Совместный проект При поддержке
 Ассоциация Российских Банков Журнал "Банки и технологии"


Кирилл Кибалко: На рынке банковских информационных систем начинается новая эпоха

По мнению генерального директора ЗАО "АО Кворум" Кирилла Кибалко, российский банковский бизнес находится на пороге нового витка развития. В интервью CNews.ru руководитель одной из ведущих компаний, работающих на рынке банковской автоматизации, поделился своим видением перспектив развития рынка АБС.

CNews.ru: Какова традиционная мотивация клиентов, ориентированных на автоматизацию бизнес-процессов? Банки сравнительно давно используют комплексные информационные системы. Какие задачи они решают сейчас?

Кирилл Кибалко: Автоматизация бизнес-процессов уже в течение многих лет является устойчивым направлением в сфере информационных технологий. Мы были нацелены на этот рынок с 1992 года. Я бы не сказал, что именно сейчас в банках появилась новая мотивация. Ключевые причины автоматизации бизнес-процессов кроются в высоких накладных расходах на выполнение работ вручную. Мотивация не изменилась - нужно снижать издержки, нужно давать новое качество, предлагать новые возможности.

CNews.ru: Насколько высок, на ваш взгляд, уровень автоматизации в банковской и финансовой сферах в России сегодня? Каковы прогнозы на ближайшие годы?

К.К.: Высок. Сегодня банки - это наиболее технологически развитые организации. Я не знаю ни одного банка, у которого не было бы автоматизированной информационной системы. Что касается прогнозов, то существует теория на тему того, как вообще развивается бизнес. Считается, что в свое время был переход от аграрной культуры к индустриальной. Аграрная представляла собой маленькие хозяйства: каждый сам посеял - сам собрал. Индустриальная культура характеризуется созданием крупных организаций, налаживанием устойчивых бизнес-процессов, построением огромной вертикали. Очевидно, что чем больше организация, тем меньше накладные расходы, тем эффективнее производство продукта.

Сейчас же общество постепенно переходит к постиндустриальному миру. В чем суть предстоящих изменений? Мощностей у всех много, практически в любой отрасли промышленности наблюдается их избыток. Сейчас для клиента представляет ценность не производительность банковской системы, а ее гибкость, способность подстроиться под его нужды. Например, сегодня у банка может быть потребность в обработке платежных поручений, завтра - в обработке поручений на переводы валюты, а послезавтра - поручений на краткосрочное кредитование. Через какое-то время появится другой новый инструмент, а банковская система уже позволит обрабатывать и его. АБС такого класса будут востребованы на рынке в самое ближайшее время.

Кроме того, важно и увеличение гибкости самой организации. Это касается не только отношений с клиентами, но и отношений с поставщиками, акционерами, правительством. Организация должна проявлять гибкость по отношению ко всем 5 участникам данной схемы. Поэтому мне кажется, что новый этап в развитии мирового бизнеса (и собственно, мы в системе Next делаем на это основной упор) - не в описании бизнес-процесса в рамках системы - это сейчас есть у всех, - а в гибкости самой системы. Мне кажется, что это основная тенденция.

CNews.ru: Вы не пробовали оценить объем российского рынка информатизации в банковской сфере? Насколько это значительная часть общего рынка интеграции?

К.К.: Что называть рынком интеграции? Приведу пример. Можно оценивать только услуги по добавленной стоимости. Так, обычная цена наших услуг (помимо поставок "железа" и программного обеспечения сторонних разработчиков) составляет около 15-20% от стоимости всего контракта. А можно оценивать рынок по полной стоимости контрактов.

А общий объем рынка давайте оценим так: всего на банковском рынке существует порядка 800 реально работающих организаций. Отбросим несколько самых крупных компаний, у которых бюджеты тратятся не на рыночных условиях. В среднем годовой IT-бюджет банка равен 100-200 тыс. долл. Если в банк не "вливаются" деньги, если банк не переходит на качественно новый уровень, то примерно так. 200 тыс. умножаем на 800 банков - получаем 160 млн. долл. Может быть, чуть меньше. Впрочем, я полагаю, что оценка в 100 млн. долл. будет наиболее адекватной.

CNews.ru: Чем было продиктовано стремление расширить сферу деятельности компании до уровня системного интегратора? Рынок банковской интеграции уже узок для вас?

К.К.: Началось все с того, что мы стали интеграторами для банков. Вообще банковское направление для нас приоритетно, все остальные направления возникли уже из того, что мы видели возможность применения своего опыта в параллельных направлениях. Тем не менее, до сих пор мы ориентируемся в первую очередь на банки.

Началось все с того, что стало очевидно, что в банк нужно поставлять решения целиком. В данных организациях зачастую нет даже интереса, чтобы самим пытаться сопоставлять какие-то марки компьютеров, параметры системного ПО. Многие наши клиенты хотят получить целостное интегрированное решение. И если мы хотим предоставить банку такое решение, то мы не можем замыкаться полностью на АБС. Ведь АБС - это еще не весь банк, и помимо основной системы существуют CRM, телекоммуникационные решения, документооборот.

По нашему мнению, одним из важных элементов интегрированного решения является корпоративный портал. Для того чтобы проиллюстрировать это, давайте вернемся к гипотетической банковской организации. В ней есть банковская система, документооборот, CRM, какие-то старые системы, которые остались с незапамятных времен, но и они работают. Все это не интегрировано, предоставляет отчетную информацию в разных форматах, что очень неудобно для руководства. Но с помощью корпоративного портала можно обеспечить прозрачный доступ к информации банка, к которой вы - клиент - имеете право доступа! В частности, для таких задач мы локализовали известный на западном рынке продукт Plumtree Corporate Portal. "Кворум" является эксклюзивным поставщиком этого решения в России.

Получилось так, что мы еще не готовы показать эти решения банковской сфере, но уже осуществили проект в нефтяной отрасли. Еще одно наше решение по интеграции - продукты IBM MQSeries, системы гарантированной доставки сообщений.

Так мы пришли к проектам интеграции других продуктов, помимо традиционных для нас АБС. Часть этих решений внедряется и в банковской сфере. Мы уже сделали локализованное решение на платформе для документооборота Documentum, которое также внедряется в нефтяной сфере. Согласитесь, если мы научились что-то делать, и если есть заказчик, заинтересованный в наших услугах - мы не вправе отказаться.

Банковский рынок для нас интересен тем, что здесь мы имеем свою нишу, известность. На этот рынок новому игроку сейчас выйти очень сложно, это стоит очень больших денег. Для нас банковское направление - это такая "священная корова", в которую мы инвестируем большие средства. Те деньги, которые мы получаем на нефтяном рынке, мы инвестируем в разработку системы Next.

CNews.ru: Кстати, о Next. Какие надежды вы возлагаете на этот продукт? Каковы конкурентные преимущества этого решения по сравнению с системой "Кворум", которую вы предлагаете сегодня?

К.К.: Для ответа на этот вопрос я бы вернулся к теме, которую мы обсуждали в самом начале беседы. В новом постиндустриальном мире, помимо производительности системы, ключевое значение приобретает ее гибкость и надежность. Основным конкурентным преимуществом нашей новой системы является то, что банк может без участия разработчиков не только настроить выполнение бизнес-процессов или каких-то индивидуальных технологий, но и создать полностью свой новый банковский продукт. Новый бизнес-процесс может создать в визуальном режиме новые схемы обработок, классификаторы. Фактически Next - это конструктор, в первую очередь, для описания банковских бизнес-процессов. И это его главное конкурентное свойство.

Все остальное - это уже обеспечение. Ни одно из имеющихся решений на рынке в области банковских систем не может работать в режиме 24х7. Системе нужен технологический перерыв. У нас есть клиенты, которые установили своей системе технологический перерыв - 2 часа в ночь с субботы на воскресенье (идет ночная инкассация и пр.) В новой системе мы хотим обеспечить работу в режиме 24х7 без технологических перерывов.

Следующее свойство, которое я хотел бы выделить, - это набор инструментов. Функциональность. В нашей системе мы предоставляем такой набор компонентов, которого нет ни у одного из наших конкурентов. "Кворум" - самая функциональная система: в едином, интегрированном пространстве работают практически все подразделения банка.

В новой системе мы мало того, что реализуем банковскую связь процессов, но уделяем также большое внимание функции поддержки менеджмента. В систему составной частью будет входить и интерфейс CRM-системы. Не знаю пока, удастся ли нам реализовать CRM в Next как отдельную дисциплину, возможно, мы будем интегрировать что-то импортное. Сейчас система еще не разработана, и вопрос с CRM пока открыт. Бэк-офис уже реализован, решается вопрос с MIS. Возможно, что мы сами будем разрабатывать решения по бюджетированию и текущему управлению рисками.

CNews.ru: Каким образом решается проблема безопасности в процессе разработки решений и привлечения клиентов к сфере интернет-банкинга? Вы предлагаете решения партнеров или разрабатываете собственные средства?

К.К.: По интернет-банкингу мы выступаем интеграторами. Это отдельный рынок, который мы пока не пытаемся охватить своими силами. По поводу защиты информации. После принятия закона "Об электронной цифровой подписи" стало понятно, что такое защита публичных сетей, как это все должно работать. Мне кажется, что вопрос безопасности для интернет-решений уже перешел из разряда сенсаций в разряд обычной инженерной работы. И есть специалисты, которые над этим работают. Это как борьба брони и снаряда: одни усовершенствуют снаряды, другие делают лучшую броню - это уже обычный инженерный процесс. Сейчас есть набор хорошо защищенных решений, которые можно применить и в банках.

CNews.ru: Насколько уверенно чувствует себя компания за пределами России? Каковы ваши прогнозы в целом относительно востребованности российских интеграционных решений иностранными компаниями?

К.К.: Мы организовали представительство в Лондоне. Эта идея возникла у наших иностранных партнеров. Решения Plumtree и Documentum в Европе более востребованы, чем у нас, но цены на консалтинг там намного выше. В России мы можем создать решение лучшего качества за гораздо меньшие деньги. Собственно, таким образом мы и организовали схему бизнеса. Есть офис в Лондоне, там идет работа с клиентами, оформление заказов. Непосредственно консалтинг выполняется нашими специалистами. Это развивающийся бизнес, но полученные результаты нас радуют. Мы надеемся, что текущая тенденция сохранится, и вскоре мы войдем в число ведущих системных интеграторов Европы. Ну а потом будем двигаться дальше.

CNews.ru: По вашей оценке - каковы наиболее интересные проекты, реализованные "Кворумом" в банковской сфере в 2001 году?

К.К.: Наиболее интересным проектом по работе в республиках СНГ стал проект по работе с холдингом "Валют-Транзит" в Караганде (Казахстан). В течение прошлого года мы не только внедрили во входящем в него банке "Валют-Транзит" систему на платформе Oracle, но также выполнили огромный объем других работ. В результате, почти весь холдинг, вплоть до ломбардов банка, обеспечен нашим интегрированным решением. Над этим проектом трудились порядка 15 специалистов фирмы. Работы были завершены меньше, чем за год.

Следующий проект - внедрение системы "Кворум" на платформе Oracle в банке "Автомобильный Банкирский Дом". Это самое короткое внедрение нашей системы: весь проект от идеи до реализации занял всего месяц. Для сопоставления - средний проект в целом занимает 3-4 месяца.

Третий интересный проект - работа с чешской финансовой группой Home Credit International. Планируя приобрести банк, они объявили тендер на поставку для него информационной системы. Условия тендера предполагали достаточно большой объем работ по связи бэк-офиса этой системы с системами кредитов, разработанными чешскими специалистами. Мы тендер выиграли. На данный момент банковская система "Кворум" уже внедрена, а проект по интеграции, начавшись только в ноябре, находится на финальной стадии.

Помимо трех основных проектов, можно говорить и о событиях уже этого года. Это выпуск нового модуля для автоматизации межбанковских валютных платежей, модуля для автоматизации налогового учета в связи с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса. С ее выходом появляется отдельное понятие - налоговый учет, который никак не связан с бухгалтерским и предполагает другие единицы учета. Как эти нововведения можно было реализовать в банковской системе? Например, можно немного "довернуть" бухгалтерский учет, так, чтобы он стал чуть-чуть похожим на требования налогового учета. И некоторые наши конкуренты так и сделали. Решение, в общем-то, подкупающее своей дешевизной, но совершенно не устраивающее клиентов.

Мы инвестировали достаточные средства в разработку модуля для решения этой задачи. Сегодня этот продукт пользуется очень большой популярностью: приходят клиенты других разработчиков и ведут переговоры по покупке этого модуля у нас. У нас уже реализован пилотный проект, который подтверждает высокую степень востребованности продукта рынком.

Интересным решением стал и новый модуль для автоматизации межбанковских валютных платежей. Мы все больше интегрируемся в мировое сообщество. Выясняется, что, кроме SWIFT, есть большой набор международных платежных систем. Каким-то банкам неудобно пользоваться системой SWIFT, которая достаточно дорога. Вместе с тем, на рынке отсутствует программное обеспечение, которое позволило бы наладить в банке учет и автоматизацию бизнес-процессов по межбанковским валютным платежам и связать систему с разными платежными системами. Мы обнаружили этот пробел и выпустили новый модуль.

В рамках нашей стратегии, помимо системы Next (думаю, что к концу года мы успеем осуществить ее пилотное внедрение, а в широкую продажу она поступит в 2003 году), планируется реализация еще целого ряда проектов. На рынке много свободных ниш, которые мы будем пытаться занять.

CNews.ru: Спасибо.


Функциональные возможности АБС "Кворум"

1.  Основные системообразующие принципы
2.  Карта информационного решения:
Банковский менеджмент
Базовый банковский процессинг
Обслуживание юридических лиц
Обслуживание физических лиц
Дилинг
Ценные бумаги
Телекоммуникационное обслуживание клиентов
Хозяйственная деятельность
Поддержка удаленных подразделений банка
О компании "Кворум"

Вернуться на главную страницу обзора

Содержание обзора:

  • Управленческие IT-решения в банковском секторе
  • Интернет-банкинг: медленно, но верно
  • Интернет-трейдинг: в томительном ожидании бума
  • Платежные системы: мировой рынок
  • Информационная безопасность в банковской сфере
  • Телекоммуникационные решения в банковской сфере
  • Динамика цен на акции компаний, предлагающих высокотехнологичные услуги в банковской сферах
  • Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS