SoftKey

 

Обозрение подготовлено при поддержке AK-cent

Дистрибуция в разрезе

 
Содержание:

  • В чем VAD
  • Покидая ниши

    Кажется, ответ на вопрос о том, в чем состоит ценность дистрибуции для рынка, каналов, всей инфраструктуры ИТ-индустрии, дан давно. И ответ предельно ясный. Дистрибьюторы насыщают рынок товарами, отслеживают конъюнктуру, оптимизируют логистические схемы, демпфируют внешние по отношению к следующим звеньям — реселлерам и потребителям — риски, принимая их на себя и, наконец, служат главной опорой для вендоров. Считается, что «классическими услугами», которые дистрибьютор вносит в канал являются «логистика» и «склад». Или как говорят руководители некоторых компаний: «Наше дело — больше возить, дальше кидать», «работать в качестве насоса, перекачивая как можно большее количество средств». В действительности же почти все крупные оптовики на российском ИТ-рынке считают, что полностью соответствуют образу VAD, value-added distributor.

    В чем VAD

    Queentel
    Существует традиция, согласно которой под VAD подразумевают дистрибьюторов, действующих прежде всего на рынке проектов. Однако реалии российского рынка таковы, что более правильным можно считать другое определение, согласно которому VAD — это скорее качественное понятие. А главное отличие дистрибьютора, создающего добавленную стоимость, от дистрибьютора «обычного»- активные и постоянные попытки «развивать рынок».

    Собственно говоря, именно специализация дистрибьюторской компании чаще всего и оценивается как соответствие традиции VAD. Компания «Марвел» традиционно позиционировалась как «дистрибьютор для сборщиков (сюда помимо комплектующих относится также и периферийное оборудование — мониторы, принтеры, ИБП) и интеграторов». «Ландата» и OCS считают себя проектными дистрибьюторами (хотя возможно в связи с официальным объединением компаний в рамках единого холдинга НКК компании начнут «перепрофилироваться»). В составе таких дистрибьюторских компаний существует проектный отдел, набирается штат опытных сертифицированных специалистов, причем задача этого отдела — работа с партнером уже на стадии составления проекта. По этому же пути идет компания Verysell Distribution, считающая себя «дистрибьютором для системных интеграторов».

    Другая схема, которой так же следуют довольно большое число дистрибьюторских компаний, состоит в том, чтобы концентрировать усилия на продвижении небольшого числа брэндов. Здесь также возможны варианты. Например, MAS Elektronik AG использует интересную для российского рынка схему: подписав с компанией партнерское соглашение, ключевые вендоры получают право на приобретение ее акций.

     
    Анализ показывает, что на российском рынке действует значительное количество VAD: практически все крупные дистрибьюторские компании за исключением «классических широкопрофильных», поставляющих продукцию «сотен производителей». Таких предприятий на рынке после длительных поисков оказывается не так уж много — LC Group, «Дилайн», RSI. Однако радоваться рано. По крайней мере, дистрибьюторы с широким профилем вовсе не желают отставать от общего единодушного стремления к VAD.

    В RSI утверждают, что «работа с дилерами строится по схеме VAD, т. е. кроме обычного набора — наличия ходового товара на складе, информационной поддержки, доставки в любую точку СНГ, авторизации у производителя, компания предоставляет дополнительные услуги. Наиболее важной из них является гибкая схема взаиморасчетов, например, в качестве оплаты могут приниматься ликвидные векселя. Другая важная дополнительная услуга — поддержка дилеров в работе с корпоративными клиентами».

    В других компаниях подчеркивают, что их добавленная ценность заключается в том, что они могут предложить клиентам «широкий ассортимент, единый закупочный центр для реселлеров, гибкие финансовые программы, конкурентоспособные цены, доставка, гибкий график, быстрый поиск, контроль за выполнением заказа» . Вроде бы это практически манифест широкопрофильной дистрибуции.

    Таким образом, коротко список «дополнительных услуг», которые дистрибьюторы предлагают своим партнерам, выглядит следующим образом. Во-первых это различные финансовые сервисы. Во-вторых, как ни странно, различные варианты электронной коммерции. Кроме того, либо «в пику» электронному бизнесу, либо как его продолжение, многие компании культивируют «персонификацию каждой конкретной сделки». В результате, довольно значительная часть дилеров даже в случае присутствия на рынке тех же товаров по более низким ценам, зачастую предпочитает приобретать их пусть и дороже, но — у «человеколюбивого» дистрибьютора. Разница получается примерно такая же, как между сетью «Макдональдс», действующей по принципам массового обслуживания, и рестораном «семейного типа», где большие траты компенсируются «душевной атмосферой». Однако можно утверждать, что этот подход является полноправной «дополнительной услугой», которая приносит компании прибыль.

    Глеб Мишин 
    Глеб Мишин: VAD имеют гораздо больше шансов выжить, чем «классические» дистрибуторы
    Между тем, не все вендоры однозначно оценивают стремление дистрибьюторов расширять направление собственных услуг: «С моей точки зрения возникновение так называемых VAD — это посягательство дистрибуторов на статус-кво системных интеграторов независимо от наличия у системного интегратора прямого контракта с производителем, — считает Глеб Мишин, генеральный менеджер Acer в России. — В конечном итоге это приводит к элементарному перераспределению прибыли между участниками рынка. Согласен, что такое положение вещей возможно лишь при наличии определенной „ниши“ со специфическими условиями для VAD, однако, весь российский ИТ-рынок является своеобразной нишей, изолированной от внешнего мира, и конкуренции со стороны зарубежных компаний (даже Dell в России вынужден отказаться от модели прямых продаж). Однако изоляция не может длиться вечно и, конечно, так называемые VAD имеют гораздо больше шансов выжить, чем „классические“ дистрибуторы в борьбе с интернациональными монстрами».

    Покидая ниши

    При всей экзотике, уже вскрывшейся в практике добавления стоимости российскими дистрибьюторами, они, разумеется, самым активным образом применяют такой широко распространенный инструмент, как формирование и предложение на рынке функционально законченных комплектов, «бандлов». Сотни дилеров, относимых к категории VAR, а также крупных региональных системных интеграторов постоянно сталкиваются с совершенно стандартными, типовыми запросами клиентов. Понятно, что чаще всего нет смысла специально разрабатывать архитектуру, например, типичной локальной сети на 20 — 50 рабочих мест. Конечно, региональная компания, в общем смысле — дилер, в состоянии сформировать свой собственный комплект и тиражировать такое решение. Но, возможно, проще и дешевле воспользоваться услугами дистрибьютора, сертифицированные специалисты которого уже сформировали базовые строительные блоки, которые при минимальной аккуратности дадут после сборки нужный результат.

    Такого рода сервисы во всем мире составляют чуть ли не основу всей теории и практики VAD в целом, да и в России начинают пользоваться все большей популярностью. Дистрибьютор по сути создает законченное, оттестированное и одобренное вендорами решение и готов его поставлять всем желающим. Дилер же может себе позволить довериться опыту поставщика. Результат: дистрибьютор активизирует продажи за счет появления такого рода услуг, дилер — платит за них, получая экономию на стыковке порой незнакомого оборудования, для работы с которым нужно вдобавок обучить специалистов. Хотя все это для дистрибьютора — прежде всего инвестиции. Так, лишь на закупку демонстрационного оборудования, позволяющего смоделировать действующее решение IP-телефонии от Cisco, OCS потратила около 50 000 долларов…

    Наиболее эффективным такого рода подход оказывается прежде всего на быстро развивающихся рынках или вокруг новых технологий. Великолепный пример — сектор решений в области хранения данных, привлекающий внимание таких монстров, как Cisco, Dell, Hitachi, HP, IBM, Sun. Перспективы здесь огромны, маржа зашкаливает в самые радужные области, однако со стандартизацией пока масса вопросов. Не говоря уже о том, что квалифицированных специалистов в области систем хранения еще придется поискать.

    Понятно, что чем «тяжелее» товар, тем больше возможностей у дистрибьюторов выстроить вокруг него систему дополнительных услуг. Скажем, приобретение сервера Sun порождает массу вопросов: кто будет его обслуживать, как организовать специальное охраняемое помещение, оснащенное системой пожарной сигнализации, вентиляцией, ИБП и имеющее специальный температурный режим? Все это может сдерживать клиента при принятии решения о покупке, в то время как реализация дистрибьютором надежных сервисов позволяет больше зарабатывать не только ему (как минимум, благодаря росту продаж), но и дилерам.

    Вообще говоря, набор сервисов, предоставляемых российскими дистрибьюторами, причисляющими себя к семье VAD, оказывается весьма внушительным. Это могут быть посреднические услуги (между заказчиком и дилером — системным интегратором), техническая поддержка, консультации и экспертиза, упомянутые уже гибкие финансовые схемы.

    Интересно, что порой компании, во всеуслышание заявляющие о том, что собираются оказывать только «традиционные для дистрибьютора услуги» и быть «лидером по цене», через какое-то время меняют свою стратегию. Характерным примером может служить компания «АВА Дистрибуция» (входит в группу компаний «АйТи» позиционируется на рынке как нишевый дистрибьютор сетевого оборудования). В момент образования руководство «АВА», ссылаясь на собственные исследования, подчеркивало, что компания будет оказывать исключительно традиционные сервисы, характерные для дистрибьютора, и не будет позиционироваться как VAD. Возможно потому, что на тот момент собрать привлекательный для большинства дилеров портфель услуг не удалось. Теперь же руководство компании заявляет, что ей удалось реализовать «стратегию лидерства по цене» и «АВА» одновременно будет предлагать партнерам новые услуги и намерена существенно увеличить давление на конечных пользователей«(читайте интервью с представителем «АВА»).

    Наталья Басина,
    специально для CNews.ru


    Вернуться на главную страницу обозрения

  • Версия для печати

    Опубликовано в 2003 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS