Обозрение "Рынок СЭД в России 2007" подготовлено
CNewsAnalytics

Многоликий пользователь СЭД

Многоликий пользователь СЭДЗарубежные и отечественные ИТ–компании в настоящее время проводят активную политику продвижения на российский рынок систем электронного документооборота (СЭД) нового поколения: многофункциональных, гибких и надежных. При этом сегодняшний уровень конкуренции требует не только снижения издержек, но и качественных изменений в характере стратегии продвижения продуктов.

Внедрение и использование СЭД на российском рынке имеет ряд существенных особенностей, здесь чрезвычайно важно адекватно оценить целевую аудиторию и понять: кто он — современный пользователь и заказчик СЭД? Насколько он заинтересован в новом поколении продуктов, и каковы стереотипы его восприятия?

Портрет потребителя

По данным CNews Analytics, численность предприятий в России, в которых установлена система электронного документооборота, на 2006 год составила 11000 — 12400. Доля компаний, использующих СЭД, среди всех российских предприятий и организаций, составляет менее 1%.

Основными потребителями СЭД являются крупные предприятия и организации. По результатам исследования CNews Analytics, на предприятия с численностью более 500 человек приходится почти половина всех внедрений, осуществленных на рынке.

Структура пользователей СЭД по величине предприятия

Источник: расчеты CNews Analytics (по данным опроса)

Характерна тенденция роста числа пользователей СЭД среди предприятий малого бизнеса, однако темп прироста таких пользователей не превышает 10%.

Основной спрос на системы электронного документооборота сосредоточен в Центральном федеральном округе. В Москве, Московской области и остальных регионах Центрального округа сконцентрировано около 50% рынка СЭД. Именно в этих регионах находится подавляющее большинство предприятий, использующих системы электронного документооборота.

На втором месте по количеству предприятий, автоматизировавших документооборот, находятся Сибирский и Уральский федеральные округа, в которых представлено 16% и 11% предприятий, соответственно.

Cреди предприятий и организаций — пользователей СЭД большинство — государственные и муниципальные. Почти 20% компаний, использующих СЭД, являются предприятиями топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Производственные компании составляют 14% пользователей. Доля торговых предприятий и компаний, предоставляющих услуги, не превышает 15% в общей структуре пользователей.

Отраслевая структура спроса

Источник: расчеты CNews Analytics (по данным опроса)

Пользователями СЭД являются предприятия различных отраслей экономики, численности и географического расположения.

Эволюция российского потребителя

По мнению экспертов, российский рынок систем электронного документооборота до сих пор является не насыщенным — менеджмент большей части предприятий только начинает осознавать преимущества внедрения СЭД. Взгляд на автоматизацию документооборота как инструмента снижения рисков и конкурентного преимущества на рынке только начинает формироваться. Постепенно приходит понимание того, что СЭД — система, позволяющая объединить организацию в единое информационное пространство.

Активно проявляются  в нише СЭД и некоторые тенденции, характерные для развития рынка ИТ в целом.

Тенденции на российском рынке СЭД

Продукт / Услуги

Потребители

  • Расширение функциональности систем
  • Интегрированные решения
  • Рост спроса на вертикальные решения
  • Рост спроса в SME
  • Рост инвестиций в ИТ инфраструктуру
  • Возрастающая требовательность

Производители / Поставщики

Общерыночные тенденции

  • Расширение продуктовой линейки
  • Предложение специализированных услуг
  • Стремление закрепления позиций в рыночной нише
  • Типовые решения
  • Реализация комплексных долгосрочных проектов
  • Изменение покупательских предпочтений
  • Внимание системам качества и BPM (Business Process Management)

Источник: CNews Analytics

Современные российские потребители СЭД демонстрируют высокую степень понимания:

  • потребности и сути ECM (Enterprise Content Management), как средства повышающего эффективность бизнес-процессов и выступающего в качестве конкурентного преимущества;
  • важности концепции BPM (Business Process Management);
  • потребности в системах корпоративного уровня.

При этом конечные пользователи не всегда четко и ясно осознают, что они получают в результате процесса автоматизации. Поэтому стратегия компаний — внедренцев должна быть направлена на установление долгосрочных отношений с заказчиком, должны быть проработаны возможности гибкого реагирования на внешние и внутренние факторы, чрезвычайно важно глубоко понимать бизнес-стратегию организации в целом и роль ИТ в структуре предприятия.

Потребности пользователей

Потребность российских предприятий и организаций в оптимизации и автоматизации своего документооборота, в повышении эффективности коллективной работы продолжает расти. В ряде отраслей постоянно повышается спрос на современные технологические решения. При этом часто высокая функциональность сложных решений в области СЭД остается невостребованной потребителями. На обычном предприятии бывает достаточно недорогой, базовой функциональности системы управления документами.

В настоящее время, по результатам исследований CNews Analytics растет спрос на ECM системы на крупных предприятиях — для них актуальна проблема создания единой информационной среды предприятия, интеграции систем с другими приложениями.

Отмечается также и рост спроса на СЭД на предприятиях малого и среднего бизнеса. Малые компании тяготеют в сторону систем, автоматизирующих отдельные функции предприятия, и по причине невысоких ИТ бюджетов, компании такого рода будут отдавать предпочтение недорогим решениям.

Эффективность проектов по внедрению СЭД часто зависит в первую очередь от того, насколько серьезно к ним относятся руководители разных уровней и рядовые сотрудники. В связи с этим возрастает значение бизнес–стратегии предприятия, так и корпоративной культуры. Преодоление этих трудностей — вопрос времени: уровень российского менеджмента растет, достаточно стабильная ситуация в экономике страны открывает возможности планирования долгосрочных стратегий развития компаний.

В целом можно сказать, что ключевыми факторами успеха компаний — разработчиков СЭД в будущем станут адекватное реагирование на быстрые изменения рыночной ситуации, отраслевая специализация, интеграция и постепенный переход к новейшим технологиям.

Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS