evfrat.ru  

Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок идет по пути консолидации

Рынок идет по пути консолидации

Пик консолидации на рынке EMC пришелся на середину нулевых годов. Сегодня крупные мировые вендоры, сосредоточившие в своих руках основные решения, работают над их интеграцией с социальными сервисами. Поэтому можно говорить о том, что рынок ждет новая волна слияний и поглощений на стыке бизнесов ECM и социальных инструментов.

Рынок Enterprise Content Management пережил пик консолидационной активности в середине нулевых годов, когда прошли самые крупные сделки: в октябре 2003 г. EMC получила контроль над Documentum, в августе 2006 г. OpenText поглотила Hummingbird и IBM приобрела FileNet, а в ноябре того же 2006 г. Oracle купила Stellent. Независимых ECM-вендоров в лидерском квадрате Gartner не осталось, большая охота закончилась.

Столь бурная активность была вызвана несколькими факторами. Во-первых, изменения в законодательстве, особенно принятие закона Sarbanes-Oxley после ряда корпоративных скандалов, обязали корпорации уделять гораздо больше внимания документированию своей деятельности, и это вызвало резкий рост спроса на ECM-решения. На этой волне произошло поглощение практически всех независимых поставщиков решений Records Management и включение этой практики  в состав ECM-пакетов.

Другим фактором консолидации ECM-рынка был взрывной рост цифрового контента.  Бизнес вышел в интернет, и задачи сквозного управления всем циклом производства и распространения и управления контентом в цифровой среде стали актуальными. В этот раз акулы бизнеса охотились на решения Web Content Management, Digital Assets Management и другие подобные технологии.

Период затишья

У гигантов рынка некоторое время ушло на «переваривание» поглощенных компаний, интеграцию продуктовых линеек, ребрендинг и оптимизацию структуры бизнеса. К 2011 г. этот процесс практически завершился.

Так, Documentum довольно долго сохранял автономию внутри EMC. Однако, после реструктуризации в 2010 г,  EMC объединила все свои интеллектуальные продукты по управлению информацией в одном подразделении — Information Intelligence Group.

IBM также собрала все свои активы по управлению контентом и бизнес-процессами под одним командованием, IBM ECM. OpenText, которая в результате целой серии поглощений имела весьма обширную линейку порой конкурирующих продуктов, тоже навела порядок в своем хозяйстве.

С одной стороны можно сказать, что технология ECM достигла зрелости, и каких-либо значимых инноваций в этом направлении нам уже не увидеть. Произошли изменения в законодательстве, которые легализовали использование электронных документов. Разработчики ПО создали продукты, обеспечивающие электронный документооборот и поддержку бизнес-процессов и сертифицировали свои решения по DoD 5015.2 и другим национальным стандартам. Что дальше?

Новые цели для охоты

Forrester утверждает, что время интегрированных ECM-пакетов закончилось, а технологии, ориентированные исключительно на контент, не есть будущее ECM. Иными словами, но тот же тезис приводят аналитики AIIM. Они называют ECM-системы нового поколения инструментами вовлечения (Engagement Tools), подчеркивая, что фокус смещается в сторону поддержки коммуникаций между людьми и коллективной работы.

Очевидно, что нынешние функции управления контентом в публичных социальных сетях далеки от совершенства (вы попробуйте найти что-нибудь нужное в Facebook). Поэтому стоит ждать новых сообщений о слияниях и поглощениях на стыке бизнесов ECM и социальных инструментов.

Другой рифтовый разлом мы наблюдаем на границе между ECM и облачными технологиями. Эксперты в области управления контентом обязательно двинутся в облака, их клиенты скоро будут готовы воспринять ECM как облачный сервис. Но точно также, поставщики облачных услуг широкого профиля заинтересованы в еще большем расширении своего предложения. Поэтому будут как покупки ECM-гигантами облачных провайдеров, так, вполне возможно, и наоборот - «облачники» могут скупать ECM-компании второго эшелона.

ECM и/или BPM

Спор о том, какая концепция более всеобъемлюща, столь же бесперспективен, как спор про курицу и яйцо. Gartner помещает интегрированные ECM-пакеты на Hype Cycle по BPM (отводя им место на плато продуктивности). В то же время AIIM называет ECM стратегией, а не технологией и считает BPM одним из ее составных элементов.

Оставим эти дискуссии теоретикам. Для практиков важен сам факт: ECM и BPM идут рука об руку. Внедрять управление контентом без управления бизнес-процессами - это нонсенс. Поэтому следует ожидать, что интеграция ECM-BPM будет усиливаться, и   не только в техническом плане.

В этой связи одной из целей гигантов индустрии ECM в прошлом году стали компании, производящие средства BPM. Два заметных BPM-приобретения сделала OpenText, IBM объединила купленную ранее Lompbardi  с другими своими BPM-продуктами.

Скорее всего, активность на направлении ECM-BPM сохранится.

Станислав Макаров

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS