Совместный проект При поддержке
 Ассоциация Российских Банков Журнал "Банки и технологии"


Геннадий Заманский: в IT-расходах российских банков сильный перекос в пользу безопасности

Своими откровенными взглядами на перспективы интернет и CRM-технологий на отечественном банковском рынке с CNews.ru поделился директор отделения банковских технологий компании "ФОРС".

CNews.ru: Каковы на ваш взгляд основные тенденции на рынке банковской автоматизации? В чем отличие сегодняшней ситуации от докризисного положения дел?

Геннадий Заманский: Нам представляется, что сегодня - в отличие от докризисного периода - наблюдается некоторая тенденция к специализации банков. Если раньше все без исключения банки заявляли о себе, что они являются универсальными (то есть, по меньшей мере, стремились к универсализации), то теперь нередко доводится услышать, что банк собирается усиленно развивать или инвестиционную деятельность, или обслуживание частных лиц, или кредитование малого бизнеса, или что-то еще. Правда, пока это лишь тенденция. На рынке банковской автоматизации это тоже сказывается. Все чаще и чаще банк, вознамерившийся развивать какой-то один сектор деятельности, начинает искать не АБС в целом, а конкретную функциональность для поддержания стратегического направления своего развития (считая при этом, что общезначимые функции у него худо-бедно прикрыты и, поскольку с ними он не связывает никаких стратегических задач, то и тратить на перестройку этих базовых функций время и деньги также не стоит).

Но мы не зря отметили выше, что специализация банков представляет собой пока лишь тенденцию. А это означает, что избранные банками для себя направления развития в большинстве случаев еще не стали основными "добывающими" подразделениями. А коль скоро это так, то и финансирование их развития чаще всего строится по принципу "от достигнутого". В результате время от времени какой-нибудь банк, решивший стать, например, инвестиционным, начинает рыскать по рынку в поисках блока работы с ценными бумагами по цене $5-10 тыс. (разумеется, в наиболее передовой реализации), да еще и просит пристыковать этот блок к какой-нибудь старозаветной Btrieve-системе, используемой им в качестве основного опердня. Нечего и говорить о том, что ничего хорошего из этого не получается.

CNews.ru: Продолжая тему IT-бюджетов, каков, по вашим оценкам, средний годовой IT-бюджет российского банка?

Геннадий Заманский: Банковский бизнес представляет собой ту весьма редкую разновидность бизнеса, основной производственный процесс которой заключается в обработке информации (поскольку денежные средства в безналичной форме - это просто те или иные информационные массивы). В свете этого факта любая АБС для банка - это в первую очередь средство производства, причем основное средство производства. Наверное, никто не будет оспаривать тот факт, что вложения в средства производства и их постоянная модернизация являются ключевым фактором конкурентоспособности любого производства - в том числе и банковского. Однако для российских банкиров подобная аргументация почему-то не вполне очевидна - многие продолжают по старинке считать АБС лишь средством получения внешней отчетности. Непонятно, правда, что же тогда считать средством производства (им самим, видимо, тоже непонятно и в судорожных поисках надлежащего направления внутренних инвестиций они начинают... спонсировать автогонки, телевизионные игры, организовывать гастроли зарубежных звезд эстрады, или, на худой конец, просто закупать впрок банкоматы и оборудование для распознавания образов). А так как банки наши не отличаются сверхвысокой капитализацией, то, поиздержавшись на рекламных и промоушн-акциях, на ИТ им приходится экономить. В результате свои вложения в средства автоматизации они стараются ограничивать цифрой в 1-2 тыс. долларов в пересчете на рабочее место - и то лишь в ходе выполнения тотальных проектов технического перевооружения (а в промежутках - в 10 раз меньше). Между тем западные банки не столь часто спонсируют автогонки, но вкладывают при этом в ИТ-инфраструктуру от 10 до 50 тыс. долларов в пересчете на одно рабочее место в год.

CNews.ru: Многие компании объявили хитом 2002 года в России CRM-системы. Как вы оцениваете перспективы внедрений подобного рода продуктов? Как скоро начнется массовое внедрение?

Геннадий Заманский: Сдается мне, что в большинстве своем это компании, слабо представленные на банковском рынке и не имеющие собственных разработок, но активно стремящиеся туда проникнуть. Дело в том, что это сейчас модно на Западе (а значит, легче всего продается и в России). В то же время, есть несколько готовых западных CRM-систем (можно записаться в дистрибуторы). Если же говорить о реальной потребности российского рынка в CRM-технологиях, то она пока, увы, достаточно узка (а в западном понимании этой технологии - вообще близка к нулю).

Чем вызван подобный пессимизм? Попытаемся объяснить. CRM в западном понимании этого термина - это автоматизированный проактивный анализ потребностей клиента в тех или иных услугах с последующей (также автоматизированной) рассылкой соответствующих предложений. Проще говоря, при помощи CRM западные банки ищут кому бы из огромного количества частных клиентов предложить кредит (разумеется, без залога) - предложить именно вот сейчас, да так предложить, чтобы клиент его взял. Для наших же банков, увы, подобного рода технологии пока могут представлять лишь сугубо общеобразовательный интерес (полгода тому назад я попал на один круглый стол, где обсуждались перспективные направления развития банковского бизнеса в России - ох и досталось же там бедному "Русскому Стандарту", активно занимающемуся кредитованием частных лиц). Массовое внедрение CRM начнется как только нашим банкам станет "деньги некуда девать", а вот массовые продажи вполне могут начаться и раньше - все зависит от активности сэйлсменов.

CNews.ru: Некоторые разработчики систем уверяют, что сегодня главное в АБС не ее производительность, а гибкость. Вы согласны с тем, что проблема производительности уже полностью решена? Какие новые задачи, на ваш взгляд, сейчас стоят перед разработчиками АБС?

Геннадий Заманский: Если бы производительность была более не важна, то банкам-заказчикам можно было бы рекомендовать массовый переход на Microsoft Excel как на наиболее гибкое решение. На самом деле производительность является достаточно фундаментальным фактором и рассчитывать на то, что она потеряет свое значение в обозримой перспективе, не приходится. ИТ-бюджеты банков (с относительно большой долей затрат на железо) это только подтверждают. Совершенно очевидно также и то, что повышенной гибкости софта можно достигнуть лишь с ущербом для производительности (и наоборот). Поэтому если кто-то из разработчиков уверяет нас в первостепенной важности гибкости (при относительной неактуальности производительности), то заказчику следует с удвоенной осторожностью отнестись к поставляемым этим разработчиком решениям именно с точки зрения их производительности (представив себе на минуту десятикратное увеличение своих затрат на технику).

В числе наиболее актуальных ИТ-задач, стоящих перед банками (а не перед разработчиками, которые время от времени позволяют себе выдвигать те задачи, которые именно им, разработчикам нравятся, а потом еще и стараются навязать эти задачи рынку как якобы актуальные для него) нам хотелось бы отметить, во-первых, создание централизованных и технологически прозрачных ИТ-инфраструктур для нужд многофилиальных банков (речь идет не об умозрительных построениях, а о решениях, находящихся в пределах реальных технических и финансовых возможностей заказчиков). Во-вторых, по нашему мнению, одной из наиболее актуальных задач сегодня является поддержка множественности стандартов учета (и прогнозирования!), включая схемы управленческого учета. Опять-таки речь идет не о теоретических конструкциях, а о решениях, лежащих в пределах организационных и временных возможностей потенциальных заказчиков.

CNews.ru: Давайте поговорим о проблемах безопасности. По мнению некоторых обозревателей, российские банки, не сталкиваясь с серьезными атаками на свои системы безопасности решили экономить на этой статье расходов. Ваша компания занимается вопросами информационной безопасности в банковской сфере? Насколько, по-вашему мнению, банковские системы защищены от внутренних и внешних угроз?

Геннадий Заманский: А по нашему мнению это мнение обозревателей просто проинспирировано производителями систем безопасности. На самом деле, если сопоставить ИТ-бюджеты наших банков с их затратами на безопасность, то на фоне соответствующих пропорций западного рынка в России обнаружится сильный перекос в пользу безопасности. Наша компания, разумеется, уделяет вопросам информационной безопасности определенное внимание (в частности, наши решения были сертифицированы в одном из банков по стандарту С2), но основным профилем деятельности нашей фирмы это не является. Степень же защиты банка от внутренних и внешних угроз, на наш взгляд, пока в России определяется в первую очередь просто элементарной способностью банка следовать установленным регламентам и ресурс уже существующих в банке систем безопасности здесь, как правило, далеко не выбран.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития рынка услуг интернет-банкинга в России? Какие меры, на ваш взгляд, способны стимулировать развитие этого сегмента? Предлагаете ли вы решения в данной сфере?

Геннадий Заманский: Перспективы развития интернет-банкинга мы оцениваем скорее пессимистически, но не видим здесь особых причин для печали. Зачем при этом еще и стимулировать развитие этого сегмента, вообще не очень понятно - при сегодняшнем уровне понимания интернет-банкинга нашими банками развитие соответствующих систем - это не более чем бездарное "просандаливание" денег и одновременно отвлечение этих средств с тех направлений, где они действительно жизненно необходимы. Эта сфера также не является основным профилем деятельности нашей фирмы, однако относительно наших собственных решений в этой сфере мы могли бы упомянуть реализованную возможность доступа ко всей полноте функциональности АБС через узкополосные интернет-интерфейсы.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных компанией "ФОРС" за последнее время?

Геннадий Заманский: На мой взгляд, самые интересные проекты - разработка и внедрение системы "Фондовый рынок" в JP Morgan Bank International, разработка и внедрение Системы налогового учёта согласно Главе 25 Налогового кодекса РФ, внедрение наших АБС в Национальный Банк Молдовы и Банк Грузии. В этих проектах находят отражение основные принципы деятельности компании в последнее время. Это прежде всего охват банков с максимально широкими требованиями по функциональности - от представительств иностранных банков в Москве до Национальных Банков стран и крупных системообразующих банков - поставщиков розничных услуг. Кроме того, в этих проектах отражается наше стремление постоянно двигаться вперёд, развивать спектр предоставляемых продуктов и услуг, опережая рынок.

К примеру, когда мы начали разрабатывать Систему налогового учета, кроме нас это делала только фирма 1С, причём не для банков, а для промышленных предприятий. Мы первыми из производителей АБС довели эту систему до промышленного состояния и внедрения. Но, в отличие от 1С, наша система универсальна. Она годится как для банков, так и для предприятий. Третий аспект, который я хотел бы подчеркнуть в указанных проектах, это наше стремление (и вполне успешное) предельно расширить географические горизонты нашей деятельности. Мы активно работаем не только в России, но и во многих странах СНГ, адаптируя наши продукты к местным требованиям и развивая партнёрскую сеть. Я бы сказал, что мы успешно движемся к тому, чтобы стать глобальной компанией, как по географическому признаку, так и по предоставляемым продуктам и услугам в области систем автоматизации.

CNews.ru: Во сколько вы оцениваете свою долю на рынке банковской автоматизации?

Геннадий Заманский: Долю на рынке банковской автоматизации многие производители почему-то оценивают по числу подписанных ими когда-либо контрактов на поставку чего бы то ни было для банков. Мы бы считали значительно более объективным показателем (учитывающим и глубину и масштаб внедрений) общее число эксплуатируемых рабочих мест. Свою же долю на рынке мы оцениваем в 12% . Однако наличие у нас новых перспективных банковских продуктов и наше активное продвижение в страны СНГ дает нам уверенность в том, что в ближайшее время мы эту планку поднимем.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Содержание обзора:

  • Управленческие IT-решения в банковском секторе
  • Интернет-банкинг: медленно, но верно
  • Интернет-трейдинг: в томительном ожидании бума
  • Платежные системы: мировой рынок
  • Информационная безопасность в банковской сфере
  • Телекоммуникационные решения в банковской сфере
  • Динамика цен на акции компаний, предлагающих высокотехнологичные услуги в банковской сферах
  • Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS