аудиту ИС ввиду значительного возрастания компетентности и требовательности заказчиков
  • Усложняются предлагаемые на рынке информационные технологии и продукты, что также приводит к повышению себестоимости работ
  • Цена на услуги по аудиту ИС будет снижаться из-за появления на этом рынке большого числа новых игроков и, как следствие, усиления конкуренции; в частности, иностранные ИТ-компании, наращивающие свое присутствие на российском рынке, могут осуществлять демпинг цен
  • Рост оборотов. Учитывая сохраняющийся высокий уровень цен на энергоносители и, как следствие, продолжающийся приток валютной выручки, можно прогнозировать постепенный рост платежеспособного спроса на услуги ИТ-консалтинга. Если до недавнего времени лишь крупные предприятия, преимущественно из сырьевых отраслей, могли себе позволить внедрение у себя современных ИС мирового уровня, то сегодня внедрением таких систем начинают интересоваться средние фирмы. Таким образом, будет наблюдаться рост спроса на услуги поставщиков нового программного обеспечения.

    В то же время фирмы, уже внедрившие современные ИС, либо находящиеся на очередной стадии внедрения1, нуждаются в постоянных консультациях специалистов-внедренцев. Обычно фирма, начавшая внедрять ИС, работает с предприятием в течение нескольких лет, пока длится внедрение, а затем осуществляет ее техническое обслуживание. Хотя встречаются также случаи, когда заказчик отказывается от услуг фирмы, которая начала внедрение и приглашает другого подрядчика. Из-за длительных сроков внедрения спрос на услуги ИТ-аудита и консалтинга не будет снижаться, а напротив, будет расти за счет притока на рынок средних фирм.

    Еще одним фактором роста спроса на услуги станет постепенный перевод бухучета на МСФО. Современные ИС изначально создавались под эти стандарты и лучше к ним адаптированы. Но переход на МСФО повысит спрос не только на услуги вендоров, но также и на услуги традиционных консультантов. Скорее всего, заказчики будут заказывать весь комплекс услуг в едином пакете, включающем опции ИТ, налоговой оптимизации, стратегического планирования и т.д. Дело в том, что составление бухгалтерской и налоговой отчетности во многом зависит от специфических настроек установленной ИС.

    Темпы роста спроса на услуги ИТ-аудита во многом будут зависеть также от третьего фактора — уровня конкуренции на других рынках. Если рост экономики приведет к росту конкуренции, то это приведет и к росту рисков в бизнесе. Рост бизнес-рисков в свою очередь приведет к тому, что внутренние ИТ-отделы все меньше будут справляться с решением задачи их снижения и потребуется привлечение фирм-аудиторов. Если же роста уровня конкуренции не будет, спрос на услуги вендоров и системных интеграторов будет расти очень медленно, а спрос на услуги ИТ-консалтинга будет в основном со стороны крупных предприятий, желающих выйти (или уже вышедших) на фондовые рынки.

    Перечисленные факторы роста спроса со стороны бизнеса на услуги как вендоров, системных интеграторов, так и традиционных аудиторов (предлагающих услуги ИТ-аудита в едином пакете) приведет, по оценкам CNews Analytics, к ежегодному росту оборотов на рынке ИТ-аудита и консалтинга на 30–40% в течение нескольких последующих лет.

    Рост инвестиционной привлекательности. Эта тенденция производная от первой. Рост спроса на услуги ИТ-консалтинга и оборотов на данном рынке означает сохранение высокой рентабельности вложений в бизнес компаний, работающих в данном сегменте. Рентабельность вложений либо сохранится на нынешнем уровне 30–40%. Возможен также значительный рост стоимости акций ИТ-консультантов на российском фондовом рынке, в случае, если некоторые из них все же рискнут провести IPO2.

    Рост себестоимости услуг. Появление новых продуктов и рост требовательности заказчиков приведет к росту себестоимости услуг ИТ-консультантов в целом, и вендоров и системных интеграторов в частности. Данная тенденция будет сдерживать рост рентабельности на рынке и приводить к разбросу в стоимости услуг. Следовательно, чем дальше, тем больше сравнительно низкая цена на услуги будет служить для заказчика рыночным сигналом низкого качества.

    Ужесточение конкуренции на рынке ИТ-консалтинга. Рост заказов на услуги ИТ-консалтинга со стороны средних фирм приведет к выходу на рынок новых игроков и расширению перечня услуг вендорами и системными интеграторами. Поскольку порог затрат для выхода на рынок аудита и консалтинга значительно ниже, чем для входа на рынки дистрибуции ПО и системной интеграции, приток новых фирм вызовет ужесточение конкуренции на первом этапе. На следующих этапах он может несколько снизиться, так как на рынке консалтинга в целом важна репутация аудитора (консультанта), а многие вновь пришедшие на рынок фирмы вряд ли смогут инвестировать в узнаваемость марки достаточные средства. По всей видимости, в результате появления в сегменте новых фирм сложится ситуация, когда есть очень большое число фирм, предлагающих услуги ИТ-консультирования, но разного качества и за разную цену. Из-за этого будет наблюдаться большой разброс цен у разных аудиторов на услуги с одним и тем же названием. Перед заказчиком встанет вопрос поиска оптимального, с точки зрения соотношения цены и качества, подрядчика.

    Владимир Карачаровский и Сергей Агабеков / CNews Analytics

    Александр Баринов: На российском рынке сейчас превалирует внедренческий консалтинг

    Александр БариновИнтервью CNews.ru дал Александр Баринов, консультант Market-Visio/Gartner.

    CNews.ru: Как вы оцениваете динамику развития российского сектора ИТ-консалтинга в контексте показателей мирового рынка в целом? Какие факторы определяют сейчас развитие этого направления бизнеса?

    Александр Баринов: Давайте сначала определим, что в терминах Gartner подразумевается под консалтингом. Это, прежде всего, услуги, которые нацелены на помощь компаниям в анализе и повышении эффективности их бизнес-операций и технологических стратегий. Консультационные услуги включают бизнес- и ИТ-консалтинг. Соответственно, консалтинговые услуги по Gartner — это услуги по оценке, измерениям, аудиту, выработке стратегии, обоснованию, выбору поставщиков решений, системных интеграторов и консультантов которые будут осуществлять внедрение, а также рекомендации по управлению и планированию. Непосредственно внедренческий консалтинг Gartner относит скорее к области разработки (Development Services), развертывания (Deployment Services) и интеграции (Integration Services).

    Российский рынок консалтинга быстро развивается. В отличие от западного рынка, где основные внедренческие проекты уже реализованы, мы пока находится только на середине этого пути. И сейчас крупные компании всерьез задумываются о своих ИТ-стратегиях, стратегиях поиска и обеспечении ресурсов, оценках проектов внедрения. Многие компании стремятся выйти на мировой рынок. Чтобы конкурировать в глобальном масштабе, им необходимы конкурентоспособные проекты и бизнес-процессы. Здесь немаловажно, чтобы затраты на проекты и операционную деятельность также были на мировом уровне.

    CNews.ru: Насколько, по вашим оценкам, различаются тенденции, доминирующие сейчас на российском и мировом рынках ИТ-услуг? Можно ли в этой связи говорить о феномене отставания отечественного сектора от западного тренда?

    Александр Баринов: В целом это отставание четко прослеживается. Сейчас российские компании, принимающие новые технологии в «общем» потоке, начинают активные действия по их внедрению — в то время как мировые компании оптимизируют свои бизнес- и ИТ-процессы, повышая их эффективность. Gartner Dataquest отмечает, что западные компании в настоящее время основное свое внимание уделяют такому виду ИТ-услуг, как аутсорсинг ИТ и бизнес-процессов, а также озабочены новыми правилами финансовой отчетности и другими ужесточениями со стороны регулирующих органов.

    Полный текст интервью

    Илья Прокимнов: Залогом успеха ИТ-консалтинга в России должно стать повышение профессионализма игроков

    Илья ПрокимновИнтервью CNews.ru дал Илья Прокимнов, вице-президент Columbus IT Partner Russia по бизнес-консалтингу.

    CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития российского рынка консалтинга в сфере ИТ? Как долго, на ваш взгляд, здесь могут сохраниться существующие темпы роста? Можно ли утверждать, что развитие этого бизнеса в мире и в России определяют одни и те же факторы?

    Илья Прокимнов: Динамика развития российского рынка консалтинга сейчас очень высока. Это напрямую связано с общим экономическим состояние страны. Наша экономика сейчас переживает серьезный рост, и все больше компаний от «кооперативного» типа управления переходят к общепринятым, классическим методам управления, которые невозможны без соответствующих информационных ресурсов. А значит, у компаний все чаще возникает потребность во внедрении ИС, реструктуризации и реорганизации управления бизнесом. Такие потребности напрямую сказываются на развитии рынка ИТ и управленческого консалтинга, который очень тесно связан с этим процессом.

    В ближайшие несколько лет нынешние темпы роста сохранятся — потенциал для роста наших компаний далеко не исчерпан, процесс укрупнения российского бизнеса будет продолжаться, а значит, рынок консалтинга будет развиваться так же бурно.

    В принципе, в основе этого развития — как на российском, так и на западном рынке — лежат одни и те же факторы. Но, разумеется, у нас есть и свои характерные особенности. В первую очередь, это достаточно своеобразная сегментация экономики. На Западе основу рынка составляют мелкие компании. У нас же стандартная пирамида деления по размеру бизнеса перевернута «с ног на голову» — небольших компаний совсем немного, а доминирующее положение в экономике занимают крупные корпорации. Это определенным образом влияет на развитие рынка вообще и рынка консалтинга в частности.

    Другая особенность заключается в том, что мы пока все еще отстаем от Запада по уровню развития экономики, и конкуренция на нашем рынке еще не достигла должного уровня. У нас пока что нецелесообразно заниматься дорогостоящими инновационными технологиями, в то время как можно путем простых договоренностей с кем-либо из властных структур увеличить свою прибыль в разы. Однако постепенно ситуация меняется. Мы все стремительнее движемся к честному высококонкурентному рынку, а это значит, что востребованность наших услуг будет только расти. На Западе этот этап давно пройден, все работают в очень конкурентной среде, где увеличение прибыли даже на долю процента — это огромное достижение, ради которого можно пойти на значительные инвестиции и усилия.

    CNews.ru: Какие тенденции, по вашим оценкам, доминируют сейчас на российском рынке ИТ-консалтинга? Насколько они отличаются от, скажем, европейских?

    Илья Прокимнов: Основной тенденцией я бы назвал то, что растет понимание роли технологий как средства управления компанией, а не просто средства учета. Такой переход в восприятии начался год-полтора назад и сейчас становится все более заметным. Раньше, приобретая ИС, компании интересовались в основном ее учетными функциями. ERP воспринимали просто как более или менее развитую систему учета, не совсем понимая ее роли в управлении операционной деятельностью компании. Теперь это понимание приходит. Все больше и больше наших предпринимателей осознают, что использование ИТ в управлении дает реальную отдачу и реальные преимущества в конкурентной борьбе. Сейчас все больший интерес проявляется к таким управляющим функциям системы как планирование запасов, управление производством, управление взаимоотношениями с клиентами.

    Вторая ключевая тенденция — рост доверия компаний к своим партнерам-консультантам. Люди все больше доверяют консультантам не только реализацию каких-то задач, но и их постановку. Во-первых, хорошо развивается рынок независимых консультантов, выполняющих роль посредника между заказчиком и «внедренцем» системы. Во-вторых, развиваются сами компании-поставщики ИТ-услуг. Наша компания — яркий тому пример. Мы перешли от роли просто «внедренца» системы под задачу, поставленную клиентом, к роли бизнес-консультанта. Теперь мы сами активно участвуем в постановке задач. Такая смена роли была обусловлена реальными потребностями рынка, и именно за таким подходом мы видим будущее рынка ИТ.

    Полный текст интервью


    1. Внедрение таких систем длится в среднем от 3-х до 7 лет и проходит несколько стадий. Как правило внедрение начинается с бухгалтерии, затем постепенно охватывает другие отделы. Много времени занимает ввод данных из старой системы во внедряемую.
    2. Аналогичные процессы наблюдались в течение длительного времени на американском фондовом рынке.

    Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS