Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

В России 113 учащихся на 1 компьютер

Образованию все еще не хватает «железа»

Несмотря на то, что некоторые столичные ВУЗы уже начали внедрять системы класса ERP, в подавляющем большинстве учебных заведений элементарно не хватает компьютеров. По статистике, в России на 1 ПК приходится 113 учащихся, в то время как, например, в Казахстане 62, а в Венгрии 9.

Совмещение образовательных и информационных технологий представляет собой движущий механизм модернизации существующей образовательной системы. Задача повышения эффективности учебного процесса, которая, в конечном счете, определяет экономическое развитие страны, в настоящий момент решается на самых разных уровнях. В то время как в региональных школах для преподавателей проводят элементарный компьютерный «ликбез», столичные вузы начинают внедрять современные системы класса ERP. Правда, и для тех, и для других на первом месте все равно пока остается закупка «железа» — задача технического оснащения учебных заведений до сих пор сохраняет приоритет.

ИТ-решения, предлагаемые сейчас российскому образованию, включают достаточно широкий спектр и «железа», и ПО. Процесс модернизации, осуществляемый в рамках соответствующей концепции министерства образования РФ, стартовал относительно недавно — и в масштабах страны еще только начинает переходить во всеохватный режим. Если для столичных школ компьютерные классы только становятся обыденностью, в регионах их наличием могут похвастаться далеко не все. Тем не менее, информатизация образования постепенно реализуется. Ниже мы приводим перечень некоторых наиболее актуальных ИТ-продуктов и услуг, поставляемых сейчас для образовательного сектора.

Оборудование: от настольных компьютеров до интерактивных досок

Стандартный список оборудования, поставляемого в школы и вузы, включает традиционно ПК, мониторы, рабочие станции, принтеры, источники бесперебойного питания. В последние годы сюда еще добавились «новинки» — дорогостоящие мультимедийные проекторы и экраны.

Регулярные конкурсы на поставку оборудования для школ, вузов и библиотек проводятся министерством образования РФ. Реализация проектов по компьютеризации столичных и региональных школ является составной частью президентской программы «Дети России». В 2004 году государство планирует выделить более 2 млрд. руб. на оборудование компьютерных классов в сельских школах.

Число учащихся на 1 современный ПК, 2002 г. (чел.)1

Число учащихся на 1 современный ПК, 2002 (чел.)

Источник: доклад Московского представительства Всемирного банка, 2003 г.

Сумма одного из последних контрактов — на поставку оборудования для школ и библиотек 11 субъектов Северо-Западного федерального округа РФ — составляет 147 млн. рублей. Данный контракт предусматривает поставку более 6000 рабочих станций, 4500 принтеров, более 600 мультимедийных проекторов с экранами и свыше 600 источников бесперебойного питания. Все оборудование должно быть поставлено и смонтировано в течение 16 недель после перечисления заказчиком аванса.

В рамках федеральной программы компьютеризации учреждений образования в Чувашию в 2003 году поступила партия «целевой» техники для интернатов, детских домов и профессиональных училищ — на сумму 4 млн. рублей. В школы Краснодарского края, по итогам тендера, проведенного местным Департаментом образования, в прошлом году было поставлено 1154 рабочих станции на сумму свыше 17 млн. рублей. А в рамках реализации проектов компьютеризации школ с 2001 по 2003 гг. сданы «под ключ» более 400 компьютерных классов в школах Липецкой, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

В омские школы в 2003 году было поставлено 473 мультимедийных компьютера с сетевым обеспечением и 42 проектора с комплектом компакт-дисков. Управление образования города отмечает, что сегодня компьютеры есть во всех школах, а выход в Сеть имеют 72 образовательных учреждения и 3 учреждения дополнительного образования.

Вообще, в министерстве образования и науки России отмечают положительную динамику финансирования материально-технической базы российских учебных заведений за последние годы. Ежедневно подписываются 10–12 контрактов на производство и поставку учебного оборудования. Финансирование по смете — т.е. когда образовательные учреждения получают деньги на покупку оборудования напрямую — непрерывно растет. В 2002 году на это было выделено 964 млн. рублей, в 2003-м — в два раза больше. Объемы 2004 года составят 2 млрд. 800 млн. рублей. При этом, учебное оборудование закупается также и по отдельной статье — Федеральной программе развития образования, по которой выделяется 365 млн. рублей. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» на компьютеризацию образовательных учреждений в 2004 году будет направлено 1 миллиард 907 миллионов рублей.

Финансирование материально-технической базы российских учебных заведений (млн. руб.)

Финансирование материально-технической базы российских учебных заведений (млн. руб.)

Источник: Минобразования и науки РФ, 2004 г.

Интерактивные устройства, появившиеся на рынке сравнительно недавно, сегодня активно развиваются во всем мире и постепенно становятся все более популярными в России. Продукты этого класса позволяют вводить в компьютер графическую информацию, нанесенную маркером или просто пальцем на доску или проекционный экран, манипулировать курсором компьютера и выполнять любые операции по управлению им на экране2. Некоторые модели бестеневых сенсорных дисплеев оснащены встроенным проектором и позволяют преподавателям выводить на поверхность доски любое компьютерное приложение, включая интернет-ресурсы и информацию с компакт-дисков, с которыми можно работать, а затем сохранять в отдельном файле. Помимо применения, найденного в бизнесе (для деловых презентаций), начинается внедрение этой техники в сфере образования.

Рынок интерактивного проекционного оборудования для учебных заведений становится все более насыщенным — его заполняют «интеллектуальные» электронные доски, интерактивные насадки на плазменные дисплеи и другие аксессуары. Между тем, в России интерес к подобным интерактивным технологиям еще только начинает ощутимо проявляться.

Доступ в интернет

На данный момент выход в Сеть имеют пока даже не все московские учебные заведения, хотя за последние два-три года ситуация с интернетизацией образования в стране значительно улучшилась. В 2003 году министерство образования РФ объявило конкурс на организацию работ по подключению к интернету школ (учреждений основного общего образования) субъектов РФ. Финансирование проекта в 2003 г. осуществлялось из средств федерального бюджета в размере 200 млн. рублей, в 2004 г. запланировано финансирование в том же объеме из средств субъектов РФ.

По недавним прогнозам Минобразования, к концу 2005 г. две трети российских школ должны быть подключены к интернету. В течение 2004 года на конкурсной основе будут отобраны порядка 20 регионов, где будет реализован интернет-доступ школ. Туда будут поставлены комплекты компьютеров и мультимедийное оборудование в библиотеки. Финансирование проекта ляжет на регионы, расходы на каждый субъект РФ составят от 20 до 40 млн. рублей.

В настоящий момент ситуация с интернет-доступом в российских учебных заведениях достаточно часто решается не столько за счет госбюджетных средств, сколько за счет областных ресурсов. Так, например, в Петербурге за последние три года местные власти самостоятельно закупили компьютеры для 401 класса — т.е. охватив больше половины образовательных учреждений города. При этом, как минимум, 80% петербургских школ сейчас подключены к интернету.

В 2003 году доступ в интернет получили также 76 школ Саратовской области. По договору с Минобразованием в область было поставлено 175 абонентских спутниковых антенн. По состоянию на начало 2004 года выход в интернет здесь имеют 123 городские и поселковые школы. При этом, в текущем учебном году саратовские чиновники планируют подключить к Сети еще порядка 500 школ региона.

В Самарской области в 2003 году на компьютеризацию и подключение школ к Сети было выделено 200 млн. рублей из средств федерального бюджета. В областном бюджете на 2004 год на эти цели заложено более 16 млн. рублей. На сегодняшний день 99 областных школ бесплатно подключены к интернету по спутниковому каналу и заключена договоренность о подключении в будущем году еще 200 школ. Финансирование будет разделено между министерством образования, которое закупит оборудование, и областным департаментом, который займется монтированием. К концу 2004 года в Сеть смогут выходить уже 300–350 учреждений образования.

Подключение учебных заведений к интернету, 2002

Подключение учебных заведений к интернету, 2002

Источник: доклад Московского представительства Всемирного банка, 2003 г.

Системы управления

Автоматизация управления финансово-хозяйственной деятельностью учебных заведений включает, помимо поставки, установки и настройки рабочих станций, также внедрение специализированного ПО. Переход на качественно новый процесс управления позволяет вузам оперативнее решать задачи бухучета, выплат стипендий студентам и зарплат сотрудникам. Комплексные системы автоматизации оптимизируют процессы управления бюджетом, распределения ресурсов и формирования отчетности — отвлекающие от главных целей учебные заведения. На развитие информационных систем управления образованием из федерального бюджета в 2004 году запланировано направить 151 миллион рублей.

Подобные проекты достаточно дороги — и по карману пока далеко не всем образовательным структурам. Региональные вузы, пока если и внедряют — то преимущественно российские продукты, в то время как столичные уже могут себе позволить замахнуться и на западные ERP. Так, автоматизированная информационная система «Университет» на технологической платформе SAP R/3 уже к настоящему моменту внедрена в таких российских университетах, как МГУ, МИСиС, МИРЭА, ВолгГТУ, Томский ГУ, ЛЭТИ, БелГУ и др.

Поскольку в настоящее время существует разрыв в понимании применения управленческих информационных систем между «технарями-программистами» и «гуманитариями-управленцами», вузы внедряют системы ERP-класса с целью дальнейшего создания учебно-методических пособий и специальных инструментальных средств поддержки учебного процесса. В дальнейшем это создает предпосылки для развития новых специальностей, с одной стороны, и для насыщения рынка востребованными специалистами, с другой. В этих целях в прошлом году Самарский государственный технический университет для организации учебного процесса на факультете автоматики и информационных технологий выбрал решение для автоматизации банковской деятельности компании «Диасофт». Использование системы в рамках учебных курсов должно помочь студентам адаптироваться к последующей работе в банковской среде и качественно повысить уровень их подготовки.

Системы менеджмента качества

Актуальность внедрения систем менеджмента качества (СМК) в сфере образования обусловлена широкомасштабным характером, который в последнее время приобрела образовательная деятельность. В этой связи возникает обоснованное беспокойство за качество и эффективность учебного процесса, и государство ставит перед образовательными учреждениями задачу повышения эффективности деятельности, а также задачу обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке образовательных услуг. Повышение качества образовательных услуг является стратегической целью не только с точки зрения государственных задач, но также и с точки зрения самих учебных заведений, поскольку СМК — это средство обеспечения их жизнедеятельности и дальнейшего развития на рынке.

Автоматизированные системы менеджмента качества в 2003 году были внедрены, например, в Новороссийской государственной морской академии и в Калининградском морском рыбопромышленном колледже. Также был завершен комплекс работ по подготовке этих учреждений к сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

e-learning

Для российских общеобразовательных учреждений сейчас разрабатывается достаточно широкий комплекс электронных учебно-методических комплексов, позволяющих поддерживать учебный процесс — в соответствии с требованиями министерства образования РФ и действующими образовательными программами. Подобные программные продукты включают хранилища учебно-методических материалов, редактор, позволяющий создавать и пополнять содержание информационных объектов, а также конструктор и плеер презентаций.

Кроме того, существуют онлайновые пособия для самих учителей общеобразовательных учреждений — например в области системного администрирования. Например, в Московском центре Федерации Интернет Образования был разработан учебный курс «Системный администратор школьной интернет-площадки» — для обучения школьных педагогов основам построения и администрирования школьных информационных сетей. Данное пособие было создано в рамках поддержки реализуемой Правительством России Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» и распространяется бесплатно.

Использование интернета в работе преподавателей, 2002 г.

Использование интернета в работе преподавателей, 2002

Источник: доклад Московского представительства Всемирного банка, 2003 г.

Интернет-решения

Выйти в интернет, в первую очередь, сейчас стремятся вузы, при помощи портала создавая единое информационное поле для педагогов, учащихся и административных структур. Наличие у учебного заведения подобного сайта, предоставляющего самую полную информацию по всем сферам и направлениям его деятельности, значительно упрощает образовательный процесс, делает его более гибким.

С одной стороны, подобное интернет-решение — это инструмент организации документооборота и гигантское хранилище корпоративной информации. С другой стороны, здесь студенты и сотрудники института могут обмениваться всей необходимой внутривузовской информацией — от расписания и лабораторных работ до внутренних приказов ректора. На институтском сайте может быть размещена лента новостей, поисковая система, а также многочисленные тематические форумы. Интернет-интранет-портал Горного института также включает огромную электронную библиотеку, насчитывает около миллиона научных изданий более чем на 20 иностранных языках. Библиотека оснащена системой поиска и заказа, по которой студенты могут найти интересующие их книги и статьи и заказать их, не отходя от компьютера.

Интернет-решения в российских школах, 2002 г.

Интернет-решения в российских школах, 2002

Источник: доклад Московского представительства Всемирного банка, 2003 г.

С этой же целью — формирования универсальной информационной среды, только уже на городском уровне, — в 2003 году был открыт информационный портал «Московское образование». Решение, ориентированное на повышение информационной эффективности московского образования, аккумулирует нормативно-правовую, справочную, аналитическую и консультационную информацию о московском образовании. Учредителем проекта «Московское образование» является Департамент образования города Москвы, осуществляющий государственную политику в сфере всех видов образования на территории столицы.

Подобного рода портал — «Информационный интерактивный портал образования и науки» — был запущен в конце 2003 года в Самарской области.

Аналитические решения

Поисково-аналитические комплексы, OLAP-системы, пакеты для бизнес-анализа поставляются в вузы с целью последующего использования в учебном процессе. Цель проектов по внедрению подобных комплексов (как, например, на факультете менеджмента и социально-информационных технологий Московского государственного университета культуры и искусства в прошлом году) состоит в обеспечении современной технологической подготовки выпускников, обучению их навыкам грамотного применения интеллектуальных компьютерных систем для решения профессиональных задач.

Наиболее широко распространенные на рынке и применяемые в сфере экономики OLAP-системы также активно использует «Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права», в учебных курсах по программам: «Электронный банк», «Банковские информационные системы», «Маркетинг банковских информационных систем» и др. Специально с этой целью на кафедре открыта Лаборатория информационных технологий и систем.

Технология единого госэкзамена

Проекты такого масштаба, как введение в школах единого госэкзамена (ЕГЭ), требуют четкой организации процесса: необходимо обработать огромное количество тестов в условиях жестких сроков. Для обработки результатов экзамена должна быть использована автоматизированная информационная система, которая позволит обеспечить необходимое шифрование данных и разграничить доступ к результатам единого госэкзамена на всем участке его проведения — от заполнения бланка экзаменационного листа выпускника до проверки работы и определения оценки. Данный процесс должен быть компьютеризован, чтобы осуществляться без вмешательства преподавателей — это позволяет минимизировать риск от субъективного подхода к выставляемой оценке.

Подобные технологии были опробованы в 2002 и 2003 году, по завершении экзамена министерство образования РФ совместно с ФАПСИ предполагали создать базу данных по свидетельствам о результатах ЕГЭ, с тем, чтобы работники вузов смогли потом проверить наличие в ней абитуриента и верность сведений о представленном им свидетельстве о ЕГЭ. Подобная база должна быть надежно защищена от хакеров, а также снабжена возможностью оперативной автоматизированной генерации случайных вариантов.

Видеоконференцсвязь

Рост интереса во всем мире к дистанционным формам обучения стимулирует заинтересованность компаний в продвижении техники видеоконференцсвязи. Правда, ее использование, учитывая невысокий, по мировым меркам, уровень жизни российских регионов, пока несколько тормозится — особенно в сфере образования. Пока что дорогостоящее оборудование этого класса осваивается бизнесом — в том числе и для организации коммерческих бизнес-тренингов.

Информатизация школ в России, 2002 г.

Информатизация школ в России, 2002

Источник: доклад Московского представительства Всемирного банка, 2003 г.

Wi-Fi

Первый прецедент запуска беспроводного доступа на основе Wi-Fi (стандарт 802.11b) в образовательном учреждении был зафиксирован в прошлом году. Первая в Восточной Европе университетская Wi-Fi-сеть была запущена в Нижегородском государственном университете имени Лобачевского при поддержке российских офисов Intel и Cisco Systems. Цель проекта предполагает введение новых курсов в программу обучения, а также расширение возможностей получения необходимой информации из университетской сети и интернета.

Wi-Fi-сеть в ННГУ построена на базе 24 точек беспроводного доступа, работающих в четырех корпусах университета. Они обеспечивают стабильную работу сети в радиусе от 20 до 50 метров, а ее топография рассчитана таким образом, чтобы покрыть максимальную площадь во всех публичных зонах, включая главный корпус университета, библиотеки, научные лаборатории и конференц-залы. На базе смонтированного оборудования будут проводиться учебные занятия по новым направлениям — например, по новым курсам «Принципы беспроводных технологий связи» и «Протоколы беспроводной передачи данных».

Согласно различным оценкам, стоимость подобного проекта может колебаться от $50 тыс. до $100 тыс. в зависимости от дополнительных расходов на получение необходимых документов и организацию наземной инфраструктуры. В данном случае процесс запуска сети значительно ускорило содействие таких солидных организаций, как представительство президента РФ в Приволжском федеральном округе и администрация губернатора Нижегородской области.

Виртуальные библиотеки

В 2003 году, по факту принятия решения о компьютеризации всех школьных библиотек России, из федерального бюджета и из региональных бюджетов планировалось выделить на этот проект по 1,5 млрд. руб. Параллельно эту задачу решают, каждая по своему, администрации регионов. Так, администрация Саратовской области в 2004–2010 гг. предполагает направить 20 млн. 878 тыс. рублей на создание компьютерной сети общедоступных библиотек. В рамках этой программы на базе областной универсальной научной библиотеки будет создан центр единой каталогизации, на базе трех областных библиотек — центры обучения и переподготовки кадров. С 2005 по 2010 гг. пройдет поэтапная компьютеризация общедоступных библиотек области. В результате реализации этих мероприятий к 2010 г. планируется компьютеризировать библиотеки всех муниципальных образований области. По данным регионального министерства культуры, по состоянию на январь 2003 г. 71% библиотек Саратовского региона не были компьютеризированы.

В настоящий момент впервые в России ведутся работы по созданию виртуального сводного каталога электронных ресурсов крупнейших библиотек — библиографических описаний и полнотекстовых документов. Проект осуществляется при содействии Партнерской программы институционального строительства (Tacis Institutions Building Partnership Programme — IBPP) Европейской Комиссии, выделившей на его реализацию грант в размере €589450, и координируется московским представительством Британского Совета.

В результате будет создан Российский информационно-библиотечный консорциум (РИБК), включающий Российскую государственную библиотеку (РГБ), Российскую национальную библиотеку (РНБ), Всероссийскую государственную библиотеку иностранной литературы, Парламентскую библиотеку и Научную библиотеку МГУ. Консорциум будет действовать совместно с Национальной библиотекой Шотландии, Прусской государственной библиотекой в Берлине и Итальянской национальной библиотекой в Риме. Данный проект спозиционирован как один из существенных шагов на пути к интеграции российских библиотечных ресурсов в мировое информационное пространство.

В сентябре 2004 года будет запущен виртуальный сводный каталог, который даст возможность интернет-пользователям осуществлять одновременный поиск по электронным каталогам библиотек-партнеров, в совокупности содержащим более чем 3 млн. библиографических описаний. Также они получат доступ к цифровым собраниям периодических изданий, карт, аудиоколлекциям и единственному в России электронному фонду кандидатских и докторских диссертаций, создающемуся сейчас в РГБ.

Мария Попова / CNews


1По комментариям московского представительства Всемирного банка, чтобы России достигнуть уровня Венгрии (9 учеников на 1 компьютер), понадобится вложить $1,5 млрд.

2Технология DViT, использующая для считывания координат курсора (пальца, маркера) миниатюрные видеокамеры, существенно повышает качество изображения систем, оборудованных сенсорными экранами, обеспечивает быстродействие и точность позиционирования курсора (реакции на нажатие).

Пример решения: Программное обеспечение Netop School для автоматизации обучения в компьютерном классе

Пример решения: Программное обеспечение Netop School для автоматизации обучения в компьютерном классеПроведение занятий, оказание помощи студентам и наблюдение за их работой — и все это, не вставая из-за учительского компьютера

Попытка обучения студентов в компьютерном классе с использованием традиционных инструментов может оказаться трудной задачей. Доска и проекторы обладают ограниченными возможностями и просто не подходят для проведения практических занятий. В этом случае NetOp School — это экономичное и эффективное решение проблем. NetOp School позволяет транслировать экраны преподавательского (или любого студенческого) компьютера одновременно на все компьютеры класса. Это фактически означает, что каждый из студентов получает «место в первом ряду». NetOp School также подходит и для виртуальных классов, в которых преподаватель и студенты находятся в разных помещениях, но их компьютеры подключены к сети.

Программный продукт NetOp School разработан датской компанией Danware и уже получил признание со стороны образовательных центров в Европе и США. Разработанный для поддержки практически любого учебного процесса, осуществляемого с применением компьютеров, NetOp School успешно применяется в школах, высших учебных заведениях, курсах повышения квалификации, негосударственных учебных центрах. Для проведения корпоративных тренингов и презентаций NetOp School используется многими крупными компаниями, для которых особо важна постоянная переподготовка сотрудников. Кроме того, продукт может использоваться в качестве платформы для организации удаленного обучения через интернет.


Подробное описание системы

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS