Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Дмитрий Изместьев: Перспектив у дистанционного обучения в чистом виде практически не существует

Дмитрий Изместьев
Актуальные тенденции на рынке специализированного образования для ИТ-специалистов, а также перспективы дальнейшего развития этого сектора в ближайшие годы комментирует в интервью CNews.ru Дмитрий Изместьев, директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ».

CNews.ru: По вашей статистике, какого рода учебные программы и тренинги вызывали наибольший отклик аудитории в 2003 году?

Дмитрий Изместьев: Безусловным лидером в области обучения специалистов информационным технологиям остается Microsoft. Интересной тенденцией является то, что курсы по новым продуктам этой компании начинают пользоваться популярностью лишь через год-полтора после появления на рынке самих систем. Так, курсы по Microsoft Windows 2003 только сейчас входят в моду. Общей тенденцией рынка также стало развитие курсов по информационной безопасности. Приятно, что программа Security Certified Program (SCP), авторизованным центром которой мы являемся, стала набирать популярность в России.

За последний год в нашем центре существенно выросли объемы обучения по продуктам компании Oracle. Здесь мы используем фирменные учебники компании ITCourseware, стремясь обеспечить нашим слушателям высокое качество курсов по сравнительно низкой цене. Быстрыми темпами развивалось новое направление авторизованного обучения для специалистов по технологиям Java и J2EE, а также курсы по серверам приложений. Большой популярностью пользовались наши курсы по управлению проектами, которые мы разрабатываем совместно с высококлассными специалистами-практиками Департамента Управления Проектами ЛАНИТ. Думаю, рынком были оценены и сами наши усилия по модернизации курсов этого направления, и признание наших заслуг со стороны Project Management Institute (PMI). Также замечу, что в прошедшем году мы стали единственным в России авторизованным учебным центром BEA Systems.

CNews.ru: Из вашей практики, не теряют ли сейчас популярность долгосрочные программы обучения на фоне активного продвижения на рынке формата двух- или трехдневных тренингов?

Дмитрий Изместьев: Напротив, предложение краткосрочных учебных программ на рынке сейчас очень велико, а вот длительного и качественного обучения явно не хватает. Конечно, авторизованные 5-дневные тренинги очень эффективны. Но для того, чтобы слушатель мог получить серьезную сертификацию, ему нужно пройти несколько таких курсов, а чтобы стать по-настоящему высококлассным специалистом, лучше получить несколько сертификаций в разных областях. Для многих такой путь невозможен: курсы стоят дорого, а обучение проводится в дневные часы.

На мой взгляд, именно долгосрочные программы высшего образования должны готовить будущих специалистов. К сожалению, здесь есть свой негативный момент — студенты, получив диплом, занимают на рынке самые начальные позиции, так как не имеют ни сертификаций, ни практического опыта. Специалисты, привлеченные карьерой в области ИТ, вынуждены осваивать профессию самостоятельно или обучаться в течение нескольких месяцев на краткосрочных авторизованных тренингах. Альтернативы практически нет.

Программу двухгодичной подготовки ИТ-специалистов высокого уровня мы запускаем с осени 2004 года совместно с факультетом ВМиК Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. В ходе обучения слушатели смогут получить как теоретическое образование, качеством которого знаменит Московский Университет, так и специальные знания, предоставляемые авторизованными курсами. Большой объем практических работ, предусмотренных данной программой, обеспечит слушателям приобретение устойчивых практических навыков. После успешной сдачи экзаменов выдается диплом государственного образца от имени МГУ и два международных сертификата от таких авторитетных организаций, как Microsoft, Linux Professional Institute и других. Мы надеемся, что наша новая инициатива заполнит вакуум между вузовским образованием и краткосрочными тренингами, позволяя слушателям получить квалификацию, востребованную рынком и подтвержденную дипломами, за сравнительно небольшую цену.

CNews.ru: Еще несколько лет назад большие надежды возлагались на дистанционное обучение, но сегодня эта тема обсуждается гораздо более вяло. Как вы оцениваете перспективы развития ДО в России в ближайшие годы? Какова стратегия «Сетевой Академии ЛАНИТ» в вопросе развития ДО?

Дмитрий Изместьев: Мне кажется, что перспектив у дистанционного обучения в чистом виде практически не существует — по крайней мере, на корпоративном рынке. Период увлечения идеей экономии средств, за счет отказа от очного обучения и перехода на дистанционное, прошел. Компании постепенно начинают осознавать, что развитие системы дистанционного обучения на предприятии — это долгий инвестиционный процесс, который окупается лишь через несколько лет. Обучение под руководством инструктора было и остается наиболее эффективным методом повышения квалификации. Если на очном курсе профессиональный тренер легко определит, кто из слушателей недостаточно понял материал, у кого остался невысказанный вопрос, кому нужна помощь в выполнении упражнения и т.п., то в случае дистанционного обучения возможности общения со слушателями у инструктора ограничены. Соответственно, он не может гибко реагировать на запросы аудитории.

Кроме того, в ходе дистанционного обучения часто возникает серьезное препятствие — недостаточная мотивация студентов. Существующие курсы ДО во многом напоминают просто чтение электронной книги. Согласитесь, найдется немного людей, которые хорошо выучили английский язык по книжке. Большинство бросает обучение на середине. Откуда тогда берется предположение, что информационные технологии можно освоить дистанционно? Роль практики в изучении компьютерных систем очень велика. И это еще одно важное соображение, стоящее на пути внедрения систем дистанционного обучения по ИТ.

Вопреки мнению о том, что дистанционное обучение дешево, внедрение полноценной системы ДО на предприятии — удовольствие дорогое. В дальнейшем, когда система внедрена, разработаны необходимые курсы и система мотивации персонала, обучение каждого сотрудника обходится в сравнительно небольшую сумму. Однако позволить себе внедрение программного продукта, которым реально будут пользоваться сотрудники, пока могут лишь немногие компании. Большинство либо использует малоэффективные системы, либо проходит очные тренинги.

Разумеется, центры обучения информационным технологиям, в том числе и «Сетевая Академия ЛАНИТ», предлагают часть учебных услуг в дистанционном формате. Но в России, как и во всем мире, вопрос о дистанционном обучении постепенно уходит на второй план, и все чаще учебные центры и клиенты начинают говорить о смешанной форме обучения. Прохождение простых курсов в дистанционной или заочной форме сопровождается последующим очным обучением на продвинутых курсах, где нельзя обойтись без непосредственного общения с преподавателем. Надеюсь, что внедрение нашей новой системы дистанционного обучения, которое планируется в этом году, позволит клиентам оценить преимущества смешанной формы обучения на собственном опыте.

CNews.ru: Насколько актуальна, на ваш взгляд, тенденция к запуску совместных программ различных учебных центров? Заинтересован ли в подобных консолидационных акциях рынок?

Дмитрий Изместьев: Информационные технологии — продукт высокоинтеллектуальный. А это значит, что компании, занимающиеся производством подобной продукции, рано или поздно осознают необходимость создания собственных программ обучения, а часто и собственного учебного центра. Но образовательный бизнес — не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Оказывается, что хороший специалист-технарь не может донести свои знания до аудитории, что для организации обучения нужны соответствующие кадровые ресурсы, что под учебный класс необходимо выделить отдельное, хорошо оборудованное помещение и т.п. В результате, подобные акции часто становятся «планово убыточными». Как и в любой другой деятельности, оказывается, что обучением должны заниматься профессионалы.

Именно здесь я вижу возможности для совместных акций. Если учебный центр создается в рамках компании для того, чтобы обеспечить «полный комплект услуг», то и для компании, и для клиента выгоднее проводить обучение совместно с существующим учебным центром, занимающимся исключительно образовательной деятельностью. Подобный успешный проект мы инициировали в прошлом году с компанией «Инфотекс». Выиграли все — и клиенты, получившие более качественную услугу, и компания-производитель, для которой была создана полноценная программа обучения и сертификации, соответствующая международным стандартам авторизованного обучения, и наш учебный центр, получивший возможность предложить более полный комплект образовательных услуг.

CNews.ru: Какая доля аудитории «Сетевой Академии ЛАНИТ» приходится на розничных студентов и какая — на заявки по проведению корпоративных тренингов?

Дмитрий Изместьев: Мы ориентируемся на работу со средними и крупными компаниями. Частные лица составляют менее 5% наших слушателей. Наша специализация — авторизованное обучение, которое по определению является наиболее качественным на рынке образования и, соответственно, стоит недешево. Чтобы сделать наш центр удобным именно для корпоративных заказчиков, мы стремимся поддерживать высокий уровень квалификации преподавателей и широты их кругозора, ориентируем менеджеров именно на работу с корпоративными заказчиками, уделяем большое внимание полноте оказываемых услуг.

CNews.ru: Как часто вы разрабатываете индивидуальные программы обучения для корпоративных заказчиков? В целом, востребована ли подобная услуга рынком?

Дмитрий Изместьев: Если посмотреть на динамику роста различных направлений, то за 2003 г. наиболее впечатляющий прогресс заметен в нашей графе «Прочие курсы». В эту категорию попадают как раз специально разработанные для корпоративных заказчиков программы. Доля таких курсов в общем объеме увеличилась в несколько раз. Возрастающий интерес к специальным программам обучения, составленным с учетом пожеланий корпоративных заказчиков, — характерная черта последних лет развития рынка ИТ-образования.

Работа по созданию собственных курсов, выполненных по стандартам авторизованного обучения, началась в нашей компании еще в 1997 г. Тогда была разработана система обучения для пользователей, получившая одобрение компании Microsoft. В 2002 г. мы реализовали еще более масштабный проект, самостоятельно разработав программу обучения и сертификации для компании Intel. В результате был наработан бесценный опыт по созданию курсов, удовлетворяющих самым серьезным требованиям. Наверное, наиболее масштабный проект подобного рода был реализован в прошедшем 2003 г., когда по специально созданным программам были обучены сотрудники Госкомстата России более чем из 80 регионов. Подобные проекты, но в меньших масштабах, реализуются и с другими заказчиками.

Мы также активно предлагаем услугу по построению индивидуальных программ обучения в масштабе предприятия. При том, что курсы предлагаются стандартные, каждый сотрудник проходит обучение только по тем программам, которые ему действительно необходимы. Реализовать процесс позволяет система корпоративного тестирования, разработанная «Сетевой Академией ЛАНИТ» несколько лет назад.

CNews.ru: Какие тенденции на российском рынке ИТ-образования, по вашим ожиданиям, будут преобладать в ближайшие годы?

Дмитрий Изместьев: В области ИТ-обучения в ближайшее время заметно вырастет конкуренция за счет появления новых небольших учебных центров. Думаю, что, несмотря на это, крупные игроки будут пытаться удержать цены на существующем уровне, а возможно, даже немного поднимать их. Соответственно, в борьбе за клиентов большое внимание будет уделяться качеству обучения и организации учебного процесса. Последнее время заметно влияние вузов на подготовку ИТ-специалистов. Если раньше основными клиентами авторизованных курсов становились уже работающие специалисты, то в ближайшие годы акцент будет смещаться в сторону полноценной подготовки «новичков».

Доля курсов, разработанных специально под потребности заказчика, будет продолжать расти. Эта же тенденция, думаю, проявится в более тесной интеграции тестирования в процесс обучения. Возможность сдавать экзамены до и после обучения позволит предприятиям более четко планировать программы переподготовки персонала, выбирать наиболее эффективные формы обучения — очное, дистанционное или самообучение, а также планировать бюджет. В свою очередь, стандартный метод оценки квалификации ИТ-персонала — т.е. сертификации, несколько потерявшие в последнее время свою популярность, будут пытаться вернуть былые позиции. Скорее всего, в борьбе за повышение значимости сертификаций будет уделяться все больше внимания новым технологиям тестирования специалистов, выработке строгих правил прохождении экзаменов.

CNews.ru: Что вы ждете от начавшегося 2004 года? Планируете ли расширение форм, методов, направлений работы?

Дмитрий Изместьев: Хотя 2004 год високосный, мы ждем от него только хорошего. Наш учебный центр постоянно развивается, появляются новые направления обучения, авторизации. В этом году будет запущена в эксплуатацию новая дистанционная система, которая позволит нашим клиентам более гибко выбирать формы обучения. Также мы планируем продолжать работы по развитию собственных курсов, с целью выполнения сложных проектов для крупных заказчиков.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS