Совместный проект При поддержке
 Ассоциация Российских Банков Журнал "Банки и технологии"


Шамиль Шакиров: Банковский сектор вступает в период прямой зависимости успешности бизнеса от качества ИТ

С появлением термина "IT-индустрия" многие проблемы рынка информатизации, к сожалению, часто стали рассматриваться не с позиций компании, которая автоматизирует свои бизнес-процессы, а с позиций компании-поставщика решений. Болезнь "навязывания новых технологий" подхватили и многие вендоры в России. В интервью CNews.ru президент компании "Ай-Теко" Шамиль Шакиров дает взвешенные и осторожные оценки перспектив интернет и CRM-систем. По мнению эксперта, Россия пока далека от массового рынка онлайн-клиентов. В ходе беседы Шамиль Шакиров делится своим видением актуальных задач и тенденций в банковской информатизации.

CNews.ru: Как вы определяете основные этапы информатизации банков в России за годы реформ? Какой этап информатизации переживает отечественная банковская отрасль сегодня? Каковы основные тенденции?

Шамиль Шакиров: Вероятно, автоматизация в банках проходила менее всего спокойно. Очень много было внешних обстоятельств, которые вносили те или иные коррективы. Основными вехами, наверное, можно считать, во-первых, само появление коммерческих банков в России и их относительно равномерное развитие в период до кризиса 1998 года. Затем 1998 год, кризис, в наибольшей степени сказавшийся на банковской сфере. С окончанием "эпохи" ГКО закончился и период, если можно так выразиться, дешевых ресурсов. С одной стороны банки стали ограничивать бюджеты, выделяемые на автоматизацию, а с другой - потребовалось строить новую бизнес-практику, направленную на работу с клиентом, увеличивать качество сервисов, что поставило прямые задачи перед ИТ. Роль ИТ выросла и растет с каждым днем, при этом требования к обоснованности инвестиций в ИТ становятся все выше.

На сегодняшний день в банках уже накоплено большое количество систем - как инфраструктурных элементов (серверы, системы хранения, сетевые решения), так и прикладных систем (расчетная система, карточные системы, аналитические приложения и т.п.). Но так получилось, что не всегда эти элементы складывались согласованно друг с другом. Иногда фрагменты инфраструктуры приобретались при слияниях и поглощениях, часть разрабатывалась собственными силами, другая часть независимыми разработчиками, которые в дальнейшем с различным успехом развивали свои продукты. Актуальнейшими становятся задачи интеграции этих элементов друг с другом и с новыми внедряемыми решениями, миграции в новые программно-аппаратные среды, что порождает спрос на услуги и технологии совершенно нового уровня. В настоящий момент мы ведем целый ряд проектов, связанных именно с этими задачами.

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, задачи сейчас являются актуальными в банковской информатизации? Все на этот вопрос отвечают по-разному.

Шамиль Шакиров: Примером актуальности задачи может служить проект объединения различной отчетности в крупном банке, в котором ежедневно готовится масса оперативных отчетов; еженедельно, ежемесячно и ежеквартально - сводных, аналитических. Наша компания предлагает такого рода решения с применением специализированного инструментария (например, технологий компании Actuate). Мы чувствуем быстрый рост интереса к таким решениям.

Еще один важный аспект - произошло заметное укрупнение банков. Это немедленно влечет за собой вопросы масштабируемости. При бурном количественном росте филиальной сети, клиентской базы, спектра предлагаемых клиентам банковских услуг необходимо обеспечить возможность быстрого наращивания вычислительных ресурсов, но обеспечить использование тех же прикладных систем, тех же архитектурных решений. Актуальными становятся вопросы консолидации серверных ресурсов, когда десятки серверов начального уровня заменяются одним - двумя серверами высокого класса, которые позволяют гибко перераспределять вычислительные мощности между приложениями, упрощают администрирование систем, дают дополнительные возможности по повышению информационной безопасности. Появление серверов класса SuperDome и других продуктов такого рода позволяет нам сегодня эффективно решать и эти задачи. И на то есть уже реальные подтверждения.

CNews.ru: Рост интереса к решениям в области консолидации данных ведет к проектам с использованием SAN технологий, к технологиям виртуализации данных на различных уровнях. Каковы перспективы имеющихся на рынке технологий в этой сфере?

Шамиль Шакиров: Думаю, что большие перспективы для банков в области консолидации серверов появляются сейчас с системами на базе новых 64-битных процессоров Itanium. Уже в ближайшее время появится возможность на одном и том же сервере одновременно запустить приложения в разных операционных системах - HP-UX, Linux, Windows, перераспределять между ними ресурсы, обеспечивать ранее недоступную производительность, гибкость и защиту инвестиций. Наша компания очень активно наращивает знания в этой области. Около полугода назад два мировых лидера Hewlett-Packard и Intel создали на базе нашей компании Центр компетенции по продвижению новых серверных технологий, и сегодня мы готовы вместе с разработчиками прикладных систем предложить уже целый ряд решений на новой 64-разрядной платформе именно для банковского сектора.

Еще одна важная тенденция - у банков появился рост интереса к рынку частных вкладчиков. Это порождает спрос на новые для банка технологические решения - новое управление рисками, новая аналитика, новая отчетность - это только одна сторона. Речь идет о новых карточных продуктах, о решениях по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM), о применении интернет-технологий.

Качественно развиваются взаимоотношения внутри банков между бизнесом и ИТ-подразделениями. Можно говорить, что эти отношения становятся более цивилизованными. Вызывают интерес формализация этих отношений, оценки стоимости и эффективности ИС, построение служб эксплуатации. Здесь так же у нас есть ряд проектов, и это направление активно развивается в компании.

Важными вехами в банковской автоматизации явились и 1999 год, принесший переход на новый план счетов, и 2000 год, принесший "проблему 2000 года". Эти моменты привели многих к переходу на новые банковские программные продукты, к отказу от более ранних собственных разработок.

В целом, банковский сектор вступает в период прямой зависимости успешности и эффективности бизнеса от качества используемых ИТ. Рынок становится все более открытым, требуется оперативное и эффективное управление ресурсами, глубокая аналитика, высокое качество клиентских услуг.

CNews.ru: После того как в 2001 году стало понятно, что развитие интернет-экономики не будет столь стремительным, как предполагалось изначально, многие международные финансовые структуры и банки урезали расходы на IT. Произошел ли своеобразный "откат" во взглядах российских финансистов? Какова динамика объемов IT-бюджетов российских банков за последние несколько лет?

Шамиль Шакиров: Я думаю, что в России все протекало несколько иначе, чем на Западе. Крупнейшие российские игроки осторожно относились к инвестициям в интернет. У российских банков, в отличие от западных коллег, на тот момент существовали задачи, которые на Западе уже были решены ранее. И ИТ-бюджеты наших банков были прежде всего направлены на решение именно этих задач.

Было очевидно, что Россия еще далека от массового рынка онлайн-клиентов и в силу менталитета, и в силу отсутствия необходимой инфраструктуры, и в силу того, что ни то, ни другое в один момент не возникнут. Компания "Ай-Теко" разделяла и разделяет именно эту позицию и мы всегда взвешенно оценивали с нашими клиентами возможности использования того или иного решения с точки зрения реального бизнеса.

Но тем не менее сегодня ситуация становится гораздо более благоприятной. Эйфория от интернета немного прошла, пришел трезвый расчет и я полагаю, что ИТ-бюджеты растут и будут расти, совпадая с динамикой роста банковского бизнеса. А рост бизнеса для многих банков сегодня лежит через рынок частных вкладчиков. К тому же немного "подтянулась" и общероссийская телекоммуникационная инфраструктура, растет число пользователей, в стране появляются новые возможности для банков, которые, используя данные преимущества, повышают свою эффективность.

CNews.ru: Получается некоторый парадокс. С одной стороны вы говорите о том, что Россия еще далека от массового рынка онлайн-клиентов, а с другой стороны указываете на возможности, открывающиеся перед банками с ростом интернет-аудитории. Проясните пожалуйста ваш взгляд на перспективы развития электронной коммерции в банковской сфере. Речь идет прежде всего об интернет-банкинге и платежных интернет-системах.

Шамиль Шакиров: Здесь есть несколько аспектов. С учетом роста рынка вкладов частных лиц, роста интереса банков к этим клиентам, можно говорить о росте спроса на решения по максимально эффективному обслуживанию частного вкладчика. А то, что называют интернет-банкингом, платежными интернет-системами и т.п., есть не что иное, как максимальное повышение для клиента удобства доступа к своему счету, удобства управления финансами, если угодно - приближение офиса банка максимально близко к клиенту - прямо в его офис или квартиру. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и рост технической грамотности населения означает существенный рост потенциала таких решений.

Но здесь есть целый спектр организационно-законодательных вопросов. К тому же и технические вопросы решены сегодня далеко не все. Приведу только один пример - для внедрения такой услуги повсеместно необходим перевод работы банков в устойчивый оперативный режим - режим on-line. И вот здесь встают сложные задачи, например, подсоединение региональных, иногда весьма удаленных, отделений к актуальным данным или организация процедуры закрытия банковского дня для территориально-распределённых отделений, расположенных в нескольких часовых поясах. Второй аспект - это обеспечение безопасности проведения обработки транзакций в масштабе реального времени - все клиентские базы банков должны обеспечивать максимальный уровень защиты от вторжений злоумышленников в их конфиденциальные данные. Я не говорю о том, что эти вопросы нерешаемы. Наоборот, мы знаем, как их решать, умеем решать эти задачи, но это серьезнейшие проекты, требующие глубокой проработки и серьезной длительной работы.

CNews.ru: Какие решения пользуются наибольшим спросом у банков сегодня?

Шамиль Шакиров: Мы работаем с разными банками - и крупнейшими и средними, и российскими и международными, и я должен сказать, что этот вопрос очень индивидуален. У каждого банка свое видение стратегии развития, свое понимание очередности внедрения тех или иных решений. Как и в других отраслях, во многом это вопросы субъективные и зависят от личности топ-менеджеров, их опыта, их понимания задач. Присутствует широчайший спектр подходов: ряд банков не видят своего конкурентного преимущества в инвестициях в ИТ, другие считают это приоритетным, во многом полагаясь на западные модели. Даже не в плане конкретных решений, а роли ИТ в банке. Истина, как всегда, посередине.

Что касается конкретных решений, предлагаемых нами, то я кратко охарактеризовал их ранее, здесь только перечислю те, на которые огромен спрос именно в банковской сфере: консолидация серверов и систем хранения данных, задачи построения удаленных резервных центров, решения по централизованному управлению ИТ на базе продуктов HP OpenView и построению служб эксплуатации, решения по интеграции имеющихся систем (например, при создании депозитария форм отчетности происходит интеграция сотен тысяч отчетов из разных прикладных систем и т.п.), CRM-решения.

CNews.ru: Кстати о CRM. Как вы оцениваете перспективы информатизации отношений банков с клиентами? Каковы на ваш взгляд перспективы CRM-решений? Найдут ли они массовый спрос у российских банков в ближайшее время? Мнения на этот счет разнятся.

Шамиль Шакиров: Я уже частично ответил на этот вопрос выше. Можно сказать, что это тот рынок ИТ, в котором мы сами участвуем как клиент банка и в результате этого глубже понимаем аспекты ИТ в банке. Здесь ИТ - первичное средство производства, инструмент бизнеса. Сначала это были счеты, затем арифмометры. В какой-то степени именно финансовый сектор всегда определял темпы и направления развития ИТ в целом.

С течением времени отношения банк-клиент всё больше будут переходить на уровень обмена безопасными электронными сообщениями. Проводя параллели, можно усмотреть те же тенденции, какие мы видим в офисном документообороте. Большинство из нас для обмена деловой информацией использует средства электронного документооборота, однако наиболее важные документы всегда напечатаны на бумаге, да и личный контакт важен, как всегда. Думается, что в отношениях банк-клиент сохранится тенденция к перенесению большинства отношений в электронную среду, что позволит заметно увеличить количество различных сервисов, но и "бумажные", и "личные" взаимоотношения тоже обязательно сохранятся.

В то же время, для многих банков конкуренция лежит не в том поле, когда результаты от внедрения данных систем могут эффективно использоваться бизнесом, да и бизнес еще не почувствовал необходимость своей перестройки. Не все банки ощущают потребность в таких решениях, массового спроса в ближайшие годы, наверное, сложно ожидать, но рост числа таких проектов будет очень заметен.

CNews.ru: Известно, что опыты многих российских банков с иностранными ERP-системами закончились плачевно. Как вы считаете, изменится ли ситуация на этом рынке с переходом России на международные стандарты бухгалтерского учета?

Шамиль Шакиров: Да, действительно, очень многие банки, изначально использовавшие банковские приложения иностранных производителей, столкнулись с "особенностями национального бухучёта". Известны случаи, когда иностранные продукты с течением времени трансформировались в российские, мало что общего имеющие с их первоначальными вариантами. На настоящий момент разработчики приложений достигли определенных успехов в создании действительно конкурентоспособных приложений, рассчитанных именно на российский рынок и максимально учитывающих его специфику (прибавим к этому встроенный русскоязычный интерфейс). Уже сейчас существует ряд успешных проектов внедрения в банковской сфере именно отечественных разработок. Более того, ряд из них успешно внедрен вне России. Однако нельзя сбрасывать со счетов и мировых лидеров. Скорее всего на российском рынке будут одновременно существовать как адаптированные, так и отечественные разработки, между которыми будет присутствовать необходимый для потребителей дух конкуренции. Многое, наверное, будет зависеть от темпов и достижений в законодательной сфере.

CNews.ru: Вы проводите оценки объема рынка информатизации в банковской и финансовой сферах в России? Каковы ваши прогнозы на ближайшие годы?

Шамиль Шакиров: Наша компания специализируется на высокоинтеллектуальных инженерных проектах. Мы не позиционируем себя как маркет-аналитиков. Давайте вместе зададим этот вопрос уважаемым специалистам из IDC и Gartner! Мы можем с уверенностью сказать только то, что объем бизнеса в банковской сфере для "Ай-Теко" растет с каждым годом, опережая рост в некоторых других вертикальных рынках. Банковский сектор для нас - стратегическое направление развития компании, сфера пристального внимания, сфера, где в наиболее полной мере востребованы знание и опыт наших специалистов в области "тяжелых" решений. По нашему опыту, эта та сфера, где в первую очередь требуются самые современные решения, причем они должны напрямую отвечать задачам бизнеса.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных вашей компанией в банковской и финансовой сфере.

Шамиль Шакиров: Наша компания работает на этом рынке не первый год и нами реализованы десятки интересных проектов, в том числе региональных.

Так несколько лет назад один из крупных банков столкнулся с ситуацией, когда эффективность использования имеющихся дисковых систем стала снижаться. Имея достаточный объем свободного дискового пространства "разбросанный" по нескольким дисковым массивам, к которым были напрямую подключены серверы, банк не мог это пространство выделить единым куском для использования в прикладной системе. С ростом числа дисковых массивов и усложнением подключения к ним серверов, усложнялись регламенты резервного копирования и недопустимо росло время восстановления систем после (пусть и гипотетического) сбоя.

В качестве решения было предложено построение консолидированного хранилища данных. Вместе с компанией Hewlett Packard наши специалисты спроектировали и внедрили решение, построенное с применением SAN-архитектуры (Storage Area Network, выделенная сеть хранения данных, Прим. ред.). В качестве центрального дискового ресурса было использовано несколько дисковых массивов high-end класса НР SureStore XP, к которому через SAN был организован доступ десятков серверов, работающих под управлением различных операционных систем, произведена оптимизация хранения данных, их миграция. В рамках проекта было построено отказоустойчивое решение по резервному копированию и восстановлению данных с использованием ПО HP Omniback и ленточной библиотеки производства НР.

На тот момент это было одно из сложнейших SAN-решений в Европе, мы гордимся, что наши специалисты подтвердили высочайший уровень квалификации и умение работать в команде. В дальнейшем работа десятков серверов центральной вычислительной площадки и описанного SAN-решения была организована под централизованным управлением HP OpenView Operations.

Это является характерным для наших проектов - пусть не сразу, поэтапно, но клиент получает полное законченное решение, включающее не только инфраструктурные элементы (дисковые массивы, серверы и т.п.), но и решение ряда организационно-технических вопросов (регламенты работ, порядок восстановления систем после сбоя и т.п.), инструмент для проактивного управления комплексом, для прогнозирования возможности появления "узкого" места, для ускорения процесса локализации сбоя, если он произошел (решение по ИТ-управлению на базе технологий OpenView).

Интересен также пример предварительного тестирования, настройки, оценки производительности и последующего внедрения решения "Новая Афина" на базе нескольких многопроцессорных серверов SuperDome. В результате этого заказчик смог существенно увеличить производительность расчетной системы, повысить ее надежность и масштабируемость.

Другие большие проекты, обладающие такой же законченностью мы реализовали в Пермском и Ростовском банках Сбербанка России. Очень плодотворна наша работа с "Внешэкономбанком", "Банком Евразия" и другими. В последнем мы сумели в кратчайшие сроки провести миграцию существующей расчетной системы на принципиально новую программно-аппаратную платформу на базе UNIX-серверов компании НР, обеспечить ее настройку, чем обеспечили банку существенный резерв требуемых ресурсов.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Содержание обзора:

  • Управленческие IT-решения в банковском секторе
  • Интернет-банкинг: медленно, но верно
  • Интернет-трейдинг: в томительном ожидании бума
  • Платежные системы: мировой рынок
  • Информационная безопасность в банковской сфере
  • Телекоммуникационные решения в банковской сфере
  • Динамика цен на акции компаний, предлагающих высокотехнологичные услуги в банковской сферах
  • Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS