Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Казахстан: ИТ-локомотив Средней Азии

Казахстан: ИТ-локомотив Средней АзииВ наиболее благополучном среди стран региона — Казахстане1 правительству удалось добиться существенного подъема уровня телекоммуникаций уже к 2003 году. Эта отрасль в среднем растет на 20% в год. Стремительное развитие в стране получил интернет и связанные с ним технологии, чему способствует быстрый рост компьютерного парка не только в организациях, но и у частных лиц.

Сегодня сеть общего пользования Казахстана — это около двух миллионов абонентов фиксированных линий связи, из которых 1,6 миллиона — городские и 0,4 миллиона — сельские. На 2002 год емкость цифровой сети составляла 570 тысяч номеров, или 30,7% от общей задействованной емкости2. В стране создается Национальная сеть спутниковой связи (DAMA). В 2003 году в сети действовало 258 станций DAMA, из которых 222 организовывали связь в 316 удаленных сельских населенных пунктах. В целом выполнена и государственная программа по созданию Национальной Информационной Супермагистрали на основе волоконно-оптических линий связи, связавшая между собой крупные города и областные центры страны современными каналами связи.

Все это привело к тому, что стремительное развитие в Казахстане получил интернет и связанные с ним технологии. Объем услуг передачи данных и интернета в 2002 году составил порядка 15% всего рынка телекоммуникаций. Этому способствует и быстрый рост компьютерного парка в стране не только в организациях, но и у частных лиц. Тем более, что в последние годы было создано немало новых высокооплачиваемых рабочих мест в управлении, экономике и банковском деле.

Проведенный в Казахстане мониторинг показал, что не более 25 — 30% студентов в Алматы имеют домашние ПК (из них имеют доступ в интернет около 10-15%). Среди учащихся средних школ эти показатели пока в несколько раз ниже. По данным Actis, доля студентов в числе пользователей интернета составляет всего 9,4%. Руководители и специалисты пользуются интернетом гораздо чаще — 14,5 и 24,8% соответственно.

В госсекторе большую роль продолжает играть программа по построению информационного общества в Казахстане. В рамках этой программы решаются многие очень серьезные задачи — налаживание электронного документооборота в госструктурах, социальные карты для населения и т.п. В сентябре 1997 года президент Казахстана одобрил государственную программу по компьютеризации системы среднего образования3.

В результате вырос уровень потребления телекоммуникационных услуг и спрос на них со стороны различных групп населения. Как следствие, постоянно растет потребность в высококвалифицированных специалистах, ощущаемая сегодня и в отдаленных от центра регионах страны. Вместе с тем образование развивается в очень жестких условиях конкуренции.

За последние годы появились десятки частных образовательных учреждений в системе высшей школы во всех крупных городах Казахстана. В 2002 году школы закончило 140 тысяч человек, а в вузы Казахстана подано 124,4 тысячи заявлений (4,9 человека на одно место). Причем в 19 частных вузов не было подано ни одного заявления, а в 25 вузов подано менее 20 заявлений абитуриентов4.

Организации, связанные с ИТ-образованием в Казахстане

Наименование URL
Кластерный офис ЮНЕСКО в Алматы http://www.unesco.kz
Казахский национальный университет им. Аль Фараби http://www.kazsu.kz
Международная академия информатизации http://www.academy.kz
Фонд Сорос-Казахстан http://www.soros.kz
Бюро по международным исследованиям и обменам (IREX) http://www.irex.kz
ОО «Ассоциация выпускников международных исследовательских программ» http://www.ara.freenet.kz
Институт проблем информатики и управления МОН РК (ИПИУ) http://www.iist.unu.edu/School/Almaty
Представительство Академии АйТи в Казахстане http://www.kz.it.ru
Компания «Astel» http://www.astel.kz
IATP центр в Казахстане http://www.iatp.kz
Компания «ComInTel» http://www.comintel.kz
«BankNet» http://www.banknet.kz
Представительство компании «Cisco Systems» в Республике Казахстан http://www.cisco.com
Компания «ABS» http://www.abs.kz
Компания «ALSI» http://www.alsi.kz
Компания «Инфорт» http://www.infortworld.com
ТОО «КаР-Тел» http://www.k-mobile.kz
Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева http://www.emu.kz
Национальный технический университет им. К. Сатпаева http://www.ntu.kz
Карагандинский государственный технический университет http://www.kstu.kz
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова http://www.university.online.kz
Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова http://www.atyrauuniv.nursat.kz
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати http://www.tarsu.kz
Алматинский институт энергетики и связи http://www.kit.kz/
Международная Академия Бизнеса http://iab.kz/

На 2003 год в системе высшего и послевузовского профессионального образования Казахстана функционировало 173 учебных заведения. В том числе 36 гражданских и 11 негражданских государственных, 111 негосударственных вузов, 14 учебных заведений, организованных в форме закрытых акционерных обществ со 100% государственным участием. В них обучаются около 590 тысяч студентов и работают 37 тысяч преподавателей, из которых 14 тысяч являются докторами и кандидатами наук. В различных регионах страны действуют 108 филиалов как казахстанских, так и зарубежных вузов.

Эффективно действует система государственных грантов и кредитов, общая для всех абитуриентов система государственного тестирования для поступления в вузы (независимо от их формы собственности). После сдачи государственных тестов списки выдержавших экзамены публикуются в центральной периодической печати5.

С 2004 года в рамках «Концепции развития образования республики» отменена система заочного обучения, как одно из условий перехода образовательной системы Казахстана на международные стандарты. В связи с этим, основной упор сделан на формирование систем дистанционного обучения на базе интернет-технологий. Так, в Университете Международного Бизнеса в 2003 году начались работы по внедрению системы дистанционного обучения. Проект реализуется с помощью системы управления обучением «eLearning Server 3000» российской компании «ГиперМетод».

С момента приобретения независимости в Казахстане начали действовать многочисленные образовательные программы, финансируемые и поддерживаемые различными фондами и международными организациями. В течение ряда лет Фонд Сорос-Казахстан развивает образовательные программы, которые охватывает всю систему непрерывного образования: от детских дошкольных учреждений до университетов. За время своего существования фондом на 2003 год выделено свыше 5000 грантов организациям и частным лицам Казахстана на общую сумму свыше 20 миллионов долларов США.

В 1998 году компания Microsoft совместно с компанией ALSI и рядом поставщиков вычислительной техники создали во всех школах городов и сел Казахстана компьютерные классы, в которых начало использоваться легальное программное обеспечение (Windows, MsOffice и Visual Basic).

Летние центральноазиатские школы «Формальные методы и информационные технологии» проводятся в Казахстане Институтом проблем информатики и управления МОН РК совместно с Международным институтом программных технологий Университета ООН (IIST/UNU). Они рассчитаны на профессорско-преподавательский состав и молодых ученых из Средней Азии, специализирующихся в области разработки программного обеспечения, формальных методов, спецификаций систем и логических оснований информатики.

Сегодня по степени внедрения ИКТ Казахстан занимает ведущие позиции в среднеазиатском регионе6. Подавляющая часть ПК используется в частном секторе, на службе госсектору компьютеры находят применение в бухучете и при обработке текстов. В последнее время службы планирования и городские администрации начинают устанавливать или планировать приобретение у себя системы географической информации (GIS) или устройства преобразования данных в цифровую форму, системы подготовки инженерного проектирования (AutoCAD и другие). Стало широко использоваться программное обеспечение для цифрового рендиринга (изготовление анимационных продуктов), различные программы для веб-приложений и др. Действующие в регионе базы данных в основном используют ПО Microsoft Access, Microsoft SQL Server, Oracle и Informix.

Общий уровень подготовки ИТ-специалистов хотя и постоянно повышается, остается пока недостаточным. Дело в том, что рынок телекоммуникационного оборудования в Казахстане растет достаточно быстро и, как следствие, постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Особенно в отдаленных от центра районах Казахстана. Оценивая общую ситуацию на ИТ-рынке образования и производства, можно отметить, прежде всего, появление конкуренции в области горизонтальных решений или «решения для всех», а также рост рынка систем корпоративного управления.

Структура предложений от работадателей по ИТ специалистам (Алмата, 2002)

Структура предложений от работадателей по ИТ специалистам (Алмата, 2002)

Остается серьезным вопрос квалификации обслуживающих системы интернет-специалистов и вопросы оплаты их труда в Казахстане. На сегодня она приравнивается к сфере обслуживающего персонала — водителей, киоскеров, официантов, барменов и т.д., чей труд не требует владения современными информационными технологиями. Процесс обучения кадров в передовой для страны отрасли телекоммуникаций зачастую проходит без согласования с планами ее модернизации, что обуславливает значительное отставание уровня подготовки ИТ-кадров от темпов развития отрасли и слабую связь производства с вузами, ведущими подготовку по направлениям радиоэлектроники и телекоммуникаций.

Методы подготовки ИТ-специалистов в Казахстане

В Казахстане применяются различные методы подготовки ИТ-специалистов. Основной упор делается на интернет-технологии. Учебные материалы размещаются на сервере для самостоятельного изучения. Через интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты, а учебном чате принять участие в дискуссии. Экзамены сдаются в ближайшем к студенту центре.

В учебных центрах используются и кейс-технологии (портфельные). В этом случае обучающийся получает комплект учебно-методических материалов на бумажном или электронном носителе информации для самостоятельного обучения. Качество подготовки затем проверяется тестированием или собеседованием со специалистом. Менее распространены телевизионные технологии.

Вместе с тем существующие в Казахстане учебные центры имеют ограниченные возможности для удовлетворения потребности в ИТ-специалистах, и не всегда способны обеспечить необходимое обучение там, где оно требуется. Это связано с тем, что создание бизнеса, построенного на ИТ-образовании, — достаточно дорогостоящее дело. Для этого необходимы оборудованные помещения, квалифицированные преподаватели, современная техника и др. Поэтому происходит совмещение образовательной и производственной деятельности, как в рамках отдельных крупных телекоммуникационных компаний, так и учебных центров.

Вместе с тем, перспективы ИТ-образования в стране огромны. Технологии развиваются, количество компьютеров увеличивается, и все большее количество компаний в Казахстане подключаются к сети по высокоскоростным каналам связи7. К примеру, сеть «Kazakhstan Online» является широкополосной АТМ-сетью. В Алмате уже сегодня стало возможным использование стандарта ADSL, позволяющего пользователю интегрировать услуги связи.

В феврале 2004 года в Алматы прошла конференция, на которой состоялась презентация создания парка информационных технологий (ПИТ) в районе поселка Алатау, расположенного в 25 километрах от Алматы. Предполагается уже к 2008 году за счет определенных льгот со стороны государства создать условия для развития здесь ИТ компаний. В основном работающих в сфере разработки и опытного производства продуктов высоких технологий.

Рынок телекоммуникаций в Казахстане становится более зрелым, и все очевиднее на нем проявляется потребность приобретения современных знаний. Поэтому, широкое распространение ИТ образования в Казахстане — вопрос ближайшего времени.

Батыр Каррыев / CNews


1В 2000 году Казахстану присвоен статус страны с рыночной экономикой, и он был отнесен к станам переходной экономики. Сегодня страна демонстрирует высокие показатели экономического роста — в 2003 году рост ВВП составил 9,2%.

2Численность населения Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2003 года составила 14862,5 тысяч человек.

3В сентябре 1997 года Президентом Казахстана утверждена Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2002 годы с финансовой стоимостью в 154 миллионов долларов США. Источники финансирования — средства государственного бюджета и заём Азиатского банка развития. Школы страны за счет государства получили компьютерную технику и средства для доступа в интернет.

4Шамша Беркимбаева, министр образования и науки РК. Газета «Обучение», № 7, 31 июля 2002.

5В Казахстане государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием в 2003/2004 учебном году сформирован в размере 16310 грантов и 10155 кредитов.

6По рейтингу ООН 2002 года по качеству жизни в списке из 173 государств Казахстан занял 79 место (используются следующие основные критерии: доход на душу населения, уровень образования, средняя продолжительность жизни).

7Число провайдеров (организаций, предоставляющих доступ в Интернет) в Казахстане постоянно растет — только в Алматы их насчитывается около 20.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS