Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Кому нужен ИТ-консалтинг в России?

Кому нужен ИТ-консалтинг в России?

Географическая и отраслевая карты ИТ-консалтинга почти один в один накладываются на карту благополучия российского бизнеса. Поле для развития компаний в данном секторе весьма стандартно. Хотя, как показало исследование CNews Analytics, и здесь есть некоторые отклонения.


Региональная структура рынка

Анализ распределения заказов на услуги ИТ-консультирования в региональном разрезе дает возможность оценить, за счет каких, московских или региональных компаний будет происходить прирост оборотов ИТ-консультантов. Если до недавнего времени внедрение новых информационных систем могли себе позволить только крупные комбинаты, входившие в известные финансово-промышленные группы, то сегодня спрос на эти услуги начинают предъявлять все большее число предприятий второго эшелона. При этом, если до недавнего времени внедрение новых систем происходило из-за необходимости составления бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО для допуска акций (депозитарных расписок) к фондовым рынкам, то сегодня все большее число директоров осознает необходимость внедрения таких систем с целью улучшения управляемости предприятием.

Региональная структура рынка консалтинга и аудита в ИТ, 2003-2004 гг. (в % от общего объема рынка)

Региональная структура рынка консалтинга и аудита в ИТ, 2003-2004 гг. (в % от общего объема рынка)

В Москве доля заказов на услуги ИТ-консалтинга в 2004 году по сравнению с 2003 годом несколько снижается, а в регионах, напротив, растет. В абсолютных показателях продажи услуг аудита и консалтинга в ИТ в Москве в 2004 году, по оценкам CNews Analytics, возрастут до $800 млн., (в 2003 г. этот показатель равнялся $340 млн.). Продажи услуг данного класса в других субъектах РФ вырастут со $195 млн. до $500 млн. Как было сказано выше, это отражает постепенный процесс выхода на рынок региональных предприятий-заказчиков, руководители которых приняли политическое решение повысить управляемость и информационное обеспечение своего бизнеса. Это, прежде всего те менеджеры, которые изначально, в период раздела собственности сделали ставку не на разворовывание, а на развитие доставшихся им в собственность производств. И хотя целей вывода акций на фондовый рынок этими предприятиями пока не ставится, зато ставятся долгосрочные стратегические задачи развития. Раньше оплатить дорогие услуги внедрения они не могли, направляя средства на поддержание работоспособности предприятия и обновление основного капитала. Сегодня, рост региональных заказов на внедрение говорит о том, что у все большего числа таких компаний появляются «свободные деньги» и этот процесс, вероятнее всего, будет только усиливаться.

Отраслевая структура потребления услуг ИТ-консалтинга

Отдельным направлением исследования стала отраслевая структура потребления услуг консалтинга в ИТ. На диаграмме ниже представлена динамика спроса на услуги консалтинга в ИТ со стороны компаний различных отраслей.

Отраслевая структура потребления услуг аудита и консалтинга в ИТ

Отраслевая структура потребления услуг аудита и консалтинга в ИТ

Источник: CNews Analytics

В обрабатывающей, добывающей промышленности и в банковском секторе отмечается наибольший спрос на услуги внедрения информационных систем. Что касается банковской сферы, то там главными стимулирующими факторами спроса являются требование перехода на МСФО и повышенные требования к информационной безопасности.

Высокие доли обрабатывающей и добывающей отраслей также вполне закономерны, так как, во-первых, эти отрасли вообще являются ведущими в российской экономике, во-вторых, многие предприятия здесь уже вышли или собираются выходить на фондовые рынки. В-третьих, именно эти отрасли обладают наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов, которые весьма пристально относятся к информационной инфраструктуре компаний. Это связано с тем, что отчеты, даже составленные в соответствии с МСФО могут не содержать полной и достоверной информации в случае несовершенства используемой компанией информационной системы.

Интересным результатом исследования CNA стал вывод о том, что лидером по объему заказываемых услуг аудита и консалтинга в ИТ является не добывающая, а именно обрабатывающая промышленность. На наш взгляд, это вполне закономерный процесс. Крупные сырьевые предприятия, оказались в России единственной отраслью экономики, которая успешно прошла период экономических преобразований начала 90-х гг. Эти компании составили первый эшелон отечественного бизнеса, у которого возникла необходимость полноценной интеграции в мировое экономическое пространство. Но выход на фондовые рынки требовал внедрения информационных систем, соответствующих международным стандартам. Таким образом, сырьевые компании первыми прошли этот процесс и сейчас он близок к насыщению. И наоборот, за последние годы все интенсивнее начинает развиваться второй эшелон — предприятия глубокой переработки.

Еще одно интересное наблюдение, которое можно получить из сравнения диаграмм, — это резкий рост доли услуг ИТ-консалтинга, приходящихся на предприятия связи. Телекоммуникационная отрасль в крупных городах в течение последних лет характеризовалась бурными темпами роста, что выражалась не только в увеличении доходов, но и в расширении перечня предоставляемых услуг (сотовые операторы, интернет-провайдеры, спутниковое телевидение и др.).

Расширение спектра услуг в свою очередь приводит к усложнению бухгалтерского и налогового учета, усложнению контроля за процессами внутри компании. Рост уровня конкуренции на рынке телекоммуникаций порождает новые риски для компаний. Кроме того, сложность предоставляемых сервисов повышает требования к информационной безопасности и защите сетей. Для обеспечения надежности бухгалтерского учета и высокой управляемости здесь необходимо создание современной информационной инфраструктуры. По нашему мнению, резкое увеличение доли телекоммуникационных компаний — это лишь начало бурного роста спроса на услуги в сфере ИТ-консалтинга. В дальнейшем вполне вероятно, что доли добывающей и обрабатывающей промышленностей в расходах на ИТ-консалтинг сократятся за счет продолжающегося роста доли телекоммуникационной отрасли.

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Сергей Брускин: Любой консалтинговый проект является, в первую очередь, проектом самого заказчика

Сергей БрускинОб особенностях управления консалтинговыми проектами, о наиболее существенных факторах риска в процессе их реализации, о роли консалтинга в реализации задач HR-департамента в интервью CNews.ru рассказывают заместитель генерального директора по консалтингу и директор по HR-консалтингу «Аддити», консалтингового подразделения АйТи, Сергей Брускин и Ирина Домбровская.

CNews.ru: Как компания «АйТи» трактует понятие консалтинга? По поводу терминологии споры ведутся не первый год…

Сергей Брускин: Часто бывает, что даже люди, работающие на одном рынке, по-разному трактуют одни и те же термины. Вокруг понятия «консалтинг» вообще много спекуляций. Консалтингом называют и разработку рекомендаций по настройке серверов и прокладке кабеля, и разработку бизнес-стратегии предприятия и связанной с ней стратегии информационного развития, услуги по внедрению информационных систем тоже называют консалтинговыми. В ряде отраслей эти полярные взгляды уживаются рядом.

Восприятие понятия «консалтинг» меняется и со временем — как для рынка в целом, так и для каждого конкретного предприятия. Потребности в услугах информационного и управленческого консалтинга возникают по мере развития компании: появление новых направлений деятельности, дочерних структур, усложнение организационной структуры, необходимость изменения качественного уровня управления. В этих случаях помощь консультантов нужна для построения оптимальных для данной организации внутренних процессов, которые потом, при необходимости, можно автоматизировать с помощью консультантов по внедрению информационных систем.


Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS