SoftKey

 

Обозрение подготовлено при поддержке AK-cent

Рынки компьютеров и мониторов

Рынки компьютеров и мониторов 
Содержание:

Комплектующие
Мониторы

Несмотря на появившиеся опасения о возможном замедлении темпов роста рынка компьютеров и мониторов в России, продажи в данном сегменте продолжают увеличиваться весьма стремительно.

 
Общий объем крупнейшего сегмента рынка компьютерного оборудования — непосредственно компьютеров, по данным ITResearch, в 2002 г. оценивается примерно в 2,949 млн. шт., что в денежном выражении соответствует 1865,5 млн. долл. За первый

квартал 2003 года общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel) оценивается экспертами примерно в 755 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует 454 млн. долл.

До 92% продаж компьютеров в натуральном выражении по итогам 2002 года приходится на настольные ПК, почти 6% — на ноутбуки и порядка 2% рынка — это серверы на платформе Intel. По сравнению с 2001 г. объем продаж ПК вырос почти на 16%. В сегменте серверов рост составил 28,6%, а ноутбуков было продано на 58% больше, чем годом ранее.

Доля продаж ноутбуков продолжила увеличиваться и в первом квартале 2003 года и достигла уже 7%, на настольные компьютеры пришлось 91% продаж компьютеров в натуральном выражении, доля серверов осталась неизменной — 2%. По сравнению с первым кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 17,1%. На рынке серверов рост составил 29,3%, а ноутбуков было продано на 42,5% больше, чем в первом квартале 2002.

Структура рынка компьютеров в натуральном выражении, 1 кв. 2003

Структура рынка компьютеров в натуральном выражении, 1 кв. 2003

Источник: ITResearch

Уже традиционным лидером продаж ПК по итогам 2002 г. является компания «Формоза». Не исключено, что в следующем году «Формозу» может обойти «Аквариус», демонстрирующий высокие темпы роста и активность на рынке ценных бумаг. За двумя лидерами на рынке компьютеров следуют еще три компании, имеющие значительные доли рынка. Это «Крафтвей», «Эксимер-ДМ» и K-Systems (это и дальнейшие перечисления никак не ранжируются). Между тем, российский рынок ПК до сих пор характеризуется низким уровнем концентрации: реальным лидером рынка является армия региональных компаний, собирающих от нескольких сотен до нескольких тысяч компьютеров в год. Доля таких компаний на российском рынке составляет, по разным оценкам, от 50 до 60%. При этом, 5 крупнейших российских производителей занимают пока только 22,5% рынка настольных компьютеров.

В сегменте серверов с большим отрывом лидирует Hewlett-Packard, во многом благодаря серверам Compaq. Неплохие показатели у IBM, «Аквариуса», «Крафтвея». Суммарный показатель указанных компаний — 52,4% продаж в натуральном выражении.

В сегменте ноутбуков фаворитом остается компания Rover Computers. Ненамного отстали Asustek, Hewlett-Packard, IBM и Toshiba. ITResearch оценивает их суммарную долю в 72,3% от всех продаж ноутбуков в стране.

Комплектующие

Рынок комплектующих — наиболее сложный для оценки сегмент компьютерного рынка в России. В 2002 году в Россию было импортировано комплектующих на сумму от 1,2 до 1,6 млрд. долл. При этом, большая их часть представляла собой комплект для сборки компьютера, которым воспользовались многочисленные отечественные производители. Из всех импортированных комплектующих до розницы дошло товара на сумму примерно 500 млн. долл., причем и из этих товаров значительная часть пошла на сборку компьютеров, уже «на коленке». Лишь комплектующие примерно на 300—350 млн. долл. послужили для замены сломанных и устаревших деталей.

Мониторы

ITResearch оценила общий объем продаж мониторов по итогам 2002 года в 3,1 млн. шт., что превысило показатели 2001 г. на 24%. В прошлом году ЖК-мониторы наконец стали массовым товаром, их агрессивное продвижение привело к значительному снижению цен. Тем не менее, рынок в денежном выражении вырос на 20% по сравнению с 2001 годом и составил 783 млн. долл.

Структура рынка мониторов в натуральном выражении, 2002 г.

Структура рынка мониторов в натуральном выражении, 2002 г.

Источник: ITResearch

В 2002 году продолжалось уменьшение доли 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, продажи которых по результатам года составили всего 26,5% рынка. В результате доминирующим сегментом стали 17-дюймовые мониторы, чья доля достигла почти 57%. Однако основной тенденцией прошлого года был взрывоподобный рост продаж ЖК-мониторов, их объем за год более чем утроился, а доля в штучном выражении составила около 14%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюймовых ЭЛТ-мониторов не увеличились. Напротив, их доля продолжала уменьшаться, и они окончательно превратились в нишевый товар.

На российском рынке мониторов в 2002 г. уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третье место по итогам года вышел российский брэнд RoverScan. Вместе с тем, если учитывать продажи всей компании NMDE (марки NEC и Mitsubishi), то именно она оказывается в тройке лидеров.

Быстрый рост продаж мониторов продолжился и в первом квартале 2003 года. Общий объем мониторов, реализованных на свободном рынке в первом квартале текущего года, составил около 986 тыс. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 45%. Справедливости ради, как отмечают эксперты ITResearch, стоит упомянуть, что I квартал 2002 г. был довольно неудачным для многих поставщиков из-за проблем с таможней. Примечательно, что результаты продаж ЖК-мониторов превзошли все, даже самые оптимистичные ожидания. В итоге доля рынка мониторов, изготовленных по данной технологии, превысила 24%.

Стоит отметить, что в структуре продаж ЖК-дисплеев наблюдается планомерный рост доли 17-дюймовых устройств, которые, по всей видимости, вскоре окончательно станут массовым товаром. Такая ситуация объясняется видимо тем, что продолжавшаяся эрозия цен на ЖК-мониторы, а также привыкание потребителей к этой технологии привели к резкому росту рынка «замены». По некоторым оценкам, больше половины ЖК-мониторов покупается взамен не престижных 14- и 15-дюймовых ЭЛТ-аппаратов. На российском рынке мониторов продолжает уверенно лидировать компания Samsung. За ней следует LG, а на третьем месте находится бренд NEC компании NMDE.

Александр Чачава


Вернуться на главную страницу обозрения

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS