ITC EDUCATION

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Авторизованным учебным ИТ-центрам тоже нужна СМК

Авторизованным учебным ИТ-центрам тоже нужна СМКАвторизованное обучение само по себе принято считать синонимом качества. Учебные центры всегда подчеркивают, что их программы соответствуют международным стандартам. Однако единственным на сегодня признаком действительно качественного обучения может служить внедрение в учебном центре системы менеджмента качества (СМК), освоенной уже почти всеми другими сферами ИТ-бизнеса.

Специфика обучения информационным технологиям заключается в необходимости оперативного реагирования на быстрые изменения в программном и аппаратном обеспечении. Циклы обучения не могут превышать характерных сроков обновления программных и аппаратных продуктов. На сегодняшний момент продолжительность цикла составляет не более 2-х лет. Выдержать такой темп изменений учебных программ возможно лишь с использованием методологии авторизованного обучения. Суть последнего заключается в том, что методические учебные разработки осуществляются теми компаниями (вендорами), которые и создают программные и аппаратные продукты. Вендоры также сертифицируют производство учебных курсов и материалов согласно требованиям стандартов качества.

Многие авторизованные учебные центры при ведении рекламных кампаний используют заявления о том, что обучение в их УЦ безусловно соответствует международным стандартам качества. Так ли это на самом деле? Большинство руководителей учебных центров настолько уверовали, что авторизованное обучение — это синоним качества, что даже не подвергают эту догму сомнению. Действительно, авторизованное обучение может служить базисом для обеспечения качества учебного процесса. Но не более того. Не существует гарантий, что на хорошей почве не вырастут сорняки. И, к сожалению, на плодородной почве авторизованного обучения часто произрастают центры, которые, на самом деле, профанируют базисные идеи авторизованного обучения. Структуры некоторых авторизованных учебных центров не имеют даже учебных отделов, и это никого не удивляет. Интересно, а есть ли хотя бы одна софтверная компания, в которой нет отдела разработки? Вряд ли. Обычная практика авторизованных учебных центров заключается в продаже хороших и не очень хороших преподавателей (чаще хороших). А как же сам учебный процесс? Методическая работа? Воспитание преподавателей? Никак — хотя все это на фоне громогласных заверений о качестве обучения.

Пожалуй, единственным на сегодня признаком действительно качественного обучения может служить внедрение системы менеджмента качества (СМК). Создается парадоксальная ситуация: мода на внедрение СМК в соответствии с международными стандартами проникла уже почти во все сферы ИТ-бизнеса, например, в производство компьютеров, создание программного обеспечения. Но в области обучения ИТ об этом вспоминают только тогда, когда сами начинают проводить обучение по СМК. При том, что компьютеры и программные продукты влияют на мировоззрение людей опосредованно, а обучение — как раз напрямую воздействует на умы слушателей. Некачественное обучение не только не помогает, а даже наносит вред, от которого избавиться будет очень непросто.

Внедрение СМК в учебном заведении предполагает, что руководство компании в деталях понимает суть педагогического процесса. В действительности же, нередка ситуация, когда коммерческими учебными центрами руководят специалисты по продажам, имеющие весьма смутное представление о методиках преподавания и не прочитавшие ни одной книги по педагогике. Не зная предметной области услуги, внедрять СМК бессмысленно. СМК вынуждает руководителей учебных центров повернуться лицом к педагогической составляющей образовательной услуги.

Цель любой качественной услуги — добиться регулярного воспроизводства основных параметров всех процессов. Но, на наш взгляд, занимаясь только воспроизводством с использованием чужих схем и методических наработок, невозможно глубоко разобраться в самом предмете. Необходимо не только следовать чужим (пусть даже хорошим) рекомендациям, но и самим создавать собственные курсы, методики, формы и виды образовательных услуг, т.е. нужно переходить к производству.

В то же время, специалисты в области управления качеством достаточно четко разделяют близкие и взаимосвязанные понятия качества продукции или услуг и системы менеджмента качества. «Строго говоря, сертификация на соответствие требованиям ISO 9001:2000 не является сертификацией качества продукции и вовсе не гарантирует автоматически высокого качества продукции как таковой, говорит CNews.ru Сергей Коновалов, директор департамента обеспечения качества компании РБК СОФТ. — Внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, гарантирует стабильное качество производимой продукции и оказываемых услуг — постоянно улучшающееся, вследствие совершенствования всех жизненно важных видов деятельности. Поскольку авторизованное обучение базируется на методических и дидактических материалах, подготовленных высокопрофессиональными тренерами-методистами компаний вендоров, а само обучение проводят сертифицированные, т.е. прошедшие специальную подготовку тренеры-преподаватели, безусловно, качество авторизованного обучения можно считать высоким. Высокое качество обучение — это, в том числе, обучение по актуальным, востребованным потребителем программам. Это учет пожеланий обучаемых, отражение этих пожеланий в новых программах. Отступление от «догм» авторизованного курса может, как повысить, так и понизить конечное качество обучения. Таким образом, динамика жизненного цикла авторизованного обучения, без специальных мер по обеспечению гарантий положительных изменений, может и не обеспечить ожидаемого высокого качества образовательных услуг. Поэтому система менеджмента качества здесь может рассматриваться как некий гарант постоянных позитивных изменений образовательных программ и курсов от исходного высококачественного уровня авторизованных курсов».

В итоге, сертификация согласно стандартам ISO 9000, конечно, не является панацеей от всех бед и не может быть самоцелью. Но при наличии понимания сути образовательного процесса внедрение СМК является мощным инструментом в создании и постоянном улучшении настоящей образовательной услуги.

Сергей Третьяков
ITC Education

Вадим Богданов: Обучение на 80% заключается в систематизации уже известной информации

Вадим БогдановНа вопросы CNews.ru отвечает Вадим Богданов, руководитель компании «Богданов и партнеры».

CNews.ru: Какие основные тенденции на отечественном рынке бизнес-образования вы могли бы выделить в настоящий момент?

Вадим Богданов: Заметен явный рост этой области образовательного рынка, причем он обусловлен не только улучшением экономической ситуации в стране, как считают многие. На мой взгляд, компании уже поняли, что применение эффективных управленческих технологий дает реальное сокращение затрат и сроков выполнения проектов, и готовы инвестировать в это.

Обратная сторона медали — появление множества некачественных услуг, предложение которых рассылается спаммерским методом. Хочется предостеречь всех от услуг так называемых «бизнес-тренеров», обучающих и НЛП, и продажам, и управлению временем, и управлению проектами. Не стоит гнаться за дешевыми услугами, и всегда при выборе тренера стоит обращать внимание на его вес в профессиональных кругах.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS