Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Средняя Азия — «пешеходы ИТ»

Средняя Азия — «пешеходы ИТ»Индекс Информационного Общества (IT) — по 4-х уровневой классификации (Конькобежцы, Догоняющие, Спринтеры и Пешеходы) относит все страны Средней Азии к разряду «Пешеходов», иными словами — к странам, которые сталкиваются с большим количеством трудностей в адоптации современных технологий, а их население (или инфраструктуры) препятствуют внедрению современных инновационных решений.

Как показывает практика все страны региона — от Казахстана до Узбекистана сегодня осуществляют необходимые затраты на телекоммуникационное оборудование. Развитие телекоммуникаций здесь рассматривается в качестве важной задачи, однако пока основные усилия направлены на развитие базовой телефонизации и модернизацию телекоммуникационной сети.

Тем не менее, сама по себе система телекоммуникаций не в состоянии удовлетворить растущий спрос населения региона на информационные услуги. Для его удовлетворения, в каждой стране, необходимо иметь развитую инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Иными словами — совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Последние уже не могут существовать без цифровых методов обработки и передачи информации, создания на всех направлениях необходимых коммуникаций, основанных на современных стандартах связи. Все это предъявляет особые требования к уровню подготовки тех, кто вовлечен в этот процесс — специалистов и менеджеров ИТ компаний.

Сегодня, как по быстродействию, так и эффективности наилучшим способом обучения ИТ специалистов является использование интернет-технологий и организация на их базе систем дистанционного образования (ДО). С помощью ДО любой человек в любое время и в любом месте может получить доступ к наиболее передовым курсам обучения. Однако, только при условии наличия в этом месте вычислительных средств и доступа к современным коммуникациям.

В этом плане ситуация в странах Средней Азии сильно дифференцирована. Есть лидеры и аутсайдеры ИТ-процесса, что во многом объясняется разницей в их экономическом положении4. Пока только две страны из всех республик СССР — Казахстан и Узбекистан в 2002 году смогли достичь официального уровня производства 1990 года.

ИТ-сфера Южной Кореи, России и стран СНГ в Азии

ИТ-сфера Южной Кореи, России и стран СНГ в Азии

Источник: TmT Magazine. 2002

На фоне Казахстана и Узбекистана, другие страны региона (Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан) в сфере ИТ и подготовки соответствующего им уровня специалистов добились гораздо меньших успехов. Проникновение сюда информационных технологий идет медленными темпами. В странах пока еще не создана достаточная для регенерации квалифицированных кадров структура ИКТ.

Значительная часть телекоммуникационной сети в этих странах региона остается аналоговой. Степень износа особенно велика для сельских телефонных станций и линий связи. Многие системы работают на пределе нагрузки или очень ненадежно, особенно в период неблагоприятных погодных условий. К тому же, для таких стран как Кыргызстан и Таджикистан, создание современной телекоммуникационной сети затруднено как природными условиями (большая часть территории которых — горная местность), так и сохраняющимся экономическим спадом и низкими доходами населения.

На 2001 год в Кыргызстане емкость телефонных линий составила только 365 тысяч, а на сто человек приходилось 7.65 телефонных линий (в Бишкеке — 25). А в соседнем Таджикистане только с 1994 года появилась возможность прямой автоматической связи со странами дальнего зарубежья. В 2000 году в Туркменистане городская связь имела емкость в 363 тысячи линий, а сельская связь обеспечивалась устаревшими аналоговыми системами (декадно-шаговые и координатные АТС).

Организации, связанные с ИТ-образованием в Средней Азии

Наименование URL
Институт интеграции международных образовательных программ Кыргызского национального университета (IIIEP KNU) http://www.ksnu.it.kg
ITTE ЮНЕСКО в Международном университете Кыргызстана http://www.iuk.kg
IATP в Таджикистане http://www.iatp.centralasia.net
IATP в Туркменистане http://www.iatp.edu.tm
Information & Research Center «SIBIS» http://www.sibnet.tm

Источник: CNews Analytics, 2003

Серьезные проблемы в экономике привели к нехватке рабочих мест на производстве и породили сегодня проблемы трудоустройства выпускников вузов. Институты повышения квалификации в этих странах региона почти повсеместно прекратили существование, а тренинг молодых инженеров и технических специалистов практически отсутствует. В регионе недостаточно специалистов, владеющих английским языком, и поэтому международное сотрудничество ограничено небольшим числом проектов международной поддержки.

Вместе с тем во многих вузах региона создаются и работают отделения компьютеризации и информатики. В ряде из них созданы новые факультеты информационных и компьютерных наук. Наблюдается развитие и методов дистанционного обучения, однако из-за недостаточного развития телекоммуникационных сетей и отсутствия необходимого оборудования они имеют в основном пилотное значение.

Вузам Таджикистана оказывают помощь российские учебные заведения. Так, в соответствии с договором о сотрудничестве между Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики и Таджикским техническим университетом, заключённым в 1999 году, в техническом университете действует Центр дистанционного обучения. В начале 1999 года в Таджикистане была создана Ассоциация по развитию науки и образования. Её целью является повышение уровня информатизации5 системы образования в стране. В состав Ассоциации вошли восемь университетов, а почетным членом ассоциации стала Академия наук Таджикистана.

Тем не менее, подготовка квалифицированного ИТ-персонала не имеет достаточной финансовой поддержки со стороны государств, а количество компьютеров, приходящихся на одного человека в регионе, недостаточно для того, чтобы можно было говорить о возможности массового распространения систем дистанционного образования на основе ИТ. Остро стоит здесь и проблема государственной поддержки организаций, специализирующихся на проектировании, маркетинговых и научных исследованиях, разработке научно-методической базы. Поэтому основные усилия по развитию ИТ-образования прикладывают различные международные организации и фонды.

Население и количество пользователей интернет на 1000 человек

Население и количество пользователей интернет на 1000 человек

Источник: Media Insight Central Asia, 2002

С 2001 года при содействии регионального бюро ЮНЕСКО в Алматы реализуется проект по созданию электронной системы ДО в Центральной Азии. А 28 августа 2002 года была открыта первая линия спутниковой связи по проекту НАТО «Виртуальный шелковый путь», который направлен на создание высокоскоростного подключения к интернету для ученых стран Кавказа и Средней Азии. В настоящее время проект реализуется в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, где уже установлены спутниковые станции приема и развивается инфраструктура сетей передачи данных между вузами и научными организациями.

В странах региона в течение нескольких лет реализуется программа расширения доступа и обучения в интернет (IATP)6 под управлением Совета по международным исследованиям и обменам (IREX). Программа IATP предоставляет бесплатный доступ в интернет и тренинги в странах евразийского региона. На данный момент в Таджикистане функционирует 9 Центров доступа в интернет и зарегистрировано более 3200 пользователей программы.

Сохраняющийся пока относительно высокий уровень образованности населения новых стран Центральной Азии, остается важным, но не основным фактором развития ИТ. Ценный человеческий капитал располагается там, где есть хорошее оборудование, возможности для научных исследований и условия внедрения инноваций. Поэтому для региона характерно перетекание наиболее квалифицированных кадров в Российскую Федерацию и более благополучный Казахстан.

Информатизация образования по регионам: разные условия, общие проблемы

Для стран Средней Азии, как и для всего постсоветского пространства (исключая прибалтийские страны), сегодня характерны общие тенденции — уменьшение бюджетного финансирования научных исследований, сокращение или сужение государственных общеобразовательных программ и увеличение информационного неравенства внутри каждой страны. Это не может не сказываться на уровне подготовки специалистов и использовании современных технологий в образовании.

Сравнение с развитыми странами показывает, что все страны региона остаются областью с недостаточно развитой инфраструктурой телекоммуникаций. Повсеместно они по своим технологическим параметрам не отвечают современным требованиям, как по качеству, так и числу предлагаемых сервисов. Общее количество телефонных линий к 2002 году в пересчете на одного жителя в регионе составило чуть больше восьми на сто человек, а мобильной связи — 0,4 устройства. Больше половины существующих линий сконцентрированы в столицах, где проживает до 10% от всего населения.

Другой неблагоприятный фактор — сохранение национальными операторами связи высоких тарифов на аренду каналов связи, междугородние и международные переговоры, что им позволяет получать доходы выше среднего уровня.

Население и количество ПК на 1000 человек

Население и количество ПК на 1000 человек

Источник: Media Insight Central Asia, 2002

В новых странах Центральной Азии в 2002 году на тысячу жителей приходилось около девяти ПК. Основной парк вычислительной техники сконцентрирован в столицах и крупных городах. Пока ПК здесь не стали средством удовлетворения различных потребностей людей, иными словами «домашними».

Пока проблема языковой политики остается одной из самых острых в регионе7. В местных СМИ повсеместно ощущается отставание по качественным параметрам изданий на родных языках. В связи с этим нет системного подхода к обучению на родных языках, а научно-обоснованная методологическая основа использования обучения ИТ-специалистов пока отсутствует. Практически вся специальная используемая региональными специалистами научно-техническая и проектная база в области ИТ сосредоточена в России и основным языком подготовки ИТ специалистов в регионе является русский. Также в специальных приложениях используется английский язык.

Таким образом, в странах Средней Азии сегодня увеличивается информационное неравенство, выражающееся в отсутствии у большей части населения возможности получать информацию и участвовать в её производстве. Организация доступа к ИТ в образовании становится здесь жизненно важной задачей.

Батыр Каррыев / CNews


1Средняя Азия — это Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Еще во времена Императорского Русского Географического общества российская наука четко разделяла понятия «Средняя Азия» и «Центральная Азия», эта же традиция разделения двух понятий была продолжена в советское время. В последнее десятилетие научная школа в постсоветских государствах потеряла в некоторой степени свою историческую преемственность — многие ученые, аналитики и эксперты начали употреблять понятие «Центральная Азия», в том смысле как она используется британской и западной научной школой, где Средняя и Центральная Азия характеризуются одним термином «Central Asia».

2The World Factbook. CIA. 2002

3В большинстве новых государств населенные территории занимают менее 10% от общей площади. В Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане территория в основном занята горам и пустынями.

4В 2003 году по данным Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) суммарный экономический рост в странах СНГ составил около 4% (на 2002 год — 3,5%).

5Компания «Телеком Технолоджи» выделила лимит бесплатного времени доступа в интернет вузам и Академии наук Таджикистана.

6IATP поддерживает своих партнеров в создании интернет сайтов и электронных ресурсов. Особое внимание уделяется созданию ресурсов на местных языках.

7Media Insight Central Asia. № 27.2002

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS