Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

«Айтишника» после вуза доделывают 3 года

«Айтишника» после вуза доделывают 3 годаПроцесс окончательного формирования квалифицированного ИТ-сотрудника из вупускника вуза в России чаще всего растягивается на 1–3 года. При этом из ежегодно выпускаемых вузами специалистов в области ИТ  в настоящее время по специальности работают меньше половины. Заметные деньги в развитие ИТ-образования в нашей стране вкладывают преимущественно глобальные разработчики.

Быстрое развитие и распространение информационных технологий во всех сферах жизни общества — процесс, требующий подготовки большого количества квалифицированных ИТ-специалистов. Требования, предъявляемые к уровню квалификации работников, постоянно ужесточаются, соответственно, повышаются и требования к соответствующему обучению. Включение современных технологий в образовательные программы уже не просто предоставляет будущим специалистам возможность получения дополнительных навыков, но в некоторых случаях становится гарантом профпригодности.

Очевидно, что использование информационных технологий необходимо сейчас на всех уровнях образования — начальном, среднем, высшем, а также в системе переподготовки кадров. Это предполагает совершенствование и структурное изменение существующей системы образования, обеспечение адекватного материально-технического оснащения учебного процесса. А значит, требует значительных инвестиций — в рамках всесторонней поддержки со стороны государства. Пока что шаги с этой стороны осуществляются традиционно для российской действительности медленными темпами. Быстродвижущийся бизнес, как известно, долго ждать не готов — и будучи непосредственно заинтересованным в получении новых, высокопрофессиональных кадров, начинает самостоятельно инвестировать в их подготовку.

Российские компании отмечают одну серьезную проблему в связи с существующей на данный момент подготовкой ИТ-специалистов в России. К сожалению, продолжает существовать разрыв между академическим образованием и теми требованиями, которые предъявляются к выпускнику, пришедшему на работу в компанию. Российским вузовским программам так пока и не хватает практической составляющей, учитывающей современные тенденции развития бизнеса. В итоге, компаниям, как правило, приходится доучивать кадры «на месте». По оценкам Сетевой академии «Ланит», озвученным в рамках Второй открытой всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в России»*, на подобную «доработку» уходит около полугода. При этом процесс окончательного «формирования» высококвалифицированного сотрудника может растянуться на 1–3 года.

При этом, как было отмечено в рамках мероприятия, сегодня на отечественном рынке ИТ действует более 10 тыс. компаний, основу кадров которых составляют преимущественно выпускники технических вузов 1980-х и первой половины 1990-х годов. Уровень компетенции этих специалистов в области современных ИТ не всегда бывает удовлетворительным, и требует постоянного развития и совершенствования. Учитывая, что, по данным Госкомстата, только 70 тыс. из ежегодно выпускаемых вузами 185 тыс. специалистов в области ИТ в настоящее время работают по специальности, можно говорить о проблеме острой нехватки квалифицированных кадров в российской индустрии ИТ.

Закономерно, что ИТ-сектор и коммерческие учебные центры (часто создаваемые при компаниях) сами начинают идти на сотрудничество с вузами. Организуются совместные программы обучения, а также стажировки студентов старших курсов на предприятиях, позволяющие подготовить их к полноценной работе сразу же после получения диплома. Подобные проекты сотрудничества бизнеса и образования уже реализуют, например, «Ланит» — с ВШЭ, или «ТехноСерв А/С» — с ГУУ. Но наиболее активно в данный момент «развивают» российское ИТ-образование компании иностранные — Hewlett-Packard, IBM, Intel, Microsoft. Как минимум в силу того, что эти транснациональные компании уже располагают многолетним опытом поддержки образовательных программ в мире.

Западные инициативы в российском образовании

На Западе финансирование образования давно и масштабно реализуется на уровне проектов международных организаций, например UNESCO и UNISEF. ЕС вкладывает в развитие европейского образования до 320 млн. долл. в год. В рамках совместных проектов Международного банка, UNESCO и UNISEF ежегодно выделяется от 7 до 15 млрд. долл. в год на развитие образования в развивающихся странах.

Инвестиционный процесс в образовании реализуется, как правило, в несколько этапов:

  • базовый (ПК, серверы, LAN),
  • промежуточный (образование учителей, развитие сетевой инфраструктуры, создание портала учебного заведения),
  • «продвинутый» (государственный учебный портал, интеграция ИКТ, вертикальные классы).

В России западные корпорации также не один год реализуют различного рода проекты поддержки образовательных структур. Поддержка российского образования осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Внедрение ИТ в учебных заведениях.

В первую очередь речь идет о создании современной ИТ-инфраструктуры в учебных заведениях, т.е. поставках «железа» и ПО школам и вузам. Хорошо известны подобные программы, реализуемые, соответственно, Intel и Microsoft.

Деятельность на благо образования со стороны Intel была начата в России в 1997 году и предполагает помимо поставок ПК в школы и институты, проведение специальных курсов для школьных учителей и студентов педагогических вузов по обучению основам компьютерной грамотности и новым методикам работы.

От Microsoft российские учебные заведения могут получать ПО либо бесплатно, либо со скидками, вводя в свои учебные планы, соответствующие курсы по обучению работе с продуктами компании. Лицензия покрывает все компьютеры, на которых ведется преподавание, а также преподаватели и учащиеся получают право устанавливать программное обеспечение на свои домашние компьютеры. Кроме того, Россия сейчас присоединяется к действующей во всем мире инициативе Microsoft, в рамках которой начальным и средним учебным заведениям предоставляются лицензионные ОС Microsoft для использования на компьютерах, переданных им в дар. Благотворительная акция предполагает безвозмездную передачу ПК с процессором Pentium 2 или старше.

2 .Разработка методических материалов.

Подобные учебные пособия разрабатываются преимущественно для школ, на основе западных методик. Их распространение также направлено на компьютеризацию российского образования и повышение общей компьютерной грамотности населения.

3. Создание центров присутствия.

В рамках университетских проектов, поддерживаемых, например Intel, создаются учебно-исследовательские лаборатории, в том числе и межвузовские, а также школы-практикумы, летние школы. Здесь студенты, специализирующиеся на ИТ, проходят практику, необходимую для получения навыков реальной работы в высокотехнологичном секторе.

4. Поддержка образовательных программ в области ИТ.

Задача взаимодействия ИТ-бизнеса с образовательной средой предполагают поддержку образовательных программ в области ИТ различного направления и на разных уровнях:

  • подготовка пользователей;
  • подготовка специалистов
  • подготовка элитных профессиональных кадров.

5. Создание национальных ИТ-систем образования.

Подобного рода западным опытом предлагает поделиться НР. В рамках соответствующих проектов предполагается интеграция национальных систем обучения с информационно-управленческой системой (ИУС), поддержка информационных потоков между департаментами, школами, учебными заведениями.

6. Поддержка научных исследований в области информационных технологий.

Западный опыт подтверждает, что в условиях перехода от индустриального к информационному обществу необходимо взаимодействие ИТ-бизнеса и ИТ-образования. Во-первых, чтобы обеспечить эффективную передачу фундаментальных знаний из науки в высокотехнологичные бизнесы, и, во-вторых, передачу технологических знаний от бизнеса в систему образования. Однако при всей позитивности результатов активного сотрудничества иностранных коммерческих структур с российским образованием, остается один существенный побочный эффект. Утечка профессиональных кадров за рубеж — проблема, которую пытается по возможности решать уже отечественный бизнес, начиная развивать свои собственные образовательные программы.

Мария Попова /CNews


  1. Вторая открытая всероссийская конференции «Преподавание информационных технологий в России» была посвящена методическим вопросам преподавания ИТ, перспективам использования информационных технологий в учебном процессе, а также взаимодействия вузов с промышленными компаниями. Ежегодное мероприятие проводится под эгидой Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) и ставит одной из основных задач установление постоянного диалога между академическим сообществом и российской ИТ-индустрией.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS