«Банк’c Софт Системс»

Алексей Попов: В подавляющем большинстве банков потенциал интернет-технологий используется неэффективно

Алексей Попов 
Интервью CNews.ru дал Алексей Попов, генеральный директор компании «Банк’c Софт Системс».

CNews.ru: В нашей беседе два года назад вы говорили о том, что в ближайшее время интернет-банкинг станет стандартом дистанционного банковского обслуживания в России. Оправдались ли ваши ожидания? Каков общий уровень восприятия данной технологии в банках?

Алексей Попов: В крупнейших российских городах за прошедшие два года интернет-банкинг практически стал стандартом банковского обслуживания. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах почти не осталось банков, не предоставляющих обслуживание через интернет. Интернет-банкинг развивается параллельно рынку информационных технологий, за счет вездесущности интернета этот продукт имеет колоссальные возможности адаптации к любому техническому носителю: компьютеру, ноутбуку, сотовому телефону, карманному компьютеру.

 
Уровень восприятия интернет-банкинга в кредитных организациях зависит от величины банка, стратегии его развития и количества крупных клиентов. Например, в экономически успешных российских регионах с высоким уровнем распространенности интернета банки конкурируют друг с другом в сфере интернет-обслуживания клиентов. С другой стороны, региональный банк, среди клиентов которого невысок уровень использования интернета, установит систему интернет-банкинга только, если останутся средства, нераспределенные по другим бюджетным статьям, или по требованию системообразующего клиента. Небольшие региональные банки до сих пор предпочитают использовать систему «Банк-Клиент». Когда интернет станет для россиян привычным явлением, системы интернет-банкинга будут пользоваться достаточным спросом и в регионах. Это всего лишь вопрос времени, а не технологий.

CNews.ru: По доле пользователей интернета среди населения страны в России недавно был преодолен рубеж в 10%. В эпоху интернет-бума именно этот показатель назывался пороговым для начала развития серьезного рынка электронной коммерции. Каково ваше отношение к данному событию?

Алексей Попов: Я скептически отношусь к подобного рода цифрам. Согласитесь, эти показатели сложно проверить. Что касается «серьезности» рынка электронной коммерции, то этот рынок более-менее успешно развивается уже не первый год, потенциал же рынка не будет исчерпан еще долгое время. Основных факторов, сдерживающих его развитие, на мой взгляд, два: крайне плохое качество связи, особенно в регионах, и не устоявшаяся законодательная база в отношении обеспечения безопасности электронных коммерческих отношений. Сейчас Законом об ЭЦП регламентировано применение аналогов собственноручной подписи для подтверждения электронных сделок, однако, без соответствующих подзаконных актов (в частности, о деятельности удостоверяющих центров) этот закон носит сейчас лишь декларативный характер. Государственные органы уделяют достаточное внимание вопросу информатизации в России, поэтому мы надеемся на скорейшее устранение законодательных проблем.

CNews.ru: Какова стратегия БСС в отношении сегментов систем для частных банковских пользователей и корпоративных заказчиков?

Алексей Попов: Мы стремимся развивать оба вида банковского бизнеса. Системы для обслуживания корпоративных клиентов были выпущены на рынок раньше, чем решения для обслуживания физических лиц. Объясняется это уровнем спроса на банковском рынке: после кризиса 98 года банки сконцентрировали усилия на привлечении и обслуживании крупных корпоративных клиентов, а розничный рынок практически не развивался. Соответственно, инфраструктура обслуживания частных лиц не была востребована банками.

Еще около двух лет назад кредитные организации не стремились развивать розничный бизнес, но благодаря постепенному увеличению благосостояния россиян розничный банковский бизнес приобрел статус перспективного. Как только мы увидели зарождающийся интерес кредитных организаций в обслуживании «физлиц», сразу выпустили соответствующие продукты, обеспечивающие обслуживание частных лиц через интернет и по телефону.

CNews.ru: Можете ли вы рассказать об интересных проектах «Банк’c Софт Системс» в сфере обслуживания частных лиц?

Алексей Попов: Пока еще самым масштабным и интересным в этой области является разработка уникальной системы «Интернет-Банк» в рамках «розничного» проекта Альфа-Банка — «АльфаБанк Экспресс». Это решение содержит более шестидесяти разнообразных банковских продуктов и обеспечивает круглосуточное обслуживание клиентов через интернет. «Интернет-Банк» позволяет проводить операции со счетами, кредитами, депозитами, работать с пластиковыми картами, осуществлять переводы и платежи. Проект «Альфа Банк Экспресс» активно развивается, совсем недавно количество розничных клиентов превысило 100 тысяч человек.

CNews.ru: Вы верите в рост розничного интернет-бизнеса российских банков в ближайшие годы?

Алексей Попов: Безусловно, да. Емкость потенциального рынка розничного обслуживания просто огромна. Розничный бизнес и дальше обязательно будет набирать обороты. Банки не смогут пренебречь этим сектором бизнеса и будут привлекать частных вкладчиков, сбережения которых сегодня хранятся где угодно, только не в банке. Интернет-составляющая развивается параллельно с развитием собственно розничного банковского бизнеса и теми же темпами. Поэтому будущее интернет-банкинга для частных лиц обеспечено.

CNews.ru: По показателю внедрений систем на рынке ДБО нет однозначной ежегодной тенденции роста, как это свойственно большинству других сегментов отечественного ИТ-рынка. С чем связаны колебания? Прослеживаются ли какие-то закономерные циклы? Какой повторяемости циклов роста и спада спроса можно ожидать в ближайшие годы?

Алексей Попов: Видите ли, с одной стороны, практически уже не осталось банков, не имеющих в том или ином виде системы ДБО. Соответственно говорить о тенденции роста «внедрений» сложно — что имеется в виду под «внедрением»? Корректны ли собранные данные? Я могу сказать, что для решений нашей компании тенденция роста стабильна — например в 2001 г. новых внедрений было около 150, в 2002г. — за 200, в этом году тенденция роста сохранилась. Вместе с тем, значительная доля этих внедрений произошла за счет смены решения, т.е. внедрения ДБО не произошло, произошло внедрение другого решения в рамках ДБО. Что касается цикла смены решения, то, как показывает наша практика, в отношении замены нашей предыдущей ДОС-версии на текущую версию, жизненный цикл системы (или версии системы) ДБО составляет в среднем 5 лет.

CNews.ru: Почему в удаленном банковском обслуживании почти каждый четвертый банк в России до сих пор полагается на ПО своей собственной разработки? Речь идет об уникальности бизнеса этих банков или об их желании сэкономить?

Алексей Попов: Количество банков, использующих системы интернет-банкинга собственного производства, уменьшается. Как правило, собственные разработки эксплуатируются в небольших и средних банках, обслуживающих единицы клиентов. Большая часть банков все же предпочитает использовать готовые продукты. На Западе вообще не принято разрабатывать собственный софт, поскольку на создание системы интернет-банкинга уходит около года, за это время разработанное ТЗ, требования к производительности и запланированный функционал безнадежно устаревают. Соответственно, «на выходе» банк получает продукт, неспособный решить текущие задачи. При разработке и внедрении собственной системы банки обязаны самостоятельно проводить обслуживание системы, платить специалистам за разработку решения и его модернизацию. Так что вопрос экономии средств остается открытым.

Кроме того, у банков, использующих ПО собственного производства, возникают проблемы при изменении законодательства, последний пример — июньское изменение формы платежных документов (согласно постановлению 1256-У). Банки, работающие на собственном ПО, должны были сами обеспечить изменение формы платежного поручения, а затем внести эти изменения в рабочие места клиентов. Как правило, компания-разработчик избавляет банки от подобных рода проблем.

CNews.ru: Насколько эффективно используются системы интернет-банкинга в России? Можно ли говорить о том, что организационно банки максимально используют потенциал интернет-технологий?

Алексей Попов: В подавляющем большинстве, к сожалению, неэффективно. Зачастую банк обладает возможностью интернет-обслуживания, но не использует эту возможность. Кстати, в настоящий момент это одна из наиболее серьезных проблем нашего рынка: банки приобретают систему интернет-банкинга, но не прилагают дальнейшие усилия для продвижения этого продукта среди своих клиентов. Отсюда замедленное развитие интернет-продуктов на банковском рынке. Речь, безусловно, не идет о технической стороне вопроса — с этой стороны все в порядке — в интернет-банкинге используются самые современные интернет-технологии.

CNews.ru: Какова стратегия БСС в вопросе экспансии за пределы российского рынка? Какая доля доходов компании сегодня приходится на продажи в странах СНГ?

Алексей Попов: Компания занимает активную позицию в продвижении продуктов на рынке стран СНГ. Только в Молдавии 8 из 16 крупнейших банков используют наши программные продукты. На территории Молдавии и Белоруссии действуют дилеры нашей компании. Недавно у компании появился дилер в Казахстане, планируется открытие представительства компании в Белоруссии и Украине. Наш основной продукт «ДБО BS-Client» адаптирован в соответствии с банковским законодательством и языковой спецификой практически всех стран СНГ. В целом стратегия освоения нового рынка зависит от объема рынка, наличия развитой банковской системы и еще нескольких факторов. Если, на наш взгляд, рынок объемен и достаточно перспективен, то мы стремимся открыть в этом регионе представительство. Сейчас на продажи в странах СНГ приходится около 15 % всего оборота, но мы планируем увеличить эту цифру после открытия представительств компании в Белоруссии и Украине.

CNews.ru: 2003 год стал рекордным по числу слияний на ИТ-рынке России. Ожидаете ли вы консолидации бизнеса в сегменте банковской автоматизации? БСС участвует в альянсах с другими компаниями, но может ли это привести к объединению бизнесов?

Алексей Попов: Мы открыты для сотрудничества. Наша компания имеет партнерские соглашения с большинством известных российских разработчиков автоматизированных банковских систем. Многие из этих разработчиков, такие как ФОРС, «ПрограмБанк», «Кворум», CSBI и другие рекомендуют наши решения в качестве наиболее эффективных систем электронного банкинга. В Санкт-Петербурге уже в течение двух с половиной лет успешно функционирует совместное представительство нашей компании и компании БИС. Но, несмотря на богатый и продолжительный опыт сотрудничества с другими компаниями, мы не рассматриваем возможность объединения ни с одним из наших партнеров.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS