Обозрение "Рынок СЭД в России 2007" подготовлено
CNewsAnalytics

Что движет мировым рынком СЭД?

Что движет мировым рынком СЭД?Активизация роста мирового рынка СЭД обусловлена быстрым развитием смежных рынков, конвергенцией технологических решений, а также специфическим характером спроса на системы электронного документооборота.

Согласно терминологии Gartner, управление электронным документооборотом компании является составной частью управления корпоративным контентом (ECM), и обозначает управление информационными потоками, основой которых являются бумажные документы и данные, содержащиеся в них. Активизация роста мирового рынка систем электронного документооборота во многом обусловлена возникновением нового витка роста рынка ECM-систем.

По подсчетам Forrester Research, если в 2008 году объем рынка систем управления корпоративным контентом составит $3,9 млрд., то мировой объем рынка СЭД значительно ниже — в 2006 году он составил $1,1 млрд., эксперты прогнозируют, что в 2008 году он достигнет уровня $1,2 млрд., что составляет около трети объема рынка ECM-систем.

Развитие рынка СЭД — следствие развития «смежных» рынков

Базовые тенденции рынка систем управления корпоративным контентом в 2006 году являлись определяющими и для рынка систем электронного документооборота. Существенное влияние на рынок СЭД оказывают и тенденции на «смежных» рынках, таких как рынки BI и систем управления бизнес-процессами компаний, а также рынков ERP, CRM и систем управления цепочками поставок (SCM).

Постепенная конвергенция решений, появление кросс-платформенных решений развитие технологий и наращивание функциональности систем являются факторами, имеющими наибольшее значение для развития мирового рынка систем электронного документооборота.

Владимир Андреев, директор компании DocsVision, в качестве важного фактора, во многом стимулирующего расширение «географии» СЭД, называет насыщение традиционных и возникновение новых потребностей в системах управления электронным документооборотом предприятий. Это означает не только развитие технологической составляющей систем, но и смену маркетинговых стратегий производителей, расширение каналов распространения, а также — что немаловажно — расширение целевой аудитории систем электронного документооборота за счет присоединения сегментов, традиционно не являющихся потребителями СЭД. Значимой тенденцией является и быстрое развитие рынка вторичных решений на базе готовых платформ, что, по сути, представляет собой одну из форм реакции рынка на происходящие изменения.

Аналитики Forrester считают, что наибольшее влияние на развитие мирового рынка систем электронного документооборота оказывает развитие рынка систем управления корпоративным контентом, а также рынка систем автоматизации бизнес-процессов и BI-систем.

Фактор влияния: рынок систем управления корпоративным контентом (ECM)

По прогнозам агентства Forrester, мировой рынок систем управления корпоративным контентом будет расти более высокими темпами по сравнению с другими сегментами рынка программных продуктов. Среди основных причин высоких темпов роста выделяются следующие:

Новые факторы спроса на ECM-системы.

Специалисты ведущих аналитических агентств IDC, Gartner, Forrester считают развитие ECM-систем одним из приоритетных направлений на рынке корпоративных информационных систем. По их прогнозам, пик интереса к системам управления корпоративным контентом придется на 2007 год. Это связано как с планами компаний по приобретению ECM-систем, так и с необходимостью обновления лицензий и выходом новых, более функциональных версий уже существующих систем. По данным опроса, проведенного Forrester среди ИТ-менеджеров американских компаний, более половины респондентов в числе наиболее приоритетных направлений ИТ-стратегий в 2007 году назвали ECM-системы. Немецкий портал CIO.de приводит данные, согласно которым 9 из 10 европейских компаний на текущий момент констатируют высокие издержки управления документооборотом и в ближайшее время планируют реинжиниринг бизнес-процессов, равно как и перестановки в организационной системе. Все это позволяет прогнозировать развитие в ближайшей перспективе нового витка спроса на системы управления корпоративным контентом.

Рост сегментов рынка.

Расширение «географии» использования систем управления корпоративным контентом отчасти обусловлено наращиванием функциональности систем, традиционно составляющих ECM-системы, таких как управление электронным документооборотом и web-контентом, развитие технологий работы с изображениями, аудио- и видеоформатами данных. Развитие данных систем позволяет использовать технологии ECM для управления данными, которые традиционно хранились  в бумажном формате, обеспечивая существенную экономию затрат. Это привлекает потребителей, для которых управление документооборотом изначально не является приоритетом — например, сектор малого и среднего бизнеса.

Конвергенция решений и появление кросс-секторной конкуренции разработчиков систем.

Как и на рынках ERP, CRM, BI-систем и ряда других, для рынка ECM характерной является тенденция прихода крупных игроков из других секторов рынка. Это явление, получившее название кросс-секторной конкуренции, вполне объяснимо. С одной стороны, имеет место конвергенция технологий и продуктов, традиционно принадлежащих к различным сегментам рынка и ориентированных на обслуживание различных по характеру спроса отраслей. С другой — продолжающаяся экспансия крупных игроков на расширяющиеся доли мирового рынка ИТ постепенно переходит с «первичных» рынков, являющихся или когда-то являвшихся основными, на более локальные, «вторичные» рынки, к числу которых принадлежит и рынок систем управления корпоративным контентом. Расширение рыночной власти происходит как путем поглощений компаний, представленных на рынке ECM, так и путем вывода на рынок новых продуктов крупных компаний-разработчиков. Если в первом случае основным конкурентным преимуществом является компетенция компаний-разработчиков в области систем управления контентом, то во втором — успех достигается за счет имиджа крупнейших компаний, наличие широких сетей и специфических каналов дистрибуции.

Усиление конкурентного давления в результате прихода новых, сильных игроков обусловливает ускорение развития технологий, снижения цен, а также более сильную «фильтрацию» игроков, в результате которой слабые компании вынуждены покинуть рынок. Важным результатом кросс-секторной конкуренции является и расширение «географии» распространения ECM-систем, например, в результате функционального сращивания с другими информационными системами, или же за счет использования новых каналов продвижения систем, открытия новых потребительских сегментов и т.д.   

Рынок систем автоматизации бизнес-процессов (BPM)

Период бурного роста переживает и другой смежный рынок — рынок систем Business Intelligence, равно как и составляющий значительную его часть рынок систем автоматизации бизнес-процессов (BPM). Эксперты Forrester Research прогнозируют, что к 2009 году объем мирового рынка BPM-систем увеличится до $2,9 млрд., что более чем в 2 раза превышает уровень 2005 года, когда объем рынка составлял лишь порядка $1,2 млрд.

Драйвером роста рынков BI- и BPM-систем является сервисно-ориентированная архитектура (СОА), массовое распространение которой обеспечило необходимую кросс-платформенность решений. Эксперты Forrester указывают, что появление и развитие СОА является важным фактором технологической конвергенции, в том числе, усиливает и корреляцию между рынками BI, автоматизации бизнес-процессов и систем электронного документооборота.

Рост популярности BPM-систем эксперты Gartner объясняют следующими причинами:

(1) Тенденция экономии прямых и косвенных затрат предприятий.

Данная тенденция характеризует, прежде всего, развитые высококонкурентные рынки, где лидерство в издержках приобретает роль одного из наиболее значимых факторов конкуренции. Ее можно наблюдать практически в любых отраслях и сегментах рынка, несмотря на то, что стратегия «лидерства в затратах» сама по себе требует значительных расходов, как материальных, так и временных. Лидерство достигается путем использования классического менеджмента, когда весь массив бизнес-процессов предприятия разделяется на «первичные», с точки зрения образования добавленной стоимости и «вторичные» — не оказывающие заметного влияния на образование добавленной стоимости, но эффективное управление которыми в значительной степени способствует формированию эффективных конкурентных позиций*.

Использование критерия доли бизнес-процессов в образовании добавленной стоимости предприятий, и связанная с ним дифференциация процессов на первичные и вторичные, являются основой стратегии управления бизнес-процессами. «Первичные»  процессы могут быть оптимизированы только с точки зрения их качества, даже путем увеличения затрат на их выполнение. Чем «оптимальнее» отлажен процесс и эффективнее управление им, тем больше вклад, который вносит данный процесс в образование прибыли предприятия. Оптимизация «вторичных» бизнес-процессов происходит чаще всего, за счет экономии затрат — в допустимом интервале потери качества выполнения процесса, что позволяет в значительной степени снизить общий уровень затрат предприятия. Следует заметить, однако, что негативные тенденции, характерные для рынков развитых стран: усиление конкурентного давления, рост интернациональной и интеррегиональной конкуренции, введение ряда  законодательных ограничений, таких как Basel II в Европе, вынуждают компании к экономии издержек не только «вторичных», но и «первичных» процессов, причем, эта тенденция постепенно приобретает массовый характер.

(2) Усиление роли менеджмента  качества бизнес-процессов

Несмотря на ряд позиций, изложенных в предыдущем пункте, управление качеством бизнес-процессов в современных условиях приобретает сегодня решающее значение –качество выполнения бизнес-процессов становится «визитной карточкой»предприятия, что особенно важно при участии предприятия в комплексных цепочках поставок. Важным является также то, что качество бизнес-процессов часто является основным условием заключения партнерских соглашений, поиска и выбора поставщиков.

(3) «Виртуализация» бизнес-процессов, продуктов и сетей предприятий

Рост спроса на продукты BI и BPM обусловлен, в том числе, и таким явлением, как «виртуализация», которая применима как к бизнес-процессам предприятий, продуктам,  так и к сетям предприятий, которые получили название «виртуальных». Виртуализация применительно к бизнес-процессам предприятий, означает возможность постоянного контроля стадий реализации процессов, отслеживания ключевых индикаторов и оперативного реагирования  на возникающие отклонения. Это становится возможным только при условии оптимального информационного обмена между различными подразделениями, причем, решающее значение в данных условиях приобретает документирование исполнения процессов, когда создаваемые документы автоматически включаются в электронный документооборот компании. Возникает необходимость интеграции систем электронного документооборота в общую информационную систему предприятия. В масштабных системах — к примеру, при создании «виртуальных сетей» предприятий это позволяет наладить информационный обмен между всеми участниками.

Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.

* Модель М.Портера, посвященная анализу образования добавленной стоимости в бизнес-процессах предприятий. 

Юлия Граванова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS