Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Инна Плотникова: Обновление содержания курсов должно происходить минимум раз в год

Инна Плотникова
Рынок специализированного образования в области ИТ и телекоммуникаций активно развивается. Вместе с увеличением интереса аудитории к учебным курсам этого направления растет и средний уровень подготовки отечественных специалистов, работающих с западным телекоммуникационным оборудованием. Возросший уровень преподавания в этом сегменте отмечает Инна Плотникова, президент DIAMOND Communications.

CNews.ru: Какова ваша экспертная оценка основных тенденций 2003 года на рынке специализированного образования в области ИТ и телекоммуникаций?

Инна Плотникова: Растет спрос, цены растут. За последнее время в России было создано много телекоммуникационных сетей, информационных систем. В результате и бизнес, и государственные структуры испытывают ощутимую нехватку персонала для работы с новым оборудованием.

CNews.ru: Как вы оцениваете динамику спроса на достаточно дорогие (для отечественного рынка) курсы по работе с западным оборудованием?

Инна Плотникова: Динамика, на мой взгляд, положительна. Конечно, есть приливы и отливы, но тенденция прослеживается достаточно отчетливо. По нашему опыту, обновление содержания курсов должно происходить минимум раз в год — слишком велики темпы внедрения новых технологий в России. Здесь мы обгоняем Запад, и это один из признаков хорошего учебного центра. Посмотрите, насколько часто центр обновляет свои программы, и вы определите, стоит ли иметь с ним дело.

Что касается цен, то здесь не все зависит от нас. Стоит только подсчитать, во что обходится аренда и оборудование одного рабочего места слушателя, и станет ясно, что цены должны быть примерно одинаковы у самых разных учебных центров. Поэтому сейчас на первый план выходит не стоимость обучения, а его качество. Именно по этому критерию слушатели и руководство ИТ-отделов выбирают, в каком центре учиться. А сэкономить три-пять тысяч рублей и не получить в результате качественного обучения — это фактически выбросить деньги на ветер.

CNews.ru: Насколько, на ваш взгляд, за последние годы повысился уровень подготовки отечественных специалистов, работающих, например, с оборудованием Cisco, Definity, Motorola?

Инна Плотникова: Уровень квалификации специалистов, работающих с западным оборудованием, за последние три-четыре года существенно возрос. Это связано, в первую очередь, с расширением кругозора инженеров. Практически каждый из наших слушателей уже сертифицировался по какому-либо оборудованию, работал с ним. Позже он либо перешел на другую работу, либо его организация установило новое оборудование. Поэтому сейчас, в отличие от ситуации пятилетней давности, преподавание ведется на существенно более высоком уровне.

Правда, с другой стороны увеличился и «разброс» в уровне знаний. На первом занятии мы стараемся выявить и сгладить такую неравномерность в начальной подготовке за счет индивидуальной работы. Хотя на самом деле это задача специальных пропедевтических курсов.

CNews.ru: Какие именно из представляемых вами учебных курсов пользовались в 2003 году наибольшей популярностью аудитории?

Инна Плотникова: Очень популярны интегрированные курсы, разработанные для конкретных заказчиков. Здесь учитываются особенности построения той или иной инфокоммуникационной системы, перспективы ее развития, организация бизнес-процессов. Все это позволяет нашим заказчикам в короткие сроки подготовить целую группу специалистов, нацеленных на решение конкретных корпоративных задач. Интересно, что подобные интегрированные курсы привлекательны для очень широкого круга заказчиков — от государственных учреждений, финансовых структур до операторов связи и корпоративных ИТ-отделов. По-прежнему популярными остаются курсы, посвященные актуальным технологическим направлениям, и циклы занятий, направленные на повышение персональной квалификации слушателей.

CNews.ru: Отмечаете ли вы рост интереса к подобным учебным программам в регионах? Насколько активно развивается здесь направление обучения технологиям, по сравнению, скажем, с бизнес-менеджментом или информационной безопасностью?

Инна Плотникова: Необходимо сказать, что наш центр сетевых технологий, на базе которого проходит обучение, ориентирован, в том числе, и на регионы. Это связано со спецификой деятельности компании DIAMOND Communications, которая занимается построением инфокоммуникационных систем как раз в регионах. Поэтому вполне естественно, что значительная часть наших слушателей приезжает с периферии, где остро ощущается нехватка соответствующих центров обучения.

Что же касается «технологического» направления, то, как видно из перечня наиболее популярных курсов, оно сейчас очень интенсивно развивается. Тематику таких курсов легко предугадать на год-полтора вперед. В зависимости от того, какие технологии и оборудование наиболее востребованы, такой же тематики учебные курсы и будут пользоваться популярностью. Например, сейчас актуально направление IP-телефонии.

CNews.ru: Несколько лет назад большие надежды возлагались на дистанционное обучение, правда, сегодня эта тема обсуждается более вяло. Как вы оцениваете перспективы развития ДО в России в ближайшие годы? Целесообразно ли, на ваш взгляд, переводить в дистанционный режим курсы по изучению оборудования?

Инна Плотникова: Только отчасти. Нужно учитывать, что дистанционное образование в нашей стране находится на самой начальной стадии своего становления. Безусловно, такая форма обучения очень прогрессивна, дает хорошие результаты, приносит экономию, но при одном условии — дистанционное обучение должно быть частью общего учебного процесса. Я не стану здесь приводить примеров перегиба с ДО на Западе, они слишком хорошо известны.

Сейчас очевидно, что внедрение ДО в учебный процесс должно сопровождаться не только переводом методических материалов в электронную форму, но также разработкой принципиально новых методик. Главное, должна быть разработана концепция, в которой, исходя из образовательных целей, будет определено — какая часть процесса обучения переводится в дистанционную форму. Это долгий и трудный путь, на котором полно рутины. Видя этот непочатый край работы, глаза «энтузиастов от ДО» сразу начинают как-то тускнеть.

Тем не менее, есть целый ряд направлений, где дистанционное обучение сразу может принести выгоду, как для слушателей, так и для учебного центра. В первую очередь, это предварительное тестирование слушателей для набора групп, более однородных по уровню подготовки. Наш опыт показывает, что эффективность занятий в таких группах существенно выше, чем в «разношерстных». Второе направление — пропедевтические курсы, т.е. курсы, направленные на то, чтобы дать учащимся элементарные базовые элементы в какой-то конкретной области. На их основе далее можно строить специальные курсы очного обучения. Третье направление — презентация курсов.

Кто-то сказал, что прежде чем прочесть учебник, нужно прочесть его оглавление. То же самое можно сказать о любой форме обучения. Просматривая презентацию курса, потенциальный слушатель отчетливо сможет понять и степень своей квалификации, и необходимость прохождения этого курса. Сколько времени и денег было бы сэкономлено, если бы все учебные программы имели такие презентации! Ведь подчас происходят смешные случаи — например, специалисты по классической телефонии приезжают на курс по IP-телефонии, очень слабо представляя, как работает IP-сеть.

CNews.ru: Какие тенденции на российском рынке ИТ-образования, по вашим ожиданиям, будут преобладать в ближайшие годы?

Инна Плотникова: Давайте не будем рассматривать академическое образование, которое дают в университетах. Эта система обеспечивает базовую подготовку и развивается по своим законам. На мой взгляд, ей не хватает оперативности, но с другой стороны она и не предназначена для того, чтобы немедленно откликаться на все новшества хай-тека. Оперативное реагирование на потребности рынка возложено обществом как раз на учебные центры дополнительного образования, например, такие, как наш.

Мне думается, что через несколько лет наиболее «продвинутые» центры приобретут самостоятельный образовательный статус. Количество курсов растет, качество преподавания повышается, материальная база расширяется. Количество обязательно перейдет в качество. Нет, мы не собираемся заменять традиционный вуз. Но недалек тот день, когда студент, заканчивающий учебное заведение, параллельно будет заканчивать и наш учебный центр, и одновременно с дипломом получит и наш сертификат. В результате он будет готов к практической работе сразу по окончанию вуза. Положительные примеры такого пути имеются — у нас в компании работают много молодых людей, которые его прошли. Это позволяет существенно сократить сроки «вхождения» молодых специалистов в свою специальность.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед вашим учебным центром в 2004 году?

Инна Плотникова: Наш центр сетевых технологий существует более 6 лет. Мы располагаем очень квалифицированным персоналом. При этом занятия ведут не только преподаватели самого центра, но и практики, которые прощупали ту или иную «железку» до последнего винтика и знакомы со всеми нюансами ее работы. Наш принцип — мы учим тому, что знаем сами, а знаем мы о том или ином оборудовании все. Это результат нашей активной работы в партнерских программах ведущих мировых вендоров.

В числе первоочередных задач центра мы рассматриваем расширение тематики курсов за счет не только технологических и телекоммуникационных направлений, но также за счет информационных систем. Это очень актуальная тема, и здесь мы планируем приложить максимум усилий. Второе направление — разработка целого ряда авторских курсов по новым технологиям и поставка авторизованных курсов от наших партнеров-вендоров. Ну, и конечно, выполнение стратегических задач, в том числе, внедрение элементов дистанционного образования в учебный процесс.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS