Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Кыргызстан: число ИКТ-студентов стремительно растет

Кыргызстан: число ИКТ-студентов стремительно растет

Число студентов, изучающих ИКТ в современном Кыргызстане, в сравнении с 1995 г. возросло в 5 раз. При этом ИТ-инфраструктура образования в этой стране находится на сравнительно приемлемом уровне только в столице.

Отличительной особенностью Кыргызстана от большинства развивающихся стран является высокий общий образовательный уровень населения и наличие так называемых «новых бедных» — образованных людей, которым негде реализовать свой интеллектуальный потенциал. Правда, в последние годы быстрый рост рынка ИКТ обеспечивает рост потребностей в ИКТ-специалистах и расширение рынка труда. Вместе с тем, пока что наблюдается целый ряд факторов, тормозящих развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в стране. Например, отмечается острый недостаток квалифицированных преподавателей информатики в вузах и школах. Нехватка квалифицированных ИКТ-специалистов в сфере образования и госуправления обусловлена утечкой кадров в частный сектор, международные организации или за рубеж. А их притоку в систему образования препятствует, в первую очередь, низкая зарплата преподавателей.

С другой стороны, процесс информатизации образования в Кыргызстане находится сейчас на достаточно «продвинутой» стадии — компьютеры и доступ в интернет обеспечены, в среднем, в половине учебных заведений. Задача дальнейшего развития поддерживается Национальной стратегией «ИКТ для развития КР». Здесь выделены следующие направления деятельности в области образования:

  1. информатизация образования и менеджмента знаний, обеспечение всеобщей минимальной компьютерной грамотности, 100%-ная компьютеризация школ; создание общественных пунктов бесплатного доступа к интернету;
  2. развитие человеческих ресурсов, кадрового потенциала сектора ИКТ, создание благоприятных условий для интеграции Кыргызстана в глобальную информационную экономику;
  3. применение ИКТ для обучения взрослых, в том числе для дистанционного образования, переподготовки учителей, содействие освоению информационных систем служащими органов государственного управления и местного самоуправления;
  4. создание национальной и корпоративных компьютерных сетей для научных и образовательных целей с постепенным формированием единого виртуального научно-образовательного пространства, обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам и интеграции в мировое научно-образовательное пространство.

ИКТ в системе школьного образования: В интернет выходит 1%

Количество школ в Кыргызстане в 2002-2003 гг., по данным Нацстаткома, составило 2029, при этом количество школ, оснащенных компьютерной техникой — 1327 или 65% от общего числа. В столице (г. Бишкек) — 84%. Также отмечается относительный рост числа компьютеров по сравнению с количеством учеников. Так, в 1996 г. в среднем на каждый компьютер приходилось по 606 учащихся, к 2001 г. показатель увеличился до 249.

Год Число учеников / компьютер
1996 606
2000 330
2001 249
2003 (апрель) 240

Уровень «эффективной» компьютеризации на практике снижается за счёт того, что только 43% компьютеров в учебных заведениях позволяют использовать в учебных целях современные информационные технологии (IBM-совместимые, поддерживающие работу в интернете). Еще сложнее обстоят дела с доступом школ в интернет — к которому подключены всего лишь около 1% (21 школа).

Уровень компьютеризации школ по регионам значительно отличается. Региональные изменения показаны в приведенной ниже диаграмме. Карта, построенная с помощью геоинформационной системы, иллюстрирует доступность информационно-коммуникационных технологий для учеников школ разных областей и городов. При изменении цвета окраски карты области от самого светлого (Иссык-Кульская область) до самого темного (Баткенская область), соответственно, число учеников на один IBM-компьютер возрастает от 157 до 946.

Доступность информационно-коммуникационных технологий для учеников школ разных областей и городов

Аналитические отчеты по теме:
Исследование сектора ИКТ Кыргызстана-2003 Исследование сектора ИКТ Кыргызстана-2003
Консалтинговое агентство «Эксперт»
Цена: $475

ИКТ для вузов: компьютеров становится все больше

В целом следует отметить, что Кыргызстан характеризуется высоким общим образовательным уровнем — большая часть выпускников школ продолжают обучение в вузах. Анализ данных материалов «Саммита ИКТ для Развития»1, проведенный по 38 вузам в 2002 году, показал, что обеспеченность вузов ИТ характеризуется большой неравномерностью. Имеется значительный разброс показателей электронной готовности для различных районов, различных университетов.

Сравним условия доступа к ИКТ студентов 9 наиболее оснащенных вузов (10% от всех студентов КР) и примерно такого же количества студентов 7 наименее оснащенных вузов. На первые 10% студентов приходится 33,8%, то есть более трети от общего числа вузовских компьютеров. На вторую группу из 11,3% от общего числа студентов приходится 3,7% от общего числа компьютеров, то есть почти в 10 раз меньше. На основную часть (около 80%) студентов приходится приблизительно 2/3 от общего числа компьютеров. К первой группе вузов относятся преимущественно учреждения нового типа — сравнительно небольшие и недавно созданные: ИИМОП КНУ, КР(С)У, АУК, МУК, Кыргызско-Турецкий университет и др. Естественно, что они характеризуются лучшим соотношением (4–6 студентов на 1 компьютер), лучшим доступом в интернет, более широким использованием электронных технологий в учебном процессе. В последние годы заметно улучшение ситуации в КТУ. В другой группе — наименее оснащенных вузов — на 1 компьютер приходится 60 студентов — то есть, в 10 раз больше, чем в первой группе. В данный момент среднее по стране количество студентов вузов на 1 компьютер для дневного обучения равно 24. Учитывая, что в 1996 году этот показатель составлял 65, за 6 лет можно констатировать рост почти в 3 раза.

Годы Число студентов в вузах, тыс.чел. Число компьютеров в вузах Соотношение количество студ./количество комп.
1996 77,8 1200 65
1997 97,8 1850 54
2000 188,8 5100 37
2002/2003 199,1 6600 30

Анализ ситуации с интернет-доступом в вузах показывает, что сам факт подключения какого-то университета к интернету не показателен. Вузы различаются по своим размерам, и степень ИКТ-охвата их подразделений также может быть различной. Из 26 ведущих высших учебных заведений, по которым получены данные, на данный момент подключены к интернету 15 — то есть 57,6%. Более информативен здесь другой показатель — доля студентов и школьников, являющихся активными пользователями интернета. Активная аудитория (более 1 часа в неделю)2 включает 27,4 тыс. студентов, что составляет 14,5% от общего числа студентов (188,8 тыс.) и 2,5 тыс. школьников — 0,22% от общего числа школьников (1120 тыс.). Среднее время работы компьютерных классов в рассматриваемых 26 вузах — 8,5 часов в неделю.

Использование компьютерных технологий в высших учебных заведениях Кыргызской Республики (по 26 вузам на 2002 год)

Показатель Значение
Число компьютеров по отчету Национального статистического комитета на начало 2002 г. 3 813
Число современных компьютеров 3 144
Количество компьютерных классов с локальной сетью 179
Среднее время работы компьютерных классов 8,5 час/нед.
Число компьютеров, подключенных к интернету и другим сетям 1076
Число учебных заведений, подключенных к интернету 15
Наличие доступа в интернет по выделенным линиям 9
Количество преподавателей по ИКТ 480
Общее количество учебных предметов с использованием ИКТ 597

В целом доля финансовых затрат учебных заведений (школы, средние учебные заведения, вузы) на ИТ в 2002 году составляла около 3,8% от их общего бюджета. Оценка показателей сделана по данным 279 учебных заведений.

В свою очередь, приобщение к ИТ науки в Кыргызстане осуществляется отнюдь не за счет бюджетных ресурсов. Работа национальной компьютерной сети в науке и образовании (ННОКС) в настоящее время обеспечивается благодаря поддержке НАТО. В рамках этого проекта был создан провайдер «Акнет», имеющий спутниковый канал и предоставляющий интернет-услуги Национальной академии наук, а также и 20 вузам столицы.

С другой стороны, Центр информационных технологий в Кыргызстане был организован при поддержке японского правительства. Предполагается, что здесь будет подготавливаться несколько сот высококлассных специалистов в сфере ИКТ. А число государственных вузов, осуществляющих подготовку дипломированных специалистов в этой области, сейчас немногим более 10.

Подготовка студентов в области ИКТ в Кыргызстане

95/96 96/97 97/98 98/99 99/2000 2002/2003 Отношение 2002/1995
Всего студентов 64,6 77,8 97,6 129,7 159,2 199,1 3,08
Прикладная математика и информатика 455 405 672 615 943 1928 4,24
Информационные системы (по отраслям) 111 462 1086 1605 2172 922 8,3
Автоматизация и управление 354 287 448 582 537 1054 2,98
Телекоммуникации 131 218 455 707 850 2448 18,69
Электроника и микроэлектроника 134 240 449 530 508 396 2,96
Радиотехника 262 301 262 261 233 200 0,76
Информатика и вычислительная техника 1162 676 1269 1920 2408 4814 4,14
Информатика (подготовка учителей информатики) н/д н/д н/д н/д н/д 826 -
Прикладная информатика н/д н/д н/д н/д н/д 550 -
Всего по специальностям, связанным с ИКТ 2609 2589 4641 6220 7651 13138 5,04

Дистанционное образование

Процессы информатизации учреждений образования, расширения доступа студентов и школьников к ИКТ в последние годы идут интенсивно. Но хотя создание электронных учебных пособий и электронных учебных курсов в ряде университетов уже началось, система дистанционного образования на основе интернет-технологий в стране пока не сформирована. На фоне преимущественного использования традиционной формы заочного обучения имеются отдельные очаги, где реализуется удаленный доступ студентов к образовательным ресурсам в сети и организованы онлайн-курсы. Система компьютерного тестирования с удаленным доступом пока вообще не развита. До сих пор еще не сформирована система непрерывного обучения в области ИКТ, в том числе и дополнительного образования для служащих госучреждений, преподавателей школ и вузов, безработных, бизнесменов и др. Проект дистанционного образования учителей МОиК по кредиту АБР не выполнен. Высокая концентрация в г. Бишкеке интернет-провайдеров, основной аудитории Сети (80% пользователей) и рынка ИКТ (80% доходов) создает благоприятные условия для повышения качества высшего образования в столичных вузах за счет использования ИКТ. В целом же по стране процент населения, имеющего доступ в интернет, пока низок, как низка мощность каналов.

Консалтинговое агентство «Эксперт» (Кыргызстан) специально для CNews.ru

Источники:

  1. Национальная Стратегия «Информационные и коммуникационные технологии для развития КР»
  2. Анализ состояния сектора ИКТ в Кыргызстане. Фонд «Информационное Содействие», 2000-2002
  3. Анализ сектора ИКТ Кыргызстана — 2003. Консалтинговое Агентство «Эксперт»
  4. Информационно-коммуникационные технологии для развития. Кыргызская модель. 2003, под редакцией А. Акаева.


1Бримкулов У.Н., Развитие человеческих ресурсов в области информационных и коммуникационных технологий// Национальный Саммит ИКТ для Развития, материалы. Бишкек: 2001

2«Исследование Интернет-аудитории Кыргызстана — 2001», Общественный фонд «Информационное содействие». Проект Kyrgyzstan Development Gateway, Бишкек, 2002

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS